10 лет назад. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

10 лет назад. S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl подняла планку качества для отечественных игр. Ее рейтинг на Metacritic составляет 82 балла — это большой показатель сам по себе, учитывая то, что действие игры происходит на постсоветском пространстве. У нас эта серия стала культовой. Дело не в огромной коллекции книг, а скорее в поддержке энтузиастов: моды на самую первую часть выходят до сих пор. Но самое интересное — это мемы, которыми оброс Сидорович, Меченый и случайные бандиты из Зоны. релиз «Тени Чернобыля» состоялся ровно десять лет назад, поэтому мы решили вспомнить о том, как все начиналось, и какое культурное наследие оставила серия.

Ж. Д. А. Л. К. Е. Р.

Shadow of Chernobyl была одним из старейших долгостроев — игру переносили множество раз. В 2001 году была анонсирована Oblivion Lost, и она была совсем не про дозиметры и водку. Там был футуризм, американские военные и колонизация планет. Однако вскоре GSC пересмотрели концепцию и решили объединить «Пикник на Обочине» Стругацких с аварией на Чернобыльской АЭС. Релиз тогда был намечен на начало 2003 года. Обещали много чего интересного: поездки на Нивах и КАМАЗах, большой бесшовный мир, мудреную симуляцию жизни и аналог Steam Workshop.

Вылилось все в целую кучу переносов. Давайте посчитаем: сначала релиз перенесли с первого квартала 2003 года на третий. Затем был второй квартал 2004, а потом начало 2005. Затем из-за непредсказуемости той самой симуляции жизни датой выхода значилась строчка «when it’s done» — из-за того, что все работало коряво. Спустя год разработчики определились с финальной датой — так 20 марта 2007 года «Тень Чернобыля» вышла на территории США, а 23 числа — в Европе.

Несмотря на то, что шутер вышел на четыре года позже, финальная версия лишилась большого количества обещанных фишек. Транспорт стал объектом окружения, а мир разделился на уровни с подгрузкой. Более того, версия 1.0 едва ли была играбельной. Постоянные просадки фреймрейта сопровождались вылетами на рабочий стол, а порой игрок просто не мог вступить ни в одну из группировок и продвинуться дальше по сюжету.

Ситуация постепенно исправлялась патчами, однако нетерпеливым пользователям было проще самостоятельно отредактировать файлы игры.

Где тот самый S.T.A.L.K.E.R?

Толчком к созданию модов послужили не только многочисленные баги. Немало фанатов оказались разочарованы обрезанной игрой и решили воссоздать то, что не смогла выпустить GSC. Так появилась модификация Lost Alpha. Точнее, ее анонс: как и в случае с оригиналом, амбиции разработчиков привели к постоянному переносу даты релиза.

Закончилось все довольно эпичной утечкой раннего билда, на который невозможно было смотреть без слез. Несмотря на то, что локации переработали, на них не появились NPC и остались экраны загрузки. Возможность управлять автомобилем сопровождалась отвратительной физикой: машину носило из стороны в сторону и подбрасывало в воздух в самых неожиданных местах. И это в 2014 году! Остальные моды были менее глобальными и в основном затрагивали уровень сложности, представляя собой ковыряния в ini-файлах.

Cheeki-Breeki

Пусть S.T.A.L.K.E.R 2 отменили, но серия все равно продолжает жить в виде многочисленным мемов. Больше всего смешных вещей сгенерировали реплики бандитов. Те самые, которые про «словить маслину» и «чики-брики». В YouTube можно найти сотни уморительных роликов, где корявость всего становится главной фишкой.

Тут и шансон, и бардовские песни, и даже электронная музыка. В социальных сетях своя атмосфера: тематические паблики по игровым фракциям соревнуются в популярности. В основном следующим образом: сначала фанаты «Долга» заходят на стену «Свободы» и оставляют волну унизительных сообщений. Затем следует ответный удар. Такая вот война в современных условиях. Конечно, существуют куда более спокойные паблики. Они вспоминают о том, каково это — запускать «Зов Припяти» на GeForce 6600 и ностальгируют по усам Сидоровича.

S.T.A.L.K.E.R стал важной частью отечественной видеоигровой культуры — прямо как «Ведьмак» в Польше. Сейчас серия живет только в виде небольших модов, смешных роликов и ностальгических картинок. Но кто знает: возможно, через десять лет у нас будет похожий материал с новой порцией воспоминаний о походах в Припять.

Нравится45
Комментарии (25)
  • 23
    saa0891
    Эх,такая легендарная серия,я даже не знаю сколько я эти игры раз проходил,конечно же в том числе и с модами,которые до сих пор поддерживают интерес в игре.

    Жаль что вторую часть мы уже вряд ли увидим,а другие разрабы и близко подобного не сделают.
    Спойлер
  • 11
    MelShlemming
    ТЧ - самая атмосферная часть.
  • 6
    Игра сок, я верно всё понял?
  • 9
    Я помню как один сталкер песню пел, название: "О Любви"
  • 7
    Ох, помню тот день, когда я смог запустить игру (купил я ее раньше, но старый комп не затащил). И первую миссию.
    Но я скептик: сильно сомневаюсь, что GSC вновь вернутся к франшизе, а если вернуться - вряд ли повторят успех
  • 8
    Помню тот день когда запустил ее впервые. Тогда еще учился в колледже и кто-то из одногруппников сказал что вышла новая игра с открытым миром про чернобыль. Вскоре в руки мне попал долгожданный пиратский диск где для уменьшения веса были вырезаны все видоролики, игра стартовала сразу в бункере Сидора. Но и это вызывало бурный восторг, хотя бы потому что в 2007 кроме GTA SA и обливиона машстабных игр я не видел. А после прохождения пиратки я раздобыл лицензию с кряком..и прошел полную версию, память о первократном прохожении Сталкер - Тень Чернобыля живет до сих пор. Что ж, это игра стала культом и символом украинского игропрома, она актуальна и сейчас и будет актуальна еще не один год. В общем, играл, играю и играть буду ибо шедевр. Снимаю шляпу. Молодцы GSM. Жаль, что кроме модов сталкера больше не будет...
  • 8
    Emris_ua
    Бомбардировщик написал:
    Игра сок, я верно всё понял?

    Брат младший рассказал о игре в 2007 (играл у однокласника) - купил сразу и прохожу все её части + Модификации (продолжение жду обязательно) !!!

    Спойлер




  • 7
    Emris_ua
    Круть!
  • 4
    Madevi
    "Это были сочные времена"
    - Бомбардировщик. 2017 ©
  • 5
    Живёт брат живёт и существует, и мультиплеер кстати тоже, конечно серваков не так много, но благодаря всё еще живому клану VOLKODAV и не многим фанатам одиночкам он продолжает своё шествие по игровым полям интернета...
  • 9
    Не смог полюбить игру из-за убогой графики, убогих анимаций, убогой физики. Нашел идеальную замену - Метро 2033)
  • 5
    В эту атмосферу хочется погружаться вечно)
  • 4
    Крутая игра прикольная
  • 4
    MelShlemming
    а чистое небо??
  • 0
    MelShlemming
    Мишп
    Как-то не очень, честно говоря.
  • 2
    S.T.A.L.K.E.R. Жив В наших сердцах.
  • 0
    Десять год назад, я был там... Ровно десять год назад....
  • 0
    Как же мне нравилась эта часть))
  • 0
    Похоже, автор не видел "Объединённый пак 2".
  • 1
    вечная игра)
  • 1
    Игра хороша, атмосфера на 5+, сюжет тоже отличный
    Мы все ждём S.T.A.L.K.E.R. 2
    Григорович, очнись
  • 2
    Купил вчера бандл из трёх частей в стиме ^^
  • 5
    TEKPLAYGAMES
    Agent Qracle
    Блин, не ну вы посмотрите на НЕГО! Если тебе нужен графон - вали к CRYTEK. Сталкер - настоящая легенда, а не грошовый пострелятор с пустым сюжетом и графоном в 80000000000K. Сейчас полно хороших игр. Но таких как делали раньше почти не осталось. И любой уважающий себя геймер не станет хейтить игру за то что у неё "Кривые" анимации и убогий графон. ЭТО были одни из самых ранних игр в своём жанре. Ругать игру за плохую графическую и скриптовую составляющую, все равно что ругать 80-летнюю старушку за то что она ходит медленно.
  • 0
    тоже впечатлила помню,ностальгия блин
  • 0
    блин, 10 лет прошло. Уже 6 лет S.T.A.L.K.E.R. 2 жду.
B
i
u
Спойлер