на главную
об игре
Scratches 08.03.2006

Scratches. Бояться ушами

Scratches – удивительно атмосферная игра. Атмосфера эта на грани жуткой депрессии, растекающегося в воздухе напряжения и нервного срыва. Странно, что на коробке с игрой нет предостережения: «Не рекомендуется людям с расстройством психики и эпилептикам».
Перед нами игра-ретроспектива, сознательно позиционирующая себя как наследник и продолжатель традиций старой приключенческой школы. Можно было бы сказать, что от Scratches за версту пахнет тленом, но это слишком несправедливо. Старый «добрый» классический квест (именно так, в кавычках – потому, что такие игры, как правило, рассказывают отнюдь не добрые истории) не умер, он лишь отступил на заранее определенные позиции и теперь периодически засылает в ряды нового поколения игроков юных да прытких разведчиков и диверсантов. Молодая амбициозная команда из Аргентины Nucleosys идеально подходила для этих целей…

Музыка, создающая настроение

Основным средством приобщения к классике аргентинцы избрали сюжет и атмосферу, которые в Scratches представляют редкий пример гармоничного единения и взаимосвязи. И то, что рассказываемая нам история – по сути, сборник наиболее часто используемых в подобных играх и тематической литературе штампов – совершенно не обедняет игру, а, наоборот, дает редкую в последнее время возможность снова погрузиться в мир классического «хоррора» в духе Хичкока и старой викторианской Англии. Авторы сознательно используют штампы, чтобы представить свой римейк, свое видение того, как нужно рассказывать подобные истории.

Намешано в Scratches, на самом деле, много всего: тут и старинный английский особняк, в стенах которого когда-то произошло убийство; и мистические артефакты (в данном случае – маска, но, к сожалению, не Джима Керри, хотя это было бы забавно), оставшиеся после встреч предыдущих владельцев дома с загадочными племенами; и разбросанные по всему особняку дневники и записки, из которых мы постепенно узнаем ужасающие подробности мистической истории; и безвременно погибший ребенок (душераздирающий вид детской коляски с разбросанными игрушками прилагается); и обязательные страшные звуки из подвала, где спрятано нечто ужасное; и загадки семейных склепов и тайных погребений; и кошмары посреди ночи; и раскаты сумасшедшего смеха на весь дом… Все это в неумелых руках могло превратиться в почти пародийный скоморошный фарс с обязательным финальным боем, литрами клюквенной крови и наивными сюжетными глупостями, слабо увязанными друг с другом. К счастью, Nucleosys – не из таких. Аргентинцы продемонстрировали удивительное чувство стиля, вкус и истинно английский такт при рассказе своей истории. Они заперли игрока на несколько дней в старинном особняке, отрезали всякую кроме телефона связь с внешним миром и принялись нашептывать ему на ухо что-то об этом доме, его прошлых обитателях, их тайнах и каких-то племенах. Но использовали они при этом язык полунамеков, недомолвок и ассоциаций, а не бородатых баек из склепа.
А еще – густую пелену обволакивающих игрока звуков и музыки, которые в Scratches в основном и ответственны за создание необходимой атмосферы повисшего в воздухе напряжения и приближающегося кошмара. Спускаясь в подвал, мы по привычке ждем встреч с «неожиданно» выскакивающими из-за угла чудищами, расчлененными трупами и нацарапанными кровью надписями в назидание потомкам. Но вместо этого нас ждет «лишь» пульсирующая в перепонках симфония приближающейся опасности и необъяснимого ужаса, которые охватывают главного героя и нас вместе с ним. Эффект грандиозен – из подвала и из игры хочется бежать, сломя голову… На этом фоне перспектива одному ночевать в особняке без единого источника света заранее настораживает настолько, что разбудившие главного героя звуки, доносящиеся откуда-то из подвала, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но то, какие это звуки и как они поданы – еще одна не совсем приятная для нашей нервной системы неожиданность. А эти старинные часы – их размеренный ход во время нервного исследования дома на ощупь посреди ночи становится источником настолько насыщенных и противоречивых впечатлений, что никаких монстров и кровищи не надо.
В итоге игрок не сетует на штампы, он растворяется в настроении игры и просто хочет узнать, наконец, что здесь происходит…

Английский дух аргентинских кровей

Все это завернуто в оболочку замкнутого, затхлого пространства особняка и прилегающих к нему немногочисленных строений. Игровой процесс сознательно заторможен – большую часть времени, особенно поначалу, мы проводим не в решении задачек, а в размеренном исследовании и осмотре достопримечательностей. И тут любая, казалось бы, мелочь – картина на стене, разбросанные книги или грязная посуда в раковине – играет свою роль в общей мозаике впечатлений, создающих в итоге очаровательную мистическую атмосферу игры.
Самое главное – исследовать, осматривать и читать действительно интересно. Все сделано и нарисовано очень стильно: даже не верится, что авторы игры – южноамериканцы. От Scratches так «пахнет» пыльным книжным духом старой Англии, что даже в собственной реальной, а не виртуальной комнате хочется пошире открыть окно. Судя по всему, тут мы имеем дело с ярким примером создания игровых локаций «по реальным чертежам и фотографиям» - иначе объяснить столь точное попадание художников в тему и стиль просто невозможно. Если только не предположить, что южноамериканские фамилии и происхождение создателей игры – просто блеф и миф из разряда «разработчики шутят».
Особенно поразил язык, которым написаны многочисленные дневники, журналы, книги, газетные статьи, афиши и записки в игре: я не особенный знаток английской речи, но даже я могу понять, что в Scratches дела с ней обстоят более чем хорошо.

Инвентарь всему голова

Как собственно квест Scratches выполнена в классическом стиле: традиционная статичная картинка, на которой игрок в основном занимается старым добрым «пиксельхантингом»; перемещение по левой кнопке мышки и активация инвентаря по правой; сбор и смешение предметов в инвентаре; поиск кодов к закрытым сейфам; изучение архивных материалов... Особенность игрового процесса – мы ни разу за всю игру не используем ни на ком оружия, а, кроме того, часто общаемся по телефону с ключевыми персонажами.

И тут не обошлось без некоторых несуразностей – герой почему-то не может сразу получить всю информацию, даже если все условия для того выполнены: непременно приходится перезванивать по нескольку раз подряд. Но это скорее не логические ошибки, а следствие того, что перед нами все-таки игра, где используются такие вещи, как триггеры, а не реальная жизнь. Потому надо сразу смириться с тем, что игра, построенная в классических традициях, не предполагает вольностей со стороны игрока: мы должны жестко следовать определенной авторами последовательности действий. Благо, что следовать действительно интересно – игра не перегружена излишними нелогичными задачами. Да и пресловутый «пиксельхантинг» здесь вполне умеренный, почти дружелюбный к игроку…
В основном задачки носят бытовой характер и решаются посредством применения навыков наблюдательности и элементарного логического мышления. Они органично вписаны в игровой процесс и не раздражают излишней «привязанностью за уши» или искусственностью. Для адвенчуры сегодня это один из важнейших факторов успеха. Некоторое недоумение за всю игру вызывает лишь несколько моментов. В частности, почему мы не можем сразу достать из вазы ключи, а должны сначала увидеть эту вазу на фотографии? Но это уже мелкие придирки…
Отметим и удивительно комфортное, удобное управление, которое, что редкость, не мешает нам в процессе поиска и применения предметов.

***

«Первый блин комом» - это явно не про Nucleosys. Дебютный проект аргентинских разработчиков, на который ушло три года, обернулся настоящим хитом в своем жанре. У Scratches практически нет изъянов. Другое дело, что поймут и примут ее не все – тут нужен особенный настрой и склад характера. Почти английский…


Рейтинги:

Геймплей: 8.5
Графика: 7.5
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 8.3

Комментарии: 15
Ваш комментарий

Эх, иногда на самом деле жалею, что не люблю квесты....
Оценка гуд!!!

1

Согласен с Nightwish. Я тоже не фанат квестов. Хотя может, еще не поздно.

0

Да, атмосферность это ее главный плюс... А еще есть загадки, от которых можно мозги свернуть.
А что так с обзором опоздали? Я ее еще в начале марта прошел.

0

Квесты это круто. Особенно если они такие крутые как Scratches

0

Скретчез как-то не смог заманить меня достаточно стандартным для квестов сеттингом. А вот Voyage - это любогпытно. Не гениально, но любопытно.

0

Квесты болше любит старая публика, молодой просто не да нее..

0

Де надыбать русик?!!! Ась?? У кого есть дайте плиз ))

0

Scratches the beast самый офигенный квест в мире!!!!!!!!!!!

0

Лучше "Шороха" нет квеста на планете!!!

0

Шорох лучший квест в который я играл

0

И самый страшный в который я играл.

0

дайте ссылку где скачать?

0

Эх, иногда на самом деле жалею, что не люблю квесты....
Оценка гуд!!!

-1