на главную
об игре
ETROM: The Astral Essence 01.03.2006

ETROM: The Astral Essence. Двуликая RPG

ETROM: The Astral Essence от итальянской P.M. Studios – очень странный представитель жанра action/RPG. Подобно типичному жителю Апеннин, образ которого давно нашел свою нишу в мифологическом сознании россиян, игра эта очень импульсивна, непоследовательна и не доводит начатое до конца.

Будущее Гестапо

А начали итальянцы, прямо скажем, за здравие: сразу видно, с каким энтузиазмом P.M. Studios подошла к созданию вселенной игры. В ETROM: The Astral Essence доступно более 20-и немаленьких текстовых файлов (еще несколько десятков документов можно купить по ходу игры), в которых подробно рассказывается итальянская версия альтернативного будущего Земли. На самом деле, это вариации на все еще модную киберпанк-тематику: кругом правят корпорации, оставшееся в живых после глобальной катастрофы человечество ютится в огромных мегаполисах, мрачных и однообразных, где кварталы разделены железными барьерами и повсюду тотальный контроль – даже за рождаемостью. Но в сеттинге ETROM: The Astral Essence не все столь избито. Изюминку ему придает совмещение магии и технологии (тут игра приближается уже к «стим-панку»), а также ограниченность человечества четырьмя государствами. Каждое из них являет собой прямую отсылку к известным в реальной истории прототипам. Тут есть, например, Гитленд с крепостью Гестапо в центре карты, или Урсатон, где в столице – городе Сталгра – правит Отец Народа. Не обошлось и без крупицы собственно итальянской специфики: одно из государств – гипертрофированная пародия на Ватикан. За пределами этих мегаполисов лежат Мертвые пустыни, где властвует чума. Тут выжить можно только в специальных масках. Далее – огороженные специальным барьером (сразу вспоминаем «Готику») Внешние Земли, где никакая маска не спасет. В таких условиях человечество вынужденно «сидит» на целебном минерале под названием «хроммий». Ничего веселого, одним словом.

Мрачное настроение и у главного героя игры – офицера Этрома. Еще бы – человек обнаружил источник таинственной астральной энергии, приобрел посредством этого кучу способностей, в том числе и магических, но вместо власти у него теперь только головная боль: кто он, в чем заключается его предназначение, в чем смысл жизни, что делать со своей астральной сущностью, как пройти в библиотеку… В итоге Этром попадает в канализацию, где находит астральный замок и некоего пророка, туманно обещающего наставить его на путь истинный.

На энтузиазме

На самом деле, сеттинг неплохо проработан и обладает собственной атмосферой. Тут чувствуется грубый, брутальный стиль, чем-то напоминающий стиль классика итальянского «хоррора» Дарио Ардженто. Огромные, вгоняющие в депрессию постройки, крупные, грубо сложенные персонажи в масках с огромными «пушками» и не менее огромными запасами здоровья, много крови и боли, сочный звук – во всем этом есть свой, брутальный шарм.
Сам Этром предельно харизматичен – его немногословность, помноженная на редкие, но едкие комментарии и резкость поступков, внушают симпатию. Эффект присутствия только усиливается благодаря очень атмосферной, точно подобранной музыке и гениальной озвучке – особенно во вступительном ролике. Сразу хочется верить – в игру, в Этрома, в это мрачное альтернативное будущее…
И на протяжении всей первой части авторы умело поддерживают эту веру – энтузиазм их еще играет полным цветом. И даже когда частичка очарования сюжетной интриги разбивается о слишком банальную необходимость найти семь магических ключей, мы продолжаем верить. Ведь ETROM: The Astral Essence и не пытается скрыть своей ориентации на Diablo: главный герой выносит толпы монстров либо «закликивая» их по левой кнопке «мышки», либо применяя магию по правой. У него есть собственная «деревня» – тот самый астральный замок в канализации, где Этром по древней традиции жанра оказывается после каждой загрузки сохраненного файла. Там же – сундук для хранения многочисленных вещей, выход в единственный магазин. С этой точки зрения надо если не спокойно, то хотя бы с пониманием относиться и к многочисленным заданиям с одной единственной целью – убить кого-то или найти что-то, - и к постоянному «респауну» монстров, и к простенькой ролевой системе о шести привычных, хотя и витиевато названных навыках. Обвинять в этом игру - все равно, что корить американские боевики в том, что они американские боевики, а не европейский арт-хаус. Авторы честны перед игроком – они сразу дают понять, что это не вариации на тему Baldur's Gate или, прости господи, Planescape: Torment. Нужно просто или принять такой геймплей, или не играть вовсе.
Более того, некоторые моменты даже приподнимают ETROM: The Astral Essence над рутиной типичного Diablo-клона. Заданий много – более двух десятков, есть даже миссии на время, а иные квесты носят связанный характер – недавно мы передавали товарищу посылочку, а сейчас уже должны убить его. Для развлечения игрока построили даже Арену, которая предлагает несколько режимов (что тоже бывает нечасто) гладиаторского бытия. Следуя заветам стим-панка, Этром одинаково успешно машет магическим астральным топором и стреляет от бедра из “heavy machine gun”.

Огнестрельного оружия, кстати, тут великое множество – от простеньких лазерных пистолетов до ракетниц и снайперских винтовок. Понравилась магическая система, плотно связанная с типом используемого на данный момент астрального топора. Всего таких типов двенадцать, и открываются они постепенно по ходу игры. В основном это аналоги традиционной магии, но встречаются и необычные экземпляры. В целом магическая система придает игре особую изюминку, заметно облагораживая игровой процесс: большинство «боссов» уязвимы только к конкретной магии.
Удачной находкой следует признать и способность героя превращаться на какое-то время в чудовищного монстра с огромной силой и неуязвимостью. Да, это уже было, но для action/RPG с видом от третьего лица достаточно необычно. Распределять очки опыта при получении уровня можно только в астральном замке – решение, безусловно, спорное, но вполне объяснимое с точки зрения сеттинга игры, ее стиля и особенностей бытия главного героя.
И даже намеренное однообразие локаций, где мы не встретим практически ни одного мирного жителя (за редким исключением), до поры до времени логично вписывается в общий стиль и мрачный мир игры.

Было да прошло

Что случилось потом с сотрудниками P.M. Studios – одному Богу (или Diablo) известно. Быть может, дело в природной неусидчивости итальянцев, осложненной затянувшимися поисками издателя? Как бы то ни было, кажется, авторы в какой-то момент времени просто психанули в сердцах, разбросали все наработки по студии и принялись эмоционально жестикулировать, плюя в лицо воображаемого игрока. Господи, дескать, да делайте вы что хотите, бегите, куда хотите, ищите, что хотите и где хотите, мы дадим вам только общие указания и, иногда, направления, дальше уж вы извольте сами. А нас оставьте в покое: нам и без вас несладко, пойдем вот лучше что-нибудь еще напридумаем или вообще в другой бизнес рванем.
Ошарашенному игроку приходится на собственной шкуре убеждаться, что итальянцы не шутят: где-то с середины и до самого конца ETROM: The Astral Essence из не во всем обычной и очень атмосферной action/RPG мутирует в совершеннейшее непотребство, где вместо игрового процесса нам предлагают длинные утомительные забеги по огромным картам (практически по приборам и природному чутью), обремененные диким «пиксельхантингом». Однообразный дизайн и толпы не менее однообразных противников, которые к тому же постоянно возрождаются, в этот момент воспринимаются уже не как логичные спутники сеттинга и жанровой направленности игры, а как изощренное издевательство. Все минусы игры начинают огромными пятнами растекаться по ее телу – дисбаланс в боевой и ролевой системах, неудобное управление, когда от игрока, словно от снайпера, требуется максимально точно попасть мышкой в пол, чтобы герой побежал туда и прекратил уже, наконец, махать мечом, тотальная неинтерактивность окружения и никакая физика. Не спасает ситуацию и «шоппинг»: из-за дисбаланса денег уже в середине игры куры не клюют, да и покупать почти нечего – Этром и без того уже обвешан самыми мощными брюликами и ходит в самой мощной броне. Потому ситуация доходит до маразма, непростительного для action/RPG: мы просто перестаем обращать внимание на выпадающие из монстров вещи, как и на самих монстров, с криками и матами бегая по карте в поисках любого намека на секретный ход или портал куда-нибудь. Хоть куда-нибудь уже!

Такое впечатление, что итальянцы просто задались целью отпугнуть от своей игры всех и вся, явно не желая, чтобы ее прошли до конца. Быть может, там, в конце, в уста героя или пророка вложены какие-то запрещенные слова, призывы к свержению конституционного строя, пропаганда фашизма или педофилии? Или содержатся неприличные сцены? Боюсь, узнают об этом только самые-самые стойкие игроки.
Напоследок – пару слов о графике. Я бы не назвал ее такой уж старомодной и страшной, как это уже успели сделать некоторые: картинка совершенно не пугает, более того, для action/RPG с видом от третьего лица она вполне приличная. Местами она щеголяет интересной детализацией и архитектурой, неплохой анимацией и интересными спецэффектами, по полной задействующими некоторые новомодные технологии, в том числе шейдеры явно не последней модели. Спецэффекты эти, кстати, удачно прикрывают действительно бедноватые текстуры. Игровой арт и вовсе прелестен. Другое дело, что и тут сказались особенности загадочной итальянской души: чувство меры изменило сотрудникам P.M. Studios и потому частенько некоторые графические эффекты, особенно blur и подсветка, выглядят, мягко говоря, аляповато.

***

Дебютный проект P.M. Studios трудно оценивать. ETROM: The Astral Essence четко разделяется на две части: вполне приличную первую и совершенно «никакую» вторую. Могу порекомендовать одно – наиграться вдоволь до того момента, как Этрома отправят за пределы родного государства, а после – углубиться в чтение многочисленных текстов, встречающихся в игре. В этом случае и воспоминания приятные останутся, и польза интеллектуальная очевидна.


Рейтинги:

Геймплей: 6.5
Графика: 7.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 3.0
Оценка автора: 6.0

Общий рейтинг: 5.5

Комментарии: 4
Ваш комментарий

Геймплэй скучный и однообразный. Надоедает играть уже на втором-третьем часе игры.

0

Судя по скриншотам.... привет с приставки...

0

На фсусс и цвет товарища нет.. ;) мне понравилось

0