Rise of Nations

Rise of Nations

За прошедшие полгода вышло немало хороших стратегических игр. Навскидку вспоминаются карамельные «Generals» и масштабные «Завоевание Америки». За оставшиеся полгода хороших стратегических игр выйдет еще больше. Но! Если проект Rome: Total War не успеет появиться на свет в этом году, то конкурентов на получение звания «Стратегия года» у Rise of Nations (RoN) не будет.

The game for real men

Я уже сейчас прочу RoN лавры лучшей стратегической игры года. За что? Ну, во-первых за то, что «Big Huge Games» (разработчики игры) подарили миру, не больше, не меньше, «Цивилизацию» в реальном времени. Да, да, именно так, я не опечатался, ту самую походовую «Цивилизацию», легенду стратегического мира. «Big Huge Games» в своем дебютном проекте перевели её в реальное время, не потеряв ни капли обаяния оригинала. Откуда у молодых разработчиков такая прыть? Дело в том, что компанию возглавляет Брайан Рейнольдс, бывший соратник Сида Мейера из Firaxis, фактически, правая рука демиурга. Именно Рейнольдс полностью ответственен за такую, игру, как Sid Meyer’s Alpha Centauri. В общем, человек грамотный и опытный, не один год создававший сложные стратегические игры. И именно благодаря ему RoN стала тем, чем она стала – вылизанным до последней строчки кода шедевром, затягивающим в свои сети с пугающей неотвратимостью.

Conquer the World!

Откровенно говоря, несмотря на то, что в графе жанр у RoN значится RTS, в игре все-таки присутствует походовый режим. Суть его сводится к следующему – предварительно выбрав одну из 16-ти рас (подробный разбор ниже), вы попадаете на экран глобальной карты, причем карта эта в точности повторяет очертания матушки-Земли. Вначале у вас есть всего лишь одна провинция и твердое желание покорить весь Земной шар. Как только вы выберете провинцию – жертву милитаристской агрессии, начнется тактическое сражение, сиречь «rts» (о которой позже). Впрочем, до начала сражения на стратегической карте можно сделать много интересных вещей. Например, купить «бонусные карты», дающие серьезные преимущества (по ресурсам, исследованиям, войскам) в сражении. А то и вовсе заключить с соседом союз и совместными усилиями изгнать глупого противника без боя. Теоретически, существует возможность победить, вообще не вступая в сражение, – можно скупать соседские провинции. Правда, существует два «но»: во-первых, у каждого государства существует предел провинций, дальше которого оно сокращаться не может. А во-вторых, за отпущенное на завоевание мира время серьезное количество провинций купить невозможно. Итак, война!





Экономика должна быть…

Задумав заиметь новую провинцию и затеяв по этому поводу тяжбу с соседом (а чего это британцы Карелию продавать не хотят, а? К ногтю непокорных!) вы начинаете битву в формате RTS. Так как RoN охватывает весь период человеческой истории, то игра начинается в декорациях каменного века, а заканчивается в Information Age, когда каждый, кому ни лень, бомбит соседа ядерными ракетами. Путь, как вы видите, предстоит не близкий, поэтому заботливые разработчики разделили всю историю человеческой расы на восемь периодов. Причем в кампании в каждом сражении существует лимит на минимальную и максимальную эпохи, дабы не возникало типично «цивилизаторских» казусов, когда воины с каменными топорами шли в атаку на бронетехнику. Мультиплеер, впрочем, от таких ограничений избавлен, поэтому вид лучников, осыпающий стрелами вражеские вертолеты там вполне нормальное явление. С временем и местом действия вы более-менее определились, начинается сражение и тут… тут вы буквально на каждом шагу начинаете натыкаться на идеи, которые дословно перенесены из «Цивилизации». Скажем, города. Фактически, город – это тот же town-hall, к которому прикрутили некий радиус охвата. В этом радиусе позволено строить различные здания (фермы, амбары, библиотеки, etc) в строго ограниченном количестве. Хотите не пять, а десять ферм? Извольте основать новое поселение. Кроме радиуса, город еще расширяет границы вашего государства (еще одна идея, перенесенная буквально). Только в границах можно строить здания, кроме того, попавший на чужую территорию враг начинает чувствовать себя весьма некомфортно, вплоть до потери хит-пойнтов. Короче говоря, чем шире границы - тем лучше. Продолжая темы перенесенных идей, нельзя не отметить так называемые «редкие ресурсы» (цитрусы, пряности, хлопок и т.д.). На карте случайным образом раскиданы квадраты с вышеназванными ресурсами, оприходовав которые специальным юнитом, вы начинаете получать существенные бонусы (расширение госграниц, снижение стоимости юнитов, ускорение исследований). Заветных квадратов на карте не так уж много, а бонусы от обладания ими весьма существенны, так что появляется дополнительный стимул в борьбе за территорию. Про экономику хочется поговорить отдельно – она максимально, что называется, user friendly. Единожды построив шахту (лесоповал) и загнав в нее рабочих, вы забываете об их существовании. Измученные необходимостью водить каждого пеона за руку, несомненно, оценят подобный гуманизм. Наука также отлично проработана, система исследований сделана с большим толком. Все исследования делятся на локальные (дающие бонус в производстве какого-то одного ресурса, улучшающие характеристики отдельных юнитов) и глобальные. Последние проводятся в библиотеке, причем изучением «библиотечных» дисциплин является обязательным для желающих поступить в новую эру. Глобальные исследования влияют на жизнь всего государства, увеличивая юнит-лимит, снижая затраты на другие исследования, повышая собираемость налогов. Причем исследования, что логично, кроме традиционных дерева, золота, еды, металла требуют еще и «знания», добываемого учеными в университетах. Впрочем, как всегда в подобных играх, все эти экономические показатели и научные прогрессы служат одной цели – усилению военной машины.

Make war not love

Военная составляющая выполнена в изящном ключе, который свойственен всей игре. В целом, сам бой протекает более-менее традиционно для жанра, все привычные атрибуты управления, от «резиновой» рамки до команды «stand ground», находятся на своем законном месте. Впрочем, очевидно, что, создавая боевую часть игры, авторы ориентировались скорее на стратегический, чем на тактический уровень управления. Об этом, в частности, свидетельствуют такие факты: войска сами выстраиваются в оптимальную формацию, которую всего несколькими кликами вы можете поменять на еще более оптимальную. Кроме того, помимо привычных приоритетов (от «стой на месте и молчи» до «атакуй все, что имеет наглость двигаться») войскам можно приказать атаковать только здания или только вражеских крестьян. Теоретически, отдав нужные приоритеты (пушкам – здания, кавалерии – крестьян) можно идти на кухню пить кефир с солеными огурцами. Практически же, мышкой все равно приходится шевелить довольно активно, так как подопечные войска при первой возможности стараются сломать строй и разбежаться по углам (сцены, когда отряд тяжелых копейщиков гонится за одним крестьянином, а по отряду бьет своя же артиллерия, пытаясь достать несчастного пейзанина, просто великолепны). Опять же, есть специальные юниты, требующие особого обращения – генералы, шпионы и коммандос. Генералы, имеющие определенный радиус действия, способны чинить врагу всякие пакости, вроде создания солдат - фантомов или придания временной невидимости всей армии. Что зачастую приводит к довольно трагичным последствиям – иногда огромные вражеские армии в глубоком тылу обнаруживаются в самый последний момент (особенно любит такие трюки злой AI). Шпионы способны проводить глубокую разведку и подкупать вражеские войска. Удивительно, но деньги на подкуп совсем не тратятся – видимо, на вашу сторону вражеские бойцы переходят из идейных соображений. Коммандос же по количеству грязных трюков превосходят шпионов и генералов вместе взятых – как вам возможность убить любой юнит с одного выстрела? Или снять большую часть хит-пойнтов с вражеского города мгновенно?
Осада городов, кстати, является в игре одним из главных развлечений и происходит в несколько этапов. Этап первый – к обреченному города подгоняются артиллерийские юниты. Без артиллерии делать нечего, даже не пытайтесь рашить – вражеские крестьяне по нажатию одной кнопочки сбегаются в город и начинают довольно шустро стрелять по непутевым захватчикам. Сняв все хит-пойнты у селения, следует подвести армию к осажденному объекту и попытаться уничтожить защитников. Как только героически сопротивляющиеся враги будут изничтожены, город перейдет в ваши руки и начнет медленно ассимилироваться. По окончанию ассимиляции город становится полностью вашим, расширяя госграницы и выполняя другие стандартные функции. Впрочем, стоп – ассимиляция и есть самое интересное, так как пока этот процесс не завершился, враг всеми силами пытается отбить захваченное имущество, насылая на вашу голову орды солдат. На словах все звучит довольно вяло, но на деле, на деле все происходит гораздо веселее(особенно если город прибрежный)! На экране постоянно что-то взрывается, в небе происходят настоящие бои между истребителями и бомбардировщиками, когда один самолет пытается сесть на хвост другому (а не просто тупо расстреливать с расстояния), на вражескую территорию высаживается морской десант, корабли поддерживают наступающую красногвардейскую пехоту (в самом прямом смысле этого слова, есть такой юнит – «красногвардеец») огнем, фашистские пулеметчики в характерных касках пытаются подавить наступающие красноармейские части, но тут на берегу разворачивается батарея «Катюш» и большая часть немецких войск оказывается перемолотой в мясо. «Катюши» сосредотачивают огонь на вражеском городе, сверху им ассистируют истребители, гоняющие по округе вражеских крестьян (звучит сирена воздушной тревоги, ощущения – непередаваемые), к раздолбанному оплоту фашизма лихо подлетает третья танковая армия (каждая группа юнитов, повешенная на цифру, получает в зависимости от состава имя, вроде «1-st infantry» или «2-nd artillery»), добивая врагов на ходу. Подошедшие следом огнеметчики дочищают вражеские бункеры, окончательно выбивая фашистов. В такие моменты просто невозможно оторваться от компьютера, игра захватывает своей глобальностью, концепцией битвы «на земле, на воде, в воздухе», а огромное количество юнитов позволяет смоделировать любое сражение – от Куликовской битвы до взятия Берлина, через Бородино и взятие Измаила. Да только ради возможности увидеть воочию описанную выше битвы стоило купить эту игру!

Национальный вопрос

В игре представлены шестнадцать рас и каждая из них уникальна. Нет, конечно, уникальна не полностью, большинство юнитов и строений у народностей общие, просто у каждой есть своя национальная сила (у русских, естественно, «The power of the Motherland»), дающая очень существенные бонусы, ради которых стоит поменять стратегию. Скажем, у китайцев мгновенно строятся крестьяне. Учитывая их мизерную цену и возможность переквалификации в вооруженных партизан, играющему за китайцев крайне рекомендуется задуматься над тактикой «peasant – раша». А египтяне, например, имеют возможность строить не пять ферм на город, а семь, что позволяет им получать очень солидное преимущество на начальном этапе развития. Любопытны бонусы русских: помимо вполне ожидаемых в таких случаях дешевых партизан и расширенных границ, - они имеют неслабые бонусы в добыче нефти (!!!). А в уникальных юнитах у россиян числятся не только донские казаки и красногвардейцы, но и Т-80! К сожалению, устроить соревнование «Т-80 vs Абрамс в Ираке» не получится – американцев не завезли. Видите ли, Брайан Рейнольдс справедливо рассудил, что молодая американская нация будет смотреться несколько неуместно в кругу тысячелетних цивилизаций. И недрогнувшей рукой выкинул янки вон из игры. («Какой подлец, - так хотелось приучить американских солдат к дисциплине», - прим.ред.).





Графика, музыка и все остальное

О графике особо сказать нечего. С одной стороны, она не дотягивает до ярких «Generals», проигрывая вествудовскому творению начисто. С другой стороны, особых нареканий тоже нет, палитра подобрана грамотно и совсем не раздражает при длительной игре. Один из главных критериев подобного рода, ядерный взрыв, выглядит именно как ядерный взрыв, а не как баловство младшеклассников с петардами. Звук также неплох, есть отдельные запоминающиеся моменты (вроде воя сирены при налете вражеской авиации), но в целом все весьма средне. О музыке также не могу сказать ни плохое, ни хорошее – отдельные темы прелестны, большинство же музыкальных композиций навязчивы и несколько надоедливы. Зато следует отметить интерфейс – он сделан просто замечательно – коротко, информативно, без излишеств. Даже есть специальная кнопочка, позволяющая регулировать подробность всплывающих подсказок. На «лаконичном» уровне вам будут сообщать только название юнита и его цену. При «подробных» подсказках игра любезно даст рекомендации по применению данного типа войск и напомнит, до какого состояния юнит можно заапгрейдить. Очень удобно, учитывая, что вам приходится держать в голове информацию о юнитах сразу восьми эпох. Помимо этого, в интерфейсе нашли свое отражение все тенденции современного интерфейсостроительного искусства, вроде кнопки «выбрать пейзанина-бездельника».

Итого.

Заканчивая статью, хочется дать всего лишь один совет – если вы любитель «Цивилизации», то обязательно посмотрите игру. Или хотя бы ее демо-версию. Если вы любитель rts – обязательно посмотрите игру. Наконец, если вы просто любитель хороших игр, то, совершенно верно, обязательно посмотрите RoN, потому что это одна из лучших когда-либо созданных стратегий. Рассказывать бесполезно – понять всю прелесть можно, только познакомившись лично с этим замечательным проектом.

=======================

Геймплей: 9.5/10
Графика: 7/10
Звук/Музыка: 6.5/10
Управление/интерфейс: 8.5/10
Новизна: 7/10
Оправданность ожиданий: 9/10
Общий рейтинг: 9/10
Ejik
об авторе
Пользователь пока ничего не написал о себе.
Нравится10
Комментарии (17)
Желание купить игру появилось при словах "Брайан Рейнольдс справедливо рассудил, что молодая американская нация будет смотреться несколько неуместно в кругу тысячелетних цивилизаций".Уважаю!
Согласен с Джипом, самый весомый довод. :)

Вообще, написано добротно, читается хорошо, спасибо.

Личные впечатления: мне графика ну очень сильно напоминает AOE2. Сказал бы, что на его движке и сделано. Не то, чтобы это плохо, но до уровня GSC (Казаки, Завоевания Америки - тоже спрайтовых) не дотягивает. Плюс, с одной стороны действительно огромный исторический период охвачен, но с другой вспомните, сколько было вековых переходов во все том же AOE2? Ну никак не достаточно восемь веков для нормального охвата такого периода: слишком быстрое, поверхностное развитие.

Для меня Завоевания Америки на первом месте, и именно они есть стратегия года. А RoN идет сразу за ними вместе C&C:G, однозначно опережая и Блицкриг, и Солдат Апокалипсиса, и пару других брендов.
Культ с большой "к". Захватив (не важно какой) город, чуствуешь себя настоящим полководцем.
2Hammer: к сожалению, подобной твердостью духа обладет только Рейнольдс, Сид "Наше все" Мейер испугался и оставил США в "Цивилизации" (что, конечно, есть полный абсурд).

2Горыныч: не вся графика в "RoN" спрайтовая, более того, большинство юнитов там полигональные. И, честно говоря, начиная с Gunpowder Age и далее "RoN" выглядит в десять раз бодрее чем "Завоевание", особенно в динамике, которую на скриншотах не очень-то и углядишь.

2harbi: самым настоящим полководцем я себя чувствую, завхватывая такие города, как Париж, Берлин и Лондон :). И иногда даже чуточку жалею, что нет Вашингтона :).
2Ejik: спрайтовая вся. и юниты все спрайтовые, это четко видно и никто этого не скрывает. кадров на каждый юнит много, смотрится живо, но меньше, чем в Завоеваниях. бодрость RoN в индустриальном веке против "Завоевания" легко оправдывается: там танков нет, и ракет :)

Лично я в Завоевания меньше играл, чем сейчас в RoN вишу, но не от того, что Завоевания хуже. Я считаю, что они лучше, качественней, профессиональней выполнены. Но мне не нравится баланс той игры. Это уже не rts, а симулятор главнокомандующего какой-то. В RoN все проще, быстротечней и... веселей.
Проще, веселей, сильней затягивает... не синоним ли слова "лучше"? ;)
юниты - 3D...

посомтри внимательно, особенно модели
Джипам,Горынычам и прочим лешим

Ваш антиамериканизм уж как-то сильно подеццки звучит.В эту игру еще нешпилил ниче скзать по ней не могу но вот в цивилизации самый кайф игры наступал именно в современной эпохе там где США как раз уже имеет место быть.Янки в средних веках,значит,не смотряцца а Ацтеки расправляющиеся с Ирокезами с помощью ядерного оружия очень кстати,да?Вообщем чет недопонял я в этом Рейнольдса.А Альфа Центавра великая вещь была.и есть.
RoN наихудшая стратегия всех времен и народов.Все сделано очень плохо. В первую очередь графика,во вторых свобода(т.к. все миссии на время),в третьих невозможность уничтожать города(игра надоедает из-за "ассимиляции").
Блин касяк какойто эта игра постоянно вылетает (и нетолько меня одного)....8/
Да разработчики там тупые, географии не знают!!!

Позор!
2PoviaN

Города уничтожаются, и причем ассимиляции ждать вовсе необязательно, просто надо уничтожить все остальное в деревне - раз смог ее захватить, значит сможешь и убить...
Это просто кайф игра ,особенно в Лобби .Русские имеют не плохой рейтинг,
правда в начальные эпохи уступают нациям .но когда дело доходит до 6 и 7 эпохи они уже поимеют всех остальных наций в военной технике
Классная игра! Оторваться не могу
Единственная настоящая стратегия. Естественно при игре через GS-сервер, а не с компом. Всё остальное по сравнению с ней - отстой, и это несмотря на то, что РОН уже столько лет.
Я обсалютно согласен со Ctac-1. Игра мировая не смотря на возраст, лучше стратегии не встречал
Кто хочет поиграть пишите на агента pashkevitsh@mail.ru
А янки всё-же завезли. В дополнение...
B
i
u
Спойлер