Beholder

Между двух огней: рецензия на Beholder

Между двух огней: рецензия на Beholder

В тоталитарном государстве люди делятся на два типа: те, кто работает на него, и те, кто являются его жертвами. Очевидно, что в таких условиях всегда находятся люди, поддерживавших тиранию ради своей выгоды. Об этом и расскажет Beholder от студии Warm Lamp Games.

Beholder — игра необычная, поднимающая вопросы морали, максимально приближенные к реальности. По сути это такая смесь романа «1984» Джорджа Оруэлла и Советского Союза в самой нелицеприятной его форме. Вашего героя зовут Карл Штейн, и его только что назначили управляющим доходным домом в стране, где абсолютно все сферы деятельности контролирует государство, каждый день издавая маразматичные законы, запрещая импортные джинсы и философские трактаты. Предыдущего управляющего прямо на ваших глазах вытаскивают и бросают автозак, увозя в неизвестном направлении. Он не справился со своими обязанностями — теперь бразды правления придется взять вам. Но что именно не смог сделать ваш предшественник? Наверное, вы уже догадались. Он не смог уследить за своими жильцами.

Теперь это ваша обязанность: следить, расспрашивать, писать рапорты и характеристики тех, кто живет в доме в неизвестной стране за Железным занавесом. В общем, всячески быть нехорошим человеком и помогать тоталитарному режиму. Впрочем, этому имеется оправдание — у вас есть семья, которой нужно как-то выживать в условиях тотального дефицита всего. Но даже несмотря на это у вас все еще остается выбор.

В игре есть отсылки и на Papers, Please. Достаточно только всмотреться в концовку.

Игровое поле представляет собой трехэтажный доходный дом с шестью квартирами сверху и одной в цокольном этаже, где будете жить вы. Там же находится общая кухня и система теленаблюдения, расположенная в одной из укромных комнаток.

Перед тем как привезти вас в новый дом, вам дали экспериментальное лекарство, подарившее вам способность не спать, чтобы круглосуточно следить за соседями. Распорядок дня жильцов, впрочем, больше похож на обычный. Каждое утро они спускаются вниз позавтракать тем, что есть, и поехать на работу, куда их распределили. В этот момент вы, обладая всеми ключами в доме, можете обыскивать квартиры и устанавливать камеры, купленные во внутреннем магазине за очки влияния. Которые, в свою очередь, можно получить за выполнение заданий от правительства, своей семьи и, конечно же, местной повстанческой группировки.

Практически каждое задание имеет таймер. И если оно не будет выполнено в срок, являясь указанием правительства, то вас оштрафуют на деньги — основной ресурс в игре.

Beholder хоть и не блещет технологичностью, обладает атмосферным дизайном, где все персонажи изображены в виде черных фигур, а вокруг — мрак войны и запустения. Как в This War of Mine, которой, вероятно, создатели игры тоже вдохновлялись.

За деньги во внутреннем магазине можно купить инструменты для починки бытовой техники и мебели. Иногда случаются непредвиденные обстоятельства, из-за которых приходится все чинить. Также за деньги можно купить гораздо больше вещей у местного барыги, приходящего раз в день. В условиях тотального дефицита необходимые для решения запросов ваших жильцов и семьи вещи есть только у него. И стоят они, разумеется, дорого.

Зарабатывать деньги, конечно же, можно доносами. И если от желания купить шоколадку семье еще можно отказаться, то когда дочка заболеет пневмонией, а лекарства будут стоить двадцать тысяч, вы поймете: или вы работаете на правительство, или ваши родные умрут.

С первым рапортом в игре все очевидно: человек изготавливает наркотики и сам по себе довольно неприятен — такого и сдать не жалко. Но дальше вам придется идти на сделку со своей совестью. Как можно написать донос на профессора литературы, который дал нужные книги вашему сыну и, в целом, довольно мил? Конечно, некоторые ситуации можно будет решить в обход необходимости отправлять кого-то на расстрел, но далеко не все.

К сожалению, даже когда можно выбрать относительно хороший вариант решения проблемы, иногда приходится звонить «кому нужно». Все из-за странной сложности. Суммы денег нужны непомерные, и даже в случае, если вы не заплатите их, часть все равно отберут. Так, если вы не найдете пятнадцать тысяч на обучение сына в университете, вам придется самому заплатить за его отчисление. И если у вас не будет достаточной суммы — то все, конец. Главная причина конца игры в Beholder — это уход в минус, после чего вас обвинят в растрате и уничтожат вас и всю вашу семью.

Угроза исходит не только от тоталитарного аппарата, но и от ваших жильцов, которые тоже могут донести на вас или сделать другую подлянку.

За выполнение даже самых прибыльных заданий можно получить до пяти тысяч, а за шантаж ваших жильцов — и того меньше. При этом тратами вас забрасывают с первой же минуты. Оплатить счета, купить продукты, подкупить чиновника, купить предметы на задание. Не совсем понятно, как в этом мире выживают другие, у которых нет таких возможностей, как у вас. Поэтому выглядит это как минимум странно.

Кроме того, ваш выбор часто совершенно непредсказуемо влияет на игру. Так, неудачная афера с местным моряком не позволит вам спустя какое-то время решить другой вопрос. Это несколько расстраивает. В игре довольно большое количество заданий, но она полностью линейна. Уже после второго-третьего прохождения вы будете знать, как максимально эффективно решать те или иные задачи. В целом, у игры есть несколько вариантов прохождения, но какую концовку вы получите, будет решаться преимущественно в конце.

Если вдумчиво заниматься прохождением, то добраться до финала можно за десять часов, учитывая, что первые несколько раз вас будут расстреливать еще в самом начале из-за тех самых непредсказуемых результатов выбора.

Рецензируемая версия игры: PC
Драматичная история;
Моральный выбор;
Атмосфера;
Непредсказуемость последствий решений;
Относительная линейность;
Дисбаланс в сложности;
Вердикт: необычная, тяжелая и очень драматичная игра о выборе в тоталитарном государстве.
Павел Шаповал
об авторе
Пользователь пока ничего не написал о себе.
Нравится66
Комментарии (18)
B
i
u
Спойлер