Observer

Обзор Observer: слои киберпанка


Observer — это жуткий киберпанковый психологический триллер, который создала польская студия Bloober Team. Она известна тем, что до этого сделала еще один жуткий психологический триллер — Layers of Fear. Это один из лучших, самых креативных и самых страшных ужастиков последних лет. Но в то же время Layers of Fear — игра скромная, камерная и в каком-то смысле простая. А вот Observer — гораздо более амбициозная штука.

В этом году поляков вообще проперло на депрессивные фантастические бродилки. Совсем недавно вышла Get Even — тоже киберпанковый триллер, где главный герой переживал свои и чужие воспоминания. А до этого была Inner Chains, которая загналась по биомеханике, по Гигеру и Бексиньскому. В ней нужно было натурально пройти через ад, чтобы в итоге его возглавить. Когда проходишь Observer, обе эти игры иногда приходят на ум. А вместе с ними и ряд других, включая SOMA и саму Layers of Fear.

В Observer нужно играть за корпоративного детектива с лицом и внешностью старого Рутгера Хауэра. Зовут его Дэн Лазарски. Дело происходит в Польше, в Кракове, но это просто приятная мелочь для поляков, потому что футуристический Краков ничем не отличается от других киберпанковых городов. В этом будущем уже успела случиться новая большая война, корпорации стали официально управлять государствами, а люди прочно сели на иглу аугментаций и виртуальной реальности. Главный герой отправляется в дикие трущобы после того, как получает мутное, странное сообщение от своего сына, с которым давно не общался. На месте он находит обезглавленный труп, а весь дом внезапно берется в карантин. Лазарски остается один.

Layers of Fear — игра скромная, камерная и в каком-то смысле простая. А вот Observer — гораздо более амбициозная штука.

В отличие от Inner Chains и Get Even, Observer не пытается иногда быть шутером. Но в то же время простой бродилкой тоже быть не хочет, и поэтому заставляет иногда сканировать помещения, предметы и трупы, позволяет читать чужую почту, играть в мини-игры, взламывать замки и разговаривать с другими людьми. Большинство диалогов проходят через запертую дверь. Лазарски задает дежурные вопросы, чтобы взять след, но чаще всего получает больше информации про самих свидетелей. В какой-то момент ты понимаешь, что общаться со всеми ради сюжета не имеет смысла. И дальше все зависит от того, насколько тебе интересны детали жизни в трущобах, причем в той версии будущего, где и так все очень плохо.

Киберпанк получился жирный. Принцип «высокие технологии, низкий уровень жизни» раскрыт краше некуда. Возможно, разработчики не пытались сделать игру такой технофобской, но получилось именно так. Трансгуманизм привел людей к зависимости от аугментаций и низвел до почти животного уровня. Этот мир оброс яркими голограммами, заменяющими не только картины на стенах, но и коврики под дверью. Но в реальности мы только ходим по дряхлым, грязным, уродливым лабиринтам. Натурально в дерьме. Тут в канализациях чище, чем в жилых помещениях.

В сюжете не решается судьба мира — это, условно говоря, Эдгар По, который переходит в семейную драму, которая в конце превращается в сюжет про зарождение зла.

Но в то же время киберпанк у поляков собирательный. В первую очередь, конечно, они косились на «Бегущего по лезвию». Визуально это еще более мрачная, совсем беспросветная версия оригинального фильма Ридли Скотта. Ну, и Рутгер Хауэр, понятно, был выбран неспроста. Но местами в игру врывается и «Джонни-мнемоник», и Deus Ex: Human Revolution, и System Shock, и «Призрак в доспехах». А середина игры, когда на тебя открывают охоту, даже напоминает совсем не киберпанковую, но атмосферно похожую Vampire: The Masquerade — Bloodlines.

Страшно бывает редко. Чаще просто морально тяжело. Игра давит своим крайне богатым, но намеренно отвратительным окружением, всем этим мусором, разрухой и грязью. Она давит полной безнадежностью для человечества. Притом сюжет, на самом деле, тоже камерный. В нем не решается судьба мира — это, условно говоря, Эдгар По, который переходит в семейную драму, которая в конце превращается в сюжет про зарождение зла.

Ужастиком игра становится в отдельных эпизодах, когда Лазарски взламывает мозги людей. Тогда авторы бросают делать адвенчуру: пропадают все сканеры, необходимость жрать таблетки, искать коды и прочее — начинается чистая Layers of Fear. То есть, у тебя забирают свободу и включают страшный аттракцион. Каждый такой взлом — это пробирающий, дикий сюр на минут двадцать, а то и тридцать. Пространство постоянно меняется, иногда за тобой кто-нибудь гонится, ты слышишь крики, что-то падает, взрывается, хлопает, рычит, мигает. Иногда тебя несет через жесткий наркотический трип. Одно плохо — это редкие эпизоды стелса, когда нужно незаметно пробираться через что-нибудь. Вроде бы просто сделано, однако все равно как-то криво, и поэтому раздражает. Раздражает даже больше, чем иногда управление мышкой. Особенно когда тебе нужно выбрать реплику в диалоге или всего лишь покрутить ручку. На геймпаде нормально, а с мышкой — нет.

Наконец, у Observer та же проблема, что у SOMA и Get Even. Иногда она просто скучная. У нее хорошая история, прекрасная развязка и крутые философские вопросы, но ты толком не сопереживаешь главному герою. В ней много вещей (особенно в трипах), которые никакого смысла не несут — они здесь просто потому, что по механике или постановке они прикольные. Поэтому порой приходится заставлять себя двигаться дальше. Оно того стоит, но удовольствия меньше.

Рецензируемая версия игры: PC
Умно.
Красочно.
Атмосферно.
Стелс-эпизоды.
Отчасти управление.
Вердикт: в будущем никто не услышит твоих криков.
Гоша Берлинский
об авторе
Ведьмак лучше.
Нравится81
Комментарии (29)
. В ней много вещей (особенно в трипах), которые никакого смысла не несут

смысл есть: разрабы словили трип и решили им поделиться.
Щас бы концовки других игр спойлерить.
Вне зависимости от того, когда они вышли.
Умно.
Красочно.
Атмосферно.

Ритмично сказано
как-то не очень
Хороша игра.
надо игрануть, все же игры про киберпанк редко выходят, да и сама тематика не так уж популярна
а киберпанк я люблю
В обзоре объективности 0.00%.
старый, еле дышащий рутрег хауер не вывозит этот инди-шлак с геймплеем на сорок минут.
Glock_WB
У вас лишняя запятая.
Булочка с герычем в обертке киберпанка.
то-то и видно, что игра хорошая, что её даже бесплатно никто не качает
В этом году поляков вообще проперло на депрессивные фантастические бродилки.

Дальше читать не стал, это не обзор, а позорище.
Иезекиль
Хорош
Гоша спойлерщик!!!
Гоша Берлинский
В данном случае слово "Вас" пишется с большой буквы)
Говёные кошмары портят весь кайф от погружения в атмосферу, и чем ближе к финалу, тем их больше. А ведь могли бы сделать кибер-версию "Мор.Утопия"!
Nеurotic написал:
А ведь могли бы сделать кибер-версию "Мор.Утопия"!

Но зачем?)
Fa||eN
Слово "вас" имеет смысл писать с заглавной буквы в деловой переписке, но никак не в комментариях на сайтике к обзорчику.
В каком месте она на Бладлайнс похожа хз...
Игра на крепкую десятку, минусов не заметил вообще. Кстати в игре очень интересная тема поднимается, то с чем мы столкнемся в ближайшем будущем если оно у нас будет.
Кто знает - в версии для плей стейшен русские субтитры есть?
Так называемого "Гошу Берлинского" давно взашей надо гнать, за его, типа, "рецензии"!
очередной обзор на скорую руку, игра явно заслуживает больше 8 баллов
Иезекиль
Слово "Вас", равно как и все остальные слова, имеет смысл писать правильно, вне зависимости от того что, где и кому Вы пишете. Безусловно, только лишь в том случае, если Вы грамотный и образованный человек (или хотя бы считаете себя таковым). И уж тем более, если Вы решили делать кому-либо едкие замечания по поводу его/её орфографии либо пунктуации "в комментариях на сайтике к обзорчику", возомнив себя великим грамотеем: надо ведь соответствовать образу)
Fa||eN
Даже отвечать не буду, просто прикреплю ссылку, уж простите.
new.gramota.ru/spravka/letters/51-rubric-88
Особое внимание прошу уделить рекомендательным выдержкам из справочников.
Со всем уважением.
Иезекиль
Дорогой мой друг, что сподвигло Вас столь любезно одарить мою скромную персону такой бесценнейшей ссылкой на материалы, которые я, без ложной скромности замечу, весьма благополучно усвоил ещё из школьной программы?) Неужто Вы решили, что я не знаю этих прописных истин? Ведь я - прошу обратить внимание - в самом первом своём комментарии написал "в данном случае", поскольку обращение было именно к одному конкретному человеку. И, соответственно, мои слова непосредственно подтверждает предоставленная Вами же справка по этой теме)

А если Вы решили уцепиться за один-единственный абзац, в котором говорится о том, что "окончательное решение о написании принимает автор текста", так я Вам скажу, что в русском языке такого правила не было и нет) Это оригинальное высказывание относится к современным модным веяниям, которые позволяют всем писать уважительные обращения без уважения, говорить на кофе "оно", а скоро позволят и ездить в пальте на метре. Ведь, как известно, проще изменить правила, чем переучить идиотов.

Безусловно, существует понятие о сохранении орфографии и пунктуации автора, но оно применимо лишь в случае верстки текста редактором/корректором при публикации какого-либо произведения или тиражировании книг, например. И то, подобные вещи допускаются лишь в том случае, когда того требует сама манера повествования (опять же, как пример - разговор необразованной деревенщины со множеством грамматических ошибок).

В заключение хочу сказать, что к Вам лично у меня вообще никаких претензий нет - моей целью было лишь указать определенным субъектам на их неграмотность, при которой они ещё умудряются привселюдно умничать. За сим предлагаю завершить наш диспут, ибо лютый оффтоп :)
С уважением!
А я бы поиграл. Интересно должно быть :)
polyhedral #
0
афигенная игра. такой срачь. мусор, дохлые птицы, я когда увидел количество их скелетов, про себя произнес "Блин, наверное воняет там просто ....дец.... хорошо, что игра запах не передает". Реально люди живут в полном дерьме, в прямом смысле этого слова. Давит в игре на мозг все. Атмосферность просто зашкаливает. Это ахринеть просто, насколько крутая игра в плане передачи мира ощущения. Это один из лучших кибер панков. Грязь, метал, технологии, кривая имплантация, убогое существование.... подпольные операции в "туалетах". просто жесть, как все там "воняет". Короче восторг, да игра не без косяков, но на полку шедевров легла.
B
i
u
Спойлер