Баттлфилды: Battlefront & Quake Wars

Первоисточник

Уж не знаю, как преподают математику в шведских школах, но после Battlefield 4 DICE решили выкатить Battlefield 1. 1 потому что, про первую мировую (а может, потому что с Xbox One за пазухой). Игра действительно выглядит глотком свежего воздуха на фоне некоторых недалеких шутеров про недалекое будущее. Вот только фанатское сообщество разделилось на группы по принципу того, кто чего ожидал, и кто чего хотел от DICE в этом году. И группа тех, кто хотел игру по первой мировой, была далеко не самой многочисленной. Я думаю, на данный момент уже многие из вас попробовали на вкус и цвет бета-версию игры и составили о ней свои собственные впечатления, поэтому не буду в очередной раз писать о том, о чем было и будет написано еще очень много. Скажу лишь, что мои отчаянные попытки почувствовать себя Индианой Ждонсом в этой игре неизменно спотыкались об баланс между классами, которого скорее нет. Будем надеяться, что эта болезнь бета-версии не передастся основной игре. Если же вам не уютно в сеттинге Первой мировой войны, или если ваш компьютер так же слаб, как и курс национальной валюты, не отчаивайтесь. Возможно, вам стоит обратить внимание на одну из игр, о которых я расскажу. И так сегодня мы посмотрим на игры, которые потенциально могут быть интересны фанатам серии Battlefield, так как обладают схожими игровыми механиками.

Просто добавь батлы

Есть много шутеров хороших и разных, но серию Battlefield мы всегда любили за размашистое действо и сочетание в одной игре совершенно разных игровых механик. Пехотные перестрелки, танковые покатушки и авиасимулятор в одном флаконе. И, в отличие от Arma, все это аркадно и максимально дружелюбно для массового игрока. В 2002 году в Battlefield 1942 все это было настолько круто, что надолго вырывало людей из Counter-Strike, Quake и Unreal Tournament.

Многомерная механика Battlefield долгое время считалась неповторимой, пока в 2004 году Pandemic Studios ни выпустили свой первый Battlefront под патронажем Lucas Arts. По сути это был все тот же Battlefield, только раскрашенный в неповторимые краски Звездных Войн Д. Лукаса. Преданные фанаты DICE на тот момент восприняли игру от Pandemic скептически и часто называли ее рескином оригинальной Battlefield. С этим было сложно спорить, так как количество геймдизайнерских заимствований из Battlefield не поддавалось исчислению. Battlefront возможно и не стал бы чем-то выдающимся, если бы не многомиллионная армия фанатов Звездных Войн, которая тотчас жадно налетела на самую масштабную игру по оригинальной вселенной. На радость этой армии уже в 2005 году Pandemic выпустили Battlefront 2. Вторая часть осталась все тем же Battlefront (то есть все тем же Battlefield), только уже с новыми возможностями и режимами игры. Главными нововведениями стали космические сражения и возможность играть за класс героев (ключевых персонажей фильмов Д. Лукаса) как в одиночной, так и в многопользовательской игре. Благодаря этим нововведениям, вторая часть была встречена многими игроками с большим энтузиазмом. А на фоне ренессанса вселенной Звездных Войн, вызванного выходом новой трилогии Д. Лукаса, игра и вовсе стала живой классикой.

В том же 2005 году DICE прощается со Второй мировой войной и выпускает Battlefield 2, посвященный локальным военным конфликтам в современном мире, который сразу же становится хитом. Вторая часть Battlefield получила за свою жизнь три официальных дополнения и в 2006 году стала основой для футуристического Battlefield 2142. Вы, наверное, думаете к чему этот исторический экскурс. Дело в том, что вслед за Battlefield 2142, в мир видеоигр пришло нечто настолько безумное, что сразу же попало в список моих любимых игр. «Quake * (Battlefield 2 + Battlefield 2142)» именно эта формула лежит в основе творения Splash Damage. Battlefield во вселенной Quake. Люди против строггов. Полностью ассиметричный баланс, и это вам не каких-то узкоглазых вьетнамцев по кустам гонять. Splash Damage взяли за основу опыт Wolfenstein: Enemy Territory и густо смазали им ту самую многомерную механику Battlefield. Получился у них бескомпромиссный тактический шутер со строгой классовой иерархией. Далеко не такой дружелюбный как оригинальный Battlefield, зато гораздо более тактический и командный. Quake Wars и по сей день является одной из лучших дисциплин для клановых разборок, где команды соревнуются не навыками отдельных игроков, а командной тактикой и слаженностью игры.

Классовая борьба

Лично я уже сейчас готов записать в основные достижения Battlefield 1 тот факт, что класс медик перестал страдать от кризиса самоидентификации, то путая себя с поддержкой (Bad Company 2), то превращаясь в неполноценного штурмовика (Battlefield 3,4). Как мне кажется, такие скрещивания никогда не давали возможность раскрыть потенциал класса полностью.

А вот в Battlefront не нашлось место ни медикам, ни поддержке. Функции этих классов в игре от Pandemic выполняют стационарные дройды расположенные на контрольных точках. Однако, традиционный Battlefield*овский «марксизм» в Battlefront развернулся во все стороны. Мало того, что бойцы на полях сражений делятся на классы, так еще и классы делятся на классы между собой. В игре присутствуют 4 стандартных класса для наземных битв и 2 стандартных класса для космических сражений. Они строго разделены по функционалу и доступны для любого игрока с самого начала игры. Солдат, ракетчик (по сути тот же солдат, только ориентированный на уничтожение техники), снайпер и инженер – для планетарных битв. Пилот и десантник – для космических сражений. Далее следуют особые классы. Их два, и к ним игроки получают доступ за особые заслуги на поля боя (чаще за серии убийств). Они уникальны для каждой фракции. Первый класс – командиры, примечательны тем, что дают бонусы к различным характеристикам других союзников. Второй класс – элитные отряды, представляют собой отборные боевые единицы каждой фракции, обладающие лучшим оружием и снаряжением. И вишенка на торте – герои и злодеи. Это бонусный класс доступный игрокам в зависимости от настроек серверов. Этот класс полностью состоит из уникальных персонажей оригинальных фильмов Д. Лукаса, обладающих своими неповторимыми способностями и оружием. В целом Pandemic в своей игре создали гораздо более широкий спектр доступных классов, чем тот, что предлагали нам DICE в последних частях Battlefield, правда, ценой упрощения и дублирования функционала некоторых классов.

При построении классовой архитектуры своей игры Splash Damage во многом полагались на наработки Wolfenstein: Enemy Territory, не обошлось и без существенных изменений. Солдаты каждой из противоборствующих сторон в Quake Wars делятся на 5 классов. Вот только возможности у этих классов разнятся, при сохранении общего функционала. Штурмовик/Агрессор – многофункциональный пехотинец. Может снаряжаться по выбору игрока тяжелым вооружением для подавления пехоты или уничтожения техники. Единственный класс, которому доступно минирование вражеских баррикад и установок. Медик/Техник – вспомогательный класс, имеет на вооружении стандартное оружие, и по выбору игрока может использовать дробовики. Медик лечит и воскрешает союзников в полном соответствии с канонами Battlefield, а вот Техник может пополнять у строггов не только здоровье, но и боезапас капсулами строента (своего рода топлива для строггов). Кроме того, Техники способны создавать из тел поверженных противников пункты возрождения для солдат армии строггов, что значительно упрощает штурм вражеских позиций. Инженер/Конструктор – ремонтирует технику и установки союзников, ставит противопехотные мины, разминирует вражеские заряды. К преимуществам инженера землян можно отнести еще и возможность возводить дозорные башни и пулеметные гнезда в определенных местах на картах. Разведчик/Инфильтратор – единственный класс, обладающий снайперским оружием, но при этом лишь подрабатывающий кемперством в свободное от основных обязанностей время. А основными его обязанностями являются скрытное проникновение за линию фронта, взлом вражеских терминалов и установок, скрытная нейтрализация противников. Для этого данный класс даже наделен способностью маскироваться, принимая облик вражеских бойцов. Артиллерист/Деструктор – класс уникальный для серии Enemy Territory, предназначен исключительно для наведения союзной артиллерии и авиаударов на укрепленные позиции и установки противника (нечто подобное делали снайперы в Bad Company 2). Артиллерист землян также отвечает за снабжение пехоты боеприпасами. Некоторые решения Splash Damage в части классовой дифференциации бойцов выглядят весьма спорными, но отдельные решения могли бы прижиться даже в эталонном Battlefield.

Поехавшие

Ну и, конечно же, главная фишка серии Battlefield это всевозможная плавающая, ездящая, летающая (иногда даже шагающая) техника, которая регулярно усложняет пехоте жизнь. Судя по бета-версии Battlefield 1, танки превратились в настоящих монстров, чтобы отомстить всем, кто угнетал их STAFF-снарядами и прочей самонаводящейся шелупонью в Battlefield 4. А вот самолеты стали куда менее опасными, они летают значительно ниже, медленнее и стреляют с большим разбросом в угоду эпохе Первой мировой войны.

Battlefront 2 может стать настоящим подарком для любителей разнообразной техники. Я конечно не особо фанат Звездных Войн и не знаю дни рождения всех джедаев, но мне кажется, что в Battlefront есть все, что когда-либо ездило или летало в фильмах Д. Лукаса. Местный «автопарк» вобрал в себя буквально все, начиная от скоростных антигравитационных мотоциклов и заканчивая гигантскими шагающими танками АТ-АТ и боевыми звездолетами. Причем каждая фракция обладает своими, присущими только ей единицами техники. Традиционная для Battlefield схема «легкий транспорт – тяжелый транспорт – ОБТ – авиация» в Battlefront значительно расширена. Возможно, это связано с тем, что разработчики из Pandemic пытались вписать технику, уже созданную кинематографистами, в канонические игровые классы. В целом им это неплохо удалось, и практически на каждый «лом» в игре нашелся свой «прием». Но от канонов оригинальной вселенной все-таки не уйти. И если техника фракций Республики и Сепаратистов из трилогии-приквела сбалансирована относительно симметрично, то уровнять Империю и Повстанцев в рамках классического баланса техники просто невозможно. Самый яркий пример – гигантский АТ-АТ, с которым повстанцам приходится расправляться исключительно с помощью авиации, так как у них просто нет ничего сравнимого по огневой мощи. Впрочем, неповоротливый исполин АТ-АТ легко становится лакомством для умелых пилотов-бомбардировщиков. Стоит отметить, что в Battlefront у пехоты гораздо больше проблем с техникой, чем в Battlefield, даже у специализированных классов. Если вам необходимо уничтожить вражеский ОБТ, вам гораздо проще будет пригнать на помощь собственные танки или авиацию, чем забрасывать вражескую технику ракетами, хотя бы потому, что классы, специализирующиеся на уничтожении техники, крайне слабы против вражеской пехоты.

Quake Wars чрезвычайно интересен тем, что в нем техника землян привычная по Battlefield 2 противостоит инопланетной технике строггов присущей скорее футуристическому Battlefield 2142. Земляне приветствуют гостей на образцах техники вполне традиционных для современной армии. Квадроцикл, бронированный внедорожник, вооруженный пулеметом, бронетранспортер с самонаводящимися ракетами на борту, классический тяжелый танк, ударный и десантный вертолеты и даже легкий десантный катер. Строгги прихватили из дома реактивные ранцы, бронированную машину-таран, огневую платформу на антигравитационной тяге, огромный шагающий танк и летательный аппарат для боевых действий в атмосфере (по характеристикам это скорее вертолет, чем истребитель). Антигравитационный и шагающий танки строггов могут переходить в осадный режим, повышая скорострельность основных орудий, что очень удобно при обороне. Еще одна уникальная фишка Quake Wars – десантируемые установки. Их наборы одинаковы для обеих сторон конфликта. Противотехнические и противопехотные установки, как и установки перехвата, дислоцируют Инженеры и Конструкторы. Противопехотные и противотехнические установки – это по сути автоматизированные турели, уничтожающие вражескую пехоту и технику (как наземную, так и воздушную) в зоне своего действия. Установка перехвата полностью нейтрализует в радиусе действия всю активность вражеской артиллерии, за исключением авианалетов и орбитальных ударов. Артиллеристы и Деструкторы разворачивают по три вида артиллерийских установок, отличающихся мощностью, радиусом поражения и скоростью перезарядки. Разведчики и Инфильтраторы разворачивают радары, которые действуют по принципу беспилотников в Battlefield 4, высвечивая любые вражеские единицы в области своего действия. Установки могут быть выведены из строя вражеским огнем и отремонтированы союзными Инженерами/Конструкторами.

Скрипач на крыше

Баланс! Баланс лучшее украшение для любой части Battlefield. Баланс может быть простым и уютным, как в Bad Company 2, а может быть многослойным и архаичным, как в Battlefield 4. Если баланса нет, многомерная механика рассыпается как карточный домик на кучу бессвязных элементов.  

Прежде чем говорить о балансе в Battlefront стоит вспомнить о том, что фильмы Д. Лукаса представляют собой идеальный образец космической оперы, то есть жертвуют реализмом в пользу зрелищности. По этому пути последовала и игра от Pandemic (по этому пути последовал и Battlefront от DICE, чем, возможно, и сникал нелюбовь фанатов Battlefield). От Battlefront изначально не стоит ожидать каких-то особых геймдизайнерских ухищрений, серьезной тактической или стратегической составляющей. Это, прежде всего, зрелище. Толпы пехотинцев поливают друг друга лучами лазеров, над ними возвышаются шагающие танки, выжигающие все на своем пути, а где-то в вышине бьются космические истребители. Сражения в Battlefront всегда красивы, но зачастую сумбурны. Карты по большей части представляют собой открытые пространства, простреливающиеся вдоль и поперек. Если вы предпочитаете пехотные перестрелки, и вас тяготят открытые пространства, на которых безоговорочно доминирует техника, то я бы посоветовал вам режим космических сражений. Нет, я не сошел с ума, просто именно этот режим отделяет пилотов истребителей, бьющихся в космосе на фоне гигантских космических крейсеров, от десантников, штурмующих узкие коридоры космических кораблей. Возможно, именно этому режиму в Battlefront и обязан своим появлением в Battlefield 3 и 4 режим «превосходство в воздухе».

Как ни странно, но если сравнивать балансовую составляющую, то из всех частей Battlefield творение Splash Damage ближе всего к Bad Company 2. Судите сами, тут нет авиации, атакующей с недосягаемых высот. Вертолеты особо больших неудобств не причиняют, особенно если Штурмовики/Агрессоры уделяют им должное внимание. Нет зениток, простреливающих всю карту насквозь. Их функцию выполняют противотехнические установки, но они атакуют лишь цели в ограниченном радиусе своего действия. Выбор оружия сравнительно невелик, а его модификации лишь добавляют некоторые возможности вроде прицела или подствольного гранатомета, не затрагивая основных характеристик оружия. Каждый класс обладает уникальными гаджетами, их набор варьируется у каждой фракции. Их немного, поэтому они не перегружают баланс игры и все как один находят себе применение. Главное отличие Quake Wars от серии Battlefield - это, пожалуй, система прогресса. За свои достижения на поля боя игроки получают награды: доступ к модификациям оружия и новым гаджетам. Вот только награды эти даются строго на одну игру или на одну кампанию. Таким образом каждый раз, начиная новую игру, игроки оказываются на равных. Никаких преимуществ для тех, кто успел прокачаться за счет того, что начал играть раньше. Кому-то такое решение Splash Damage не понравится, но, на мой взгляд, оно действительно уравнивает игроков, добавляет элемент спортивного интереса и обеспечивает практически бесконечную реиграбельность.

Поле боя, как жанр

Обычно в своих кросс-обзорах я сравниваю две игры, а сегодня у меня получилось скорее сравнение двух игр с Battlefield. Но что поделать. Есть такие игры, которые в определенный момент перестают быть просто играми и становятся целыми жанрами, и в этом жанре начинают выходить другие игры (как например GTA и его последователи True Crime, Sains Row, с недавних пор еще и Watch Dogs). Так и Battlefield уже давно перестал быть просто игрой и стал полноценным жанром. Battlefront и Quake Wars это, на мой взгляд, наиболее удачные игры в жанре «баттлфилд». Battlefront – красивый масштабный эпос для любителей режимов «захват флага» и «превосходство в воздухе». Quake Wars – жесткий тактический боевик для любителей режима «штурм». Выбирайте, и до встречи на поле боя!

Нравится37
Комментарии (14)
B
i
u
Спойлер