на главную
об игре
Volume 18.08.2015

Томаса больше нет: рецензия на Volume

Volume — не очередная непонятная инди-игра, которая вылезла из ниоткуда. Были те, кто ее ждал и возлагал на нее определенные надежды. Это новая игр Майка Биттела, создавшего знаковый платформер Thomas Was Alone. Тот был в некотором смысле гениальным: Майк доказал, что можно сделать глубоко драматичную и трогательную историю даже если ваши герои — разноцветные прямоугольники. Там было все: и любовь, и дружба, и предательства, и приключения. Прямоугольник по имени Томас путешествовал по странному непонятному ему миру из препятствий, влюблялся, грустил и совершал подвиги. Конечно, еще это был и комфортный, разнообразный платформер, который постоянно старался удивлять, но такое можно сказать о многих инди-играх. А Томас — он был один.

Для второй игры Биттел выбрал другой жанр, хотя и не менее потрепанный. Это псевдоизометрические стелс-головоломки, которые сегодня так популярны на планшетах. Выпустить что-нибудь в таком духе стараются даже крупные издатели: например, Square Enix сделала Hitman GO. Но, честно говоря, жанр уже начал приедаться. Майку повезло, что он решил придерживаться идей, заложенных Thomas Was Alone: стильного минимализма, наличия сюжета и весьма качественной озвучки. Но спустя штук тридцать головоломок (всего их сотня) начинаешь понимать, что Майк немного, но все-таки просчитался.

Самое замечательное в Volume — это механика. С одной стороны, она типичная для жанра: есть карта, где разбросаны предметы и расставлена стража, которая их охраняет. Нужно все украсть, потом достигнуть точки эвакуации и сбежать. У стражников ограниченный, но четкий угол обзора, они реагируют на шум, могут стоять, патрулировать, поднимать тревогу и пускаться в погоню. Главный герой всегда передвигается с одной скоростью, но может прятаться за стенами и пользоваться всякими полезными гаджетами.

Автор очень постарался сделать каждую карту — их, напомню, сотня — уникальной. Он не вываливает сразу кучу фишек, а планомерно открывает одну за другой. Он что-нибудь показывает, потом убирает и показывает второе, потом третье, потом все смешивает, потом показывает нечто четвертое. Ему удается удивлять: невозможно предположить, в чем будет следующее испытание. Час назад ты медленно ползал от стенки к стенке и долго просчитывал отвлекающий маневр, а сейчас бесшумно носишься у стражи под самым носом. Сливы в условных туалетах, отвлекающие внимание, сменяются гипнотизирующими фонариками. Стража резко разбавляется турелями, спустя несколько уровней они так же резко исчезают, а еще через пару минут Майк выдает новый сюрприз.

Сложность тоже с каждым разом растет: сначала на головоломку тратишь не больше минуты, а затем — и две, и четыре, и даже где-то переигрываешь весь уровень. На середине кампании кто-то наверняка уже начнет ругаться. В целом уровни линейные, и тут нет особой вариативности. Иногда автор дает выбор, какой гаджет использовать, чтобы пройти какой-то участок, но это чистая вкусовщина. Грубые решения попадаются редко. Обычно уровень — череда ловких, вполне изящных обманов, которые сразу приходят на ум. Трудность только в исполнении плана.

Кому мало сингла, может в красивом редакторе сделать себе новые карты или скачать чужие работы из онлайна. Майк открыто заявляет, что хочет, что игроки творили: снимали ролики, придумывали уровни... Что угодно.

Но он наступил на те же грабли, с которыми столкнулись, например, авторы Hotline Miami. Стильная, занятная игра Volume пострадала от классической последебютной болезни. Она в разы больше и технологичнее Thomas Was Alone. К автору пришли деньги и успех, после чего он решил оторваться и по ходу дела потерял чутье. В Hotline Miami 2 из-за такого возник ломающий геймплей гигантизм, а вместо лаконичной истории с интересным персонажем нарисовалась чудовищная графоманская муть с десятком героев, на которых плевать. И тут примерно то же самое. Актеров стало больше — даже Энди Серкиса подключили, а нарратив внезапно сломался и душевность исчезла.

В прошлый раз был один приятный рассказчик, но его присутствие ощущалось постоянно. Он всегда чувствовал затянувшуюся паузу и обязательно вставлял какой-нибудь комментарий, чтобы игрок не чувствовал себя брошенным, даже если по сюжету ничего не происходило. А в Volume тебя именно бросают. Оставленные записки не помогают. Это во-первых. Во-вторых, все персонажи любят замолкать на приличное количество уровней. В том числе искусственный интеллект Алан, озвученный Дэнни Уолласом, чьим голосом как раз говорил рассказчик в Thomas Was Alone. Сюжет при этом — киберпанковое переложение истории о Робин Гуде, но оно не трогает, не заставляет смеяться или рыдать. Сплошной надоедающий пафос и пустая серьезность, и ты среди нее один.


Volume

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Хорошая механика;
  • Удобное управление;
  • Стильная графика;

Минусы:

  • Слабый нарратив;

Оценка: 7.0

Вердикт: любопытные головоломки, но ничего более.

Комментарии: 8
Ваш комментарий

а давайте георгий будет писать рецензии, а я получать гонорары? в свою очередь обязуюсь оставлять исключительно положительные комментарии для поднятия рейтинга и авторитета рецензента в глазах публики. также буду заходить на канал Антона Логвинова (более известного, как Тоха Жирный) и под каждым видео писать, что он нуб, а не журналист (хотя я и так этим занимаюсь), а вот Гоооооша, Гоша да, настоящий мастер своего дела.

-15

Ну раз все жирного обсирать пошли, то я тоже пойду.

-31

Гоша он хроший, и статья хорошая, правда я не читал, только картинки смотрю) эх, пойду тоже жирного обсирать, скучно тут

-32

Очень интересная логика...

-36

Бугага))) Всем плюсанул за жирного эмо

-39

Гоша Берлинский А сколько вам платят? И есть еще места?)) Игра вроде норм.

-41