Не туда: рецензия на Stories Untold

Не туда: рецензия на Stories Untold

В узких кругах на StoriesUntold возлагали определенные надежды. На ее стороне были винтажный стиль и ностальгия по темным ламповым вечерам с ZX Spectum — на текущий день это уже немало. Но что-то пошло не так.

Игра разбита на четыре эпизода, каждый из которых начинается с заставки в духе сериала «Очень странные дела». Потом появляется стол, телевизор, загорается экран, и ты начинаешь игру в игре. Пробираешься по текстовому хоррору под названием «Заброшенный дом», а на столе моргает свет, путаются цифры на часах, и за спиной раздаются подозрительные шорохи.

В плане подачи первый эпизод кажется гениальным. Он переосмысливает опыт текстовых адвенчур, создавая уникальный интерактив и возвращая забытые ощущения из детства, когда страшилки казались реальнее, под кроватью кто-то сидел, а мигание лампы и скрипы в доме вызывали паранойю. В какой-то момент мистика пробирается из одной реальности в другую, и эта многослойность начинает строить неожиданные парадоксы, в результате приводя к действительно крутому финалу.

Тут легко обрадоваться и не заметить, что текстовый квест на самом деле был не очень правильным: сюжет оказался линейным, а свободы дали немного. Распознавание команд работало немного странно, иногда игнорируя очевидные синонимы, но в то же время авторы явно не хотели какого-либо хардкора. В основном эпизод проходился простыми командами типа "go" и "go back", "read", "use", "open" и, конечно, самой частой — "look around". Причем нередко существительное было важнее глагола, а мелочи вроде артиклей игнорировались вообще.

Тем не менее, после первой серии хочешь сразу залпом пройти все остальные. Но внезапно игра уходит в сторону: второй эпизод — многоступенчатая научная операция в некой лаборатории, а третий эпизод — форс-мажор на отдаленной метеостанции. В одном случае ты настраиваешь оборудование, крутишь и нажимаешь кнопочки. Типа, стадия эксперимента номер один, потом стадия два, потом стадия три. Включить рентген — выключить рентген, добавить мощность — убавить мощность. А во втором случае ты сидишь в будке, за окном зима, шторм и какая-то опасная тварь, и ты должен срочно передавать информацию сначала одной станции, потом другой. Все везде закодировано, поэтому ловишь пароли на разных частотах и копаешься в документации. Шифры могут подавать и азбукой Морзе, и через натовский фонетический алфавит. Мне даже пришлось делать записи в блокноте.

Но в одном случае еще проскакивает текстовый квест, а в другом — уже нет. Его заменяет своеобразная увлекательная рутина в духе «собери шкаф из „Икеи“». Понемногу закрадывается разочарование, но синтвейв еще звучит в ушах, за окном по-прежнему метель, а в сюжете ни черта не понятно, но жутко и загадочно. Похоже на небанальный пересказ всех классических трэшевых хорроров из 80-х — всегда за приборами, с клавиатурой под рукой.

Идиллия длится до тех пор, пока разработчики не решают, что пора объясниться. В сидячую адвенчуру влезает хоррор-бродилка, а разрозненные новеллы собираются в самую банальную драму на свете. В четвертом акте в одночасье умирает и атмосфера, и геймплей — то есть, ломается все. Формально половину времени снова занимает текстовый квест из первого эпизода, в который даже добавили больше свободы, но ностальгировать уже не хочется, теплая ламповая атмосфера скомпрометирована, а интрига убита.

Разгадка опошляет все, что было до нее, и ты уже мучаешься в той же степени, что и главный герой, но в отличие от него — от жуткого разочарования, от ощущения обмана. В конце концов, Stories Untold возвращается к своей заставке, смягчая ситуацию, но ты понимаешь, что надо было бросить игру сразу после первого эпизода. В крайнем случае после третьего, когда она уже начала портиться, но это было неочевидно.

Все-таки нужно уметь останавливаться, ценить малое и помнить, что недосказанность иногда на порядок лучше наличия ответов.

Выражаем благодарность развлекательной платфоме и магазину игр GOG.COM за предоставленную для написания рецензии копию игры.

Рецензируемая версия игры: PC
  • Отчасти душевно;
  • Отчасти страшно;
  • Отчасти изобретательно;
  • Отчасти небанально;
  • Четвертый эпизод;
Гоша Берлинский
Автор:
Вердикт: перемудрили.
Нравится59
Комментарии (6)
B
i
u
Спойлер