Душевные короли стратегий. Что мы поняли, побывав на выставке от Paradox

Трудно представить любителя стратегий, который не знал бы компанию Paradox. Именно она наравне с такими командами, как Creative Assembly, создает весь облик жанра. Но если британцы сосредоточились на одной серии, лишь изредка работая над чем-то другим под крылом Sega, то Paradox решила выбрать другой путь. Чтобы получше разобраться в видении шведской компании, мы посетили ее мероприятие PDXСon, проходившее в Стокгольме в период с 18 по 20 мая. Как оказалось, это нечто действительно уникальное.

Paradox Interactive была основана в 1998 году небольшой группой из семи человек, которые решили сделать свою игру «обо всем», глобальную стратегию, которая была бы гораздо более подробной и глубокой, чем правившая тогда бал Civilization. Так появилась первая Europa Universalis. За ней сразу же пошла вторая, а вскоре портфолио пополнилось Hearts of Iron и Crusader Kings. Все эти серии в итоге стали главными для Paradox. Да, они были довольно нишевыми, но максимально точно попали в целевую аудиторию людей, интересующихся подробными, приближенными к реальности системами, в которых можно перекраивать историю на свою вкус. Но не так свободно, как в Total War, где во главе стоят войны и зрелищность, а играя Венецией, можно поставить всю средневековую Европу на колени. Если в Europa Universalis ты выбрал республику Дубровник, далеко ты не уйдешь. Зато будешь четко понимать, в каком незавидном положении находились маленькие государства того времени.

Paradox уже стала уже достаточно «большой» для того, чтобы задумываться о превращении в международную компанию, но все еще не предпринимает по-настоящему серьезные шаги в этом направлении, сохраняя локальную идентичность. Вообще, почему создатели лучших глобальных исторических стратегий появились в Швеции, в Стокгольме?

Из семи человек, основавших Paradox два десятилетия назад, трое до сих пор работают в компании. Кроме того, у студии и издателя есть четыре разных лидера, которые отвечают за свои направления. Происходит это децентрализовано, без четкой иерархии. Кто-то занимается бизнес-развитием, кто-то маркетингом, кто-то операционной деятельностью.

Судя по всему, свою роль сыграл подход шведов к истории, то, как они ее изучают. В столице более восьми десятков разных музеев, подавляющая часть которых посвящена истории или культуре прошлого. Но это не затхлые скучные коллекции вырытых из земли артефактов, помещенных под стекло в надежде на то, что кому-то они станут интересны сами по себе. Шведские музеи учат истории, наглядно показывая, как все работало в прошлом. Многие экспонаты можно потрогать, музеи оснащены интерактивными панелями и инсталляциями, из которых можно узнать живое прошлое, бытовые истории ученых, крестьян, аристократии, воинов и всех тех, кто жил не только на территории Швеции, но и в соседних землях. Ребенок (да и взрослый), один раз попав в такой музей, может на всю жизнь загореться страстью к изучению исторической науки. А если он еще и увлекается играми, этот коктейль вполне может дать миру компанию, похожую на Paradox. Это заметно по взглядам и абсолютно искренним словам тех, кто работает над Crusader Kings, Europa Universalis или любой другой игрой. Даже над Stellaris, которая хоть и не связана с историей, делается фанатами космоса.

Paradox Interactive — это про искренность. В разговоре CEO абсолютно никак не пытались скрыть за стандартными рекламными фразами то, что главная цель любой компании — это зарабатывание денег. Никто не стыдится говорить об этом журналисту. В первую очередь это бизнес, но очень важно то, как ты его делаешь, какие у тебя приоритеты. По словам Сюзанны Меза, одной из директоров Paradox, важно еще и то, что коллеги — это семья. Это бизнес, но бизнес семейный.

Важно различать Paradox-разработчиков и Paradox-издателей. Компания разрастается за счет работы с другими студиями, включая даже авторов настольных игр. Во многом за счет этого доход за 2017 год вырос на 24%. Но «сердцем» компании остаются in-house команды, создающие глобальные стратегии.

В случае любой другой интернациональной компании, вроде Electronic Arts, в такое было бы трудно поверить. Скорее всего, вы бы подумали, что вас пытаются обмануть словами о какой-то глубокой миссии. Но в Paradox все ощущается иначе. Да, она большая, но имеет очень тесные связи между сотрудниками.

Разработчики, менеджеры и другие люди, работающие в Paradox, это только подтверждают. В разговоре с одним из них можно было услышать, что по контракту, который каждый подписывает перед приемом на работу, легко сделать вывод о главном требовании к сотрудникам — просто "don’t be a dick". Да и самое главное свидетельство преданности делу создания лучших глобальных стратегий — это люди, которые пришли в Paradox из других компаний, превосходящих ее размерами и, что немаловажно, зарплатами. В шведской студии можно встретить тех, кто перешел из DICE и Ubisoft, где уровень оплаты выше, а офисы находятся в городах подешевле. Учитывая, что в Стокгольме дорого абсолютно все, это должна была быть как минимум работа мечты. Судя по всему, для многих оно так и есть.

Бизнес есть бизнес, но у него есть разные цели и модели. По словам представителей Paradox, поддержка игр шестилетней давности (Crusader Kings 2) и выпуск десятков разных DLC, суммарная стоимость которых превышает цену базовой игры в несколько раз, позволяет студии создавать долгосрочные проекты, без которых не была бы возможна Imperator: Rome или та же Stellaris.

Отношения внутри Paradox легко переносятся и на их комьюнити, костяк которого хоть и небольшой, но очень лояльный. PDXCon — это такой внутренний праздник для всех людей, которые могут собраться вместе, поиграть в любимые игры и пообщаться с теми, кто их делает. Анонсы — дело второе, главное — это чувство плеча. Кажется, только в этом месте аудитория, смеясь от счастья, может радоваться сказанной в конце презентации Imperator: Rome знаменитой фразе "Carthago delenda est". Только в этом месте незнакомые люди разных культур и национальностей могут знакомиться прямо в автобусе, полчаса общаясь на интересные им темы. Кажется, примерно так выглядел в свои ранние годы Blizzcon, который сегодня утратил свою «домашность». У PDXCon все еще получается сохранять этот дух.

Попадая на PDXCon, который в этом году проходил в помещении старой фабрики на окраине Стокгольма, ты понимаешь, что тебе действительно есть чем заняться и, что максимально важно, с кем. В одном из залов — десяток настольных игр, включая новую, созданную по Crusader Kings 2. В другом — еще больше компьютеров, на которых можно поиграть в любимые игры. В одном углу — мобильные платформы, в другом — стенд создателей сеттинга Vampire: The Masquarade. В главном зале в это время презентуют новую Age of Wonders: Planetfall в сай-фай сеттинге. Создатели всех этих вещей находятся на расстоянии вытянутой руки.

На презентации Imperator: Rome креативный директор Йохан Андерссон вышел на сцену в римской тунике в сопровождении легионеров. А мог и в простой черной водолазке. Или в чем там другие директора с претензией выходят представлять свои продукты?

В этот момент не имеет никакого значения, купил ты билет за сто или за пятьсот евро, закончилась презентация или нет — с тобой всегда поговорят и ответят на вопросы о том, что тебя волнует. Редко где встретишь такой уровень единения тех, кто делает продукт, и тех, кто его использует. Да и просто «продуктом» называть игры Paradox не хочется. Это нечто большее. Ну да, бизнес, но есть и чувство общности и развития, понимания того, что все это сделано со всей возможной страстью и интересом.

После PDXCon ты со всей уверенностью можешь сказать: «Эй, я знаю этих ребят». Ведь ты провел с ними два замечательнейших дня.

Комментарии: 27
Ваш комментарий

Если бы не система дистрибуции ДЛС...

23

Шарманщик А что не так с системой дистрибуции DLC? Люди не хотят на тебя 6 лет работать бесплатно? NightGameMassacre Играй с торрентов, кто мешает? Если 1000 р в год такая чудовищно-неподъёмная сумма...

7

Детерминант Люди вообще не хотят работать.

-2

Детерминант Это хорошо, что они поддерживают игру так долго, и если ты покупаешь допы по мере выхода, то все ок. Но если впервые натыкаешься на стратегию и видишь дополнений на 10к, то как-то грустно становится.

25

Шарманщик О, это правда. Хотят только чтобы им всё бесплатно раздавали. Tali Zorah vas Normandy Не вижу причин для грусти- не хочешь платить- пирать. Или жди скидок. Недавно CK2 раздавали бесплатно, а все дополнения к ней за 1,5к. Грустить стоило бы, если бы разработчики не придумали для этот способ зароботка, благодаря которому мы можем играть в великолепные игры с многолетней поддержкой.

4

Детерминант 1000 в год это нормально, но когда проворонил выход игры года на два, и думаешь купить сразу со всеми ДЛС - это ужас. Европка 4 - 11к. СК2 на скидках и если отбросить мишуру 2700к. Благо со Стелларисом успел.

9

Повелители DLC конечно хорошие игры делают, но где столько денег взять на полные версии?

22

Отличная статья. Читать про игры интересно, но не менее интересно читать об их создателях.

14

люблю стратегии, но только реал тайм стратегии...

4

Одна из лучших компаний по созданию стратегий. Их система многолетней поддержки и развития своих игр просто идеальна и самая лучшая. Люди которые жалуются на кол-во длц недалёкие и не дальновидные. Если вы не фанат отличной игры и по какой то причине не играли последние 5 лет в КК2 и вас пугают цены и кол-во длц, это лично ваше упущение, а не конские потребности компании. Выходит игра, новинка, она отличная, стоит в стиме 600р. Цена для нашего рынка просто отличная. Через 3-4 месяца выходит глобальный патч и длц стоимостью 250-350р. Сам патч исправляет баги, добавляет механики и плюшки (БЕСПЛАТНО), длц привносит часть нового контента, помимо самого патча. За год таких глобальных патчей выходит 3-4, т.е. это 1000-1400р, о божеее, какиииееее ДЕЕНЬЖИЩАААааа тоооо. Это я молчу про то, что ты не обязан покупать длц и 50% контента у тебя впринципе идут с патчами. А еще почему то все промолчали, очевидно в первую очередь те, кто жалуется на цены, что играя по сети с кентами, достаточно чтоб длц были только у хоста, а кентам достаточно самого клиента, который можно купить на любой площадке от 70 до 250 рулблей (любую игру парадоксов). Все кто подключаются к хосту, едят длц от него и имеют общий контент. Если упростить, то да, я предпочту тратить по 1000-1500 в год на игру, в которой проведу не одну сотню часов и это только в одиночке, чем покупать что-то типо WK40k DOW3 по скидке за 700р, а потом через месяц узнать, что игра то провалилась и контента больше не будет и мы закрываем лавку. А что, с ФИФАми каждый год по 2к рублей это норма (плюс кейсы с монетками), Колды за те же бабки, Асасины каждый год-полтора. Вы поймите этот весь шлак даже рядом не стоит с играми от парадокс, но там то хайпа поболее да?

3

Давным-давно жил в королевстве Лавэ храбрый рыцарь сэр Баго Дэл, который освободил принцессу Дэ Элце из плена злых драконов Ме-Ры, Соо' Вести и Таа' Ланта. Он одержал великолепную победу в страшном поединке своим волшебным фамильным мечом названным "Оку Пае Мос Ть". За сие свершение он был награжден королем Бары Гой половиной королевства, которое он назвал Парадокс, где вскоре после таинства Патчевания с принцессой Дэ Элце на свет появилось множество детишек, названных в честь папы Багами и мамы Дэ Элце. Со временем королевские отпрыски взрослели, но эта уже другая история..

1
Детерминант написал: Мне очень интересно, какую альтернативу этому "злоупотреблению" вы ,всё-таки, предлагаете: лучше, чтобы этих DLC просто не было вообще, или их непременно должны вам годами раздавать бесплатно?

Смотри, раньше(когда было лучше)0), в игру засовывали все что планировали, а в длц уже потом додумывали, люди делали готовый продукт, понимая что за огрызок никто платить не будет. Это не альтернатива, так было, так и должно быть. Единственный способ вернуть как было - качать пиратки особо жадных и ленивых издателей. ДЛЦ должны быть как в ведьмаке, а не как у парадоксов.

1

Хоть я и люблю их игры. Но...Paradox- парадоксальные баги, патчи ради багов и кривой баланс, вечные DLC по высокой цене. Конторка начала гнить...

-34

1Archangel1 Играйте дальше в игры от ИА.

30