10 лет назад: Europa Universalis 3

10 лет назад: Europa Universalis 3

Так уж вышло, что под гордым ярлыком «стратегия» собрались игры самые разные, и порой совершенно друг на друга не похожие. Вышедшая из шведских цехов Europa Universalis 3 официально принадлежит к тому же жанру, что и проекты серии Command & Conquer, Heroes of Might and Magic и Company of Heroes. Но исторические страсти глобального масштаба в Europa не похожи ни на что.

Шведская студия Paradox делает сложносоставные стратегии давно и успешно. Третья часть Europa построена на мощном фундаменте и подкреплена многолетними традициями. Плюс, как и положено крепкому продолжению-триквелу, в игре обнаружились новые интересные механики, несколько приятных для поклонников серии улучшений и косметический ремонт. А речь шла, как и прежде, о судьбах реально существовавших на политической карте прежних столетий держав. Игрок принимал бразды власти одной из стран и в полной мере ощущал процесс управления громоздкой и неповоротливой государственной машиной. За это серию и полюбили поклонники, за это же серию не поняли и обошли стороной остальные.

Что касается поклонников глубоких и умных игр вообще и Europa Universalis в частности, то речь идет о группе людей, прошедших строгий отбор. Игра беспощадно отсеивала торопливых и легкомысленных пользователей. Высочайшим порогом вхождения, аскетичной внешностью, непохожестью на собратьев по стратегической гильдии. Шутка ли: никаких бодрых пехотинцев, пойманных в «резиновую рамку» интерфейса, никаких новомодных элементов RPG, никакого сюжета с интригами и расследованиями. Только обилие текстовых сообщений в бесчисленных меню, планирование на долгие игровые годы вперед и балансирование между многочисленными для вашего государственного образования опасностями.

Ваш немолодой учитель истории вполне возможно щелкает по заветному ярлыку и потом, за задернутыми шторами, восклицает по ночам что-то вроде «Чума и мор на ваши земли!».

Europa Universalis — это, если угодно, эдакая лакмусовая бумажка, индикатор образованности и интеллекта; пылкий поклонник волнующего шоу «Дом-2» ни за какие коврижки не усядется за шведскую стратегию. Господа, привычно восседающие на спинках парковых скамеек, по определению не попадают в аудиторию «Европы», а вот ваш немолодой учитель истории вполне возможно щелкает по заветному ярлыку и потом, за задернутыми шторами, восклицает по ночам что-то вроде «Чума и мор на ваши земли!».

Третья игра о европейской истории на просторах СНГ названная просто «Европа 3», использовала наработки предыдущих игр бренда, но при этом стала уверенным шагом к совершенству. Мы по-прежнему обозреваем свои земли на карте мира и отслеживаем изменчивую ситуацию в реальном времени с возможностью постановки процесса на паузу. Приятно удивил улучшенный интерфейс: утонуть в обилии окошек и иконок нам не грозило, вся информация по регионам, постройкам и отрядам легко читалась, на экране исчезло нагромождение инструментов и избыток цифр.

А еще Europa Universalis 3 с размаху била под дых своим масштабом. В распоряжении игрока оказывалось более 200 стран, 1700 территорий и три века реальной истории людской цивилизации. Причем исторический аспект был проработан максимально скрупулезно: выбрав дату старта игры (XV-XVIII века), пользователь оказывался в гуще именно тех событий, о которых рассказали летописи и хроники, видел именно те державы и регионы, которые видели наши далекие предки на потрепанных картах. Без всяких преувеличений: Europa Universalis 3 может помочь вам в изучении истории. Это уже после начала новой игры нам было дозволено изменить ее по своему вкусу, а сразу после старта — извольте окунуться в события давно минувших лет.

Сам процесс сотворения новой, альтернативной летописи Старого света — удовольствие для эстетов и тонких ценителей. Можно было, конечно, принять бразды правления сытой, лощеной Англией и триста лет кошмарить соседей, купая подданных в благополучии. Но настоящим вызовом было принятие верховного поста какой-нибудь немытой Валахии, которая через пару веков станет под вашим мудрым руководством центром старушки Европы.

Сам процесс сотворения новой, альтернативной летописи Старого света — удовольствие для эстетов и тонких ценителей.

В игровой механике, кроме стандартного найма войск, строительства пекарен и пивбаров, дипломатии и шпионажа было немало новых интересных идей. Так, на первый план вышла борьба за популярность в народе; чтобы угодить среднему классу, приходилось вертеться хитрым ужом. Здесь на помощь приходила система национальных интересов, которые можно было тасовать в угоду общественному мнению. Неторопливо и чинно рассылались по окрестностям купцы, дипломаты и лазутчики, временами приходилось иметь дело с историческими личностями вроде Моцарта, династические браки укрепляли границы лучше пушек и штыков. Принявшему и понявшему размеренный ритм Europa Universalis 3 открывались фантастические глубины вдумчивого геймплея.

К третьей части «Европа» пересела-таки на трехмерный графический движок. Эффект был сравним с творчеством воспитанника детского сада, взявшего в руки фломастеры вместо карандашей: та же мазня, только ярче. Вышедшая двумя годами ранее Civilization 4 показывала такую же глобальную карту в разы эффектнее, ярче и детальнее. В «Европе 3» ситуацию слегка спасало обилие акварельных картинок в различных меню, но с внешностью дело не задалось, и все тут. Зато в измученные поп-музыкой уши геймера лился чудесный, разнообразный оркестровый саундтрек, не уступающий лучшим образцам музыки из монументальной серии Total War.

Europa Universalis 3 для многих любителей игрового искусства стала крупнокалиберным снарядом, просвистевшим над головой и взорвавшимся где-то в отдалении. Но уж если вас накрыло взрывом, вы рисковали пропасть из общества на долгие часы, рассматривая карту Европы и с умилением отмечая рост собственной популярности среди налогоплательщиков. Шведский проект о европейском Возрождении и Реформации стал классической нишевой игрой — именно такой, какой она и была задумана изначально.

Нравится45
Комментарии (9)
B
i
u
Спойлер