на главную
об игре
Dark Souls 3 12.04.2016

Наследие Dark Souls: как рождался новый жанр

В последнее время мы часто вспоминаем Dark Souls. Обычно просто вскользь, как маленькую похвалу или правильный пример для подражания. Но, честно говоря, уж слишком часто. Возникло чувство, будто теперь многие игры либо стремятся быть как Dark Souls, либо что-то у нее заимствуют. Так что мы взяли и прикинули, насколько же большие масштабы этого подражания и насколько сильно японская ролевая игра вскружила головы как игроков, так и разработчиков.

Считается, что Dark Souls очень сложная. Что это такой злющий, прямо-таки адский хардкор для людей со стальной психикой. Отчасти, конечно, так и есть, но не совсем. Главная суть этой игры в том, что это даже не игра, а спорт. Это постоянные тренировки, четкое следование правилам, тактикам и легальным лайфхакам. Разница в том, что здесь за ошибки тренер бьет гантелей по голове. Прогресс по сюжету привязан к персонажу, и любые изменения внешнего мира нельзя переписать. Если убил торговца, то придется жить с этим. А вместо традиционного повествования преобладает нарративный дизайн. Тебе не столько рассказывают историю, сколько ты самостоятельно интерпретируешь то, что видишь и слышишь.

Наконец, здесь небанальный мультиплеер. Формально игра одиночная, но игроки могут оставлять друг другу записки и вторгаться в чужие игры, чтобы помочь с прохождением или наоборот, вызвать на PvP. Это все главные черты Dark Souls, которые теперь полностью или частично существуют в десятках игр.

По иронии, Dark Souls была не первой игрой, в которой присутствовали эти элементы. До нее была Demon’s Souls. Ее придумали те же люди из студии From Software. В ней все было ровно то же самое, только действие происходило в другой вселенной — в средневековом королевстве Болетария, на которое упал таинственный туман. Несмотря на хорошие отзывы, игра продавалась невероятно плохо. Это был провал. Поэтому серия Dark Souls стала, скорее, перезапуском концепта. И, к счастью, он оказался более успешным и быстро превратился в трилогию.

Среди первых подражателей оказалась сама From Software. Параллельно со второй частью «Темных душ» они работали над Bloodborne. Игра вышла в 2015 году и оказалась одним из самых мощных и популярных эксклюзивов PlayStation 4.

На первый взгляд Bloodborne — это викторианская версия Dark Souls, вдохновленная историями о Дракуле и немного творчеством Лавкрафта. Есть мнение, что Bloodborne — это идеальная Dark Souls. Авторы избавились от всего лишнего и просто спорного. Упростили прокачку и убрали кучу ненужного лута. На смену длинным кувыркам пришли быстрые отскоки. Пропала тяжелая броня со щитами, и поэтому исчез упор на оборону в боевой системе. Бои стали динамичнее, эффектнее, а тайминг — важнее. Правда, это немного испортило PvP, которое превратилось в хаотичное закликивание, но это единственное, к чему можно придраться во всей игре. Ее продолжение, по слухам, выйдет в этом году.

Первые конкуренты From Software появились оттуда, откуда не ждали. Ими оказались поляки из City Interactive и немцы из Deck13 Interactive. За полгода до Bloodborne они выпустили Lords of the Fallen, которая оказалась лучшей игрой для обеих студий. В целом они правильно поняли, что и как нужно копировать. На мультиплеер не хватило то ли смелости, то ли ресурсов, но боевка, локации, боссы и прокачка были сделаны по тем же принципам. Разница была в деталях, и, по иронии, они как раз делали игру проще. Можно сказать, добрее. Она оставалась хардкорной, но все-таки не дотягивала до сложности Dark Souls.

А еще там ужасно банальный сеттинг. Это было типичное пафосное фентези про демонов, угрожающих миру, и нужно было сражаться против них в не менее типичном ледяном замке. Скукота. Не было никакого желания исследовать мир. Даже несмотря на то, что дизайнеры старались. Это был главный минус игры. Но разработчики утверждают, что исправятся в следующей части. Ее как раз обещают в этом году.

Правда, новых «Лордов» делают уже исключительно поляки. Немцы отделились от них, чтобы делать другой клон Dark Souls. Называется он The Surge и рассказывает о мрачном будущем. Действие происходит на территории огромного заводского комплекса, где случилась авария и все сошли с ума. В The Surge очень запутанные, но компактные карты, прямо как в первой части «Темных душ», а боевка похожа на Bloodborne. В целом игра хранит верность хардкору, но местами, как и «Лорды», проще и комфортнее. Прокачка минимальна и построена по принципу свободных ячеек. Есть немного читерские добивания, и в местах сохранения можно также сохранять опыт.

Последняя высокобюджетная игра в списке подражателей — японская Nioh. Но ее можно называть клоном только с большими оговорками. Она придумана на основе недописанного сценария легендарного кинорежиссера Акиры Куросавы и рассказывает фентезийную историю про реального английского мореплавателя Уильяма Адамса. Считается, что он первым из британцев достиг Японии. Случилось это в 1600 году.

Nioh многое взяла у Dark Souls, но кардинально поменяла акценты. Например, выносливость стала важнее здоровья. Если она заканчивается, герой становится очень уязвимым. А знакомая боевая система усложнилась тремя типами боевых стоек, которые нужно постоянно менять. Сложные комбинации ударов стали ее сутью. Nioh — это уже даже не ролевая игра, а слэшер, и она сложнее даже Bloodborne. еще в ней гигантское количество ненужного шмота и плохая подача истории.

Зато малобюджетных клонов Dark Souls — тьма. Мелкие разработчики растащили игру по частям и воплотили в самом разном виде.

Поначалу возбудились создатели всяких roguelike, то есть ролевых экшенов с перманентной смертью и случайно генерацией чего-нибудь. Например, вышла Necropolis. Она аккуратно скопировала боевую систему и вписала ее в бессюжетный гринд. Нужно ходить по холодным мультяшным, случайно сгенерированным подземельям, избегать ловушек и убивать скелеты ради фана. Можно собирать шмот, но его немного. Это развлечение для тех, кто просто хочет драться, причем в компании с кем-нибудь.

В 2013 году прямо на Е3 анонсировали атмосферный roguelike Below. Обещали мистический мир, душевное блуждание по загадочному острову, отрезанному от мира. Плюс, перманентную смерть и брутальную, но честную боевку. Но спустя несколько лет разработка перестала подавать признаки жизни.

Какое-то время казалось, та же судьба сложилась у Perish. Игру анонсировали в 2014. В ней одинокий рыцарь бегал по атмосферному разрушенному миру и с трудом в нем выживал. Разработчики тоже обещали перманентную смерть и случайную генерацию, а в качестве основного источника вдохновения называли Dark Souls и Spelunky. Игра до сих пор не вышла, но полгода назад разработчики вышли на связь и заявили, что по-прежнему над ней работают. Возможно, не все потеряно.

Некоторые студии старались копировать Dark Souls почти целиком, но в 2D. Таким образом родилась, во-первых, Salt and Sanctuary. Там все то же самое, плюс это немного платформер. То есть, умираешь не только от удара по голове, но и просто потому что недопрыгнул. Во-вторых, это Shrouded in Sanity. Там тоже все знакомо. Хотя по картинке напоминает Castlevania. Место действия — готичный замок, а главный герой похож на Леона Бельмонта. Или, как вариант, на Сефирота из Final Fantasy 7. Логично было бы ожидать, что здесь тоже заставят прыгать по платформам, но нет. Вместо них есть ловушки. Но, по большому счету, это такая же подлость, что и платформы.

Есть еще Momodora: Reverie Under the Moonlight. Внешне на похожа на милый платформер Cave Story, а по жанру это метроидвания. Dark Souls она прямо не копирует, но многое в ней явно сделано под ее влиянием, и сделано очень хорошо.

Точно так же по духу похожа Hyper Light Drifter. Официально ее называют последователем The Legend of Zelda, но при этом она следует буквально всем принципам Dark Souls, и это не может быть совпадением. В ней такая же подача истории через локации и случайные встречи. Боевка так же построена на продуманных ударах и перекатах, и сделан сильный упор на исследование локаций, на уникальных боссов. А повсюду множество секретов, за которые почти всегда нужно платить. Игра очень красивая, депрессивная и трудная.

Забавно, что этом году выходит такая игра, как Death’s Gambit. Невооруженным глазом видно, что она подражает и Hyper Light Drifter, и Dark Souls. В первом случае она скопировала главного героя и в целом стилистику, во втором случае — механику. Что из этого получится, пока неясно.

На Hyper Light Drifter еще очень похожая Titan Souls, которая вышла годом ранее. Название уже намекает. Ее авторы оказались не очень амбициозными людьми, поэтому сделали игру тупо про боссов. Мы ходим по пустому, но симпатичному миру и убиваем разных уникальных титанов. А потом собираем их души. Разумеется, играть в это больно.

Также было два случая, когда Dark Souls переделали под серьезную изометрическую RPG. Это вышедшая пару месяцев назад Davyria: Heroes of Eternity, которая подражает ей почти во всем. И это более успешная Exanima, в которой, ко всему прочему, большую роль играет физика. Правда, разработчики явно схватили слишком большой кусок пирога. Exanima уже два года находится в раннем доступе, и до финала ей далеко.

Ну, и конечно, есть прошлогодняя DarkMaus. Это единственный клон Dark Souls, в котором нашлась самоирония. Потому что он про мышей. Именно они бегают по темным лабиринтами, греются у костров и с умом сражаются на копьях. Сделано чисто фанатами для фанатов. Почти как Malebolgia — дешевая, кривая, но атмосферная выживалка в холодном замке. Ее тоже можно советовать только фанатам Souls.

Когда этим самым фанатам надоест, неизвестно. Сложно сказать, надоест ли вообще. Мейнстрим много лет испытывал дефицит хардкора, и теперь на него огромный спрос. Ко всему упомянутому можно добавить еще две игры в духе Souls, которые пока не вышли. Это изометрическое приключение EITR и депрессивная выживалка в открытом мире Ashen. Но на них, конечно, все не закончится. Теперь очевидно, что Dark Souls — это такой же феномен как Diablo. Ее будут клонировать вечно. Всегда будут люди, готовые в такое играть, потому что механика, придуманная From Software, идеальна сама по себе. Она прекрасно чувствует себя где угодно. И нам кажется, это прекрасно.

Комментарии: 39
Ваш комментарий

Знаю, что отхвачу минусов, но всё равно напишу: DS не создала новый жанр. DS - лишь комбинация элементов различных игр.

25

Не выйди в свое время Зельды и Метройда, и не было бы вашего дарк соулса. Так, что не надо мне тут заливать про революции в жанре и тд. Плюс хардкор. Те кто вырос на сеге и денди, ни за, что не скажут, что это прям такой хардкор. Игра, как игра, такая, какая должна быть. феномен как Diablo У диабло ноги из Гаунтлета растут, только почему-то никто этого не вспоминает.

17
Есть мнение, что Bloodborne — это идеальная Dark Souls. Авторы избавились от всего лишнего и просто спорного. Упростили прокачку и убрали кучу ненужного лута... Бои стали динамичнее, эффектнее, а тайминг — важнее.

Полностью согласен. Именно поэтому Bloodborne так понравился, в то время как в Dark Souls играть не могу.

8

FallenGhost Но есть все таки в Бладборне одна очень спорная и, как я считаю ненужная вещь - гребаные лабиринты. Ладно, я понял бы еще, что, если бы это было бы пару данжей с весьма сильными боссами и ценным лутом, но это наискучнейшая фигня. Я думал Бладборн разлюблю пока до королевы добрался.

2

Кьюкусенкай Поддержу. Я когда увидел надгробия - подумал, ну 6 данжей будет. Каждый следующий будет просто сложнее и все. А потом когда понял что и как - был разочарован. За трофеями в играх я не гонюсь, но в ББ у меня до платины оставался как-раз этот трофей, который дается за убийство Королевы Ярнам. Если кратко - это самые скучные и нудные 12 часов(при условии, что я проходил один), проведенные в данной игре. Хорошо, что хоть для прохождения игры эти подземелья не нужны. Еще мне не понравилось отсутствие паузы в игре. Это дико бесило.

3

FallenGhost Тоже согласен. Но лучшая боёвка (лично для меня) - Nioh: три стойки, от которых зависит мувсет оружий, урон и скорость атак и даже анимация переката, различные приёмы, живое оружие, магия оммёдо, ниндзюцу, эффективный дальний бой (в отличии от DS, где он бесполезен, и Bloodborne, где нужен только начальный пистолет для паррирования), возможность как уклоняться так и блокировать, вкупе с динамичностью и строгим соблюдением механик (на любого противника можно наложить дебафф; у всех может закончится ки, и противник станет уязвим, et cetera) дают разнообразные и интересные бои.

1

Тайра-но Тэкэси Для меня боевка в ББ легче, чем в ДС (щиты эти не нравятся). Да что там говорить, я в ББ даже ни разу не использовал охотничьи инструменты. Полагаюсь только на пилу-топор и пистолет. А то, что ты описал из Нио - наверное еще сложнее, чем в ДС.

6

FallenGhost Чтоб пройти Bloodborne мне нужны были: Охотничий Пистолет (первый, который берётся во Сне Охотника), Секира Охотника и Тонитрус. Всё. Однако, BB меня торкнула сильнее чем DS.

5

Ну тогда уж "наследие Demon's souls"

8

Из студия from software, поправьте

5

Можно долго спорить на тему "DS это революция или нет" ну и тому подобное, А есть ли смысл в этом, говорить что одна игра плагиатит другую ? Да, их можно сравнивать и всё такое, но нельзя же говорить что украли (автор блога такого не писал, я пытаюсь написать в общем виде) И опять да, DS была тогда просто нереальной...... Но я лишь скажу одно.... Я БОШИИСТ !!!

4

Эх, поскорей бы в Bloodborne 2 зарубиться =) На E3 ждем анонса! Nioh только поначалу хардкорная, когда не прокачанный и с голой жопой бегаешь. Если правильно навыки вкачать и правильный шмот надеть тогда игра проходится легко, при наличии спинномозговых рефлексов естественно. Но DLC сложный, особенно последний босс сексапильная Мария =)

3

А почему все считают Dark Souls и Demon Souls прародителем жанра? В начале нулевых была очень популярной Blade Of Darkness. Я когда впервые увидел Dark Souls, то первая мысля была - эти ребята явно вдохновлялись BOD. Такая же хардкорная рпг со сложной механикой боя, где не прощались ошибки, регенерились враги после смерти и сохранятся можно было в определнных местах.

3

Хайп жи. А че было после выхода 1 Modern Warfare?

2

Вообще если намко бандай не просрет все полимеры, идейным наследником(а не тупым малобюджетным клоном) дса вполне может стать еще и Code Vein.

1

dark souls не представляет собой ничего нового в жанре и уж тем более, ничего не изобретает. тот же king's field\shadow tower, только от третьего лица и с перекатами. в первом соулсе даже монстров из KF брали.

1

Вышла еще довольно интересная "Dead Cells"

1

HelloHeaven Вчера купил ее Игра огонь. В ней кстати есть подобие костров как в Дарк Соулсе? З.Ы. Ghost and Goblins зацените)

0

mcbrut Я пока по ютубу играю (жду русика), есть места сохранения однозначно!

0

Странно, что про прошлые игры от фромов забыли. Про серию King's Field и Shadow Tower + еще какие-то игры были, тоже были хардкорными и некоторые вещи оттуда перекочевали в дарк соулс и бб. Типа врагов грибов или традиционный Меч лунного света.

1

Не важно, что это уже всё было до Dark Souls. Важно, что когда вспоминают об этом вот "обо всём" – первым на ум приходит именно Dark Souls. Так же, как если при упоминании Рок'н'ролла первым вспоминают Элвиса Пресли.

1

На денди есть игра Ниндзя Коты. Хз какого года, но и хардкора и больших боссов там хватает. Не говорю что кто то что то заимствует, просто это обычная японищина. Ну фетиш у них такой

0

UltimatumPC93 Battle toads тоже немало нервов потратили в свое время.

3
А знакомая боевая система усложнилась тремя типами боевых стоек, которые нужно постоянно менять.

Вот я сомневаюсь, что нужно. Может меня заминисуют, мол, сам не играл.... Ну короче там один чувак с одного канала сказал что они не нужны)

0
Несмотря на хорошие отзывы, игра продавалась невероятно плохо. Это был провал. Поэтому серия Dark Souls стала, скорее, перезапуском концепта. И, к счастью, он оказался более успешным и быстро превратился в трилогию.

1,82 млн копий это провал? http://www.vgchartz.com/gamedb/?name=demon%27s+souls Просто после успеха первой игры, решили его развить и на Xbox360. Права на название Demon's Souls было у сони. А так выйди следующая часть не на пк, я бы скорее всего пропустил эту серию игр. После прохождения дарк соулса, купил следом пс3 и Демон Соулс. По всем параметрам была не хуже. А вообще да, игры от студии выходили еще с пс1, но там был вид от 1 лица. Нигде в клубах не видел кингс филда. В те годы вряд-ли бы и зацепило. Еще не упомянули из похожих игр Dragon's Dogma. По поводу игр. Как поклонник Готики 2, не мог оторваться от первого дарк соулса в момент релиза на пк. Сам мир чем-то завлёк. Плюс сумасшедшие японские боссы и враги. Смерти только подстёгивали идти дальше, менять тактику, вес снаряжения. Демонс Соулс брал лицуху за 899 рублей кажись и дарк соулс 2 на старте для третьей плойки за 2599 в железном боксе. А вот с Дарк Соулс 3 как-то охладел к серии. Может после Ведьмака 3 уже тяжело воспринималась. Тем не менее прошел, но скорее через силу. Много спорных моментов, боссов. Повторение пройденного. Концепт Bloodborne как-то не впечатлил. Хотя лично не играл, так как не имею пс4. Любая трилогия должна закончиться вовремя. Для меня серия изжила себя, но тем не менее подарила в сумме наверно часов 200 приятного времяпровождения.

0

Новый жанр, да? Blade of darkness

0

Слишком много уж копий на шедевр только за этот год 5 игр выходит таких ) 1) Блудборн ( по слухам ) Лордс оф Фален 2 , Серч , Ниох , Вампайр .

0

"Случилось это в тысячу шесотом году". Диктор такой диктор

0

М... я слоу, но статья годная.

0

Для меня ДС1 и ББ это да, шедевры. А ДС2 и ДС3 уже не то, нет в них той темной души :)

-1

фелаут 4й тоже не хуже на выживании не поспал мочало начинай с начало-сколько там боли!

-1

Без разницы создал Соулс новый жанр или нет, факт, что это одна из лучших игровых серий, где можно залипнуть надолго, а удовольствие в конце можно сравнить разве что с половым актом

-4

Но эталон создали как раз from software, а не Nintendo :/

-6

uiops Шта? Я не ослышался? Серьезно? Обосновать сможешь или так ляпнул? Единственное, что создала фром софтвар - это моду на "хардкор" среди школьников, которые привыкли к казульству. ДС вышел в удачное время не более. Сетитинг и подача в игре - это да! Но вот говорить, что там эталонная механика.... багов и косяков в управлении там слишком дофига для эталона.

7

Кьюкусенкай

Кьюкусенкай написал: багов и косяков в управлении там слишком дофига для эталона.

Там не только дофига косяков но и сама геймплейная механика строится на таймингах и косяках. когда у врагов есть радиусы агра и можно заковырять особо толстых противников просто лупя их а потом отбегая/ повторить до победного.

4