Изображая дно: новый тренд в польских играх

Изображая дно: новый тренд в польских играх

Польша стала главным поставщиком чернухи. Череда исторических невезений, религиозность, нищета и оккупация разными силами бесповоротно вписалась в память поляков. Сегодня создатели видеоигр из этой страны коллективно и подсознательно переосмысливают свое прошлое.

Новый тренд в польском геймдеве не списать на моду или заговор: в этой стране массово любят беспросветную, мрачную, жестокую, депрессивную, даже гадкую дичь. В первую очередь поляки создают бродилки, замаскированные под другие жанры: шутеры и адвенчуры. Но если исходить из предположение, что лучше всего у людей получается то, что им нравится, то нравится им Ад. За последние пару лет вышло столько похожих друг на дружку польских игр, что создается впечатление, будто их разработчики ходили в одну школу к одному учителю-извращенцу.

Inner Chains, студия Telepaths Tree, Варшава

Шестичасовой шутер, где сам шутер начинается только через час, а до этого ты обреченно шагаешь по умирающему миру в бесконечной, растянувшейся очереди таких же убогих, как ты. Обреченных иногда съедают растения, но всем пофиг. Кого волнуют такие вещи, когда небо в огне, падают кометы и рушатся здания? И это самая спокойная часть игры: дойдя до грязного костлявого замка, где живет местный царь, герой внезапно падает на самое дно, в мерзкую заброшенную темницу, где грызутся и дожидаются смерти уроды и сумасшедшие.

Inner Chains воссоздает биомеханический постапокалипсис в духе Гигера и Бексиньского. Как шутер игра скучна и неуклюжа, ей не хватает хорошего атмосферного саундтрека, но она поразительно круто изображает свой безрадостный, животный, обреченный, безумный мир жалких кровожадных людей на холодной, пустой и гиблой планете. Картинка — чистое искусство.

Agony, Madmind Studio, Варшава

В какой-то момент ее было легко спутать с Inner Chains. Та же инфернальная жесть на Unreal Engine 4. Те же трупы в том же освещении и с теми же эффектами частиц. Но в «Агонии» концепт проще: она буквально изображает библейский Ад. Голые исхудавшие грешники с амнезией томятся в узких пещерах, горбясь в углу, стеная с мешком на голове, перекладывая камни или разбивая этими камнями головы младенцев с лицами стариков. Снаружи пещер вечные грозы. Черти мучают людей, жарят их в котлах и разбивают в мясо. Реки полны крови, а между молниями летают крылатые демонессы, которых между делом можно насиловать.

Agony оказалась бродилкой, которую зачем-то продавали как стелс-адвенчуру. Играть в нее было сложно из-за плохого дизайна и неудобного управления, но сам Ад смотрелся неплохо. Он не всегда был таким же стильным и детализированным, как мир Inner Chains, а местами уступал даже Clive Barker’s Jericho, но в нем были свои хорошие моменты. Иногда и правда получалась угрюмая, лишенная надежды брутальная чернь.

Lust of Darkness, студия Movie Games Lunarium, Варшава

Двухчасовая адвенчура, которая заявила о себе прямо перед Е3 2018, продемонстрировала дразнящий CGI-трейлер и сразу вышла в релиз. Оказалось, что это бюджетная бродилка, вдохновленная фильмом «С широко закрытыми глазами» Кубрика и творчеством Лавкрафта про Ктулху. Тебя отправляют в закрытый особняк, где проходит съезд культистов секты Экстаза, которые с помощью оргий и кровавых ритуалов открывают портал в другое измерение. А там обитают демоны, у стен буквально есть глаза, а на каждом углу — бронзовые члены и вагины.

Это средний триллер, простейшая адвенчура и слабый хоррор, но половину времени он играет на поле Agony и в каком-то смысле делает это лучше. Параллельный демонический мир Lust of Darkness — снова чернушная, адская дичь, только с меньшим бюджетом. Это холодные, скользкие, мертвые лабиринты, где бродят опасные твари, от которых нужно бегать и прятаться, и где сектанты занимаются сексом с каменными дилдо, в эйфории затрахивая себя до смерти.

Observer, студия Bloober Team, Краков

Киберпанковая адвенчура с Рутгером Хауэром, который ловит маньяка в трущобах футуристической Варшавы. По сути, это не игра, а почти смертельная доза тяжелой депрессии. Старик-детектив оказывается заперт в небольшом жилом комплексе, где прогнило все: и здания, и люди, и души. Засранные, разрушенные коридоры с обвалившимися стенами создают пугающие лабиринты, выводящие то на грязную крышу, то в еще более грязные подвальные жилые помещения, где люди живут как крысы.

В Observer нет фентезийного ада, но это все равно ад. Старый, уставший, кряхтящий герой с чувством вины за погибшего сына пытается выбивать информацию из неприятных параноиков и расчлененных трупов, постоянно опускаясь все глубже и глубже в дерьмо. Невероятно мрачная штука.

Get Even, студия Farm 51, Гливице

Что-то похожее на Observer показывает Get Even, но она во всем проще и бюджетнее. Это тоже киберпанковый триллер про мужика с чувством вины, который начинается в какой-то заброшенной дурке, а заканчивается выносом мозга мощнее Soma. Тоже бродилка, которая иногда притворяется шутером.

Чернухи в ней нет, но есть много депрессии и сюрреализма. Ты бегаешь по лечебнице, скрываясь от безумцев, разговариваешь с телевизором, носишься по недостройкам и много прыгаешь в суровые, иногда пугающие трипы.

Layers of Fear, студия Bloober Team, Краков

До Observer те же люди сделали менее амбициозный, но по-настоящему страшный и жестокий хоррор Layers of Fear. Игра обожала сюрреализм и постоянно играла с твоими ожиданиями. От нее вырабатывалась паранойя на повороты камеры. Layers of Fear умела удивлять, и потому оборачиваться было страшно. Она постоянно менялась, и могла преобразиться в любой момент. Она играла на нервах деталями. Пугала закрывшейся вдалеке дверью.

А еще это была история безумия, жуткая драма о сошедшем с ума художнике. Игра давала почувствовать себя им.

Польский пессимизм пробирается в самые разные жанры. В градостроительной стратегии Frostpunk ты превращаешься в тирана, чтобы выжить в постапокалипсической зиме. В изометрическом шутере Ruiner рисуется брутальный безнадежный киберпанк. Еще есть очень страшная выживалка Darkwood, где ты сидишь в избе среди злобного леса и до разрыва сердца боишься темноты. Или трэшовый экшен о массовых убийствах Hatred. Скоро мы увидим Witchfire — новый готичный шутер, видимо, вдохновленный Painkiller — тоже, кстати, польской игрой.

В Польше любят мрак. Любите Польшу.

Гоша Берлинский
об авторе
Ведьмак лучше.
Нравится104
Комментарии (47)
  • В Польше любят мрак.

    не мрак, а то что люди долгое время боялись и их пугали церковники. Все правильно делают поляки.
  • Все банально просто. Государство выдает дотации в размере 1 миллиона любой шарашкиной конторке, что делает "игры". А об наполнением этих игр никто не заморачиваеться. А чернушный пиар лучше чем вообще никакого.
  • у всех бывают черные полосы )
  • Там хоть какие-то игры делают
  • Diablonos
    Хм интересно. Значит когда-нибудь мы доживем, что будут выделять нам деньги на русские игры про Ивана или Ярослава которой предотвратил 3 мировую с помощью веры и силы.
  • Я бы сформулировал так: "Польша двигается к своему месту, своей нише в игровой индустрии".
    Щас осенью посмотрим на их дебют в среде мультиплеерных шутеров.
    Красавцы, че еще сказать. Работают.
  • Diablonos
    Так Layers of Fear, Get Even и Observer отличные игры. Layers of Fear вообще хоррор десятилетия как по мне.
  • Meniuris
    А Hatred, Agony, isdefence, enemy front - говнище.
    И говнища больше. Правительство выдает деньги всем кто начинает делать игры, даже тем кто этого делать не умеет и отсюда толпа лепил что этим пользуется. Наглядный пример для сравнения наш фонд кино.
  • Diablonos
    Зато у них выпускают хорошие игры, время от времени. Напомните, что там с игропромом у нас?
  • а че фростпанк то ... довольно прикольная игра ...
  • Fars Fars
    Да, особенно по вкусу атмосфера тлена.
  • Serafim_94
    Напомни ка что там в игровой индустрии вообще в мире??? где там мега хиты верно идущие в статус легенд?
  • Beirut
    Ох, назовут меня сейчас сонибоем...

    God of War? The Last of us 2?

    Zelda: Breath of the wild?

    Новый Doom?

    Это только из универсально-признанных/ожидаемых. Те, что нравятся лично мне - еще с десяток.

    А, да, чуть не забыл, на каком я сайте. Ведьмак 3 же! Странно ,что его в списке нет. Гоша стареет.
  • Serafim_94
    Из твоего списка только зельда понравилась, то есть время от времени только японцы умеют в хорошие игры???
  • Играй в Марио, какие проблемы?
    Обсирать игру за жанр? За то, что она мрачная?
    Это что-то новое. Такое ощущение, что писал не Берлинский, а какой-то гейропозагнивальщик
  • Vu-Han
    Зато у нас про мем с иисусом можно присесть)
  • Diablonos
    Согласен. Хорошо, что хоть что-то нормальное попадается. Но как всегда не у нас.
  • в этой стране массово любят беспросветную, мрачную, жестокую, депрессивную, даже гадкую дичь.

    А че делать, если ссышь кипятком от всего этого, и ты - не Поляк???
  • Beirut
    Мега-хиты, дорогой товарищ, это не то, что понравилось лично тебе. Я вообще ни во что из перечисленного, кроме Ведьмака, не играл - у меня нет консолей.
  • Krendelll
    Значит, у тебя есть внутренний поляк.
  • А ещё польшу считают самой католической страной. Да- да... Если посотреть какие игры там выпускают и какое музло играют(батюшка,вэйдэр,бегемот) то начинаешь считать совсем наоборот)
  • Поляки умеют делать годные игры)))
  • В Польше любят деньги, а мрак делают для любителей мрака)))
  • Meniuris
    Ну "хоррор десятилетия" это слишком на мой взгляд, один из лучших это да. Тот же Alien:Isolation бодрее.
  • __AxeL__
    Ну это по моему мнению просто. Мне Layers of Fear больше понравился чем Alien:Isolation. Хотя он тоже очень неплох, но пугаешься всегда одного и того же
  • Shreding
    все же согласись фростпанк довольно своеобразная игра ... и вполне вызывает интерес . мне довольно ужу много лет отроду , переиграл множество игр в жанре стратегий и симуляторов ... и фростпанк в данный момент занимает совсем не последнее место в моем списке ...
  • Молодцы), пусть хоть что то делают, за это им похвала.
  • Гоша Берлинский написал:
    Krendelll
    Значит, у тебя есть внутренний поляк.

    И он часто выходит наружу со словами - Квэйд, Квэээйд! XD
  • Witcher как могли забыть? На РG ли я?)) Мир быдла, где почти все персонажи разностепенные гниды будь они друзья, главный персонаж или враги, повсюду грязь, разложение и уродцы (как и в первоисточнике)
  • Это дружок про японцев надо было написать вот у них везде разврат сиськи эчи, трусы и тонны крови, не есть конечно и гениальные продукты но если смотреть в массе то увы и ах, каждый страдает чем то, ми рне идеален)
  • А если так задуматься поляки не боятся скользких тем и темных тематик. Но рад что большинство из этих проектов по своему популярны в этих играх хотя бы есть душа а не как в современных ААА проектах от больших студий.
    К слову а кто там делает Скорм часом не поляки тоже?
  • Arrakis_Sun
    Ты прав но в тоже время игра это экранизация книги так что тут не совсем в тему.
  • да уж, с Agony разрабы явно перестарались. начал играть, но понял что не моё.
  • разве в agony можно насиловать баб?
  • а чего все игры упоминаются в прошедшем времени? они и сейчас есть, в них вполне можно играть. какой то упаднический тон у текста.
  • польские игры все дно.
  • Сдаётся мне, это была попытка наехать на Ведьмака и Рэдов.
  • та же агония - мусор. просто красивый ад с вагинами и грудями. ни сюжета, ни геймплея...
  • А ты сделал игру?? Поляки сделали.
  • Ну у них там хоть какой то геймдев есть. У нас то он как правило заканчивается дипломными работами выпускников какой нибудь шараги, гордо именующей себя универом, которая 3 года мусолит 3-х месячный курс С+, Джавы и Ф-шарпа.
  • Сколько годноты-то, а я и не играл. Спасибо за подборку
  • Секасама в Agony начальника не завезла - не игра :D
  • Хорошие игры делают поляки. Наши рукожопы вообще ничего не делают
  • Их право делать такие игры какие за хотят
  • ааа, атмосфера страшаня ууу, СТРАШИЛКА !
  • Полякам надо выкупить Disciples III и сделать свою Diablo. Мрачный дизайн уже есть.
    Вот такую ебулду можно в катакомбы забросить:
  • По крайней мере поляки не боятся экспериментировать и иногда выдают оригинальные проекты (которые конечно могут где-то проседать), в отличие от некоторых распиаренных пластмассовых ААААААААААА-игр, которые забываются после титров.
B
i
u
Спойлер