Пока Konami молчит: рецензия на Detention


Detention — тайваньская двухмерная адвенчура, которую легко недооценить, а потом переоценить. Она прекрасно демонстрирует, что даже очень скромными силами можно достичь серьезных результатов, но главный враг любого разработчика — его собственные амбиции. В любой момент из-за них можно легко потерять прочную связь с игроком.

Начинается все в одной тайваньской школе в 60-х годах прошлого века. Тогда государство находилось в военном положении – происходило то, что получило название «Белый террор». Власти арестовывали, пытали и казнили всех, кто подозревался в связях с Коммунистической партией Китая или выступал против правительства. Репрессии, цензура, запрет демонстраций — все там было. И это важный контекст для понимания игры. Двое школьников таинственным образом оказываются одни в пустой школе. Они решают, что всего лишь проспали эвакуацию, и остаются ждать, когда все вернутся. Тут все и начинается. 

Первая половина Detention очень удивляет. Ты ожидаешь мрачную адвенчуру, а получаешь хорошую Silent Hill. Параллелей хватает. В главной роли — уязвимая безоружная школьница, а вокруг — пугающе изменившаяся, инфернальная школа. Сплошь заколоченные двери, грязь, битое стекло, колючая проволока и брызги крови на облезлых стенах. Настоящий ад. К тому же, он постоянно меняется. Сделаешь два лишних шага — и ты уже словно на заброшенном заводе. Потом еще два шага — и ты уже в тюрьме. И все время идет дождь. И сохраняться можно только в определенных местах. И злые призраки ходят по коридорам.

В опасной ситуации есть только два выхода: убежать или затаить дыхание. Монстры не способны проходить через двери и только иногда грозно в них стучат. Они не видят девушку, когда она пытается не дышать, поэтому можно проходить мимо них. Но делать это нужно аккуратно. Если прикрыть лицо рукой раньше времени, то может не хватить воздуха, и призрак заметит. Тогда останется только бежать.

Но умереть все равно сложно. Не все призраки убивают с одного удара, а здоровье восстанавливается сразу, как только попадаешь в другую комнату. Видимо, разработчикам очень хотелось, чтобы все прошли до конца. Это косвенно подтверждает то, что во второй половине игры они больше сосредоточились на сюжете.

На середине Detention перестает пугать и уходит в драму о репрессиях и сломанных судьбах. Скримеры и призраки становятся редкостью. На всякий случай продолжаешь сохраняться, но смерть исчезает как явление. Блуждание по адским коридорам сменяется чистым сюрреализмом. Никогда не знаешь, что ждет тебя за следующей дверью. Возможно, комната с перевернутыми портретами и кровоточащими глазами. А может быть гигантские летающие рыбы в лесу.

В какой-то момент девушка находит радио, и с помощью него начинает перемещаться во времени — туда и обратно. Отчасти поэтому во второй половине загадки кажутся сложнее — ключевые предметы разбросаны по разным периодам, и приходится много бегать.

Тем временем множатся глубокомысленые философские титры, а страх полностью сменяется тупой депрессией. И тут, собственно, игра может разочаровать. Она остается по-хорошему некомфортной, но лишается эмоционального разнообразия. Когда она еще работает как хоррор, ты можешь спрятаться в пустой комнате и расслабиться, зная, что тебе ничего не угрожает. Атмосфера по-прежнему давит, но ты можешь перевести дух. Это совсем другое состояние, нежели бесконечные страдание и нытье. От них могла бы спасти, например, ирония, но разработчикам она чужда. Они чересчур серьезно отнеслись к своей истории, но не подумали, как со стороны это выглядит. Чем ближе финал, тем больше пафоса и хуже повествование. Аж скулы сводит, и уже наплевать, как все это завершится.

Рецензируемая версия игры: PC
  • Очень жутко;
  • Прекрасный звук;
  • Увлекательные задачки;
  • Сеттинг;
  • Вторая половина игры;
Гоша Берлинский
Автор:
Вердикт: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Нравится87
Комментарии (18)
B
i
u
Спойлер