Непобедимый воин: выдумки и правда от разработчиков игр

Создатели видеоигр нередко вдохновляются воителями различных эпох и народов. Нам дают возможность почувствовать себя почти настоящим самураем, рыцарем Западной Европы или флибустьером XVII века. При этом сценаристы и дизайнеры ожидаемо допускают массу исторических неточностей, что вполне понятно и даже обоснованно, ведь увлекательный игровой процесс требует жертв. На этом тему можно было бы и закрыть, но среди разработчиков всегда найдутся те, кто подходят к реализму со всей серьезностью. Возникающий при появлении игр с претензией на достоверность контраст с иными бесшабашными проектами заставил нас обратить внимание на несколько ярких примеров из военной истории цивилизации и из короткой, но яркой истории геймдева.

Римские гладиусы и центурионы-одиночки

Римская республика (позже — империя) обрела свое могущество благодаря своим легионам. Кинематограф и видеоигры не раз и не два приглашали нас в Рим и демонстрировали легионеров за работой. Слэшер Ryse: Son of Rome удивил великолепными декорациями и потрясающей хореографией боев. Через толпы противников центурион Марий прорубается коротким мечом, известным как гладиус или гладий.

Порадовавшись за центуриона, обратимся все-таки к истории: легионеры действительно имели при себе обоюдоострый гладиус, но это оружие всегда было второстепенным, зачастую использовалось как вспомогательное (чтобы оказывать, к примеру, последнюю немедицинскую помощь раненым врагам). Легионеры дрались копьями, как, впрочем, большинство воинов античности. Фрэнк Миллер и Зак Снайдер отлично показали этот жестокий процесс в «300 спартанцев»; бойцы царя Леонида берутся за мечи только тогда, когда бой копьем уже невозможен. Легионеры Рима практиковали использование мечей в сомкнутом строю, но в Son of Rome, Shadow of Rome и прочих играх этой тематики герои рубят противника в гордом одиночестве.

Спартанский воин из консольной Spartan: Total Warrior от английской команды Creative Assembly бросается в бой чуть ли не с чапаевской шашкой — исторически правильное копье забыто и здесь. Впрочем, именно Creative Assembly в своей главной серии Total War показала-таки легендарные легионерские пилумы — утяжеленные дротики. В Rome: Total War каждый отряд римских легионеров начинал бой с обязательного броска пилумов во врага.

Настоящие ассасины

Средневековые ассасины, которых французы из Ubisoft называют прообразом Братства из Assassin’s Creed — вообще отдельная тема для разговора. Можно было бы с чистой совестью сказать, что исторические убийцы не имеют ничего общего с героями упомянутой серии игр, но не все так просто. Серия об акробатах в капюшонах имеет точки соприкосновения с реальной историей. Государство исмаилитов, ставших известными как ассасины, достигло пика могущества во времена крестовых походов. Настоящие ассасины под руководством хитроумного проповедника Хасана ибн Саббаха успешно использовали шпионаж, диверсии и убийства высокопоставленных государственных и светских деятелей; Альтаир, Эцио и Арно коротали деньки примерно в таких же занятиях.

Подопечные Саббаха изучали искусство фехтования и стрельбы из лука, изготовление ядов, языки и культуру. Чтобы подобраться к жертве, они становились частью толпы, сообщества, отдельного города. Известны случаи, когда ассасины принимали христианство и несколько лет вели безукоризненно набожный образ жизни — все для того, чтобы пырнуть кинжалом европейского князя во время церковной службы. Все герои Assassin’s Creed тоже стараются выглядеть обычными кусочками повседневной городской мозаики, и с первой игры бренда эта особенность преподносилась, как одна из ключевых.

И о главном: настоящие ассасины из Средневековья никогда не были воинами, в отличие от наших игровых любимцев. По сути, они были террористами-смертниками. Достигнув цели, зачастую они даже не пытались скрыться — уж очень им хотелось попасть в обещанные проповедником райские сады к озабоченным дамам. Играть за религиозного фанатика нам, к счастью, никто не предлагает.

Коварство ниндзя

Прославленные массовой культурой японские воины ночи — ниндзя — могут похвастаться как примерами абсолютно фантастических видеоигр на тему их нелегкого ремесла, так и проектами с претензией на реалистичность. Зачастую разработчики берут лишь образ ниндзя и внешнюю атрибутику — уж больно колоритные картинки выходят из-под электронного пера дизайнеров! Угарный экшен в Ninja Gaiden, Shinobi или Ninja Blade от венценосной команды From Software смотрится и играется на ура, но, как говорят высоко в горах: «Нэт, нэ так всё било!». На радость знатокам ниндзюцу, существует немало проектов, позволяющих стать настоящим воином-невидимкой. Умение обращаться с оружием было возведено у ниндзя в абсолют. Появлению таких невероятных мастеров поспособствовало сочетание времени и места: японские острова славились боевыми искусствами, а к XIII веку, когда ниндзюцу окончательно сформировалось, страна вступила в эпоху длительных, непрекращающихся феодальных войн. Ниндзя оказались очень востребованы, и их навыки постоянно совершенствовались. Но в играх, как и в кино, часто забывают о важнейшей детали: ниндзя всегда стремились избежать открытого боя. Серия видеоигр Tenchu, проект Shinobido: Way of the Ninja, и особенно двухмерный хит Mark of the Ninja дают отличную возможность для скрытого стиля игры. Как и в настоящей практике ниндзюцу, игроку выгоднее оставаться невидимым, чем вступать в разборки с охраной.

К тому же, если речь заходит об открытой стычке с настоящим самураем, реальный ниндзя знает, что его шансы невелики. Известен случай, когда один из ниндзя был вынужден вызвать на поединок знатного самурая для защиты интересов своего клана. По договору, в случае гибели на дуэли самурая, все претензии с клана снимались. Вскоре после начала поединка ниндзя был повержен. Победитель заметил, что в рукоять дешевого меча соперника вставлен большой драгоценный камень. Самурай подобрал меч, чтобы рассмотреть украшение. В этот момент пришел в действие скрытый в рукояти механизм, и в ладонь самурая вонзилась отравленная игла. Ниндзя знал, что погибнет, и победил ценой жизни. Но разработчиков игр такое положение вещей часто не устраивает, и самураи падают под ударами ниндзя как гости в конце славянской свадьбы.

Викинги без кораблей

Больше всего повезло таким колоритным персонажам военной истории, как викинги. Что бы ни нафантазировали создатели видеоигр (за исключением чистой фантастики), их представления не сильно расходятся с реальностью. Правда, рогатые шлемы викинги не носили — их придумали обиженные христиане, видевшие в северянах настоящих чертей. На экранах мониторов викинги предстают вооруженными до зубов гигантами.

Оружейное ремесло в Скандинавии действительно было хорошо развито, особенно на фоне примитивных западноевропейских технологий раннего Средневековья. Кропотливые исследования показали, что средний рост шведов и датчан действительно превосходил рост британцев. На целых 8 сантиметров, а в средние века, когда «великаны» ростом 170 сантиметров были редкостью, это ощутимая разница. Причиной тому можно назвать естественный отбор — слабые дети в неприветливых северных землях попросту не выживали.

Досадно, но часто разработчики забывают, что само слово «викинг» означает «человек из бухты» или «мореход»; северные воины мелькают на экранах в отрыве от кораблей. Хотя, если покопаться в архивах, можно вспомнить экшен Beowulf: The Game. Там герой скандинавского эпоса весело горланил песню, задавая ритм гребцам драккара, а в одной из миссий вел корабль через ледяные торосы.

Вестерны и стрельба «с двух рук»

Брутальные ковбои Дикого Запада исправно служат источником вдохновения для разработчиков игр всего мира. Образ сурового мужчины с двумя револьверами на поясе недалеко ушел от действительности. Американцы действительно обживали свою страну с оружием в руках. Неспроста и в наши дни в 31 штате из 51 законом разрешено ношение огнестрельного оружия. И хотя само слово «ковбой» можно перевести как «парень при коровах», эти самые ковбои нередко использовали револьверы, чтобы сохранить при себе тех самых коров.

Честь и хвала Rockstar Games — именно она наиболее убедительно показала жизнь мужчины в расцвете сил на Диком Западе. В блокбастере Red Dead Redemption, помимо всевозможных разборок, игрокам приходилось заниматься настоящим ковбойским трудом: перегонять стада, отгонять кровожадных койотов и ловить мустангов в прериях.

Хватало и стрельбы — именно к ней в игровых вестернах чаще всего возникают вопросы. Помните, как герой становился смертоносным ураганом, ухватив два револьвера в серии Call of Juarez? Палить из двух стволов действительно весело, но в реальности курок револьвера нужно взводить после каждого выстрела. Можно, конечно, произвести так называемый «выстрел самовзводом», но в этом случае усилием одного пальца условный ковбой должен привести в действие весь ударно-спусковой механизм. То есть, нажатием на спусковой крючок взвести курок револьвера, и только затем спустить его. О скорости стрельбы и ее точности речи идти не может. Безымянный стрелок-Иствуд в классических вестернах всегда взводил курок ладонью левой руки, держа оружие в правой.

И все бы ничего — геймеры народ понятливый — главное, чтобы процесс игры от реализма не пострадал. Но недавно скромная, но увлекательная игра 12 Is Better Than 6 выдала маленькую революцию: прикрепила к правой кнопке мыши функцию взведения курка. Перестрелки заиграли новыми красками с оттенком реализма.

Что важнее: увлекательность игры или ее достоверность — личное дело каждого. Перефразируя Владимира Маяковского, скажем: больше игр, хороших и разных!

Комментарии: 45
Ваш комментарий

Хочу сказать, что все сказанное человеком сверху - истинная правда. ;))

129

Klinokol воистину глаголим )

1

Очень интересно было читать. Побольше бы подобных блогов.

80

__MET__ Ага, как же. Лучше блоги со срачем добавят.

3

Эммм... Римские легионеры дрались Копьями ? Парень.... потри свою статью. У них были вспомогательные войска с копьями, против кавалерии. Сами же легионеры были вооружены Пилумами, метательными дротиками. Плюс у них был огромный щит, поэтому он и идеально сочитался с коротким мечём. Плюс легионы широко использовали "артилерию" ( да-да Артилерию... именнно они так называли свои катапульты , балисты и прочее) от них это название пошло. Римляне были именно мастерами пехотного боя. Потом, после развала Империи и т.п. в средневековье стали использовать широко коней. Т.к. управление тяжелой пехотой было сложнее и самое главное для этого не подходили холопы ,а нужна была многолетняя подготовка и опыт военный. поэтому в римское время очень ценились легионеры-ветераны. Самое главное.. не надо путать Римлям и греков. У них абсолютно отличались тактики пехоты. У греком в основе была Фалагна. И гоплиты ( от щита "гоплон" ) Они были вооружены 3-х метровым копьём. Македонцы же усовершенствовали фалангу. Сделав её значительно сильнее.

68

Anddruxa Это каким же образом короткие мечи сочетаются со стенными щитами? Edit: ладно, вспылил, был неправ. И правда, мечи и дротики

7

Anddruxa У них разделения на виды войск было до реформы Гая Мария. Потом легкие кавалерия и пехота стали отдельным вспомогательным родом войск, а копьеносцы входили в состав легиона. Так что вы оба правы. Первые линии всегда использовали копья (хотя и имели с собой мечи), а ветераны, стоящие в середине построения предпочитали уже гладиусы или мукро.

13

Mefetran А я что написал ? были копьеносцы. но они не были основной силой, а в основном против кавалерии.

5

Serafim_94 Прекрасно сочитаются. Выставив щит спереди, легионер мог, свободно наносить быстрые колющие удары над щитом, в лицо и грудь, наступающему противнику или же справа, нанося смертоносный укол в бок врагу. Короткая длина "гладиев", позволяла свободно управляться с ним одной рукой, благодаря прекрасному баллансу клинка и малому весу. "Военная машина" Рима, зачастую использовала оборонительную тактику, выманивая врага на себя катапультами или же удерживая деревни и города неприятеля в осаде долгое время, вследсвии чего, сопернику приходилось идти в наступления на "стены" красных щитов. Вспомогательные отряды "велитов" обстреливали из тыла врага дротиками (лучников в Риме стали использовать довольно поздно). Кавалерия же, наносила смертельные удары с флангов и в тыл врага, уничтожая конницу неприятеля, стрелков или же наиболее тяжелые и стойкие отряды противника.

2

Ничто не истинно, все дозволено.

24

все показанное в серии Assassin's Creed - истинная правда Поржал от души.

24

Глядишь в 2300м году, компания подобная юбисофт, даст прочуствовать на себе роль праведника ИГИЛ - Альтаира из Сирии 2015 года, который придумывает хитрый план против Медведева по обходу блокировки рутрекера, лурки и т.д., и поломке рояля для Путина. То-то школоло будет радо. Shkololo, shkololo never changes =)

10

А еще в CS:GO добавили револьвер со взводом. Реализм

8

Хорошие игры привели в пример, картинка 1 особенно понравилась (вероятно в фильме Кредо Убийц, будут использовать картинку ту, или нет, ну не суть, главное тема.)

7

Mefetran Какая основная сила копейщики? какой первый удар на себя ? Ты чего такое пишеш ? Ты ещё напиши что они в основном пользовались фалангой как основное постоение... Посижу поржу на досуге )

6

Anddruxa Именно копейщики, именно первый удар. И я тебе говорю о римской армии после реформ Мария. Когда легион перестал делиться на классы, согласно боевому опыту. Когда когорты заменили манипулы в качестве основного тактического подразделения.

3

Mefetran Ну понятно. С тобой нет смысла спорить. "Копейщик" ты наш.

5

Anddruxa А все просто, почитай Зелинского и Конноли, тогда и спорь уже. А так ты выглядишь глупо, голословно утверждая какую-то херню.

-5

на ПГ хорошая статья. я в шоке. спасибо.

6

Мне всегда нравились игры с историческим сюжетом больше чем фэнтези. Будь то стратегия, RPG, шутер или что нибудь другое. Хотя я не очень люблю когда разработчики отходит от реализма или исторической хронике.

4

В первой части Assassin’s Creed Уоррен Видик как то говорит нашему герою что исторические факты могут быть написаны любым и для чего угодно. Ничто не истина и все дозволено.

4

Кто-нибудь объяснит почему ниндзя "хуже" самурая в бою? Если учесть, что (цитаты из статьи) "Умение обращаться с оружием было возведено у ниндзя в абсолют" и "их навыки постоянно совершенствовались". Я понимаю, что ниндзя это шпионы и мастера скрытого убийства, но все же не вяжется, что они намного хуже самурая в бое на мечах. И те и те тренировались ведь. Подскажите, знатоки.

3

HamataYoshi Обмундирование. Самураи использовали значительно более эффективные доспехи и они практиковались в ведении ближнего боя, в отличии от ниндзя, для которых была задача нанести удар и скрыться. Грубо: ниндзя были на ваншот, в остальных случаях самурай лучше.

8

HamataYoshi Я предполагаю, что это связано с тем, что самураи были из высшего сословия и тренировались искусству боя с самого детства. В то время как ниндзя происходили из низшего сословия, потому они и учились использовать сель-хоз инструменты как оружия (те же камы). Также ниндзя не обучались с детства насколько я знаю, посему уже проигрывали участвующим в частых войнах самураям. Ну и в заключение, ниндзя в первую очередь были убийцами-диверсантами. Их учили пользоваться оружием, но куда больше учили незаметно убивать, подкрадываться и скрываться. самурай же полностью посвящал себя боевому искусству.

8

HamataYoshi Наверное имелось ввиду, что ниндзя специалисты широкого профиля, а самураи обычно с мечами бегали. Узкая специализация творит чудеса)

6

Mercurionio ImKabachok Mefetran Всем спасибо за разъяснения)

5

почему на главной картинке блога изображен Альтаир у которого скрытый клинок на правой руке?

3
И о главном: настоящие ассасины из Средневековья никогда не были воинами, в отличие от наших игровых любимцев. По сути, они были террористами-смертниками. Достигнув цели, зачастую они даже не пытались скрыться — уж очень им хотелось попасть в обещанные проповедником райские сады к озабоченным дамам. Играть за религиозного фанатика нам, к счастью, никто не предлагает.

Кстати, узнал недавно, как тех фанатиков подготавливали. Короче, обкуриваешь какого-то деревенского простака наркотой, садишь в красивый сад у себя в замке, тот ловит приход, от которого ему кажется, что тот попал в рай, где так прекрасно. Потом поциента отпускает, и добрый бородатый дядька говорит, что, мол, попадешь туда после того, что для нас сделаешь. Вот и выходил из ворот смертник, готовый на все. Или даже толпа смертников. Так что Альтаирка в игре тот еще похабник.

2

лучше всего-золотая середина, и что бы поиграть было интересно и что бы не особо бредово смотрелось)

2

Спасибо автору! Интересные факты открыл

1

Блин, а реально жалко, что ни одной толковой игры про ниндзя не выпустили, хотя тема интересная. Надо бы юбисофту уже на ниндзей переходить, а то ассассины запарили уже всех :)

1

Римские легионеры дрались копьями - это сильно. Читать дальше желание пропало, но я все же попробую.

1

Не знаю мне как-то образ ассасинов не нравится да и вообще я тамплиерами интирисуюсь больше. Была бы такая война я бы был на стороне тамплиеров.

1

В колонке про вестерны забыли Red Steel 2.

0

Очень хороший обзор,самое главное все описано без прикрас и честно и информативно Большое спасибо

0

Обо всём и ни о чём. Читаешь, как "энциклопедию про компьютеры". Всё это уже давно известно и сам ты более детально читал об этом и раньше. Может кому-то далёкому от этой тематики и интересно будет прочесть, как вводную статью, но для меня вода водой. Статейка на заполнить сайт: PG: Лёша, нам нужна статейка про игры и реальность. Алексей: Лады, ща сваргану чё-то. *** хирак-хирак и в продакшн*** P.S. Никого обидеть не хотел, но как мнение части пользователей, думаю, высказал

-1

Anddruxa Не хочу тебя расстраивать, но Mefetran прав

-1

Хочу сказать, что все показанное в серии Assassin's Creed - истинная правда. Реально задокументированные факты, которые разрабы из Ubisoft брали из средневековых хроник и других исторческих документов.

-131

Wоndеrmаstеr От себя хотелось бы добавить что компания Ubisoft это многонациональный коллектив состоящий из людей разных рас и вероисповеданий, йоу

92

Wоndеrmаstеr В серии АС только время жизни и год смерти реальных личностей правда и некоторые глобальные события, остальное выдумка

16

Wоndеrmаstеr и это тебе рассказали сами разрабы Ubisoft, не так ли???, гы-гы

1