Подземелья и радскорпионы: 5 лучших классических RPG

В последние годы жанр классических ролевых игр переживает своеобразное возрождение. Впрочем, новых релизов все равно не так много, как хотелось бы. Да, полное прохождение какой-нибудь Torment: Tides of Numenera займет немало времени, но когда она закончится, вам наверняка захочется еще. Можно перейти к Pillars of Eternity и Tyranny, но максимум через полгода современных игр такого плана попросту не останется. Что дальше? А дальше — классика. Конечно, если вы ее пропустили.

The Temple of Elemental Evil

The Temple of Elemental Evil — не самая популярная cRPG, но одна из самых атмосферных. Однажды рядом с процветающим городом возник мрачный храм, вокруг которого начали собираться далеко не самые лучшие люди. Ситуация становилась все более и более опасной. В конце концов, зло было побеждено, а жители города постепенно вернулись к мирной жизни. Но, как оказалось, преждевременно. В The Temple of Elemental Evil вам предстоит войти в старый храм, где вы встретите сектантов, представляющих разные стихии. Поддержав одну из них, вы получите проход дальше, к самому древнему злу. На словах все выглядит банально, но в свое время The Temple of Elemental Evil заставляла понервничать. Не говоря уже о том, что порог вхождения в игру был довольно высоким, и если вы столкнулись с ней в детстве, то вполне могли не уйти дальше стартовой деревни.

Сама по себе The Temple of Elemental Evil гораздо больше придерживается правил Dungeons and Dragons, чем другие CRPG. Со всеми исходящими из этого плюсами и минусами.

Baldur’s Gate

Легендарная ролевая игра от Black Isle Studios рассказывает историю наследников бога Баала, каждый из которых мог бы занять его трон. Один из них решил устранить всех претендентов, методично убивая каждого, в ком была кровь Баала. Одной из мишеней станете вы, и от неминуемой гибели вас спасет лишь чудо.

Несмотря на то, что Baldur’s Gate основана на правилах Advanced Dungeons and Dragons второй редакции, сражения в игре не пошаговые. Хотя активная пауза, умноженная на общую сложность, дает примерно такой же темп. Baldur’s Gate оказалась весьма успешной. По всему миру было продано больше двух миллионов копий, что в 1998 году позволило ей войти в пятерку самых продаваемых игр. Практически все критики поставили ей рейтинг выше 90%, отметив лишь немалое количество багов, которые, впрочем, практически полностью исправили в недавнем ремастере.

Icewind Dale

Icewind Dale сделала та же Black Isle Studios, которая использовала большую часть уже знакомых по Baldur’s Gate механик. К моменту выхода Icewind Dale они еще не приелись. При этом игра рассказывала совершенно другую историю, ставшую, по сути, приквелом к одноименной книге Роберта Сальваторе. По сравнению с предыдущими играми студии, акценты в Icewind Dale были расставлены совершенно иначе. Если события Baldur’s Gate были скорее личными, то Icewind Dale представляла более широкую перспективу. Игра начиналась в обычной таверне в процессе расследования необычных событий в городке Кулдахар, но очень быстро вы влезали в глобальные разборки демонов, одного из предводителей которых вам предстояло одолеть. Кроме того, в игре было необходимо спасти несколько крупных городов.

В целом, Icewind Dale понравилась критикам чуть меньше, чем Baldur’s Gate. Это, впрочем, не помешало ей продаться такими же тиражами и стать настолько же знаменитой.

Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura

Если попытаться выбрать наиболее близкую к Torment: Tides of Numenera игру, то ей станет именно Arcanum. В ее мире одновременно существуют магия и технологии, а промышленная революция наступает на пятки традиционному «фентезийному» жизненному укладу. Среди огненных шаров и прочего классического волшебства вполне могут летать дирижабли. При этом использование магии нарушает работу техники, что неизбежно привело к конфликту, поучаствовать в котором придется и вам.

Интересно, что в Arcanum смешивается множество самых разных вещей. Не только магия и технологии, но и пошаговый режим со сражениями в реальном времени. Кроме того, в игре есть потрясающе глубокая ролевая система, в которой, тем не менее, не было четко выраженных классов. Arcanum оставила глубокий след в истории ролевых игр, показав, что можно успешно сочетать на первый взгляд несовместимые сеттинги и механики. Она продемонстрировала, что не нужно бояться экспериментов — главное, чтобы все было сделано качественно.

Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game

Для немалой части современных игроков Fallout — это трехмерная экшен-RPG. Многие из них уже вошли в сознательный возраст и отправились покорять университеты. Нечему удивляться: первая изометрическая пошаговая Fallout в этом сентябре отметила свое двадцатилетие. Родоначальник культовой серии не только заложил ключевые механики, кочующие из одной части в другую, но и повлиял на то, как в играх изображают ядерный постапокалипсис. Количество отсылок к Fallout в массовой культуре просто неисчислимо. К тому же, это одна из редких классических RPG, которая не рассказывает о магии или эльфах.

Кем бы вы ни были, вы почти наверняка знаете, о чем эта игра. Те, кто в свое время ее проходил, и сегодня могут рассказать о супермутантах, когтях смерти или том, каково застрять в пустыне в окружении десятка радскорпионов. Непередаваемое чувство.

Как можно заметить, попытки составить список главных классических ролевых игр выливаются в своего рода «бенефис» Black Isle Studios. Именно эти разработчики являются «отцами» жанра на персональных компьютерах. Black Isle предоставила возможность тем, кто не любит настольные игры, попробовать систему Dungeons and Dragons. Впрочем, на примере Fallout студия доказала, что способна реализовывать собственные потрясающие идеи. Во все перечисленные игры можно с удовольствием играть и сейчас, что мы вам и посоветуем.

Комментарии: 59
Ваш комментарий

Вместо The Temple of Elemental Evil , которая всегда была середняком нужно было ставить planescape torment , как по мне она вообще является лучшей рпг из вышедших

41

gloccc ну это вечный спор. В плане диалогов и проработки мира - несомненно лучшая, но вот боевка слабейшая.

6

как по мне арканум вообще входит в тройку лучших классических рпг

25

Арканум и Фол вообще самые лучшие.

24

Спасибо за статью. Классные игры! Особенно 2 и 5 игры).

19

для меня до сих пор с (1999г когда у меня появился первый комп) нет ничего прекрасней 1 и 2 фолла ))))

16

Все шикарны.) Вот только, Baldur’s Gate разработали же BioWare, а не Black Isle Studios. А "The Temple of Elemental Evil" и "Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura" творения компании Troika Games.

14

Сейчас кроме обсидианов никого не осталось кто продолжает великое дело.

13

Солидар А куда Larian и InXile исчезли?

7

все мои любимые игры здесь. Может только Плейнскейп забыли.

12

Ставлю вам тройку сударь ! Ну вы поняли да Troiky =)

11

Такие RPG смотрятся хорошо даже сейчас благодаря в ручную нарисованной 2д-картинке. Поэтому до сих пор люблю поиграть в Star Wars Galactic Battlegrounds, правда риал-тайм стратегия, но тем не менее. Так как 2д-игры фактически не устаревают. Застал из таких игр только Diablo 1 на пс1, на пк Nox, Dark Stone (правда он был в 3д). Но он поразил случайной генерацией уровней и даже расстановок NPC с каждой новой игрой. А такие 2д-рпг как-то толком и не играл. Так как начал уже с первой соньки, где привык к 3д (но и там доставляли полу-2д/полу-3д дюк нюкем 3д), затем на своём компе в то время из рпг были например Kotor 1 или Neverwinter Nights. 3д было предпочтительнее в рпг. Но для кого-то именно эти 2д рпг были первыми, если сам комп появился раньше. Помню ребята заседали в 2д-коммандос на самом первом пк, затесавшемся в клубе пс1...

10

Я бы icewind dale заменил бы на planscape, т.к. Iwd, всё-таки, выглядит как лайт версия БГ. И вот это спорное утверждение

Если события Baldur’s Gate были скорее личными, то Icewind Dale представляла более широкую перспективу.

В айсвинд дейле, собственно, рубились за долину, а в БГ решали, кто будет наследником бога убийств...По-моему, во втором случае перспектива пошире будет...

10

ColonelJason В IwD не то чтобы за долину впрягались, там так получилось, что волей судьбы группа людей была втянута в события, которые устроили два враждующих между собой демона. И вот амбиции одного из этих демонов лежали далеко за границами долины. Демон хотел открыть портал в своё родное измерение, дабы оттуда хлынула армия, с помощью которой он бы занялся всем остальным миром. Порабощение всего мира злобными демонами - это тоже не хухры-мухры.)

2

Inrush Да, согласен. Что-то я подзабыл нарратив iwd, хотя недавно только на телефоне перепроходил. Но и интересы Саревока и Иреникуса далеко за пределы личности ГГ выходили, тоже мир бы пошли захватывать.

2

Как же это было здорово, очень жаль что сейчас ничего толкового нет.

9

Мне тоже Icewind Dale показалась бледноватой копией балдурсов, а вот Planescape: Torment автор статьи незаслуженно не включил в список

9

Спасибки за статью.Таки нашел пару интересных игр которые стоит опробывать

7

Baldur’s Gate же BioWare сделали.

7

Ну все сейчас скачаю Arcanum и перепрайду его. Главное еще в начале игры определится кем проходить. А то опять можно психануть на создании персонажа или убить на это не один час.

7

Bellion87 полуогром с интой 1 )

10

en3rgizer Кстати да. не разу не играл )) Спасибо попробую))

2

Блиинн, помню время... Брал на сытном рынке, у пиратов, диск книжку с балдурой, они еще разного цвета были )) Синий, желтый, красный. Игра на аглицком языке еще была, заипался проходить.

7

Слабодан Милошевичда да 6 дисков вроде и все разноцветные....

2

Какие Игры, какие названия, список далеко не полный, но он просто шикарен, собственно как и Игры в нём перечисленные. Такое приятное, ностальжи, нахлынуло. :)

5

Отличный топ из отличных игр, давным давно заиграл их все до дыр.

4
альб написал: Прошел фоллаут, балдурс гейт на процентов 70 (в 2016 году) и сразу после неё арканум на процентов 50. Арканум лучше. Neverwinter Nights ещё лучше. nox ещё лучше.

Nox это совсем другая тема, это ближе Hack and Slash по типу Diablo и даже с большим уклоном в экшен, но спору нет, игра отличная P.S. странно что многие недолюбливают The Temple of Elemental Evil называют средней и не запоминающийся, вполне себе хорошая игра, да и графика помню для того года была шикарной, ну по меркам жанра конечно, от адекватного переиздания лично я бы не отказался

4

Врата Балдура пожалуй лучшее из этого списка.

3

The Fall: Last Days of Gaia, Wizardry 8, NOX.

3

Фоллаут закончился на второй части.

3

Царь Кот 3 часть тоже хорошо получилась, конец не радужный, но зато можно из 3 части перенести все в 4 часть у кого она есть в стимах и будет куда интересней :) так что не нужно тут ностальгировать

-7

Algvier Что мне нужно я без тебя разберусь, речь здесь про ролевые игры, а не про "помотивчики".

2

arcanum – это топ из топов.

3

Все 5 из них шикарные. А ремастеры и выход на планшетах дают повод перепройти их еще по 10 раз)

3

Абалденные конечно были игрушки. А из современных DAO была божественна (Морриган няшечка), так жаль что запороли все(( Жду Pathfinder: Kingmaker и молюсь что бы хоть среднячек вышел)

3

Странно что про jagged alliance забыли, хотя там больше тактической составляющей но все же, а Врата Балдура с долиной я бы в один пункт засунул (да игры совершенно разные но механика и оболочка одна).

3

хотите секрет? Я НЕ В ОДНУ ИЗ ИГР НЕ ИГРАЛ!!!11 ВОТ ТАК!ХАХАХАХА

2

забыли очень хорошую игру - Divine Divinity...она многим фору дала бы..

2

Запустил The Temple of Elemental Evil. Побегал по первой деревне, пообщался с местными. Зашел в лес. Там были цветы-людоеды. Воин крайне неудачно пропустил удар в голову и отрубился. Кое-как добили цветы. Пришлось ждать, пока воин очнется. Пришли гоблины. Забили гоблинов, стали ждать дальше. Пришли орки. Забили орков. После небольшого отдыха снова кто-то пришел. Я решил передохнуть, и больше игру не включал. Вроде система полетела. Жаль, не сложилось... Но так уж дайсы упали...

-3

Что-то как то не заинтересовал Дивинити Син поиграть тоже стоит :)

-4

Ну почему нельзя сделать РПГ с красивой графикой и таким же сюжетом и миром как в этих играх? Почему нынче выходит или красивая но прямая как кий игра либо же проработанная но с графой 90-х годов?

-5

невервинтер 1й лучше всего топа вместе взятого

-8

Baldur’s Gate, когда пробовал играть в нее мне было лет 12... из серии Fallout только четвертая часть понравилась... а в остальные перечисленные игры не играл... не особо нравятся изометрические рпг...

-8

Novellus 《. из серии Fallout только четвертая часть понравилась... 》 F4 не RPG, это хромающая химера.

7

Тиранни проходится легко и на одном дыхании, без желания возвращаться обратно, а все остальное давно перепройдено, скудная статья

-9

Шляпа устаревшая, пойду в анчартед 4 побегаю.

-16

Для своего времени игры шикарные, одна играть в такое БЕЗ графона в 2017 году удовольствие сомнительное. Если бы вышли ремастеры, ничего не трогая, чисто графон обновить - я бы сыграл ещё раз в эти шедевры! Кто бы что ни говорил, но графон важная вещь.

Солидар написал: Сейчас кроме обсидианов никого не осталось кто продолжает великое дело.

Обсидианы уже опозорились с New Vegas. Квесты запилить, запилили. Но про то, что помимо прочего игра должна внешним видом к себе притягивать - забыли. Причём дело не в графоне с его полигонами. Дело в отвратительном ДИЗАЙНЕ уровней, зданий, деревень, городов. Словно школьника пустили работать над игрой, расставляя как попало объекты на игровой карте. А это блевотное жёлто оранжево освещение - ну куда оно годится? Не спорю, квесты шикарны. НО всё остальное сделано отвратительно. Нет уж. Ещё одного такого позора мне НЕ нужно от обсидианов. Ах да, чуть не забыл, в шедевральном Alpha Pronocol графон также блевотный в плане дизайна. Квесты и сюжет обсидианы может и умеют делать. Но вот с картинкой в их последних играх беда! Максимум, на что обсидианы годны сегодня - это писать сценарий, квесты к играм. А всем остальным пусть лучше другие занимаются. Впрочем, обсидианы никогда не умели в дизайн - факт!

-23

Janekste ну ты прям эт,ну низнай. Вегас куда как лучше Фоллаут3,с 4м его сравнивать бестолку,разные игры. Жёлтый фильтр убирается ENB,а в плане дизайна вот серьёзно? Фрисайд выглядел просто охренеть как атмосферно. Вообще глупо говорить о классических рпг и прикручивать к ним графоний. Обсидиановские PoE по графике недалеко ушли от плейнскейпа,но ощущения от её прохождения были непередаваемы. У Обсидианов вообще,что ни игра то шедевр,даже Альфа Протокол очень даже заходит если пересилить начало игры. Но вот их проблема,что остаётся куча вырезанного контента

3

Janekste из твоего профиля Пользователь о себе Графика, не главное в игре - это истина, до которой большинству игроков как до луны.

Janekste написал: Кто бы что ни говорил, но графон важная вещь.
3