на главную
об игре
Layers of Fear (2016) 27.08.2015

Шаг вперед: рецензия на Layers of Fear

Инди-хорроры и симуляторы ходьбы наверняка многим уже надоели. Их стало неприлично много, и они все кажутся одинаковыми. Большинство таких игр наступают на одни и те же грабли и дарят, по сути, одинаковые впечатления. Мы начали сравнивать их по фантикам: смотрим на графику, музыку, прочие второстепенные вещи. Поэтому на Layers of Fear тоже можно не обратить внимание. По кадрам, описанию, трейлерам она почти не отличается от огромной массы проходных малобюджетных ужастиков от первого лица, в которых уже можно запутаться. Но в действительности это, наверное, самый изобретательный, пугающий и талантливый хоррор за много лет.

Сначала игра похожа на Gone Home. Снова ты на стоишь пороге неизвестного дома, в котором явно что-то произошло, а внутри нет ни одной живой души. Сразу понятно, что если будет экшен, то лишь в виде погони. Спустя пару шагов появляется записка о том, что некий нужный ключ находится в кабинете. Обрывок старой газеты говорит, что здесь жил художник со своей женой-музыкантом. Это уже что-то проясняет: творческие люди — с ними вечно какие-то проблемы. Заходишь на кухню — на полу разлитое вино, разбросанная еда. В подвале пищат крысы, но ничего страшного — просто темно. Под одной из немногих закрытых дверей, кажется, лужа крови. Но внутрь не зайти — нужно исследовать дальше. Уже морально готовишься к детективу в духе Scratches — о ней напоминает чуть ли не все, включая грустный и спокойный саундтрек. Но достаточно взять ключ и попасть в закрытую мастерскую, как все, приехали. Ловушка захлопывается. Прощайте и Gone Home, и Scratches. Потому что Layers of Fear — не столько детектив, сколько кошмарный трип.

Игроку нужно не вести расследование (этим он будет заниматься, скорее, по желанию, читая записки и пытаясь объяснить для себя происходящее), а рисовать картинку. Холст уже поставлен, первые мазки сделаны — осталось добыть шесть последних ингредиентов. За каждым нужно идти отдельно, а потом возвращаться к полотну. Но, попав впервые в мастерскую, проходишь точку невозврата, и потом всякий раз, когда уходишь, попадаешь в новую комнату. В нормальное состояние дом вернется лишь в конце, но после всего пережитого сложно будет воспринимать его до конца реальным. Да и сама мастерская будет каждый раз меняться.

Layers of Fear — это путешествие по кругам ада, состоящее из комнат и коридоров, в которых все — обман. Невероятно, как много уникального можно выжать из вполне обыкновенного особняка. Помещения меняются стремительно, даже если ты не бежишь (я вообще бегал в игре один раз — из любопытства), десятки оригинальных локаций пролетают мимо, причем иногда в них вообще ничего не происходит. Сотни деревянных дверей мелькают перед глазами, но никогда, абсолютно никогда не знаешь, что за ними прячется. Новая комната или пустота? Очередная сюрреалистическая загадка или ничего? Драматичная сцена или жуткий призрак? А может, дверь не откроется вообще. А может, тебя заставят внезапно двигаться по кругу, пока ты не поймешь, что нужно возвращаться назад, чтобы пройти вперед. Прямо как у Льюиса Кэрролла.

Авторы постоянно удивляют и старательно, безжалостно, ловко манипулируют игроком, который, по сути, может только шагать вперед. И сложно представить, сколько всего пропускаешь во время первого, второго, даже третьего прохождения. Во-первых, потому что попадаются развилки. Конечно, рано или поздно ты приходишь в нужную ключевую локацию, но все равно упускаешь что-нибудь клевое, не говоря уже про записки, важные для понимания истории. Во-вторых, есть много ситуаций, в которых можно реагировать по-разному. Увидел призрака и убежал? Тогда перед тобой будет одна дорога. А если не убежал, а пошел ему навстречу? Значит, все сложится иначе. В конце концов, решения скажутся и на финале.

Концовок несколько. Сложно предугадать (если возможно в принципе), какую именно получишь, и каждая по-своему интересная.

Непредсказуемость — то, что здесь важнее всего. Именно она в частности делает из Layers of Fear такой крутой хоррор. Безусловно, звук хороший, атмосфера — отличная, дизайн локаций и работа с освещением — все сделано грамотно. Но ни резкий грохот, ни сверкающие молнии, ни скрипы и крысиный писк, ни визуальные эффекты, ни даже классический грязный призрак из скримеров, который иногда прыгает на камеру, не являются главными. Они просто бонус. Основной страх заключается в том, что ты никогда не знаешь, что происходит за твоей спиной. Можно быть более-менее уверенным лишь в том, что видишь перед собой. Но стоит обернуться — и за тобой может оказаться что угодно. Вообще. Что. Угодно. Но даже когда выработается страх перед оборачиванием, игра будет заставлять это делать. Она может попросить рассмотреть любую вещь, прочесть записку, включить лампу — и все, реальность уже другая. Откроешь дверь — за ней стена. Пойдешь обратно, откуда пришел, но там теперь тоже стена. Обернулся — дверей нет совсем. Нигде.

Издевательства длятся на протяжении часов, но это стоит своих денег и времени. Редкие хорроры способны одновременно сильно пугать и пробуждать желание двигаться дальше. Ты отпрыгиваешь от монитора, материшься вслух, но любопытство всегда берет верх. Жаль только, что авторы не придали большое внимание сценарию. В конце остается слишком много вопросов. Понятно, что случилось с семьей, но как и почему — тут начинаются теории одна офигительнее другой. Сюжет похож на мозаику, от которой осталось так мало элементов, что можно разобрать только общую картину. Как следствие, не хватает сопереживания, и вся трагедия трогает не так сильно, как могла бы. Хорошо, что добавили цитату Оскара Уайльда в качестве эпиграфа. Она привнесла в эту раздробленную историю хоть какую-то глубину.


Layers of Fear

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Непредсказуемо;
  • Страшно;
  • Реиграбельно;
  • Красиво;

Минусы:

  • Неоднозначный сценарий;

Оценка: 9.0

Вердикт: один из лучших представителей жанра.

Комментарии: 86
Ваш комментарий

А будут шаги влево и вправо?

37

игра шикарна,outlast 2 с его дешевыми скримерами не нужен

36

BarackKamacho ну почему же,outlast тоже хороша)у каждой из игр есть свои плюсы и минусы

4

Названия рецензий спонсированы Министерством глупых походок

34

Serafim_94 При поддержке Национального пешеходного университета.

6

Шаг вперед: это шутка такая?) Был шаг назад, теперь вперед, следующий обзор будет "Стоим на месте"?))

32

vidgin Подозреваю, что это будет обзор на FC:Primal.

20

vidgin Будут шаги вправо и влево.

2

Короче, берем кости, кишки оленя и двести грамм крови... рандомно кидаем в холст. Получается:

30

_Lemon_ как обзорщик ты говно, но как комментатор молодец. плюсанул.

6

_Lemon_ Что, снова 9 баллов игре без геймплея и ниссана?

13

Ватафакер Да что с этих рецензентов взять? Ничего не понимают в играх)

4

нельзя было хоть на такую игру видео обзор сделать?

29

Блин в игре все уровни идеальны, кроме те что в самом конце. Какой идиот придумал комнату с шашками, она бессмысленна и ужасна..

26

А мне понравился сюжет. Про психопата который пытается понять кто он. Скатина который хочет стать легендой. Или Человек который пытается осознать что он наделал и пытаться это исправить в пределах своих сил.

22

скучная. все эти трипы и метаморфозы быстро перестают удивлять, минимум взаимодействия с миром, ни разговоров, ни даже собственных мыслей кроме пустых флешбеков. плюс не понятно, когда ты "умираешь" - а концовки зависят от этого. на высокую философию не тянет, но на нечто художественное - да.

15

Что зааа.... нынче тенденция с рецезиями на Шаг вперед-Два шага назад и т.д.)))

15

игра несомненно порадовала, подобных игр множество, но 95% из них лютый трэшак, а по Layers of Fear видно что старались и делали на совесть, игра крайне атмосферная и от нее не можешь оторваться P.S тема с красной шапочкой в кабинете доставила

14

Всё больше уверен в том, что Берлинского и близко нельзя подпускать к написанию рецензий. Ну вы только подумайте - "игре", где надо ходить от одного скримера к другому (и где, самое главное, даже сюжет не оставляет после себя никакого послевкусия) - 9 баллов. SOMA, при её то сюжете (лучшем за многие годы, между прочим), и затрагиваемых темах - получает 6. Пегач, не болей, ладно?

Спойлер

И да пребудут с тобой более-менее адекватные обзорщики

14

palading21 В Соме ничего, кроме хорошего сюжета, нет. Все остальное в ней плохо или никак. Вы читайте чтоль тексты, а не только оценки смотрите, и тогда всё станет понятно.

-12

Гоша Берлинский В Соме ничего, кроме хорошего сюжета, нет. Все остальное в ней плохо или никак. Эм... А почему тогда у Layers of Fear такая высокая оценка? Сюжет в этой, с позволения сказать, "игре", оставляет куда как меньше впечатлений. В плане геймплея - неужели хождение от одного скримера к другому интереснее каких-никаких, но пряток от монстров, или пусть ни на что не влияющих, но моральных выборов? Единственное, в чём Layers of Fear и SOMA на одном уровне - это атмосфера. Но по остальным пунктам предмет обсуждения ведь гораздо хуже творения Frictional. Так почему такой разброс оценок?

10

Гоша Берлинский Хорошо, что добавили цитату Оскара Уайльда в качестве эпиграфа. а что там было? пропустил.

2

Соловат О том, что какой бы вдохновенный портрет ни рисовал художник, он всегда рисует собственный.

3

Сегодня прошёл игру, однозначно лучший хоррор за последнее время. Правда движок Unity то ещё дерьмище, сглаживания ноль, особенно учитывая что играл на телевизоре на пс4, это сильно бросалось в глаза. Но геймдезайнеры постарались, окружение поглощает, поэтому не обращаешь внимания на технические огрехи. В общем для всех любителей жанра - однозначный мастхэв. Ну а я буду ждать от этих разработчиков более дорогого проекта. P.S. Все кто грезил о P.T. будут в восторге, так как Layers of Fear фактически и есть реконструкция нашумевшей демки от Кодзимы.)

14

Если пройдёте 1 главу, дальше будет туго и худо с дверями. Я не шучу

Спойлер
12

Шаг вперед:... Ну, ну. Типо замели следы плагиата с названия прошлой рецензии у Гошки!

12

Тот самый случай, когда авто пишет для серьезных людей, а комментируют школоло. Если можно сравнить компьютерные игры с искусством, то LoF один из ярких его представителей.

11

Заинтриговало. Нужно попробовать.

9

Когда будут ВИДЕОобзоры?

9

Игра и правда шикарная.

9

Шикарненькая игра) Ничего такого хорошего после Outlast небыло)

8

Игрушка заинтересовала.Попробую.

7

шаг вперед, шаг назад, что за немощный на новые идеи заголовки пишет?

7

BarackKamacho ааа с сало логвинова точка ком, тогда я все понял

6

Очень жаль, что эта игра всего лишь инди, поэтому кроме хождения тут ничего нет. Это сильно снижает реиграбельность. Уверен, будь у ребят бабло Юбисофта или ЕА, у Сайлент Хилла бы появился серьезный противник. По визуальной части игра шедевр. До чего я ненавижу кукол в ужасах, так как совсем их не боюсь, но тут даже куклы заставили чувствовать себя неудобно. Единственное, что мне не понравилось - как сказано в рецензии, вся игра по сути шизофренический трип, а я больше люблю, когда идет балансирование между иллюзией и реальностью. Это делает события еще более загадочными и страшными. А еще тут какая-то корявая поддержка геймпада. Стики работают через раз.

7

Немезис Вот, кстати, не знаю. У меня все хорошо на геймпаде было. Но он от х360, его вообще все игры видят и хорошо с ним работают.

-7

Согласен, игра шикарная. Сюжет не заезженный, про художников хорроров не помню. А то, везде одни психбольницы.

6

уважаемые ПГ, вы теперь все рецензии называете шаг вперед/назад ? )))

6

Претендент на звание ужасов года?

5

Да вы издеваетесь....9 за что? За 4 часа пугалок и обосрашек?

5

Атмосфера завораживает, навеяло старый добрый Сайлент Хилл.

5

а я думал может записки не все собрал, а там внатуре нет концовки истории. Но может она и не нужна, ведь куда интереснее домыслить и напредставлять после прохождения из-за чего же все произошло. Иначе было бы банально, наверное. Вот что я понял по прохождению из записок и окружения:

Спойлер

Жил был художник который взял в жены женщину после чего у них родился ребенок. Кстати из записок жены врачи ей сказали что она не может иметь детей. Там так же упоминалось что толи петь не сможет толи играть, но мол по ее словам все равно она успешно занимается своим делом. У художника, т.е. ГГ раньше покупали картины но в последнее время он рисовал одну хрень которую никто не покупал. Потом жена стала замечать что муж ей не интересуется больше, холоден к ней, даже как она выразилась смотрел на нее как на чудовище. И она мол решила действительно таковой стать, и подожгла себя. ГГ не знал что делать, писал записки своим знакомым врачам мол можно ли как то вернуть ей прежний облик но ему отвечали что это невозможно. Т.е. как я понял сначала поехала жена, а потом поехал и ГГ, он не просто рисовал картину а вложил туда часть себя, а именно те 6 элементов что в игре мы ищем, кожу, пальцы и тд. В конце он нарисует картину прекрасной жены, картина оживет и она превратится в уродину после пожара. Он выкинет картину в комнату где таких как минимум десятки. На этом история заканчивается, он оказывается в нормальном доме, как в начале игры и можно снова пережить все это не начиная новую игру. Вопрос лишь в том, куда делся ребенок, об этом я ничего не нашел, даже в колыбельной комнате никаких зацепок. Потом я подумал что может части тела для картины были ребенка? Я не очень внимательно читал записки поэтому могу ошибаться. По началу думал что причина что то в духе сверхестественных, кто-то продал душу дьяволу ради успеха. Но жена действительно удивлялась что у нее все нормально. Значит не она. Тогда подумал может ГГ продал душу, но в конце засомневался на счет всего этого. И самая банальная мысль была это то, что ГГ давно мертв и остался заперт в своем доме, каждый раз переживая свою историю. В которой он был виновником смерти жены (про ребенка опять же хз куда он делся).

если кто дополнит и прояснит, милости прошу. Все выше описанное можно считать домыслами. п.с. обидно кстати было, нашел я значит пароль и в последствии ключ к какой то комнате, почти в самом начале игры, а когда пошел дальше то вошел не в ту дверь, ну т.е. ту что по сюжету как таковому, а не в ту которая необязательная и к которой нужен был ключ. А обратно не вернуться. Это конечно расстроило.

4

Соловат у тебя под катом история в духе сказок Джокера про своих родителей или свою жену, короче которые он постоянно придумывал чтобы рассказать про то как он себя изуродовал

2

Соловат Проясню тебе насчет твоих домыслов и о концовках. Возможно могу ошибаться, но расскажу как понял я:

Спойлер

Жена ГГ не поджигала себя. Это был несчастный случай. В самом начале игры, в спальне, можно найти отрывок из газеты где описывается пожар в "Галактике" (универмаг) + момент в игре, где находим мементо-телефон: ГГ узнает о происшествии и мчится к своей жене, которая пострадала от пожара. Дальше варианты произошедшего у всех разные. ИМХО По мементо-рисунку выясняется, что жена была музой ГГ, но так как огонь изуродовал её, наш ГГ сходит с ума. Он уже не может передать её красоту, не может смириться с тем, что с ней произошло, начинает пить, замыкаться в себе, забивает на всех, становится шизофреником. Он зацикливается и всё время пытается нарисовать её такой, какой она была до трагедии, используя её части тела (кожу, палец, глаз и пр.; возможно думал, что так ему будет легче). Из-за его сдвигов, она получается у него всегда обезображенной. Он берёт этот портрет, идёт с ним в другую комнату, выкидывает и начинает всё по-новой. В конце игры, на один момент разум ГГ проясняется (зеленый фильтр) и всё видно как есть на самом деле. Дом полуразрушен и расковырян (пытался добраться до несуществующих крыс). Заглянув в комнату, куда он выкидывал картины, видно, что ему всегда удаётся нормально нарисовать свою жену, но из-за того, что он уже поехал головой, он пытается нарисовать её снова и снова. В его мастерской шкафчики внутри исписаны уже по сотне раз (куда он клал части тела). "Ходишь по-кругу". Как-то вот так вот грустненько... Это получается плохая концовка. Насчет остальных двух концовок не очень понятно. В хорошей скорее всего он осознаёт всё, что натворил и выходит из цикла - сжигает себя вместе с её портретами. В нейтральной он рисует самого себя и получает признание (его работы находятся в галерее). Думаю так. Насчёт их дочери: можно найти документ от адвоката где-то в середине игры. Не ясно, что с ней, но её точно у него забрали. Адвокат предлагает ссылаться на состояние аффекта (после несчастного случая с женой) и тогда появится шанс 50 на 50, что можно будет выиграть дело и дочку ему вернут. Мне единственно не ясно как и при каких обстоятельствах сгорела собака. Может он всё таки кости собаки брал, а не жены + кровь брал свою + клок волос возможно был от дочери (использовал как кисть). Может кто прояснит насчет этого.

5

Как только увидел сравнение этого хоррора со Scratches, сразу понял что сыграю в него! От Шороха у меня мурашки по коже сменялись ощущением теплоты и уюта а потом диким любопытством а затем снова страх! Может это было от того что я играл в него когда мне было лет 10 кажется, но все же авторы рецензии взыграли на моих ностальгических чувствах! Надеюсь вся эта рецензия - правда, а не оплаченный пиар

4

Шаг назад. Шаг вперед. Влево. Вправо... Параллельно?

4

То есть то, когда у Fallout 4 была оценка 9.3 все закудахтали "КУПЛИНА!1!1атписка!" А сейчас все почему то молчат. Оценка не заслужена (заминусуйте меня, бомбящие пуканчики). Кстати, Playground, очень оригинальные названия рецензий: CoD BO3: Шаг вперёд и два назад. Hitman: Шаг назад. Ну и здесь - "Шаг вперёд". Очень оригинально. Конецъ UPD: Хотя... Знаете, миллионы мух не могут ошибаться.

4

Названия а-ля Шаг вперёд - Шаг назад заставляют усомнится в компетентности автора, что и подтверждается неадекватным содержанием рецензий и оценками. Хотелось бы видеть на ПГ более адекватных рецензентов.

4

Неплохо. Есть пробелы в основном сюжете(на самом деле важен скрытый второстепенный сюжет, который завуалирован изначально), зато атмосфера хороша. В целом, игра больше понравится людям с открытым восприятием, поскольку ставка сделана здесь именно на передачу ощущений, символизм, образность и домысливание.

Спойлер

Второстепенный сюжет(второстепенность не по значимости) больше раскрывает переживания творца, а игру воспринимаешь скорее как ассоциативный ряд внутренних конфликтов художника, его целенаправленное движение к написанию шедевра с преодолением ряда трудностей. По данной линии сюжет завершен - все основные стадии творческого пути пройдены. Насчет линии любви и постепенного съезда с катушек, то здесь много над чем поразмышлять. Лично я пока что не совсем понял - было ли это все реальностью(т.е. мистикой), происходило ли только в голове у художника( т.к. все картины в конце не содержали чего-либо аномального) или же это результаты больной фантазии/ употребления наркотических веществ ГГ, личность которого осталась загадкой.

4

Ребят,хотел сыграть в эту игру,но судя по комментам,начал понимать,что это какашка в золотистой краске хD

4

Надо будет взять на распродаже, раз все советуют

3

А мне не понравилась игра, вот такие дела и 9 баллов не заслуживает, ничего особенного.

3

я терпеть не могу хорроры, но этот заценил. Достаточно оригинальное творение, стоит обратить внимание

3

Да, игра и правда крута. Поиграл где-то час и отложенных мной кирпичей теперь хватит, чтобы построить небольшой домик за городом.

3

Когда уже введут интернет паспорта? И выкинут на хер 18- детей? На примере этого сайта явно видна необходимость

3

Напомнило P.T., очень жуткая демка

2

теперь точно надо опробовать!

2

Первый хорор который заставил меня прыгать на стуле, особено тот момент с книжным чужовищем😁 Всякие оутласты и резеты это скучное и однобразное месиво которое не капли неинтригует и не дает адриналина, а эта игра все это мне дола вполне. Всем советую проити.. Для отмосферности шпильте с геймпадом и хорошими наушниками.

2

Поиграл немного. В моменте после падения в подвал, подошел к выключателю. Включил свет. Обернулся... и ну его нахеррррррр"!!!!!! alt+f4 alt+f4!!! вырубил . Впервые, за долгие годы, игра смогла напугать. Блин жесть. Я думал уже не один ужастик не сможет меня пронять. Дело наверное не во мне, а в том что современные ужастики не страшные в большей степени.

2

непонятно только зачем все шкафчики с книжками можно открывать? в них же никогда ничего кроме книг нет, и не чего брать!

2

serjik77 Чтоб отвлечь игрока и подготовить новый подкол

1

Вроде все понятно, жена кончает жизнь самоубийством в ванной комнате. Главный герой отрезает себе части тела, что бы закончить картину. А куда девается ребенок, что с ним происходит, я что то пропустил???

2

Не пойму одно сказал что хороший хорор меня захейтили, а когда малолетки калофдюти с отсасинами расхваливают это норма. Где логика люди?????

2

Игра великолепна(мое мнение)

-2

Интересно Создатели таких игр на самом деле в Жизни - Психопаты или Гении??

-3

Очередное спасибо за отсутствие школьно- ориентированного видеовыSера!

-3

Без перевода записок это просто непонятное шарахание

-4

Rageinside Без перевода записок это просто непонятное шарахание а на пробел не пробовал нажимать? лол Eliza Kotova Шикарненькая игра) Ничего такого хорошего после Outlast небыло) как это? так то Soma была вполне себе и Alien: Isolation

11

В "Жанры" поправьте, здесь от первого лица геймплей.

-4

ребята кто понял что делать со спиритической доской

-4

Подозреваю, чтоб в такое играть с упоением - надо дунуть. Потому что если не дунуть - ничего не получиться. Если по теме - скучновата даже для своего жанра. Страшно ли в игре - абсолютно нет. Есть ли в игре сюжет - есть, но довольно больной.

-5

Пффф.. однообразно, скучно... воистину собирать шашки это - ЛУЧШИЙ ХОРРОР ГОДАААА!!!

-5

Тот случай, когда обзор интереснее и атмосфернее самой игры.

-6

Дешевому скримеру (где нет вообще ничего нового) и симулятору ходьбы с открыванием дверей - 9 балофф? Ну-ну...

-8

Я думаю, если Гоша поставил 9 - то мне нужно сыграть.

-11