Armed Assault. Иногда они возвращаются

В культовом фильме Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», который дает наилучшее представление о том, что такое киберпанк, в череде мрачных картин высокотехнологичного будущего особенно запомнилась одна: после ограбления магазина по продаже животных выясняется, что все собачки и кошечки были биороботами. Пройдоха-владелец выдавал их за живых, натуральных, которые ценятся на вес золота, потому что осталось их буквально считанные единицы.
В мире экшенов, повествующих о тяжелой доле бойцов спецназа и различных воинских подразделений, сложилась похожая ситуация: есть много заменителей, которые вместо настоящей тактики и спертого воздуха боевых будней предлагают комфортную аркаду, где система автонаведения дополнена крупными зелеными ромбиками над головами противников. В этом нет ничего плохого, просто не нужно выдавать это за тактику. Настоящих «комбат-симов» - раз-два и обчелся. И ответственны за них наши чешские друзья. Именно они подарили Hidden and Dangerous, Vietcong и, наконец, изюминку этой коллекции – проект Operation Flashpoint, долгожданным продолжением которого является свеженькая Armed Assault.

Войти в реку дважды

Вышедшая в далеком 2001-ом году Operation Flashpoint предложила максимально ультимативный вариант нашего виртуального досуга: получив в зубы штатное оружие, мы отправлялись на тяжелые военные сборы, откуда многие хотели сбежать уже через полчаса пребывания. Во-первых, сборы тут же обернулись настоящими боевыми действиями, во-вторых, совершенно непонятно было, что собственно делать с этим оружием: куда стрелять, в кого, как сменить режим стрельбы, куда все бегут, где находится этот загадочный «элевен оклак» и откуда, в конце концов, нас поливают свинцом. Оставалось только залечь в кустах, да так и оставаться там – с дыркой в голове, сжимая холодными пальцами бесполезный «ствол».

Раскусив все премудрости управления и тактического ориентирования на местности, в которых на самом деле не было ничего сложного (все тут интуитивно понятно), игрок навсегда уходил – либо из игры, либо из обыденной жизни. Во втором варианте он месяцами нес нелегкую службу на островах, проходя основную кампанию, а затем пробуя на вкус многочисленные любительские моды и официальные дополнения. Вырваться из объятий игры было решительно невозможно: вкус настоящей войны, смешанный с запахом полной свободы и широчайших тактических возможностей, действовал безотказно.
Armed Assault оперирует теми же методами и с тем же эффектом. И в этом нет ничего удивительного: перед нами никакая не самостоятельная игра, а самая что ни на есть настоящая вторая часть Operation Flashpoint. Кто бы не обладал правами на соответствующий бренд (история конфликта между Bohemia Interactive и Codemasters , надеюсь, всем хорошо знакома), сути это не меняет. Противостояние армий Северной и Южной Сахрани, стоящее в центре сюжетной кампании новой игры, до боли напоминает все, что мы видели в Operation Flashpoint. Опять есть «хорошие» американцы и «плохие» русские – кстати, несмотря на все уверения авторов, что в игре не будет советских войск, атрибутика и символика «северян» еще раз подтверждает: чехи до сих пор не простили нам 1968-ой год. Но на это не пристало обижаться так же, как не пристало слону обращать внимание на тявканье очередной моськи.
Опять события разворачиваются на островах, опять начинается все с неожиданного вторжения, и снова мы наблюдаем, как простые американские парни мирно несут свою службу, сидя буквально на чемоданах: они ничего не подозревают, обсуждают сроки возвращения домой, а первые выстрелы принимают за недоразумение, которое вот-вот разрешится само собой. Естественно, задержаться им придется надолго – как минимум до прихода полноценного подкрепления с материка.
Эффект «дежа вю» усиливают присутствие старого знакомого Армстронга в скриптовых роликах на движке и практически один в один взятые из оригинала диалоги между вояками, тон в которых снова задает «папаша Медведь». Даже привычная озвучка бойцов на месте: члены отряда все также сомневаются в умственных способностях коллег, выкрикивая обидное «О, ноу, тю из даун, фри из даун, фо из даун».
Похожа и графика. Разрыв с Codemasters лишил чехов прав на новый движок, поэтому им пришлось спешно дорабатывать прежний. Следы косметического ремонта, конечно, заметны, особенно по сочной растительности, натянутым на все современным текстурам, приятной водичке и некоторым спецэффектам (наблюдать за тем, как летит пущенный из РПГ снаряд – сплошное удовольствие), однако в целом игра выглядит очень похоже. Особенно это заметно по общей цветовой гамме.

Свобода!!!

Прежним остался и непосредственно алгоритм боевых действий: авторы чередуют одиночные миссии с вылазками в составе отряда, где мы либо являемся пешкой, либо командиром. Бой ведется на больших расстояниях: как только заметил кого-то – значит, можно залечь и выцеливать супостата. Или он выцелит тебя. Сложность игры находится на том же запредельном уровне. Зверская точность врагов дополняется всего лишь одним сохранением на уровень. Впрочем, ветераны знают, как с этим бороться – игру можно обмануть точно так же, как это было и 6 лет назад.
Спектр заданий в целом не изменился: диверсионные операции в тылу врага, встречи вражеского конвоя «хлебом с солью», штурм опорных пунктов врага, оборона своих укреплений (обязательный аэропорт на месте), сопровождение и т.д. и т.п. Если надоест бегать на своих двоих, можно залезть в любую технику, которой здесь по-прежнему в изобилии. «Т-72», «БМП-2», «ЗСУ "Шилка"», «КА-50», «Ми-17», М1А1, UH-60 и AV-8B, Stryker, не говоря уже об обязательных «хаммерах» и «уазиках» – спектр хорошо знаком всем ветеранам Operation Flashpoint.

Сама структура и дизайн миссий явно писались одними и теми же людьми. Длительные переезды внутри «страйкера» или другого грузового транспорта сменяются короткими, но жестокими стычками, после чего мы получаем новое указание, загружаемся в брюхо машины и двигаемся в новую точку. Частенько нас заставляют подолгу «крутить баранку», что помогает еще глубже погрузиться в атмосферу тяжелых военных будней.
Но самое главное – на месте та самая пьянящая свобода на поле боя, которая так привлекала нас в Operation Flashpoint. Да, миссии заскриптованы, но это касается только ключевых событий. А все локальные задачи мы можем выполнять различными способами. Наглядный пример: проснувшись посреди ночи, вы можете либо принять бой и прийти на помощь коллегам, которые суматошно отражают неожиданное нападение, либо, как того требует задание дизайнера, вскочить в грузовик и поехать за подмогой. Я выбрал первое просто потому, что динамика, напряжение боя не позволяли бросить товарищей: в итоге мы отразили атаку, после чего поездка за подкреплением осталась чистой формальностью, необходимой лишь для того, чтобы сработал скрипт, и миссия была завершена. Можно сидеть в кустах и долго отстреливать врагов с безопасного расстояния. А можно рискнуть и, прорвавшись к вражескому вертолету, воспарить в небо, чтобы за несколько десятков секунд восстановить справедливость всесокрушающим огнем. Самое главное – здесь нет «респауна» врагов, что и открывает все возможности для выбора поведения.
Ну и, конечно, как и прежде, основное блюдо игры ждет вас в режиме «мультиплеера», где в сражениях плечом к плечу с живыми людьми и раскрывается истинный военно-полевой дух Armed Assault. И если поначалу активность была небольшая, то сейчас количество серверов и играющих на них растет не по дням, а по часам.

Новичку и тут дорога

Что же изменилось? Прежде всего, игра выросла в размерах. Увеличение площади острова привело к тому, что и сражения стали на порядок масштабнее. А это наилучшим образом сказалось на атмосфере: хаос грандиозного боя, в котором смешаны крики, выстрелы, где не разберешь, откуда палят и есть лишь одна цель – добежать скорее до укрытия, намертво пригвоздит вас к креслу, заставляя проиграть миссию ровно до того момента, пока все цели не будут успешно выполнены. Кроме того, разнообразнее стала архитектура поселений, да и сами они выросли в размерах.
Несколько изменилась подача сюжета – авторы взяли за основу давно уже опробованный в бесконечных сериалах от Тома Клэнси «новостной» принцип, что, конечно, положительно сказалось на наглядности сюжетной кампании, но несколько скорректировало общую атмосферу. Наблюдать за работой журналистки – это совсем не то, что нутром вдыхать пот и пыль солдатских будней, общаясь с бойцами и командирами. Заметное нововведение – возможность выбора миссий в сюжетной кампании. Помимо главной, прохождение которой строго обязательно для перехода по сюжету, появились дополнительные. Доступны они только до прохождения основной и, как правило, представляют собой два варианта: диверсионные операции и штурм. Кстати, диверсиям теперь уделено больше внимания, да и дизайн таких миссий стал поинтереснее. Игра стала более внимательна к новичкам: на легких уровнях сложности можно поколдовать в настройках, чтобы и свои, и противники выделялись на местности, есть даже автоприцеливание и возможность включить функцию бесконечного числа сохранений. Кроме того, после смерти можно не переигрывать миссию, а сменить команду, как в Rainbow Six.

Появилась вменяемая баллистика у пуль: разброс, отдача, ветер – теперь все это сказывается на стрельбе, что особенно заметно при использовании снайперской винтовки. Обещали нам авторы и продвинутую физическую модель, но тут все неоднозначно: танк может сломать забор, но вот автомобиль почему-то не разлетается на кусочки при прямом попадании из РПГ. Физика поверхности и вовсе вызывает недоумение: транспорт слишком неестественно ведет себя на разных типах дорожного покрытия. Вообще с управлением техникой в Armed Assault те же проблемы, что были и в Operation Flashpoint. Вменяемо управлять, например, вертолетом тут практически невозможно. Сократился и сам парк техники: исчезли, в частности, «Ми-24» и «Т-80».
Но самая главная претензия – сырость игры. Багов здесь хватает на два-три полноценных проекта. Где-то по необъяснимым причинам нельзя влезть в грузовой транспорт самому или загрузить туда какой-то отряд, где-то союзники могут в упор не замечать врага… К AI особенно много претензий: он банально сырой. Алгоритм нахождения пути хромает так, что местами играть просто невозможно. Передвигаться в полный рост под огнем здесь тоже умеют. Хотя в целом, конечно, и противники, и союзники в разы умнее многих своих коллег. Особенно если поставить в опциях сложности «супер AI» – в этом случае боты сделают все за вас.

***

Ругать Armed Assault можно еще за многое, в частности, за безобразную оптимизацию движка. Но сути это не изменит: перед нами лучший симулятор боевых действий, который после патчей только укрепит этот статус. Игру ждут многочисленные любительские и профессиональные модификации, череда дополнений и бесконечные сетевые баталии по всему миру. И в этой ситуации вопрос «появится ли когда-нибудь Operation Flashpoint 2?» становится уже не столь важным.


Рейтинги:

Геймплей: 8.5
Графика: 7.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 6.5
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 8.0

Комментарии: 27
Ваш комментарий

Игрушка кульная всё офигенное!!!!!!!!!!!!!!

1

Нормальная оценка, для нормальной игры

0

ну как игра? Я щас скачал локализованную версию но вот не знаю, смогу ли я в нете с ней поиграть

0

а перевод от Акеллы нормальный?

0

2Interseptor перевод-только субтитры(((

0

Свое мнение я уже давно на форуме игры в виде рецензии оформил, так что повторятся не буду. По сути со многим согласен. Плюйся - не плюйся - это ОН. Флешпойнт. Единственный и неповторимый.

0

графика и звук 6,5 геймплей - 8.0 не больше. общую оценку спустил бы на 0,5 балла.

0

игра в целом удалась и оценка соответствующая...

0

оценка явно завышена. за пару лет разрабы ничего не изменили, кроме глючности-они ее повысили. еле-еле прошел с десяток миссий, скукота. хотя от OFP и его дополнений не мог оторваться. геймплей не изменился ни капли. перевод-это вообще отдельный разговор. Акелла к нему даже не притрагивалась. все было сделано Чехами, у которых большие проблемы с русским. короче, НЕ СОВЕТУЮ тратить деньги, если вы не являетесь ФАНАТОМ!

0

Туфтовая игра, графа просто ужос(((

0

В первой части тоже была не сахар. Даже для тех времен. У меня например игра жутко тормозит причем только из-за винта.

0

Тормоза! Конфа: Р4 630, 2Gb DDR400, 6800GS 256bit, винт-SATA. Так что буду на Эвероне ждать патчей. Такая лажа!

0

Пойду гамать в старую добрую OF...

0

Sergei-XXX , туфтовая графа? Иди комп апгрейдь, отсос! Оценка автора в 7 баллов за графу, признак слепости или д*рьмового компа. Немецкие сайты за графу ставили по 85. И движок игры вообще-то новый, просто аффтор поленился хоть что-нибудь прочитать про игру. Да, и играть надо от третьего лица, с идеальной анимацией графон просто идеальный

0

Автор вообще-то брал интервью у разработчиков и на прямой вопрос о том, новый ли движок или нет, они ничего внятно не ответили. А слухи ходя разные. Верить же на слово пресс-релизам - как минимум, наивно.

0

а впрочем с человеком, который пишет "Иди комп апгрейдь, отсос!" говорить бессмысленно. Я ж не ветеринар...

0

Vietcong явно не комбат - сим. :\ Одна фраза, а сразу появляются сомнения на счет компетентности автора. Ну а так, в целом, реценизия ничего. Я бы оценку побольше поставил на балл, по-балла... Но я - фанат, что с меня взять? :D

0

Vietcong явно не комбат - сим. :\ почему же?

0

Потому что Vietcong не комбат-сим O.o

0

Согласен с BossPlaya что Vietcong это не комбат-сим, это шутер с элементами тактики т.к. например там существует графа жизни, энергии, назови как хочешь. В Флеше одна, две пули и ты труп, всяко надо больше думать а не просто с автоматом напролом бегать.

0

"смешно" © demigot 01.02.07 12:11 И очень зря. PzKpfw III, совершенно верно. :)

0

Мда-а-а... Дерьмо дерьмом, зря деньги потратил. До сих пор простить себе этого не могу! Разочарование года!

-1