Конец света наступил: постапокалипсис в играх

Приходит и уходит мода на шутеры в сеттинге Второй мировой, на HD-ремейки, на гигантских роботов и ненасытных вампиров, но истории из мира после Большого Кирдыка неизменно популярны. Попробуем найти причины народной любви и рассмотреть тему под разными углами.

Вероятно, основная причина повышенного внимания к теме постапокалипсиса схожа с причиной популярности любого триллера или ужастика: обывателю просто необходимо пощекотать себе нервы и разогнать кровь в венах. А истории о мире после конца света к тому же несут с собой привкус реалистичности; человеческая цивилизация в нынешнем своем виде вполне может обратится в угрюмые руины, и как это не печально, но это факт.

Рассказ о зомби в подвале или призраке на чердаке может вас взволновать или даже напугать, но разве сравнится такой местечковый размах с эпическим произведением о глобальном умирании всего привычного и повседневного? Становится жутко. Все как мы любим.

В литературе и кинематографе тема погибшего (погибающего) человеческого мира была популярно с давних пор; классический роман Джона Уиндема «День триффидов», к примеру, был издан аж в 1951 году и с тех пор неоднократно экранизирован. Постапокалиптические игры не заставили себя долго ждать и появились чуть ли не на заре геймдева. Легендарная Wasteland от компании Interplay Entertainment вышла в далеком 1988-м; тема ни в коем разе не закрыта и в наши дни.

Если обратиться к причинам апокалипсиса, то по количеству вариантов разработчики игр обошли Голливуд вчистую, ведь их фантазия не так сильно скована техническими ограничениями, капризами актеров, кинопрокатчиков и гильдии сценаристов. Чаще всего к печальным последствиям нашу планету по версии разработчиков приводит война, которая, как известно, никогда не меняется. Такое же развитие событий является наиболее близким к реальности — сплевываем через плечо и вспоминаем Карибский кризис. Именно ядерная бойня загнала немногочисленных уцелевших в подземные убежища в культовой серии Fallout. Обмен ракетными ударами между сверхдержавами — и домом для людей становятся линии метро (серия Metro). Ядерная война превратила территорию США в сухие пустыни, и в этих декорациях игрок управляет отрядом рейнджеров в упомянутой Wasteland (разбежка между оригиналом и продолжением — 26 лет).

Терроризм — бич нашего времени, стал причиной глобальной катастрофы в ролевой игре The Fall: Last Days of Gaia — фанатикам под силу сотворить нечто подобное и в действительности. Есть определенная доля вероятности повторения в реальной жизни сценария шутера Rage: в игре метеорит Апофис чуть не поставил крест на человечестве.

Метеориты падают на нашу планету с завидной регулярностью, но из-за скромных размеров зачастую остаются незамеченными. Хотя метеорит, взорвавшийся в небе над Челябинском, наделал шума во всех смыслах этого слова. Меж тем, версия исчезновения динозавров в результате столкновения Земли с метеоритом пользуется немалой популярностью, причем специалисты утверждают, что основной вред фауне и флоре был причинен не столько в результате удара, сколько из-за пыли, на долгие годы закрывшей Солнце.

В стратегии UFO: Aftermath пришельцы распылили в атмосфере Земли ядовитые споры, и остатки рода людского пытаются дать отпор злодеям среди пустошей и заброшенных городов. Рукотворный вирус и человеческое безумие уничтожают мегаполисы в грядущей Tom Clansy’s The Division. Иногда сценаристы пытаются напугать нас действительно оригинальными вариантами конца света: в раннем доступе Steam находится — и пользуется немалой популярностью — проект The Long Dark, в котором игроку предстоит выжить в лесах Канады. Будто мало зимней стужи, голода и волчьих стай, разработчики, среди которых, кстати, ветеран Кен Ролстон (серия The Elder Scrolls), добавили в сюжет геомагнитную катастрофу: сместившиеся магнитные полюса Земли вызвали целый ряд стихийных бедствий.

Отдельная тема для разговора — апокалипсис в исполнении зомби. В последние годы ожившим покойникам мало классических домиков с туристами в глухом лесу — им подавай весь мир! Большинство игровых сценаристов не заморачиваются с объяснением причин, сосредоточиваясь на последствиях, ведь недосказанность только добавляет «перчинку» зомби-хаосу. Телеведущий объявляет о «загадочной эпидемии и вспышках агрессии» и вот уже мир в руинах. Нечто подобное мы видели в играх по комиксам Роберта Киркмана The Walking Dead, в Left 4 Dead, Deadlight, State of Decay. Изредка можно наткнуться на убедительное объяснение толпам каннибалов: в игре The Last of Us конец цивилизации положили споры нового вида цветов, от которых люди мутировали в жутких монстров. И зловещие цветочки — не просто строка в сценарии, они аккуратно вставлены в геймплей.

Появилось желание погрузиться с геймпадом наперевес в фэнтезийный постапокалипсис? Они представлены в избытке. Главный герой Darksiders: Wrath of War путешествует по землям, опустошенным библейской войной Ада и Рая, и при этом не встречает — внимание! — ни единого выжившего человека. Амбициозный проект Hellgate: London показывает мир, подвергшийся успешному вторжению демонов. Консольный хит Baroque, игра с претензией на бессмертие, предлагает посетить печальные останки цивилизации, уничтоженные таинственным катаклизмом под названием Вспышка: во вселенной Baroque ангелы пытаются развернуть и направить последних Гомо Сапиенс в верном направлении.

Постапокалипсис в играх имеет ряд ярких особенностей, на которые и слетаются, как осы на мед, немалые стаи геймеров. Конец света благополучно наступил, цивилизация отброшена в развитии на века назад, но в укромных уголках хранятся остатки технологий, знаний и материальных ценностей. Поэтому умелые девелоперы обязательно демонстрируют контраст между чумазыми «пережившими» и ухоженными «переждавшими». Ржавый топор против бластера, каннибалы против научной элиты, философия хищника против устоявшейся морали. Многие проекта о последствиях глобальной катастрофы черпают вдохновение в историях Средневековья и Дикого Запада. В играх с более-менее серьезной сюжетной направленностью, сценаристы обязательно выскажутся о том, что для уцелевших основной опасностью станут другие уцелевшие (обратитесь к сериалу The Walking Dead от студии Telltale). Последние представители рода людского обязательно собьются в варварские племена, тоталитарные мини-государства и фашистские организации (отличные примеры — Fallout и Metro 2033).

Внешний вид мира, настигнутого Армагеддоном, может быть бесконечно разнообразным. Там, где прошла ядерная война, ожидаемо царят желто-серые унылые тона, ведь вокруг — пустыни и развалины. А вот, к примеру, вспышка зомби-эпидемии в Dead Island происходит на фоне райских декораций курортного острова, местные пейзажи «с открытки», залитые кровью и заполненные угрюмыми упырями вызывают очень сильные эмоции. А опустевшие мегаполисы из Enslaved: Odyssey to the West и вовсе радуют глаз буйной зеленью, цветами и солнечным светом — природа избавилась от губительного человеческого фактора и успешно поглотила острова бетона и асфальта.

Формальный конец света в играх не всегда означает конец человеческой цивилизации. В дилогии Aquanox люди привели в негодность сушу ядерными дуэлями и перебрались в океанские глубины, где прочно обосновались и продолжили свое излюбленное занятие: войны.

Отдельные элементы постапокалипсиса встречаются в проектах, рассказывающих не о конце света, а о других важных материях (S.T.A.L.K.E.R., Call of Duty: Ghosts, Resident Evil 2). Наконец, в производстве находится целая обойма игр в этом сеттинге. Обладатели PS4 с оправданным нетерпением ждут Horizon: Zero Dawn. Немецкие умельцы из Piranha Bytes отошли, наконец, от темного фэнтези и анонсировали проект Elex в сеттинге «после метеоритного удара». Совсем скоро можно будет опробовать Mad Max — открытый мир, автомобильные сражения и, естественно, постапокалипсис. О новом Fallout слышали, наверное, даже якутские оленеводы и австралийские бушмены. Тема востребована, разработчики трудятся, мы с радостью встречаем готовый продукт высокого качества. Главное, чтобы конец света оставался по ту сторону монитора.

Комментарии: 20
Ваш комментарий

В The Last of Us не цветочки, а грибы били. Автор, похоже, плохо понимает про что пишет.

5

какая то невнятная и поверхностная статья. жаль потраченных минут на прочтение

-8

"Вероятно, основная причина повышенного внимания к теме постапокалипсиса схожа с причиной популярности любого триллера или ужастика: обывателю просто необходимо пощекотать себе нервы и разогнать кровь в венах" - бред высшей степени. Совсем недавно в разделе блогов кто-то тоже вылаживал размышления на эту тему и касался более правильных материй - человек зажат и порабощен современным общественным укладом, вынужден выполнять множество обязанностей от работы и уплаты налогов до необходимости пополнять интернет. На подсознательном уровне многие желают освободиться от этой нагрузки, потому тема посткабздеца так популярна. " аж в 1951 год" - ахах, первые книги по этой тематике стали появляться середине 1800х, Напр. "Машина времени" Уэлса, 1895.

-25

Ruslander Ты это автору статьи напиши. Я это и так знаю.

-26

Ruslander Автор не знаком, но пишет про неё. Пусть запустит игру, там в начальном ролике название гриба упоминается. Зачем копировать сюда википедию не понятно.

-27

Domooo Streecs Кордицепс ,особый вид грибов заражающий муравьев ,прорастастает в их организме и управляя ими ищет новые места разрастания

-28

Автор, Дарксайедрс крайне далек от библейских сюжетов. Начиная от борьбы РАВНЫХ сил рая и ада, наличия опаленного совета, грифонов и прочих великанов, и заканчивая огромной мультивселенной с мириадами миров и собственной предысторией...

-29

"Гомо сапиенс" это как хомо сапиенс, только за однополые браки?

-30

> и как это не печально > не печально Дальше не читал.

-30

Какое-то галопом по Европам получилось. Хотелось бы повнятней.

-34

какой то наплыв ватных статей ни о чем. Вот зачем писать про что то, о чем не имеешь никакого представления

-35

О новом Fallout слышали, наверное, даже якутские оленеводы и австралийские бушмены.Улыбнуло)))

-35

Сосни бои обижены что на их недо-игру всем забить. По сравнении. с Фоллаутом, в tlou именно цветочки я не ягодки

-36

Описано хорошо но хотелось большего. Ps если продолжишь писать пробуй для начала играть в игры которые описываешь Ruslander прав

-36

Что-то прямо всё в кучу.. Тогда бы уж и Mass Effect докинул. Там же тоже конец света наступал. Мысль то понятная в статье. Но эти дебри не всем интересны. В статья для тех, кто в большинство этих игр не играл, а стоит попробовать.

-37

Streecs Так что ж ты сам не написал название?Автор просто не знаком с игрой походу

-38