От The Lost Vikings до God of War: как стало модно быть нордом

Новая God of War построена на германо-скандинавской мифологии, и некоторым это может показаться неожиданным и смелом ходом. Однако на деле это кульминация моды, которая долго, но уверенно набирала обороты. Мы проследили, как нордическая тема раскрывалась в видеоиграх в последние десятилетия, и пришли к неожиданному, но логичному выводу.

1991 — 1999

В девяностых скандинавов не считали интересными. Сначала в 1991 выходит ролевая игра Heimdall. Она открывается абсолютно невозможным на сегодняшний день эпизодом, где нужно кидать топор в молодую горничную. Ее заковали в колодки, а длинные косы прибили к разным краям доски. Сегодня людей увольняют за меньшее.

Heimdall
Heimdall

Зато 1992 появляется одна из самых известных игр про викингов — The Lost Vikings. Ее разработчик — Blizzard. Но в те времена компания еще называется Silicon & Synapse. Для них The Lost Vikings — это очередная попытка зайти в индустрию. Это веселый, оригинальный и, как потом оказывается, успешный логический платформер. На него до сих пор ссылаются некоторые разработчики-ветераны. Вся фишка в одновременном управлении сразу тремя персонажами — в данном случае викингами, которых внезапно похитил пришелец. У них разные способности, которые нужно комбинировать, чтобы продвигаться вперед.

The Lost Vikings
The Lost Vikings

В 1994 выходит продолжение Heimdall, которое оказывается во всех смыслах больше, но в то же время скучнее. А заодно выходит стратегия Hammer of the Gods, где нужно строить свою империю, играя за человека, эльфа, тролля или дворфа. Карта генерировалась случайным образом, была дипломатия и сражения. Считается, что без Hammer of the Gods не было бы Heroes of Might and Magic.

Только в 1997 году Blizzard выпускает The Lost Vikings 2, где ничего серьезно не меняет. Даже сюжет похож на оригинал — те же самые три викинга попадают к тому же злому пришельцу и снова дурят его. Геймплейно тоже ничего не поменялось — только добавились новые способности. Но все это касается SNES-версии. Для компьютеров совсем другие люди выпускают игру с радикально переделанной графикой: вместо мультяшного 2D появляется спорное угловатое, более реалистичное 3D.

Valkyrie Profile
Valkyrie Profile

А спустя два года наносят удар японцы, сделав Valkyrie Profile. Это классическая японская RPG с подземельями, аренами, пошаговыми боями, головоломками и так далее. Сюжет, как обычно у японцев, собрал самые популярные вещи из скандинавской мифологии. Ты играешь за валькирию, которая собирает души воинов. Затем она планирует отправиться в Асгард, где случится великая битва Рагнарек. Игру хвалят критики, но продается она плохо.

2000 — 2009

Зато нулевые начинаются ударно. В 2000 Human Head Studios выпускает культовый слэшер Rune, где в роли викинга Рагнара нужно убивать гоблинов, мертвецов, гномов и так далее. Это динамичный, брутальный, стильный сюжетный экшен. Во многом он стал таковым благодаря Unreal Engine, самой продвинутой и удобной технологии на этот момент. Сюжет, конечно, опять затрагивает Рагнарек. Нужно сорвать коварные планы Локи либо принять его сторону.

А в 2002 происходит историческое событие: запускается милая корейская MMORPG Ragnarok Online. Никто даже представить не может, что в итоге она переживет всех. В Ragnarok Online играют до сих пор, и, кажется, продолжат играть после нашей смерти. У нее тоже были последователи, но волну нордических игр, как можно догадаться, она не подняла. Скорее всего, потому, что за анимешностью и манхвой слабо просматривался этот нордический характер.

Ragnarok Online
Ragnarok Online

Но 2002 для викингов все равно получается жирный. Выходит изометрическая hack and slash Valhalla Chronicles. Правда, все ругают ее за тупость, неудобность и поверхностность. А сюжет снова про Рагнарек. Но в тот же год появляется культовая стратегия Age of Mythology, где одной из фракций становятся скандинавы, и они там здорово показаны. И на этом стратегии не останавливаются: в 2003 наносит удар Total War — выходит дополнение Vikings Invasion для Medieval: Total War.

И тут все. Тишина до 2006 года, когда выходит продолжение Valkyrie Profile — Silmeria. Но мы понимаем, что это японщина. Они просто гонятся за прикольным антуражем и не сильно углубляются в тему.

Valkyrie Profile 2: Silmeria
Valkyrie Profile 2: Silmeria

Все, что выпускают до конца нулевых — это нишевые, но иногда небанальные игры. В 2007 появляются хороший японский сайд-скролл-экшен Odin Sphere и спорная ролевая игра Loki, где намешано много популярных мифологий: скандинавская, греческая, египетская и ацтекская. В 2008 — два спорных экшена. Первый — Too Human, который смотрит на мифологию через призму фантастики, что само по себе необычно. Второй — Viking: Battle for Asgard, и тут все типичнее. Брутальный слэшер с пустым открытым миром и QTE, который снова рассказывает про Рагнарек. Словно других сюжетов нет. Ну а в 2009 выходит олдскульная jRPG для взрослых Valkyrie Complex — и снова на два года затишье.

2011 — 2014

И тут бум — Skyrim. Вот она, отправная точка. Тодд Говард сделал работу над ошибками Oblivion и убедил миллионы людей, что быть нордом — это круто. «Скайрим для нордов!» — кричали на каждом углу, в каждой пивнухе, в каждом вагоне метро.

The Elder Scrolls 5: Skyrim
The Elder Scrolls 5: Skyrim

Одновременно с ним пытаются разделить славу разработчики, которые предугадали моду. В том же 2011 году появляется сайд-скролл-экшен Raventhorne. В 2012 — интересная мифологическая MOBA Smite и скучный кровавый слэшер Bloodforge. А российский издатель 1С хитро выпускает для новой King’s Bounty дополнение «Воины севера».

В 2013 появляется War of the Vikings. В то время была очень популярной War of the Roses, предлагавшая хардкорные онлайн-драки в антураже правдоподобного Средневековья. Ее разработчики делают то же самое еще раз, но про викингов. Ну, почти то же самое — просто немножко компактнее, динамичнее, брутальнее. Меньше заморочек с доспехами и пробиванием. Меньше оружия. Все бегают с топорами и весело рубят друг друга. Ожидаемо, что это вызывает бурления среди фанатов «Войны роз», но свою аудиторию игра собирает. На какое-то время.

War of the Vikings
War of the Vikings

В том же году выходит Volgarr the Viking, олдскульный платформер, ностальгирующий по ретро и хардкору. А еще Castlestorm, клон Angry Birds, но про скандинавов.

В 2014 уже четыре игры — платформер-головоломка Munin, олдскульная ролевая игра Heroine’s Quest про Рагнарек и дополнение Mount and Blade: Viking Conquest. Но самое важное — это первая The Banner Saga. Она удивляет и покоряет всех. Она стильная, оригинальная, аккуратная и разнообразная. Она похожа на диснеевский мультфильм, предлагает нелинейную интерактивную историю, а заодно ролевую систему и пошаговые бои.

2015 — 2016

В 2015 «нордических» игр становится еще больше. Рулят, конечно, инди (хотя уже не как раньше). Появляются сразу три милые мультяшные игры. Первая — кооперативный экшен Zombie Vikings, где есть два популярных тренда по цене одного — зомби и викинги. Главные герои — тоже одновременно и зомби, и викинги. Вторая — рисованный изометрический экшен Jotun, где нужно играть для девушку-воина, которая хочет попасть в Валгаллу. Третья игра — это Vikings Squad, экшен-платформер в духе Castle Crashers, где снова нужно останавливать Локи.

Viking Squad
Viking Squad

Появляется неудачный Diablo-клон под названием Kyn, где нужно играть за викингов-магов. Хотя утверждается, что мир построен на скандинавской мифологии, он кажется больше стандартно-фентезийным.

А еще норды пробираются в другие игры почти контрабандой. В Total War: Attila добавляют фракции данов, ютов и гетов. Они входят в дополнение, которое называется «Праотцы викингов». Ну а в третьем «Ведьмаке» появляется архипелаг Скеллиге, где скандинавский дух буквально во всем, от пейзажей до квестов.

The Witcher 3: Wild Hunt
The Witcher 3: Wild Hunt

А через год — новая The Banner Saga. Но продолжение ничем не отличается от оригинала и только продолжает сюжет. Игра неожиданно получает прохладный прием, и разработку третьей части ставят на паузу. Кроме того, выходят серая метроидвания Trial by Viking и депрессивная бродилка про плохую мать Through the Woods. 2016 кажется спокойным годом, но это затишье перед бурей.

2017

В 2017 от викингов некуда деться. For Honor, Vikings: Wolves of Midgard, Frostrune, Hellblade, Expeditions: Viking, Titan Quest: Ragnarok и Northgard в раннем доступе. Нордами можно обмазываться. Есть что угодно, в любом жанре, за любые деньги.

For Honor — то же мультиплеерное мясо, что War of the Vikings за четыре года до нее. Но с большим бюджетом и более современными технологиями. К сожалению, неудачная система peer-to-peer приводит к тому, что онлайн быстро пустеет, и множатся шутки о том, что Ubisoft не умеет делать долгоиграющие онлайн-игры.

For Honor
For Honor

Vikings: Wolves of Midgard и Expeditions: Viking — изометрические экшен-RPG примерно одного уровня. Проходные, но в целом увлекательные. Frostrune — простой квест с очень красивыми артами.

Зато Hellblade — одна из лучших игр 2017. Депрессивная бродилка с эффектными драками про девушку из племени пиктов, которая отправляется в мир скандинавских богов. Hellblade — одна из самых необычных игр на тему нордов, потому что не копается в избитых темах. То же самое можно сказать про Northgard — это что-то вроде The Settlers, где ты колонизируешь Север, собираешь ягоды, дерешься с волками и отправляешь ладьи с воинами добывать славу. Очень умная и приятная стратегия.

Hellblade: Senua's Sacrifice
Hellblade: Senua's Sacrifice

Зато отличается Titan Quest. Внезапное, никем не ожидаемое дополнение Ragnarok выходит под шум вокруг марвеловского кинокомикса «Тор: Рагнарек». То есть, 2017 получился ударным для нордов не только в видеоиграх.

2018

И вот, наступил 2018 год. После длинного пути, который проложили в основном маленькие и часто спорные игры, пришла одна, самая большая и бесспорно хорошая — God of War. Приключения Кратоса в мире Одина и Тора продались лучше, чем любой другой эксклюзив PlayStation 4. Критики тоже в восторге. Тодд Говард, возможно, тоже, ведь косвенно появление такой игры — его заслуга.

God of War (2018)
God of War (2018)

Мы переживаем, безусловно, кульминацию, но не финал. Следующие годы викинги все еще будут в топах, и это круто. Хотя бы потому, что славянам скандинавские темы почти как родные, в отличие от египетских или греческих. Лишь бы разработчики больше проявляли фантазию. Забыли про Рагнарек и прекратили использовать в названиях игр слова «валькирия» и «викинг». Необязательно даже, чтобы они точно передавали мифологию. Достаточно духа.

Потому что видеоигры — для нордов!

Комментарии: 21
Ваш комментарий

А мне скандинавская тема в играх нраица. Параллельно с этим, кстати, стали набирать популярность течения нью-язычества, особенно после одного известного сериала на эту тему, когда каждый десятый Иван решил начать отращивать себе косу и набить пару-тройку рун и скандинавский узор на теле, шоб прям как векенг быть, вот это раздражает.

18

Забыли добавить Харальда Синезубого из 5-й цивы - вот там такой конкретный викинг.

13

Геральт Де Ривиа Помню как я его однажды разозлил, и он стал очень злой, одел шлем, стал скалить зубы.

8

Новую Rune было бы логично упомянуть.

12

Rune и новая Rune Ragnarock кажеться продолжение, а также в Conan Exiles там есть аж местность нордская, аля скандинавия чего говорить уже о морозном великане Имире.

5

Как по мне,так всё равно в стилистике и по какой и мифологии сделана игра,главное,что бы она была сделана с душой и хорошо продумана ; )

4

Добротная статья, спасибо

3
Alex Coachman написал: После God of War у людей реально каша в голове в части этого культурного пласта.

В оригинальной трилогии они тоже вольно обошлись с бэкграундом. И это породило одну из эпичнейших трилогий. Поэтому так держать.

3

"God of War" конечно хорошая игрушка, но все-таки было бы куда интереснее и познавательнее если бы она придерживалась реальной нордской мифологии, а не перевирала бы много из нее. После God of War у людей реально каша в голове в части этого культурного пласта. Просто если после нее играть в любую другую игру в том же сеттинге, про ту же культуру, то запутаешься в конец.

Свастин написал: Автор конченный. Обозвать пошаговую "экспедицию" экшн рпг и поставить в один ряд с реально проходным дьябло клоном?

Так бывает когда по верхушкам пробегаешься и не вникаешь реально в вопрос, в то что перечисляешь. Автор поди и не играл в эти игры. В гугле забил "Viking game" и все

Миша Мехарь написал: А где Биофульф или игры по фильма это не игры. Хотя ладно игра не очень но думаю место в этом списке он заслужила.

Там нет слова "Viking", вот и не нагуглился он.

2

Спасибо за интересную статью

2

God of War, конечно, встряхнула индустрию. Чую, сейчас, каждый третий будет юзать эту мифологию. Шикарная игра, как ни крути.

2

лост викингс это шыдэвор.

2

2018. Total War Saga: Thrones of Britannia еще автор не упоминал.

1

А где Биофульф или игры по фильма это не игры. Хотя ладно игра не очень но думаю место в этом списке он заслужила.

1

А мне скандинавская тема в играх нраица. Параллельно с этим, кстати, стали набирать популярность течения нью-язычества, особенно после одного известного сериала на эту тему, когда каждый десятый Иван решил начать отращивать себе косу и набить пару-тройку рун и скандинавский узор на теле, шоб прям как векенг быть, вот это раздражает.

1

"видеоигры для нордов!"

1
Alex Coachman написал: После God of War у людей реально каша в голове в части этого культурного пласта.

Ага... Доигрались... До каши в голове... Кажись... моя уже готова и вываливается из котелка... то есть головы... Или котелка?

1

кроме скайрим полная параша все

1
Анжелика04 написал: 2018. Total War Saga: Thrones of Britannia еще автор не упоминал.

Видимо, не успел еще оценить))

-2

Лично мне по барабану тема викингов.

-3