НАВИГАЦИЯ ИГРЫ

Интервью со сценаристом Аллодов Онлайн Андреем Линёвым

Здравствуйте. Огромное спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Для начала зададим традиционный вопрос: кто Вы по образованию и как попали в геймдев?

Привет! Законченного высшего образования у меня нет — я начинал обучение по специальности филолога (а если точнее, преподавателя русского языка для иностранцев). По жизненным обстоятельствам обучение закончить не удалось — после переезда в другой город на учёбу не оставалось времени. Я решил в своё время, что диплом мне не пригодится, и пока ни разу не пожалел о таком решении. Всему необходимому и просто интересному для себя я обучаюсь самостоятельно.

В геймдев я метил ещё со школьного возраста, и уже тогда начал разрабатывать моды для игр (как и многие, начал с Морровинда и Варика-3), писать квесты, разрабатывал персонажей для различных инди-проектов, чтобы наработать портфолио. Честно сказать, я никогда не предполагал, что смогу устроиться именно по специальности сценариста, ибо в российском геймдеве она совершенно не востребована — можно сказать, всех трудоустроенных сценаристов в России можно пересчитать по пальцам рук. Реалии геймдева таковы, что необходимо иметь ещё и дизайнерские навыки. Однако мне повезло — я увидел вакансию в Allods Team, отправил резюме, прошёл несколько собеседований, выполнил тестовое задание, и уже через пару месяцев распаковывал чемоданы в Воронеже.

В чем заключаются Ваши обязанности? У многих, судя по форуму, создалось впечатление, что помимо сюжета сейчас Вы занимаетесь практически всемот рейдов до островов. Если несложно, расскажите, как удалось охватить столь широкое поле деятельности?

Я уже отвечал на подобный вопрос на форуме, в этот раз попробую описать историю подробнее. Начнём с того, что изначально на своей позиции я не писал сюжет. В обязанности сценариста входит ещё и написание практически всего остального текста в игре — имена мобов и названия их абилок, тултипы умений, новые фишки в Лавке, эвенты, интерфейсные элементы, диалоги, туториалы, даже текст на загрузочном экране — всё либо пишется сценаристом, либо как минимум им проверяется. Вот именно этим я и занимался, и лишь изредка отвлекался на сюжетную часть. 
Когда попадаешь в ядрёную среду разработки игр, твои взгляды на геймдев начинают неизбежно меняться. Помня о ситуации с невостребованностью «чистых» сценаристов, я попутно, пользуясь доступными ресурсами, вникал в механику игры и осваивал левел-дизайн. Это, в общем-то, было частично необходимо и для написания текста — например, чтобы верно назвать и описать какую-либо абилку/веху, стоит углубиться в её механику. Это гораздо проще, чем дёргать по каждому поводу дизайнера и клянчить информацию о тултипах или визуале умения.

Яркий тому пример — как мы перерабатывали классовую систему в 7.0. Классы балансировались, тестировались и переделывались едва ли не каждый день, что-то выкидывалось, что-то добавлялось — и так без остановки. Разумеется, обновлять информацию в дизайне при каждом мелком изменении было бессмысленно — это только отнимало у дизайнера лишнее время и сбивало его фокус (учитывая, что он уже сбивался придирчивыми расспросами с моей стороны).

В конце концов я решил, что в своих рамках мне тесновато, и подался в дизайн/левел-дизайн. Могу только сказать большое спасибо своей команде, что мне доверилась и позволила доказать, что я тоже что-то могу :) После того, как я разработал несколько островов, наша команда фактически разделилась на две части — одна осталась на Аллодах, другая ушла на Пиратов. Svyadar, который ранее занимался принятием островов, получил целую гору новых обязанностей (вот уж точно человек и пароход), а обязанность следить за островами передал мне. Тогда же я вызвался и помочь в разработке рейда. Здесь уж был настоящий челлендж — мне отдали в разработку Сириуса. 

Вы, возможно, заметили, что больше всего багофикса в ББ было именно по нему. Послужит мне уроком, как без долгого стажа браться за нестандартные для возможностей Аллодов механики :) И хотя конечный результат вышел немного не таким, как я задумывал, большинством игроков рейдбосс был принят вполне благосклонно. Так что я продолжил свою практику и подготовил для ТТ сразу двух боссов — Китовраса и Скитальца. Не терпится увидеть, как с этой парочкой совладают игроки в хардмоде.

И тут меня ждал сюрприз — Алексей Колесников после того, как закончил работу над сюжетом 8.0, сообщил, что покидает команду. Поэтому сейчас я продолжаю его дело (зима — очень трудная пора для рекрутинга в геймдеве, тем более что найти из ниоткуда нового сценариста для такого проекта практически нереально) и попутно занимаюсь новыми обязанностями. Учитывая, что я успеваю отдыхать, можно сказать, всё не так уж плохо :)

Могли бы Вы рассказать, с чего начинается работа над очередным сюжетом на сезон? Кто решает, что, например, этот сезон будет про экспедицию Историков, а следующий про войну с Архитекторами? Существует ли какой-то план на будущие годы о том, как будет развиваться история, или она придумывается спонтанно? Насколько на это влияют мнения самих игроков?

Хыы, каждый раз — целое приключение. Начинается это с того, что арт-директор и лид-дизайнер собираются вместе у стола сценариста и вопрошают, когда будет в общих чертах продуман сюжет. Очень быстро это перерастает в собственно обсуждение этого сюжета, перебор вариантов, поиск интересных идей. Минут через двадцать осатаневшие от их переговоров коллеги выгоняют троицу в переговорку, где обсуждение продолжается в ещё более бурном ключе. Периодически туда призываются другие причастные люди.

О чём именно будет сюжет, решается в первую очередь исходя из событий предыдущего сезона. Если предыдущий сезон представлял собой законченную историю (как Умойр или Дайн), начинается поиск идей и изучение старых событий. О чём недорассказали? О чём хотелось бы рассказать? Что хотелось бы показать (к примеру, художники не хотят, чтобы после летней радужной локации шла ещё одна летняя радужная локация — и правильно делают). И самое главное — во что это выльется? 

И конечно, в каждом сезоне даются намёки на то, что будет в следующем. К примеру, о прибытии новых врагов (Архитекторов) нам намекал ещё Нихаз, но сам концепт Архитекторов создался лишь в процессе создания Умойра. Затем нужна была предыстория их появления — так появился сюжет 6.0 (здесь же мы решили отойти от фракционных перипетий Лиги и Империи и задать сюжет с нейтральной стороны — от лица Историков). Почему имперская научная лаборатория? Потому что это очень хороший контраст после уютного лапотного Умойра. Примерно в то же время был определён общий ключ сюжета 7.0 — мы знали, что появление Архитекторов должно вылиться в полномасштабное вторжение. Ближе к 7.0 мы задались вопросом, к чему приведёт это вторжение, и дали себе ответ — к смерти Сарна. Сразу же возник вопрос — а что будет после смерти Сарна? В мире появится ещё одна новая раса. Но что будет с этой расой дальше? А будет... Скоро сами увидите, что будет :) Спонтанность наличествует в мелких аспектах сюжета (например, на что сделать референс — на Вторую Мировую или Древнюю Грецию?), но общее видение всегда идёт вперёд на год-полтора.

Разумеется, на сюжет влияют и чисто механические идеи. Например, желание ввести в игру новую расу или новый класс. Здесь задача сценариста уже не «придумай», а «обоснуй». Практически всегда сюжет — это общее детище, и порой сценарист в нём не первая скрипка.

Мнение игроков учитывается, но решения по части сюжета очень редко им продиктованы. На моей памяти такого случая не было. Могу, однако, сказать, что события 8.1-9.0 вызовут особый интерес у тех, кто ещё помнит старых персонажей и сюжет многолетней давности.

Насколько нам известно, сейчас в общую вселенную с Аллодам входят как и Пираты, так и Скайфордж, объединенный с Аллодами некоторыми персонажами. Как взаимодействуют между собой сценаристы этих игр? Есть ли какой-то координатор?

Нет, никаких координаторов нет. Команда СФ разрабатывала свой сюжет отдельно от нас. Сценаристы СФ проконсультировались с Алексеем по поводу Нихаза и демонов как расы, но на этом взаимодействие, насколько я понимаю, закончилось. Что касается «Пиратов», и Алексей, и я немного помогли в разработке их предыстории и лоры, и она напрямую связана с АО. Алексей Корнев придумал для них очень клёвую концепцию, и мы лишь помогли её причесать, опираясь на некоторые пожелания ребят из Москвы. Учитывая специфику жанра, постоянный сценарист «Пиратам» не требуется. Там лютый экшн :)

Пару лет тому назад вышли несколько книг по вселенной Аллодов. Как Вы оцениваете этот опыт? Стоит ли ждать такие книги в будущем?

Хотя я и уважаю труд писателей, заложенный в эти творения, вносить их события в канон мы не стали (что уж там, местами они ему прямо противоречат). Лично я бы с интересом прочёл новые творения писателей по нашему миру. Хоть первые пташки и не избежали косяков первопроходцев, последующие творения могут учесть их опыт и описать события, которых мы в АО коснулись лишь мельком. Но увы, в ближайших планах новых книг о нашей вселенной нет.

Было ли жалко убивать такого яркого персонажа, как Сарн? Все-таки он был практически главным антагонистом все эти долгие годы.

Положа руку на сердце, скажу, что лично я вздохнул с облегчением, когда мы с ним распрощались. Бедняга отмучился. Да и мы наконец-то получили возможность прекратить выстраивать сюжет вокруг него. Замыкать события каждый раз всё на одного и того же персонажа весьма утомительно. Сарнаут огромен — столько всего ещё не написано! Теперь, когда мир потерял своего бога, в нём будет происходить что-то очень интересное.

Какой из героев Аллодов лично Ваш самый любимый и почему?

Драконид-компаньон с Острова Откровения. Еда делить, самка делить! И эта связка ног в инвентаре... А так, пожалуй, мне всё время нравился Штурм Бешеных. Хороший сплав простодушности и свирепости орка с официозом имперского военнослужащего высшего ранга.

И напоследок, дайте какой-нибудь профессиональный совет начинающим сценаристам (или левел-дизайнерам), которые хотят работать в игровой индустрии.

Мечтайте, творите, но помните: в ММО-индустрии (переживающей сейчас не самые лучшие времена) «чистые» сценаристы практически не нужны. Если всё же хотите таким стать — учите английский на профессиональном уровне. Это вам очень поможет. Что касается левел-дизайна, вам помогут знания построения композиции, а также теории цвета и законов освещения. Левел-дизайнеры работают на пару с художниками и должны быть с ними «на одной волне», чтобы создавать красивые и гармоничные локации.

И, конечно, важный совет — играйте в игры! И не просто играйте, но анализируйте, что и как в них сделано.

Нравится4
Комментарии (6)
  • 5
    Графические. Смайлики. В. Интервью.
  • 4
    Octopus John
    _Lemon_
    Это означает, что оно сейчас будет удалено за плохое оформление или что?)
  • 0
    Octopus John
    Мы очень на это надеемся.
  • 4
    Piffch
    Мечтайте, творите, но помните: в ММО-индустрии (переживающей сейчас не самые лучшие времена) «чистые» сценаристы практически не нужны.

    ну это вполне логично. на чистом сценарии онлайн-игры вообще не делаются. аллоды одна из не многих мморпг, где идет такой упор на сценарий.
  • 3
    Если честно аллоды давольно неплохое MMO.
  • 2
    Mabel Pines
    зима — очень трудная пора для рекрутинга в геймдеве, тем более что найти из ниоткуда нового сценариста для такого проекта практически нереально

    Возьмите меня *___*
    это общее детище, и порой сценарист в нём не первая скрипка.

    Это логично)) Сценарист придумает мега-монстра с тысячью глаз, крыльев и хвостов, а другим потом страдать, чтобы нарисовать его и в игру ввести))
B
i
u
Спойлер