Главное - вовремя смазать: обзор Q.U.B.E. 2


Первая Q.U.B.E. вышла на рубеже 2011 — 2012, то есть очень давно. Так что релиз второй части — это небольшой сюрприз. Тем более что оригинал так и не получил большой известности, хотя был одним из самых необычных последователей Portal.

В Q.U.B.E. ты тоже пробирался через комнаты с головоломками, но вся суть была в кубиках. С ними нужно было работать, но только дистанционно, с помощью с особых перчаток. Ты не мог просто взять куб в руки. В игре было четыре цвета: зеленый, синий, красный и желтый. Зеленый давал привычный куб-компаньон из Portal. Синий цвет создавал трамплин. Красный помогал вытянуть из стены целую панель, причем ты мог регулировать высоту. А желтый вытягивал сразу три панели, но их регулировать не позволялось. На этом строились необыкновенные головоломки, которые местами выносили мозг.

Спустя пару лет игру убрали из магазинов и заменили так называемой «режиссерской версией», в которую вошли уровни из дополнений. Что еще важнее, с помощью дополнительной озвучки туда добавили сюжет. В оригинале герой молчал, с ним никто не общался, и ты всю игру не понимал, где находишься, что происходит, есть ли история вообще. А в финале оказывалось, что ты в космосе, на инопланетном корабле. Это было неожиданно, драматично, прикольно, и все объясняло. Но, по иронии, режиссерская версия, которая теперь является единственной, сама спойлерит этот факт в первую же минуту. Разработчики послушали дурацких критиков, ругавших оригинал за скупой сюжет, и добавили его от души.

Во второй части ты снова находишься в инопланетном окружении, что тоже никто не скрывает. Однако многое теперь по-другому. Матовые белые стены, напоминающие о дурке, заменили блестящими плитками. Появились неоновые панельки, окна, лифты, двери, лестницы и даже красивые деревья. Q.U.B.E. 2 выглядит потрясающе. Смотреть на нее — одно удовольствие. Свет выставлен блестяще. В цветовых решениях — удивительный перфекционизм. Художники не держались за одну специфическую стилистику, а работали широко, от хай-тека до руин.

С другой стороны, обстановка стала менее сюрреалистичной. Более привычной: есть, повторяем, двери, на них — логотипы. Есть четкое разделение на комнаты испытаний. Многие главы игры начинаются с того, что ты попадешь в большой зал, по которому идут трубы, и вокруг много комнат с пазлами. Ты должен решить их все, чтобы запустить, допустим, генератор, и пройти дальше. Все очень схематично. Ты будто находишься в заброшенной футуристической лаборатории, а не в инопланетном антураже. В то же время в оригинале не было четкого понятия пола и потолка — везде были белые кубы. Порой даже возникала легкая клаустрофобия. Стены часто перестраивались. Казалось, тебя зажмут. А в продолжении этого нет.

Такое же двоякое впечатление остается и от механики игры. Она идейно похожая на механику оригинала, но все равно другая. Возможно, разработчикам показалось, что они выжали все из прошлых идей и нужно двигаться дальше. Но направление они выбрали спорное.

Четыре цвета сократили до трех: остались зеленый, синий и красный. Желтый появляется в самом конце, но для других целей — он просто убирает лимиты на количество кубов, которые ты можешь создавать. Именно создавать — в этом принципиальное отличие новой механики. Ты не вытягиваешь кубы из стен. Ты сам выбираешь цвет и делаешь кубы. Зеленый цвет по-прежнему создает компаньона, синий по-прежнему работает за трамплин, а красный по-прежнему превращается в длинную панель. Но! Теперь нельзя регулировать красную панель. Она сразу вытягивается на всю длину. Поэтому ее новая основная функция — не очень высокая табуретка, а пружина. Она толкает предметы.

Большинство головоломок содержит один паттерн из зеленого кубика, синего трамплина и красной пружины. Сверху создаешь куб, он падает вниз. В полете его или отбивает трамплин, или потом, с задержкой, бьет пружина. Этот прием применяется самым разным образом. Так можно даже летать, что, кстати, было и в первой части.

Чего только не делают с этим зеленым кубом. Его не только кидают, используют как стул или зажимают им кнопки. Его обливают горючим, чтобы он скользил. Им разбивают двери. Иногда его и обливают, и поджигают, потому что некоторые двери открываются лишь при высокой температуре. Есть магниты и панели, которые перемещают куб или работают дополнительным трамплином. То есть, во-первых, появилось очень много пазлов на основе инерции, а во-вторых, зеленый куб стал играть главную роль. В оригинале он не так сильно выделялся.

Как следствие, игра неожиданно и к большому сожалению растеряла львиную долю оригинальности, став гораздо больше похожей на клон Portal, чем раньше. Плюс, фокусы с магнитами, трамплинами и горючим очень напоминают фокусы с гелем опять же из Portal. Поэтому тем, кому нравился оригинал, будет немного грустно наблюдать за такой переменой. Знакомые головоломки встречаются только под занавес, когда, наконец, дают желтый цвет, и ты можешь, например, сделать несколько синих трамплинов и прыгать по ним.

Притом, несмотря на вторичные идеи, сами головоломки хорошие. Несложные, но всегда с красивыми решениями, что тоже важно. В них приятно копаться. Интересно пробовать разные комбинации кнопок, цветов и других механизмов, пока не подберешь верную.

Зато теперь никто не скажет, что нет сюжета. Тему пришельцев полностью раскрыли и даже вписали какие-то философские мысли о природе людей. Как серьезные фантасты, задались вопросом: что мы, как цивилизация, из себя представляем, и куда нам лучше двигаться. В конце даже выбор есть. Но, честно говоря, получилось неубедительно. Как-то нескладно. Излишне высокопарно. Клишированно. Это обидно, ведь у авторов есть чувство прекрасного, а рассказывать истории они так и не научились.

Рецензируемая версия игры: PC
  • Красивая графика.
  • Красивая музыка.
  • Красивые головоломки.
  • Вторичные идеи.
  • Так себе сценарий.
Гоша Берлинский
Автор:
Вердикт: первая Q.U.B.E. была не такой красивой, но гораздо более оригинальной.
Нравится80
Комментарии (21)
  • 32
    по иронии, режиссерская версия, которая теперь является единственной, сама спойлерит этот факт

    Это не значит, что нужно спойлерить это и в статье. Тем более, что ничего по сути этот спойлер не добавляет. А тем, кто планировал сыграть - впечатление попортит.

    Я так вижу, с ПГ надо зав"язывать. Здешние авторы вообще не заморачиваются. Просто кладовая спойлеров.
  • 19
    Блин, зачем я читал. Не играл еще в первую, но игра давно висит в Стиме, а вы проспойлерили весь сюжет)
  • 6
    Унтер портал.
  • 1
    Люблю головоломки.
  • 3
    Вывод. Качаем режиссерскую версию.:)
  • 2
    забавно
  • 6
    Немезис
    Я в неё играл и как раз по причине непонятного сюжета не стал заходить далеко, там даже полностью отсутствует цель, ты не понимаешь зачем вообще эти задачи решать... Но мне задумка понравилась. Думаю, стоит даже хотя бы попробовать)
  • 3
    Нормальная игра, если не придираться.
  • 3
    мдяяяя спойлеры млин. автор ты...?
  • 2
    Спустя пару лет игру убрали из магазинов и заменили так называемой «режиссерской версией»,

    В свое время пропустил эту игру. Недавно прикупил режиссерскую версию, вместе с ней дали и обычную.
  • 2
    Я бы поиграл)
  • 1
    gmh4589
    Ой да ладно, такие нежные, заспойлерили прям обидели, ничего страшного, захочешь поиграть поиграешь, тем более там вся суть в игровом процессе и головоломках.
  • 1
    пг как игромания. Те тоже сразу в обзоре все спойлерят
  • 1
    Да ладно , спойлер такой игры - разгадка головоломки.
  • 4
    О боже, ПГ, как вы могли, проспойлерить то, что игра сама спойлерит в начале. Ведь в нее играют только ради сюжета, а головоломки это так, бонус.
  • 2
    Прохожу в данный момент, сейчас на 9ой главе ( из 11 ), после 6ой вообще что-то в некоторых местах по 40 минут стал застревать, трудно даётся. У меня у одного так? По началу все легко очень было.

    Просто не могу понять или я дебил или игра сложная ( правда я редко играю в головоломки )
  • 4
    сколько не пытаюсь играть в Q.U.B.E., так до конца и не доберусь, она не то что сложная, скорее невыносимо заставляющая глаз дергаться, а потому и нервная. ощущение, что находишься в постпсихиатрическом мире)) В принципе авторы обещают "умиротворить" игрушку, то есть утихомирить, так что с удовольствием жду другую часть.

    на Q.U.B.E не ругаюсь совсем (есть и подебильнее игры), она меня в свою очередь вывела на Qbeh-1: The Atlas Cube - вот уж где тишина, расслабляющая музыка и вполне мозголомная.
    ни фига не могу самостоятельно найти всех гномов, Понятно дело что прохождения существуют, но вот упертая я, сама хочу, так и бодаюсь который год)).

    п.с. неправильно сравнивать эти игры конечно: Портал, Q.U.B.E, Qbeh, Талос, все они совершенно разные и по механике и по смыслу головоломки, но что-то их объединяет - что,. так и не пойму

    а скрин с деревом, так это слямзили из игры Qbeh, там этих деревьев растущих на кубах в небе - тьма)).. люблю головоломные игрухи, так что жду любые продолжения, обзор норм!
  • 2
    sEntet1c написал:
    Унтер портал.

    Причем даже визуальные элементы похожи.
  • 1
    МесяцМай
    Это ты видимо еще в The Witness не играла. Вот уж где загадки, над которимы голову сломаешь, и да там тоже есть такие же деревья!)))
  • 0
    Di_mentor
    играла когда то в пиратку, а вчера подарили в Стиме, аж опешила... как же мне её хотелось заполучить))
    так что сейчас именно в The Witness сижу :)
    да, мозголомная игра, тоже самостоятельно не получится наверно пройти. как же там спокойно - тишина, кругом красиво, я б её обозвала Философия одиночества)
    кстати, предлагала на последнем голосовании в Стиме именно такую номинацию, посмотрим - выдвинут или нет, игра - класс!
  • 0
    сколько не пытаюсь играть в Q.U.B.E., так до конца и не доберусь, она не то что сложная, скорее невыносимо заставляющая глаз дергаться, а потому и нервная. ощущение, что находишься в постпсихиатрическом мире)) В принципе авторы обещают "умиротворить" игрушку, то есть утихомирить, так что с удовольствием жду другую часть.
B
i
u
Спойлер