на главную
об игре
Tortuga: Pirates of the New World 17.10.2003

Tortuga: Pirates of the New World. Отвлечёмся от бухгалтерии

Я, признаться, неровно дышу к жанру экономических стратегий. К сожалению, подобных игр в наше время встречается всё меньше и меньше. Посему моё уважение к немецкой компании Ascaron безгранично. Ведь только она время от времени балуюет нас всевозможными приключениями патрициев и конкистадоров Нового Света. И если Patrician III получился халявным в разных пропорциях проектом, то Port Royale надёжно вписался в сердца фанатов жанра. Сегодняшняя Тортуга по внешнему виду казалась родным братом «Порта», однако надпись на эмблеме разработчиков «Action Line» заставила задуматься на счёт внутренностей игры. Как видно, не зря. Она больше напоминает что-то аркадно-стратегическое и, несмотря ни на что, экономическое. Попробуем разобраться с этим зверем.

Звание важнее всего

Разбираемся. Время то же, что и в Port Royale - середина 16-17 веков. Только, только колонизовали центральную Америку, то бишь весь бассейн Карибского моря. Если в предыдущей игре мы занимались всяческими улучшениями жизни этих самых городов, то теперь, как не трудно догадаться из названия, будем заниматься пиратством. Но не только, - ещё и ловить пиратов, что также приносит немалый доход. Конечно, экономикой заниматься никто не запрещает, но она как-то мимолётно уходит на второй план, здесь вполне можно прожить и без неё. Ну вот, уже слышен свист с трибун зрительного зала. Не беспокойтесь, своего потенциального очарования игра не потеряла. Она столь же увлекательна, как и её экономические собратья. Но обо всём по порядку.
Начинается наша, ничем не приметная, жизнь с того, что мы в роли юнги, или того хуже, приезжаем «покорять» то самое море, о котором снято огромное количество фильмов. Естественно, дорога наша лежит к губернатору. Он в свою очередь скажет, что мы, дескать, неопытны и должны подрасти, чтобы в дальнейшем получать от него новые задания. Да-да, вновь в силе та же самая GTA концепция. Вот только плюс один: задания можно самому выбирать, и чем выше наша репутация и опыт, тем больше поручений нам предлагают, кроме того, от «внеплановых» миссий, которые порой любят предлагать жители городов, можно и отказаться. Наши главные работодатели - губернаторы, располагаются в особо важных городах, коих не так уж много.

Соответственно, развиваемся, растём в звании вплоть до (а ну-ка угадайте) губернатора. Из грязи в князи, иначе никак. Получать, с позволения сказать, экспу можно несколькими способами. Во-первых, уничтожая пиратов, во-вторых, открывая неизведанные города, в-третьих, грабя корабли разных стран. Но тут надо быть поосторожнее: напади вы на купца своей страны, и её отношение к вам тут же охладеет, а это чревато тем, что задания к вам перестанут поступать. А если этим враждебным государством окажется ваша родная Испания (ну родная на первых этапах), то, учитывая, что две трети всех городов принадлежит ей, вам в прямом смысле не жить. Особенно, если вас объявят врагом народа и пошлют конвой из буканьеров, который непременно покарает вашу персону. Но не всё так плохо. Можно выкупить у страны каперское (не путать с Касперским!) свидетельство и с его помощью практически безнаказанно производить свой собственный геноцид в, допустим, французских колониях: ведь всё по закону... Долго это счастье не длится. У этого золотого документа есть неприятное свойство заканчиваться. То есть, послужив верой и правдой около трёх недель, придётся вновь выкупать его. Чуть не забыл: каперское свидетельство выдаётся тогда и только тогда, если страны находятся в состоянии войны; а может и перемирие наступить. В этом случае пользы от оного свидетельства ноль. А что делать: приходится следить за новостями, чтобы узнать о политической ситуации. Таким вот образом и происходит восхождение. Не подумайте, что всё так просто. Самое время вспомнить о деньгах, которые, между прочим, играют главную роль в игре.

Деньги решают всё

Зарабатывать их традиционным методом коренных патрициев, по меньшей мере, неблагоразумно. У нас есть множество способов приобретения капитала. Помимо наглого грабежа можно доставлять людей в разные концы моря. Чем дальше и опаснее дорога, тем больше денег предложат. Кроме того, если оговорен срок, то можно за раз прихватить и тридцать тысяч у.е. Деньги не ахти какие, но для начала пойдёт. Ясно, что эти миссии быстро надоедают, и их изобретательные разработчики пытаются перефразировать. Ну, например: «мою дочь укусила змея, доставьте противоядие в Гваделупу/Сент-Томас/Тортугу/Порт Рояль до двадцатого сентября такого-то года». Или: «мой корабль со шпионом потерпел крушение неподалёку от такого-то города. Обыщите это место до такого-то числа и принесите всё, что найдёте». Идея на первый раз подкупает, но быстро приедается, ибо выполнять только такие миссии - всё равно, что в Vice City выбирать исключительно задания таксиста. С продвижением всё усложнится и станет во много раз интереснее. Как вам, например, задания с «осадой» города? В этом случае от вас требуется не пускать корабли в город, чтобы у того закончился провиант и начался голод. Однако, для этой миссии, понадобится сильный корабль: атак придётся выдержать изрядное количество. Оригинально? Да! Вот только тоже приедается, но уже медленнее.
Ну не беда, можно выкупать в тавернах куски карты, где спрятаны сокровища. Клад обещает быть эквивалентным существенной сумме в местной валюте, что, согласитесь, прибавляет задору. Плюс, поимкой известных пиратов, также разрешается пополнять свой бюджет. За самого страшного дают около полумиллиона. Сумма внушительная, а, поймав всех, перед вами откроется «босс» - сам Чёрная Борода. Интригует? Естественно! Но сейчас появится такой жирный минус, что про пиратов и вспомнить не захочется, в частности в самом начале кампании.
Дело всё в том, что по Карибскому морю постоянно передвигаются всякие корабли: настоящее морское движение. По пути попадается множество разных судов, зачастую готовых сообщить нам какую-нибудь важную весть, зачастую не имеющую к нам никакого отношения. Так вот, очень много среди них пиратов, которые не прочь пограбить перспективного торговца в нашем лице. И тут открываются нам морские бои. Они больше не элегантны и изящны, они аркадны. Аркадны до безобразия. Мы участвуем сами, в лице одного корабля с тремя типами оружия на борту, и пытаемся потопить, ограбить, взять на абордаж неприятеля. Самое грустное: управлять можно только одним кораблём. Противник в свою очередь располагает и двумя, и тремя, и четырьмя. А если эти четыре - фрегаты!? А мы, допустим, ялик? Я понимаю, что Ascaron не делала настоящих RTS, но слово «баланс» знать должна! Исход поединка, таким образом, зависит от ловкости пальцев и попутного ветра. Да, элементы реализма в почёте: куда он дует, туда и плыть рекомендуется. Тем не менее, опять не всё так плохо, можно запросто удрать от не слишком страшного соперника. Сделать это очень просто, кроме того, потрепавшийся от баталий корабль можно в любое время восстановить за какую-то сумму - всё как обычно. Однако, встретив трёх подряд разбойников, спасаясь при этом от каждого из них, можно ненароком заснуть. Увы, но непроработана эта часть надлежащим образом.

Но не войнами едины. Можно вспомнить про Patrician и заняться торговлей. Схема идентична привычной. Во всех городах есть недостаток и избыток продукции; без азов экономики лучше не соваться; на спрос влияют факторы голода, болезней и прочих бед. Это, если вкратце. Подробного экскурса в самой игре нет, разработчики тем самым намекают, что у нас тут Action Line, а не пособие для менеджера. Ну и ладно. Кто захочет, тот и разберётся. Апофеозом же упразднения экономики можно считать тот факт, что ничего нельзя строить. Вообще. И не надо мучаться. Мы тут на широкую аудиторию работать пытаемся, а вы тут со своими налогами и слоями населения... Нет и не надо. В конце концов, дел и так хватает.
Теперь встаёт самый, что ни на есть, закономерный вопрос: а деньги то куда тратить? Так дайте подумать... На покупку каперского свидетельства, на приобретения запчастей карты, на ремонт корабля... И всё? Ах да! Встречайте самую идиотскую особенность игры, из-за которой, по большому счёту, в пункте «геймплей» отсутствует законная девятка. Яблоком раздора оказалось то, что у нашей команды падает боевой дух. Прямо HoMM какая-то. Только вот падает он автоматически. Можно сдерживать его от отметки «ноль» путём перевоза на корабле вина и продуктов питания, также затормозить темп «ухудшения настроения» можно периодически выигрывая морские баталии. Хотя всё это лишь отсрочки перед неизбежным - делёжкой денег. Делится вся сумма, часть её достаётся морякам, часть вам. У нас, конечно, больше, но после честного раздела имущества на личном счету высвечивается скромное число в десять тысяч. Можно и не отдавать никому нечего, но, зайдя в порт, с уровнем удовлетворённости близким к нулю, вы рискуете потерять часть денег и матросов. Дело может дойти и до того, что никого и ничего не останется на борту. Так что выбора, собственно, нет. Оригинальнее бы было, встрой разработчики сюда такое понятие как зарплата. Но, увы. Приходится (не) довольствоваться тем, что имеем. Повторяю, уже в не пойми какой раз: могло быть гораздо веселее.
Так всё же, почему столь высоко я оценил игровой процесс, ведь практически везде удалось найти «дыру»? Всё предельно просто: разнообразие. Здесь есть множество вещей, которыми можно заняться: попробуй тут успей. Порой у нас по три задания с доставкой пассажиров; на юге клад затонул, а губернатор просит нас к себе на аудиенцию. Дел много. Да, вышеперечисленные недостатки могут заставить выключить игру... чтобы потом включить её через полтора часика, как ни в чём не бывало. Много, много времени (драгоценного прим. ред.) высасывает Тортуга, не хуже бывалой ролевой игры. Факт на лицо: затягивает ничуть не меньше, чем пресловутый Patrician.

Этот красочный мир

Графика, учитывая жанр и системные требования, выглядит на пять. Она не отвлекает от экономики и пиратства, но как порой приятно посмотреть на окружающий мир! Парни из Ascaron сделали всё, чтобы города выглядели не только красиво, но и разнообразно: существенно отличаются города всех четырёх стран. Весьма и весьма недурно. Если и Port Royale 2 получится не хуже, то нас однозначно ждёт одна из лучших стратегий года.

Музыкальное сопровождение на высоте: лёгкие мелодии, играющие в городах и волнующие во время сражений. Исполнены они исключительно на классических музыкальных инструментах, что навевает романтическое настроение, присущее тому времени. Интерфейс и управление упростили, но оно очень знакомо. Новым является то, что кораблём мы управляем самолично, зажав соответствующую кнопку мыши. Приходится направлять судно без приевшихся маршрутов, когда надо было лишь ткнуть на карте необходимый город. Поэтому «самоуправление» является отличным решением: иначе напасть на вражеское плавсредство было бы крайне трудно. Плюс, отличная система автосохранений: они происходят автоматически во время каждого визита в любой город. Кстати, quicksave’ы доступны также при нахождении в порту. Тем, кто не знаком с предыдущими играми, стоит обратить внимание на «руководство пользователя» солидных размеров, которое превосходно переведено Акеллой. Иными словами - нареканий нет, всё обычно и знакомо.

***

Ну что ж, прикинувшийся экономической стратегией, продукт оказался вполне хорошей игрой, способной отвоевать у вас недельку другую. Благодаря разнообразию миссий и их существенному количеству, Тортуга не скоро надоест, заставляя игрока возвращаться к ней снова и снова. Добавьте к этому вполне себе графику, отличную музыку, доступное управление, и вы получите хитовую игру очень высокого качества. И если бы не досадные недоработки, коих я немало выловил, ей можно было бы рассчитывать на нечто большее в итоге. Но и так всё неплохо, даже хорошо.

Рейтинги

Геймплей: 8.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Новизна: 5.0

Общее впечатление: 8.0

Комментарии: 4
Ваш комментарий

Мне вообще нравится Counter-Strike!!!!

0

Игра красивая, но нельзя строить свои здания в городах, развивая таким образом город и обогащаясь.
Не очень понравились морские сражения. Вид красивый, но когда против одного твоего корабля постоянно выходит армада...
Больше понравилась игра Порт Роял из той же серии.
И морские бои на равных и в городе можно строить.

0

Классная игра. Привет из прошлого)

0