Анатомия страха, или история о том, как нас пугают в играх

В те древние времена, когда по Земле ещё ходили мамонты (нет, это не статья о Far Cry Primal), наши далёкие предки смогли укротить огонь: шли века и человечество развивалось, а палку-копалку сменили лопаты и экскаваторы. Но осталось то, что укоренилось в нас навсегда – первобытный страх.

Мы по-прежнему боимся: кто-то слабее, кто-то сильнее. Боимся мистических историй, описанных в книгах Говарда Лавкрафта, жутких монстров из фильмов, которые заставляют сжиматься наши сердца от страха. Но иногда нам это даже нравится, ведь так мы получаем новые эмоции, которые в конечном итоге перерастают в лёгкую улыбку.

И относительно недавно жанр ужасов добрался до игровой индустрии. Об этом мы с вами и поговорим.

К сожалению, или к счастью, я не из тех людей, которые боятся хорроров. И чем-то удивить меня по-настоящему трудно (спойлер: некоторым играм всё-таки это удалось, но об этом чуть позже). Поэтому к этому жанру игр я отношусь с неким холодком и считаю, что даже при всём обилии хорроров эта отрасль в игровой индустрии является застойной.

С каждым годом количество инди-хорроров возрастает многократно, но их качество и постановка оставляют желать лучшего. Во главе угла стоит какая-нибудь незамысловатая история, которая должна заставить вас бояться. Обычно лишь только по средствам скримеров. И это плохо.

Почему? Как минимум потому, что делать основной упор на скримеры – глупо. Не поймите меня неправильно, скримеры – это важная часть игр этого жанра, но в умеренном количестве. А не так, когда их расставляют на каждый квадратный метр. Ну подействует раз – два, быть может, и три. А дальше что? Только привыкание полное равнодушия и больше никакого страха.

Куда важнее нагнетание, а не резкое выскакивание, которые сопровождается громким шумом. Нам страшно то, чего мы не знаем, то чего мы не видели. Наше воображение – это наш главный враг и союзник. В случае с хоррорами, безусловно, враг. В нашей голове возникают безумные образы, которые часто бывают даже хуже того, что мы видим в итоге. И вот это по-настоящему страшно.

Игра Until Dawn, например, – это как раз-таки типичная история, которая копирует почти любой фильм ужасов. Со всеми дурацкими стереотипами вроде разделения группы на части, глупыми преследованиями маньяка и сливом персонажа в самом начале, который несомненно достоин звания “Золотой малины”.

Но даже при всём этом игра получилось довольно неплохой: основной акцент делался на разветвление событий и кинематографичность. Правда если бы это был фильм, то он был бы скорее семейной комедией, а не ужасами.

А на очереди у нас Outlast. Было бы настоящим преступлением не упомянуть об этом титане жанра. Если бы меня попросили описать эту игру одним словом, то я бы сказал – “мясо”. Outlast – эта та игра, которая играет на чисто животном страхе: догони – принеси. Чего-то жутко страшного и неординарного лично я в этой игре не рассмотрел. Но! Сам антураж психлечебницы выполнен похвально, и я бы с удовольствием сыграл в продолжение, которые выйдет уже совсем скоро.

Outlast держится лишь на скримерах и чуточке нагнетания. Но всё рушится, когда в дело вступают враги. Они настолько глупы, что обвести их вокруг пальца не составляет никакого труда. Впечатление от этого немного портится. Представьте, что герой сказок - Серый Волк, уже подобрался к Красной Шапочке и готов её съесть, но вот только вокруг неё ходят сотни две лесорубов. И в Outlast именно мы играем роль Красной Шапочки, а представители местной фауны, то бишь пациенты, – это страшный Серый Волк.

А теперь поговорим про игру, которая давит совсем на другие страхи – SOMA. SOMA – это детище небезызвестных разработчиков Frictional Games, которые уже давно делали игры подобного рода: Пенумбра, Пенумбра 2 и 3, Амнезия. И с Сомой всё гораздо сложнее.

SOMA – это не совсем обычный хоррор. Тут нет тысячи скримеров, нет сверхдинамичных погонь, и да, ИИ здесь тоже довольно топорный. SOMA – эта та игра, которая задаёт вам нелёгкие вопросы и почти не даёт на них ответов. Сома давит страхом одиночества. Страхом того, что вы тут совсем одни. Вас окружают роботы и встроенные в них личности. Могут ли они считаться людьми, или это только их отголоски? Да вы и сами машина…

А напоследок я припас игру, которая действительно смогла меня удивить – Alien: Isolation. И даже немного испугать. Alien – игра, которая делает почти всё так, как надо. Идеальный организм – Чужой, благодаря усилием разработчиков, непредсказуем и очень опасен. Хотя бы до середины игры, где всё-таки считываешь его алгоритм поведения.

Ксеноморф не стеснятся ползать по вентиляции, у него очень обострён слух и каждое его появление – это маленькое событие. Хотя какое там маленькое – огромное страшное событище. Было немного не по себе, когда эта тварь зажала меня в одном шкафу на минут 10, или 15. Притом, когда он появился, то я отчётливо слышал его громкие шаги. И знаете, что самое ироничное? Он всё-таки достал меня из этого шкафа.

Alien: Isolation – это, пожалуй, лучшая игра в жанре хоррор за последнее десять лет. Никогда не забуду первую встречу с чужим, когда дожидаешься чёртов транзит, а при этом играет тревожная музыка. И ведь тогда его даже не показали. Но было тревожно.

Удивительно, что игру подобного качества сделала студия Creative Assembly, которая очень далека от жанра ужасов. Эти ребята явно знают о том, как нужно пугать. Ведь в игре нам даже дали оружие, но оно может только отогнать чужого. Ох уж эта иллюзия безопасности…

И так уж вышло, что фильмы про чужих мне особо любимы. В детстве, когда я брал кассету с чужими, плод фантазии Ханса Гигера казался реальным и пугающим. Но со временем многие страхи ослабевают и кажутся нелепыми.

На этом у меня всё. А что думаете насчёт хорроров вы?

Нравится63
Комментарии (28)
  • 6
    Не люблю хорроры бегалки и скримеры. Мне нравятся в духе РЕ4 и СХ. Можно и Сирен.
  • 18
    Ого, авторский блог да еще и интересный? Нежданчик. Спасибо, было приятно почитать. И по поводу Алиена полностью согласен, я построил себе дачу из кирпичей пока играл в него...
  • 2
    Идеальный организм – Чужой, благодаря усилиям разработчиков

    туп и глуп как бревно. Начало блога за здравие, а вот концовка за упокой - обоснованные претензии к скримерам, и тут же облизанные СОМ и Алиен - которые на 99% из них и состоят.
  • 7
    Насчёт аутласта солидарен. Противники тупые, как валенки и после того, как ты убежал что они делают? Продолжают ходить по заданным скриптам.
  • 6
    Психика человека в условиях опасности работает в трёх режимах:
    1. Страх подавляет - выделяется адреналин, человек стремится убежать, человек может получать удовольствие от страха (мазохист, экстремал, дети).
    2. Страх возбуждает агрессию - выделяется норадреналин, человек стремится бороться с опасностью, человек может получать удовольствие от борьбы (воин, спортсмен, более сильная личность)
    3. Страх нормализует - выделяется серотонин, активируются сверхспособности, человек адекватно реагирует на опасность, возникает состояние спокойной эйфории, отсутствия страха и ощущение сверхсилы (восточные и подобные единоборства).
  • 7
    Причина застоя ясна - нет новых идей, одни скримеры и устаревшие схемы(выпрыгивание из угла или внезапное появление перед гг). Если это будет продолжатся то смысл в таких хоррорах я не вижу, это второсортный шлак который только будет накапливаться со временем и жанр вымрет. Нужны срочно новые и неожиданные идеи и тогда все будет хорошо.
  • 1
    Пенумбры и Амнезия были действительно пугающими, все остальные игры совсем не пугали. Alien: Isolation абсолютно не пугала, вокруг тебе постоянно крутится чужая собачка, от которой надо прятаться, а под конец игры эту собачку можно отгонять на время огнеметом. Меня эта собачка в Alien: Isolation не пугала, а раздражала своей скриптовой навязчивостью.
  • 3
    Пенумбра игра просто зашибись, и хоррор , и знание нужно во всех сферах, например азбука Морзе, во второй части в конце химия и еще знание в компьютерах, не игра а КЕКСИК
  • 4
    Никогда не забуду первую встречу с чужим, когда дожидаешься чёртов транзит, а при этом играет тревожная музыка. И ведь тогда его даже не показали. Но было тревожно.

    Wut
  • 5
    Для меня самой идеальный хоррор это последний чужой.
    Во-первых не люблю когда в хорроре нельзя дать отпор угрозе, а только надо бежать.
    Во-вторых игра постоянно держит в напряжении
    В третьих отличная атмосфера.
  • 1
    поцан заложено на уровне предков боится следующих вещей
    - внезапные нападения и движения чего то неведомого
    это связано со следующей установкой
    - всякая всячина и животные способные поохотиться на человека нанести бобо и причинить травмы.
    собственна это страхи заложенные и необходимые для выживания чтоб замать и свалить. потому как страх объектный должен давать бонус к перку махача
    есть более новое приобретение у крутых позвоночных - некий страх обстоятельства и опасного положения. эта допустим страх высоты. в играх он как правело отсутствует к слову тк более сложные механизмы труднее активировать. тут нада ведро вр.
    есть приобретенные страхи в течении жизни и установки их активировать как правело легко но не у каждого поцона. поэтому в играх они не используются а спекулируют к более древним страхам на самом деле.
    еще есть какой то страх непознанного но я не думаю что такой в действительности существует у современного образованного поцона.
    есть страх близкий у тому - например что в подворотне поджидает гопник. а то и толпа гопника чтоб отобрать всех пойманных покемонов. по факту гопников в подворотне нет или они неопознаны. но опять таки это страх обстоятельства и опасных жывотных и нанопоцонов в маскировке. в играх однако применяется успешно.
  • 4
    Первым истинным хоррором, в который я поиграл была Амнезия. Там почти нет выскакивающих из ниоткуда чудищ, даже почти нет музыки нагнетающей атмосFEARу страха. Но игра реально страшна. Особенно доставило место с невидимым монстром, который хлюпает по воде за ГГ. Интеллект врагов там довольно не плох, особенно радует тот факт, что они еще продолжают искать ГГ, даже когда его не видят, и только убедившись, что его нет начинают медленно сваливать из комнаты. Но стоит только чуть-чуть шевельнуться, и уходящее чудище быстро развернется, чтобы разорвать тебя на части.
    Потом я поиграл в Outlast, про него не буду рассказывать, так как автор блога все про него тут описал, и по большинству пунктов я с ним согласен. Единственное, с чем я не соглашусь, это с интеллектом. Он не настолько плох, как здесь расписано. Здоровенные психи замечают ГГ чуть ли не из-за угла, продолжают ждать его, когда он забъется в узкую щелочку между нагромождений из шкафов. Но, правда, почему-то не додумываются заглянуть в шкафы, если не видели, как ГГ влез в него за секунду до появления психа. Но тут, как мне кажется, если бы разработчики добавили врагам возможность проверять места возможных пряток ГГ, играть стало бы просто нереально, мы бы стопопорились на первом же психе.
    И третий ужастик, на котором хотелось бы заострить внимание, это Cry of Fear. Здесь механика абсолютно не такая как в предыдущих двух. У ГГ игры уже есть оружие, и, казалось бы, что страшного, когда врагов есть возможность расстрелять\зарезать? Нл страшного в игре много. Есть чуток скримеров, причем они не расставлены слишком уж часто, к ним не успеваешь привыкнуть. Есть враги, которых нельзя убить, от них можно лишь убежать. В игре жутко давящая атмосFEARа страха и отчаяния. Есть игра на наших страхах и фобиях, таких как боязнь высоты, смерти, крови, потери близких. В общем, это игра очень жуткая.
  • 3
    А мне SOMA понравилась. Не страшная, но скорее жуткая, особенно ближе к финалу.
  • 0
    SARAQON
    Играя в Пенумбру, ты ощущал себя реальным знатоком морзянки, химиком и компьютерщиком? Как бы в самой игре все эти головоломки имели подсказки - так что и без всяких знаний там вполне можно всё сделать.
  • 1
    Vinni-Pukh
    в чем прикол хоррора когда тупо бежишь от трупов которые воняют, это дичь какая то, в чем прикол когда бежишь чтобы не изнасиловали, это круто , это хоррор? это кал?
  • 0
    Я один помню фантасмагорию???
  • 1
    Был вечер и я не хотел идти с друзьями гулять, сидел один дома а потом решил сыграть в Пенумбру, примерно через полчаса мне очень захотелось туда где много людей, потому что такого нагнетания атмосферы я не видел нигде, казалось что собака которая выла в игре воет прямо за дверью.
  • 0
    Хоть F.E.A.R. и не полноценный хоррор, а скорее боевик, но его резко появляющиеся скримеры не раз давали мне шанс открыть фабрику по производству кирпичей. (конечно, когда был маленьким. но и сейчас, при повторном прохождении второй части, часто вздрагиваю).
  • 0
    У меня когда я первый раз играл в F.E.A.R. (+это был мой первый хоррор) кирпичи начинали выделятся уже в главном меню.
    Кстати в Alien: Isolation если тогда сразу не сесть в транзит чужой все таки появляется и убивает игрока.
  • 1
    [Partisan]
    Во-во. Я еще в школе играл в нее))) Морзянка с химией лол
  • 1
    Самые лучшие хорроры первые 4 сайлент хилла, сейчас такого нет. Взять хотя бы музыкальное оформление этих игр, сразу видно что раньше разработчики старались, а сейчас все хорроры расчитаны на пугание школоты.
  • 3
    Для меня самыми лучшими horror играми являются первый Dead Space и Alien Isolation. Особенно если играть на самом последнем уровне сложности, ночью и в наушниках. Тогда есть и страхи и атмосфера безисходности. Всем рекомендую!!!!
  • 0
    Александр Макаренко
    они же психи
  • 2
    The Evil Within добротный хоррор
  • 2
    Call of Cthulhu самый первый и самый жуткий хоррор для меня
  • 1
    А я помню что в свое время обкакунькался от первого Silent Hill. А потом на долго меня затянула эта серия. Я до сих пор нахожусь под впечатлениями, вспоминая первое прохождение первой части на PSOne. Как сейчас помню, 2001 год, ночь, укутанный в одеяло, запускаю не давно приобретенный мне братом диск Silent Hill...
  • 0
    DetroyT[RU]
    Что, правда? Хе-хе, пожалуй, скачаю, проверю, плюс, попробую ачивки выбить.
  • 0
    Хороший блог.
    Сам я обычно в хорроры не играю и ужастики не смотрю. Как раз из-за унылого однообразия.
    Вот в Чужого надо будет сыгрануть, отзывы заинтересовали.
B
i
u
Спойлер