Tom Clancy's Rainbow Six 3: Raven Shield

Tom Clancy’s Rainbow Six: Raven Shield

К написанию рецензии на новую часть «Радуги» я решил подойти максимально серьезно. Провел невероятное количество времени на официальных форумах, собирая информацию об игре. Проштудировал разнообразные тактические руководства. Начал читать Тома Клэнси. Связался с Deadmorozom (ужасно въедливый специалист по различным симуляторам) для получения консультаций и после того, как объем его отческих наставлений достиг просто неприличных размеров, я решил разделить рецензию на две части. Первая часть предназначена для легковесных личностей вроде автора этих слов, которые хотят максимального фана в единицу времени. Вторая (написанная Deadmorozom) посвящается хардкорщикам, спокойно рассуждающих о прицельных сетках пистолетов и готовых перегрызть глотку разработчикам за неправильный дизайн пуговиц у сорочки спецназовца. Итак, мы приступаем.

Часть первая. Pepsi lights

Данные строки предназначены для тех, кто еще вчера играл в различные UT и C-S, а сегодня вдруг захотели попробовать экзотический продукт под названием «Rainbow Six», услышав об обещаниях разработчиков максимально приблизить новую часть сериала к простому игровому народу. Случайных прохожих подсаживают на иглу тактических симуляторов привозным Unreal –мотором и физическим движком «Karma». Действительно, по сравнению с предыдущими играми серии «Raven shield» выглядит на все сто, щеголяя замечательными моделями оружия и людей. Наконец-то можно рассматривать недельную щетину террориста без слез на глазах, любуясь крупными планами в spectators mode. В общем, с графикой полный и однозначный плюс, твердая восьмерка по десятибалльной шкале. С физическим движком (ради возможности, узреть который, многие покупали игру) все немного сложнее. С одной стороны – никаких заранее отрисованных смертей, гибель каждого врага индивидуальна. Красивейшие полеты тел с лестниц, медленно оседающие по стенам трупы, оставляющие за собой характерный кровавый след. Каждое убийство превращается в настоящую драму – автоматная очередь, тело, пробитое пулями, отлетает в сторону, ударяется о шкаф и начинает медленно сползать, замедляясь с каждым мгновением вплоть до полный остановки. Только ради одного этого зрелища нужно купить игру! Обратная сторона медали не столь сияющая – иногда трупы принимают совершенно нереальные позы, прислоняя пятки к затылку или садясь на шпагат. Некоторые тут же начали ехидно называть «Karm’у» «порнографическим движком» и поминать почем зря «Кама сутру». Правда разработчики тут же пообещали исправить ситуацию в ближайшем патче, убрав излишнюю гуттаперчивость суставов.
Как мы только что выяснили, все внешние данные для привлечения игроков у «Raven shield» есть. Возможно, вы, дорогой читатель, захотели попробовать на вкус этот «симулятор спецподразделения», но слегка побаиваетесь – а вдруг укусит? Ведь там, говорят, есть некое «планирование операции», да и игропроцесс максимально реалистичный. Спешу успокоить – планирование можно пропустить, загрузив стандартный план, созданный разработчиками игры, и, полагаясь лишь на свои рефлексы, следуя по waypoint’ам пройти всю миссию, собственноручно расстреливая террористов.
То есть вы вольны превратить «Raven shield» во что вам угодно, эта игра-конструктор. Поклонникам традиционных сингплеерных шутеров, привыкших отвечать только за себя, адресуется режим «Lone Wolf». Вы один, нет ни команды, ни плана. Вокруг вас кишмя кишат террористы. Выберетесь из этого осиного гнезда живым! Поклонников игр со словом «симулятор» в названии доводят до экстаза различными мелочами: при стрельбе лежа нельзя повернуться назад – мешают ноги. Взрыв ослепляющей гранаты – на сетчатке отпечатывается последняя увиденная перед потерей зрения картинка, через которую начинают медленно проступать очертания реального мира. Наглотались «черемухи»? Картинка начнет раздваиваться так, что вам не то чтобы стрелять – передвигаться нормально невозможно станет. Угораздило поймать головой пулю – медленно чернеющий двоящийся экран, при этом камера, закрепленная в голове убитого, падает и сползает по полу по всем законам физики! Требовательные к реалистичности товарищи радуются как дети, получив долгожданный «Винторез» (см. ниже по течению), одновременно рассуждая на тему «Что прикрутить к MP5 – глушитель или оптический прицел?». Любители X-COM’а, рисовавшие в детстве чертежи штурма детского сада и просившие в военкомате направить их в Генштаб «Для разработки плана завоевания всего мира одной десантной дивизией», проводят дни и ночи в «комнате разработок операций», создавая Операцию Своей Мечты.
Я же, скажу вам по секрету, рисую схемы боевых действий, учитывая не эффективность, но максимальную зрелищность, превратив всю игру в интерактивный фильм. Ведь здешняя система Go-Codes дает вам в руки почти режиссерские инструменты – игрок сам определяет, в какой момент открывать дверь или штурмовать комнату. Мое любимое место для забав – ночной особняк наркобарона. Только представьте - огромные окна в полстены, за которыми неистовствует тропическая ночь, стены, увешанные картинами в золотых рамах. Рояль, возле которого, опершись на автомат, сидит террорист и слушает музыку. Камера свободно пролетает сквозь стену (spectator mode – это великая сила!) и зрители видят группу спецназовцев в полной выкладке, замерших перед дверью, ведущей в зал с роялем. Они ждут приказа к началу штурма. Вашего приказа. Поиграв с ракурсами, полюбовавшись «террором», заглянув в глаза застывшему в ожидании приказа штурмовику, вы кладете камеру на крышку рояля и давите заветную кнопочку. Дверь тут же вылетает с диким грохотом, музыку заглушают автоматные очереди, террорист, пробитый пулей, падает на рояль, прямо за ним от шальных пуль вдребезги разлетаются стекла в огромных окнах. На другом конце особняка в это же время террорист во фраке падает в бассейн, отталкивая в стороны надувные мячи и плавательные матрасы – работает вторая группа спецназовцев. Определенно, самая кинематографичная игра со времен приключений Макса по кличке «Боль». Прямо учебник по операторскому мастерству!
К сожалению, объем рецензии все-таки ограничен, поэтому я вынужден закруглиться со своей частью, посвященной простым, не искушенным в тактических шутерах игрокам и передать слово седовласому хардкорщику Deadmoroz’у.





Часть вторая. Сделайте нам правдиво!

Новую «Радугу» я особо не ждал. Отчасти оттого, что в последнее время вышло (и выходит) очень много игр, и уделить каждой свое внимание попросту невозможно. Отчасти и из-за того, что после отличного «Rogue Spear» (и целой обоймы аддонов к нему) и не менее концептуального «Ghost Recon», рост был возможен только вширь и ничего нового в жанр «тактических шутеров от первого лица» привнести было невозможно. Отчасти и из-за прорезавшейся нелюбви к Тому Клэнси и всем его «произведениям» (правда, не будем забывать, что американцы снимают фильмы про русских, пишут книги про русских и делают игры про русских, исключительно, чтобы смешить самих русских). Но «Raven Shield» я все-таки купил.
Из-за присущего серии некоторого консерватизма можно построить текст исключительно на перечислении новых features. Отмечу сразу, что нет реплеев, и сей факт лично меня привел в некоторое уныние. Но зато нам дали guns. Lots of guns! 14 пистолетов-пулеметов, 16 штурмовых и 7 снайперских винтовок, 3 дробовика, 8 пистолетов и 5 пулеметов! Всего 53 средства смертоубийства. Только вот бОльшая часть вооружения перешла из предыдущих частей. В числе новинок порадовали родные «калаши» (47 и 74), «СР-2 Вереск» под мощный 9х21 патрон, израильские «TAR-21» и «Галил» (переосмысление идей Михаила Тимофеевича), немецкий G36, ТМП, СВД и (гвоздь программы!) ВСС Винторез. Меня, правда, подборка стволов немного озадачила. По сюжету игры действие проходит где-то в 2007 году. Естественно, что к тому времени все эти «калаши», «М16» и прочие «MP5» уже порядочно морально устареют, т.к. появится целая гамма современного оружия. Поэтому присутствие такого изделия как РПД кажется немного странным - вместо него подошел бы, например, «Печенег» или, чем черт не шутит, «АЕК-999». Зачем давать АК-47 и АК-74 если есть уже сотая серия «калашей» или «Абакан»? Да и СВД давно не так широко используют в спецподразделениях, в отличие от СВ-98.А на месте G36k гораздо выгоднее смотрелась бы модификация commando. Еще нет M21 – очень хорошего в плане точности изделия известной фирмы «Remington». Вообще эту тему долго можно продолжать, так что давайте просто решим, что все самое хорошее по старой маркетинговой традиции оставлено на будущие проекты с приставкой «Tom Clansy’s», которые, no doubt, уже вовсю куются в кузнице «Ubi soft».
У каждого орудия антитеррористического труда появились характеристики. Конечно, они и раньше присутствовали, но почему-то были скрыты. А теперь - хотите узнать насколько «Галил» точнее «М4»? Пожалуйста, милости просим. Правда, возникает несколько вопросов…. В частности, почему «Винторез», имеющий дальность по эту сторону монитора вплоть до 400 метров, в игре просто ужасно опущен? Да и убойность хромает – он не способен причинить вред стоящему за стеклом террористу, хотя имеет в игре бронебойный патрон СП-6. Или стекло мне попалось бронированное? Но даже со всем этим Винторез остается отличным выбором для операций, не терпящих какого-либо шума…
Кроме наглядного изображения характеристик, была добавлена возможность прикреплять к оружию всевозможные полезные (и не очень) приспособления, такие как глушитель, оптический прицел или увеличенный магазин. Кстати, установка глушителя очень ощутимо ухудшает характеристики, а вот увеличенный магазин, наоборот, кое-что улучшает – что есть полное соответствие суровым реалиям жизни. Но что мы видим во время боя… Если глушитель и прицел еще как-то отображаются на модели оружия, то вот увеличенный магазин на модели ничем не отличается от стандартного рожка. Да, и про С-mag’и…Кто-нибудь объяснит мне, как такая штучка на сто патронов используется с булл папами?! Это же вроде физически если уж не невозможно, то очень затруднительно. Баги с оптическими прицелами: TAR-21 и так имеет коллиматорный прицел, но он не используется (как, например, на G36) и при установке минископа «родной» девайс заменяется. Еще можно упомянуть, что накручиваемые (неинтегрированные) глушители, похоже, вечны. В теории, после ста с лишним выстрелов они уже должны быть вовсе и не глушителями, но нет, работают, заррразы! Ну, это я уже придираюсь, из вредности…
Еще одна особенность со знаком «минус» - на все снайперские винтовки есть ровно один прицел, т.е. что для «Баррета», что для «Винтореза» сетка одна и та же. Причем работает прицел точь-в-точь как в C-S! Т.е. две кратности увеличения, переключающиеся последовательно. И еще можно прикрепить термоскоп. Неплохая штучка, в теории должна просвечивать сквозь стены и некоторые не особо толстые препятствия. Что и делает довольно успешно. Визуальный эффект подчистую взят из Splinter Cell, если я не ошибаюсь.
У врагов в некоторых миссиях мною были замечены подствольные… нет не гранатометы, а всего лишь фонарики. Которыми они довольно эффективно слепят глаза и мешают прицелиться. Но вот самому их использовать нельзя. Странно.
Всяких девайсов тоже немного прибавилось. Из «Ghost Recona» перекочевала американская противопехотная мина «клеймор», появились гранаты со слезоточивым газом, газовые маски (чтоб, значит, самому не прослезиться) и малюсенькие такие заряды пластида…. Есть также подавитель прибора обнаружения сердцебиения и стационарный имитатор сердцебиения. Среди вариаций экипировок бойцов ничего нового не нашлось. Но вот только теперь выбор легкой/средней/тяжелой брони решает многое. Про защиту – конечно не абсолютную – от пуль, думаю, все и так понятно. А вот про бонусы, следует рассказать. Например, персонаж, одетый в тяжелый комплект, имеет целый ряд т.н. penalties: он хуже обращается со снайперской винтовкой, не может быстро справиться с отмычками или электронным набором и менее наблюдателен (последнее, естественно, относится к ботам). Ну и движется медленнее. Про остальные виды брони, думаю, и так все понятно. А вот тип камуфляжа ни на что не влияет. Чисто для красоты.
Вражеские боты стали немного умнее. И раньше они были не тупы, а сейчас так вообще заматерели неимоверно. Высунув из-за угла свое виртуальное тело и постояв так одну - полторы секунды реально получить предупредительный выстрел в кевларовый лоб. Чтоб не вылазил, значит. Гранатами они кидаются тоже будь здоров, прячутся за естественными и не очень укрытиями, обходят с флангов (если есть возможность, конечно), устраивают засады… Иногда даже сдаются! Быстренько бросают оружие на землю, падают на колени, руки за голову убирают. После этого обычно следует подойти к нему и надеть браслеты. Но вот только не всегда удается отличить террориста, помышляющего сдаться, от террориста, помышляющего сделать что-нибудь гнусное и антисоциальное…. Короче говоря, пленных не брать.
Прискорбно, но к напарникам улучшение интеллекта не относится… Вернее, не всегда относится. Бывают случаи, когда руководимые ИИ спецназовцы проявляют просто чудеса изобретательности и смекалки, проходят сквозь напичканные «танго» помещения, уж простите за банальное сравнение, словно раскаленный нож сквозь сливочное масло, не неся при этом никаких потерь, доходят до цели, выполняют ее… Но вот если группу ведет игрок, то тут они тихо и спокойно семенят по вашему следу, прикрывая тыл и фланги (откуда противник нападает очень редко), абсолютно не обращая внимания и даже не поворачиваясь в ту сторону, куда сейчас смотрит ствол вашего автомата. И это часто приводит к плачевным последствиям. Гораздо лучше было, если бы один спецназовец постоянно подстраховывал игрока.
Из коренных нововведений выделяется невероятно удобная возможность с помощью разветвленного меню давать приказы и, если уж захотелось, то еще и назначать этим приказам выполнение go-кодом. Т.е. подходим, например, к двери, открываем меню (делается это нажатием и удержанием клавиши «Использовать»), выбираем нужное действие и нажимаем не левую, а правую кнопку мыши. Теперь приказ повешен на go-код «Zulu», и при его, кода, вызове он немедля же исполнится.
Что можно сказать о физической модели…. Благодаря прекрасной анимации наблюдать за своими товарищами по цеху стало просто приятно. Они отлично анимированы, движения точны и профессиональны, а уж как по лестницам забираются (убрав при этом оружие за спину) - так просто сказка. Анимация обращения с оружием тоже достойна похвал (наверное, из-за нее я не отключаю отображение оружия на игровом экране, хотя бесспорно, следует отключить). Вот что интересно: если игрок и его компаньоны передвигаются плавно и без рывков, то для противника, стоя на месте, вполне реально в следующий миг сорваться галопом и, отчаянно маневрируя, попытаться убежать куда-нибудь подальше.
Модель повреждений так же немного усложнилась. Если вы несете пулемет, то при легком ранении, например, в левую руку можно лечь на землю, расставить сошки и ничуть не страдать от сего досадного факта. Ранение в ногу вызывает, вы правы, прихрамывание и снижение скорости передвижения. Ну а ранение в голову приводит к летальному исходу. Кстати, теперь тяжелораненые больше не восстанавливаются и не возвращаются в строй, что само по себе есть удручающий факт. Хотя, конечно же, абсолютно правильный.
Да, еще сейчас оружие ведет себя несколько сложнее – его подкидывает при стрельбе. Из-за чего школа коротких очередей, пройденная в «Ghost Recone», приносит действенные результаты.
Про физику. Здесь все более-менее, стекла бьются, двери и ставни от взрывов разносит в щепки, гранаты от стен отскакивают, некоторые преграды успешно пробиваются пулями. Особо следует упомянуть о звуке. Здесь все действительно на высоте, как в плане его информативности, так и реализации. Впрочем, в таких играх это уже норма. Есть небольшие грешки, такие как обращение к женскому персонажу посредством «сэр», но, если честно, я не знаю, как к женщинам в международных антитеррористических организациях во время выполнения боевого задания следует обращаться….





Часть третья. Финальный вердикт

Думаю, что, прочитав две предыдущие части рецензии, вы уже составили свое мнение об игре, ведь она, откровенно говоря, пытается понравиться всем. Новичкам – максимальная дружелюбность и десяток обучающих миссий, фанатам жанра – максимальная реалистичность и тысяча и одно усовершенствование геймплея. Любителям красивой графики – колышущиеся на поверхности воды полигональные льдины в Норвегии. Почитателям реалистичной физики – движок «Karma». Обладателям приличных аудиосистем – королевский звук. И, наконец, синефилам (которыми является большинство людей) - инструменты планирования, позволяющие создать фильм своей мечты, при виде которого Голливуд сам закроется за ненадобностью. В общем, кем бы вы ни были, спокойным любителем тактики, или же почитателем ураганных сетевых экшенов – новая часть «Rainbow Six» однозначно придется вам по душе!

=======================

Геймплей: 8/10
Графика: 8/10
Звук/Музыка: 9.5/10
Управление/интерфейс: 9/10
Новизна: 7/10
Оправданность ожиданий: 7/10
Общий рейтинг: 7.5/10

Авторы - Ejik и Deadmoroz.
Нравится7
Комментарии (5)
  • да уж.... лучше вообще не выкладывайте обзоры...

    оперативность у playground'a конкретная
  • Это так сказать "отстранённые" обзоры, которые в силу причин не могли быть выложены раньше.
  • It's nice game. But help me someone ? I have full version Raven shield v. 1.0 I have patch 1.0-1.1 but i can install it. When i go them "Could not retrieve versoin number." Help !! Who's know why write this dumb. I can do others, what read on this web site but then nothink ! HELP !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Крутая игра. Рейтинг 9 из 10!!!
  • Для начала 2003 года отличная хардкорная игра,поставил сглаживание и анизотропную фильтрацию,графика окружения хорошо смотрится,не вызывает отвращения даже в 2013 году,что удивило что тут вменяемый рэгдолл,тела не исчезают,и кровь тоже не исчезают,это такая редкость в играх,даже по меркам современных игр.
B
i
u
Спойлер