Теория цвета: применение колористики в играх

Теория цвета: применение колористики в играх

Так сложилось, при оценке графики мы в первую очередь смотрим на технологические фишки. Например, на «родное» разрешение (в случае консолей), уровень сглаживания и количество эффектов, отвечающих за постобработку. Не менее важен общий визуальный дизайн: то, насколько органично сложены сцены из множества объектов. Но есть еще одна вещь, которая влияет на восприятие событий, происходящих в игре — цветовая палитра. Правда, работает она не напрямую, а подсознательно: вы можете даже не обращать внимания на то, какие цвета сейчас находятся в кадре, а нужное настроение все равно создается. Мы решили вспомнить несколько проектов, в которых цвет играет одну из ключевых ролей. Как очевидных, так и не очень.

The Saboteur

The Saboteur — чуть ли не первая игра, про которую вспоминаешь в разговоре о цветовой гамме. У Pandemic Studios получилось показать гнет нацистской оккупации, используя оттенки всего нескольких цветов.

Главный герой Шон Девлин решает помогать Сопротивлению в освобождении Парижа, который после появления немецких солдат стал черно-белым. Ну, практически — в занятых войсками Вермахта локациях помимо градации серого присутствовали красный и желтый цвет. Красный символизировал угрозу в лице нацистов и встречался в развешенной на улицах города символике. Теплый желтый цвет горел в окнах оккупированной территории и сигнализировал нам, что у парижан все еще есть надежда на освобождение.

По мере выполнения сюжетных миссий, включающих в себя всякого рода диверсии, Париж постепенно возвращался к ярким, насыщенным цветам.

Okami

Авторы Okami не зря отказались от реалистичного стиля в пользу одного из направлений китайской живописи. Стиль Гохуа очень близок к каллиграфии и использует водяную тушь в качестве основного инструмента.

Однако восточная философия ставила на передний план не знание анатомии, а возможность передать темперамент героев, даже если эти цвета не имели ничего общего с классическими представлениями о том, как должны выглядеть вещи. Именно Гохуа вместе с селл-шейдингом помогла Okami стать в некотором роде уникальной — такую цветовую палитру сложно перепутать с чем-то другим. Разве что HD-версия вместе с повышенной четкостью несколько убила ту магию цвета, использующуюся в оригинале.

Journey

Художники Journey напрямую связали настроение главного героя с тем, в каких цветах отображается окружающая среда.

Приглушенные пастельные цвета отражают умиротворение, сочетание насыщенного желтого с красным позволяет понять, что существо испытывает романтические чувства и огромную радость. Холодный синий вместе с фиолетовым показывают смущение и страх неизведанного. Каждый отдельный уровень Journey можно разбирать на палитре и анализировать — огромная часть внутреннего мира персонажа раскрывается именно через цвет.

Psychonauts

Double Fine тоже передавала эмоциональную окраску через окружающий мир, но немного в другом ключе.

Главный герой Раз путешествует по сознанию персонажей, имеющих различные психические отклонения. Изощренный дизайн уровней сопровождается уникальной цветовой палитрой, примерно соответствующей тем чувствам, которые возникают у пациентов. Прием стандартный: непроизвольный выброс гормонов счастья в мозгу больного окрашивается в яркие цвета, а депрессия и схожие симптомы можно узнать по холодным оттенкам.

Mirror’s Edge

Нередко контраст между двумя цветами используется для того, чтобы «выделить» нужные объекты. В Mirror’s Edge без этого никак: на бегу продумывать маршрут без такой подсветки было бы очень проблематично.

Поэтому разработчики сделали рампы, трубы и двери красными — так они выделялись на фоне блеклых серых крыш. Еще одна интересная фишка касалась режима «Адреналин»: если долго бежать и правильно выполнять трейсерские трюки, то холодные цвета техногенного города становились чуточку ярче.

Batman: Arkham City

Человек-летучая мышь широко использует аналог тепловизора, который раскрашивает полезные элементы интерьера и просвечивает рентгеном врагов. Все остальное пространство затеняется или заливается нейтральным серым цветом — достаточным, чтобы убрать неважные детали.

Строго говоря, такое «детективное зрение» — очень популярная фишка среди экшенов от третьего лица. Возьмите хотя бы Assassin’s Creed или недавнюю Hitman. Кстати, во многих случаях цели в таком режиме становились ярко-оранжевыми или красными: явный признак того, что в этой фигуре вы сразу узнаете врага.

Deus Ex: Human Revolution

Human Revolution в свое время критиковали за желтую пленку постобработки. В дальнейшем на ПК даже вышла фанатская модификация, позволяющая вернуть гамму к более реалистичному состоянию. Однако повышенная желтизна использовалась как художественный прием — об этом рассказывал режиссер проекта Жан-Франсуа Дугас.

По его словам, сочетание черного и золотого цветов характеризуют соответственно мрачную киберпанковую антиутопию и надежду людей на то, что ситуация вскоре вернется в мирное русло. А еще таким способом авторы обыграли легенду об Икаре: золотой цвет символизирует солнце, которое, как и трансгуманизм в Human Revolution, оказалось не таким уж и дружелюбным.

Grand Theft Auto 5

Если сравнить виртуальную Калифорнию в GTA 5 с Нью-Йорком из GTA 4, то можно заметить, насколько сильно эти две части различаются в насыщенности используемой палитры.

Это неспроста: в отличие от богатенького грабителя с кризисом среднего возраста, Нико Белич прошел тернистый путь от съемной квартирки своего кузена до роскошных апартаментов в центре города. Сам Нью-Йорк благодаря низкой сатурации показан холодным, неприступным для иммигранта городом, который даже с учетом золотой осени ни на секунду не становится добрее к своим жителям.

Bioshock Infinite

Bioshock Infinite была совершенно не похожа на своих темных предшественниц. Как только Рэпчур сменился на Колумбию, игра сразу же заиграла яркими красками.

Творческий директор проекта Кен Левин хотел доказать всем, что можно напугать игрока не только в мрачных подводных локациях. Однако есть еще один немаловажный нюанс: Bioshock Infinite не стеснялась говорить о патриотизме. Выбор основных цветов в кадре лишь подтверждает это: синий, белый и красный разных оттенков чаще всего мелькают в кадрах.

Нравится121
Комментарии (31)
  • 49
    Прям-таки не игры, а арт-хаус: все решает цвет. Занимательная аналитика от автора. Статья вроде бы ни о чем, а почитать интересно
  • 22
    В большинстве перечисленных игр цветовая палитра только раздражает. ну кроме бетмана разве что.
    Из за подобных цветовых решений часто теряются многие детали , мир игры становится схематичным.
    Впрочем такие решения часто и применяются чтобы скрыть бедность окружения и скрыть детали, которых нет.
    Особенно этим грешат консольные игрушки прошлого поколения где что не игра то коричневое и черо-зеленое месиво.
  • 21
    Биошок прекрасен
  • 9
    Можно еще привести в пример то, как часто игры подражают "киношному" обилию дополняющих друг друга синего и оранжевого(да тот же Ведьмак 2 и 3 и Deus Ex).
  • 8
    В последних Deus Ex моча на экране жутко раздражала. Особенно учитывая, что классический киберпанк - это синий неон и то местами, а не ВЕЗДЕ!
  • 9
    Валентин_К
    Золото с черным еще смотрелось в роликах но в игре это был не кул, особенно плохо улицы сделаны
  • 14
    Валентин_К написал:
    В последних Deus Ex моча на экране жутко раздражала

    самое то по футуристичным помойкам и бичатням лазать
  • 4
    В миррос эдж еще норм, но в десусэкс и бэтмене только раздражает
  • 5
    любопытно
    спасибо
  • 12
    The Saboteur - крутая игра с красивым открытым миром. Если бы сейчас ремастер или хоть ХД-пак текстур, а то уже даже на игру 2009 года тяжело смотреть
  • 10
    GAMER_UKRAINE
    обычно игры 2009 еще терпимо выглядят.
    В отличии от игр 2005 где еще треугольные лица и ноги - палки
  • 11
    Бомбардировщик
    Я в 2016 проходил игры 2007 нормально выглядят. В него тоже можно играть. Просто я его тогда еще 2 раза прошел и сейчас уже не хочу) Но если вспомнят и что-то по нему будет, то с радостью!
  • 6
    Обычно я в таких случаев ставлю SweetFx. Если качественный, то он убирает тот цвет, который тебе так не приятен.
  • 15
    The Saboteur очень атмосферно и оригинально придумали.
  • 5
    то, что сделали с последними deus ex это вообще финиш...та самая первая старенькая часть была в СИНИХ тонах, и выглядело это намного круче. Продолжение кстати было тоже с "тонировкой", но уже с какой-то зеленовато-пурпурной, и это конкретно испортило атмосферу. Почему выбрали желты - вообще непонятно...этот цвет больше ассоциируется с каким-нить востоком...ну или старьем...
  • 13
    Желтый фильтр в Deus Ex HR выглядел стильно. И музыка там стильная. Да все там было стильное.
  • 14
    Желый фильтр в DE: HR можно объяснить ещё тем, что ГГ постоянно ходит в очках с этим цветом.
  • 4
    Сразу вспоминается, как Call of Duty перешёл от ярких и насыщенных цветов в MW2 к унылой серой говнопалитре в MW3 (и к своей смерти)
  • 7
    а где же Far Cry 3 Blood Dragon ,Contrast к примеру?
  • 10
    А как же Fallout 3 с его поганым зеленым фильтром, или Батлфилд 3 с синим?
  • 5
    Tali Zorah vas Normandy
    Еще добавлю Race Driver: GRiD с поганым желтым\оранжевым фильтром.
  • 4
    По мере выполнения сюжетных миссий, включающих в себя всякого рода диверсии, Париж постепенно возвращался к ярким, насыщенным цветам.

    И становился ужасно уродливым. Лучше бы Ч/Б оставили.
  • 5
    Бомбардировщик
    пфф , я на продукты 2000 могу спокойно смотреть
  • 6
    topgeimer_
    Ну ХЗ, стартегии и изометрия еще норм но 3D 200-2005 годов дерьмо, запускаешь лару крофт и она выглядит натурально как буратино, даже уровни сделаны кубами потому что движки тогда далеко не все тянули что то кроме кубов. (никаких наклонных поверхностей и многоугольников)
  • 5
    Тургор забыли.
    А ещё вспомните NFS, каким жёлтым был Most Wanted, ледяным Carbon и тёплоламповым Underground 2.
  • 1
    Нужна вторая часть.
    Забыли НФСы, батлу и не только.
  • 0
    Валентин_К
    И ходили бы мы с голубыми руками, как не буду говорить кто.
  • 1
    Бомбардировщик
    твой мозг тоже на майнкрафт похож
  • 1
    Deus Ex вообще шикарен
  • 1
    Интересно было почитать, спасибо)
  • 1
    Hotel sprosit': a est' takaя программка, которая позволяет убирать оттенки цвета с экрана? Допустим, оставить только красный, убрав синий с зелёным или как-нибудь так. Если есть, то напишите.
B
i
u
Спойлер

Вы уверены что хотите удалить этот комментарий?