Обзор игры Deus Ex: Mankind Divided - скверный новый мир

Кто из нас не вглядывался с тревогой в вариант будущего, где ни нам, ни нашим представлениям о собственной природе нет места. Где верх над человечностью одержал трансгуманизм — идея о том, что люди должны управлять своей эволюцией, а кто не успел, тот опоздал. Веками авторы утопий, включая и сценаристов Deus Ex, воображали общества, представителям которых мы могли бы на полном серьёзе заявить: «извините, у вас нет души». Как же всё-таки здорово, что эти пророчества далеки от результативности Кассандры. Во всяком случае, пока.

Пражская резня

Мир 2029-го года трагически жесток: после так называемого «Инцидента», когда сигнал с комплекса «Пангея» ненадолго превратил людей с имплантами в зомби-убийц, против киборгов ополчились «чистые» — без искусственных органов и конечностей. Аугментированных они презрительно называют «железками», брезгуют с ними беседовать и обслуживать в магазинах, сгоняют в гетто, а полицейские патрули, завидев гражданина на киберподпорках, устраивают ему досмотр по всей программе. Чуть что не так — руки за голову, лицом к стене. ООН тоже лихорадит: там вот-вот примут закон о сегрегации, который навсегда разделит людей на два вида. Однако есть группа политиков, намеренных оспорить ксенофобский проект. Тут бы аугментированным и показать себя белыми да пушистыми, чтобы снизить накал истерии, но один из них устроил теракт на вокзале в Праге, что атмосферу не разрядило.

В обстановке, где человек человека в гробу видал, предстоит работать Адаму Дженсену — агенту Интерпола из опергруппы 29. Ведь именно его отправляют расследовать обстоятельства взрыва в сердце Европы. Как мы знаем из сюжета Deus Ex: Human Revolution, герой по большей части скреплён крепежом и спаян паяльником, хотя никогда не просил об этом. Так что отношение к нему в Праге соответствующее: «пошёл вон, железка». В метро ему следует топать по коридору за колючей проволокой и садиться строго в вагоны для аугментированных, иначе полиция будет кошмарить проверкой документов — «думаешь, ты особенный?».

Детективная история развивается неспешно, но выписывает коленца с заговорами — как на уровне подворотни, так и в глобальном масштабе, ведь вселенная Deus Ex традиционно пронизана кознями иллюминатов. Ища виновников пражского теракта, начальство Дженсена кивает на КПА, маргинальное движение за права киборгов и чтение Солженицына, но делает это настолько активно, что герой чует подвох. Будто этого мало, Адам ввязывается в разборки с грузинской мафией «Двали», идёт на поводу у коллектива «Джаггернаут» с таинственным Янусом во главе, выясняет отношения с местными Свидетелями Иеговы, которые заменили бога компьютером, параллельно исследуя сюрпризы собственной начинки. И пытается понять, кто он на самом деле — машина или человек, марионетка или свободная личность. А значит — выбирает сторону баррикады.

Кроме шикарной Праги, где пересекаются траектории персонажей и самого Дженсена, герой проводит разведку боем в других локациях вроде трущоб киборгов, Альп и Лондона. Всюду чувствуется архитектурный талант дизайнеров. Здесь нет открытого мира как такового, и даже столица Чехии порезана на кварталы вокруг станций метро, однако богатых деталями пространств, тайников и лазеек — хоть отбавляй.

Подробности декораций Mankind Divided — будто шрифт с засечками: взгляду приятно за них цепляться. А уровни буквально тянет исследовать и трогать за всякое — вдруг пригодится. Например, собирая хлам, можно делать из него отмычки и хоть иногда забывать возню со взломом. Юмор, которого так не хватает в сценарии, подан опять же в мелочах: вот бомжи в канализации читают книгу «Being more effective», а вот отважный до слабоумия редактор газеты «Самиздат» кричит о клонах на Луне — намёк для тех, кто смотрел «Луна 2112» с Сэмом Рокуэллом. К сожалению, дотошность дизайнеров местами сбоит. Например, почему у Арии Ардженто из Интерпола и подруги связного из гетто — одинаковые лица? Это ведь сюжетные персонажи, а не кто-то из массовки мимо камеры прошёл.

Крадущийся Дженсен, затаившийся Адам

Как бы зловеще ни шевелила бровями мировая закулиса, новым приключениям Дженсена всё-таки не достаёт остроты. В предыдущем выпуске сериала — Deus Ex: Human Revolution — героя снабдили безотказным мотивом: он мстит за девушку и собственные увечья. Здесь же личные волнения уступили место методичке по этике, а в придачу разработчики оставили важные вопросы без ответов. Ждите, мол, продолжения. Поэтому-то сценарий и уязвим для критики.

Где игра раскрывается во всей красе, так это, простите за трюизм, в геймплее. Вы можете пройти Mankind Divided без убийств, а можете угомонить вообще всех, включая полицию, прохожих на улице и куртизанок за витринами квартала красных фонарей. Не случайно среди персонажей нет детей. Переть ли напролом, или же действовать скрытно, ползая по шахтам вентиляции, вырубая патрульных по-тихому и пауком отсиживаясь в укрытиях — тоже решать вам. Оба варианта достаточно насыщенны, и требуют плана действий, ведь враги расстреливают Адама в два счёта. Оставил оглушённого охранника на виду — товарищи приведут его в чувство и поднимут тревогу. Нашёл помещение с камерами, ловушками и роботами — рядом должен быть терминал управления ими. Забрёл не туда — ищи выход, пока не грохнули. Экспериментируйте! чем сложнее, тем интереснее — это ли не аргумент в пользу качества? Deus Ex: Mankind Devided поощряет смекалку.

Благодаря возможности пройти их разными способами уровни крепко въедаются в память. Будь то штаб группировки «Двали» или банк данных Palisade c придуманной самим дьяволом головоломкой из кубиков — вот лучшее, что есть в игре. Жаль, того же не скажешь об искусственном интеллекте противников, но достаточно выставить высокую сложность — и о тупости оппонентов живо забываешь.

На способ решения задач влияют аугментации, то есть полезные в бою, взломе и исследовании мира импланты. Дженсен без них — как цыган без коня. С каждым новым уровнем герой получает Праксис, который запитывает ту или иную цепь в теле. Улучшения помогают точнее стрелять, выше прыгать, становиться невидимым, убеждать собеседников, видеть сквозь стены либо проламывать их кулаком, дышать в облаке иприта или, скажем, падать с десятого этажа без повреждений. В сравнении с Human Revolution, здесь прибыло зрелищных приёмов — от нанощита, делающего героя неуязвимым, до шокера, вырубающего несколько врагов разом. Пока аугментация включена, она расходует заряд батареи, который затем частично восстанавливается. Вроде логичный подход, но есть нюанс: оглушение противников врукопашную тоже сажает аккумулятор. Хотя, казалось бы, с какой стати?

Кроме геймплея, игре делает честь концептуальность. Mankind Divided — не пёстрая поделка с упором на эмоции, а осмысленное произведение, над идеями которого ещё будут ломать перья и копья. Вы заметили, что после The Witcher 3, с её глубоким погружением в мораль, среди игр-блокбастеров установилось этакое философское затишье? Только Хидео Кодзима молча пожонглировал киноцитатами в Metal Gear Solid V, не более. Прошёл год — и штиль наконец-то прерван бурей.

 

По ком звонит колокол

Разработчики настолько убедительны, что их заочно назначили пророками. Мол, вот оно — наше истинное будущее, поэтому смажьте винтовку и накрахмальте белый колпак. Но внимательный игрок заметит, что новый Deus Ex — не то, чем кажется. Это нормально: киберпанк как жанр посвящён не столько технологиям, сколько личности человека в связи с ними. Волей судеб рвём шаблоны — а там, глядишь, и Mankind Divided заиграет свежими красками, а не только приевшейся оранжевой гаммой.

Первый шаблон — «Инцидент», якобы демонстрирующий потенциальную опасность киберимплантов. Сегодня на Земле тысячи инвалидов с бионическими протезами, которые теоретически можно отключить на расстоянии, нанеся вред владельцам. Они что же, кандидаты в зомби? Нет, ведь взбесившаяся рука или нога — это сцена из комедии с Джимом Кэрри. В реальности протез управляется односторонне, по технологии TMR (targeted muscle reinnervation): механическую конечность приводит в движение сигнал двигательных (и только двигательных!) нейронов — никакой обратной связи тут нет, да она и не нужна. Как не нужен биочип с интерфейсом дистанционного управления, этот костыль в модели вселенной Deus Ex.

Препятствия для распространения аугментаций создаёт не способ управления ими, а питание: чем мощнее механизм, тем больше ему требуется энергии. И кто указал на импланты как единственный путь трансгуманизма? Вот философ Фрэнсис Фукуяма в книге «Наше постчеловеческое будущее» акцентирует внимание на генной инженерии в противовес механической, причём делает это куда обстоятельнее сценаристов из Eidos Montreal.

Во-вторых, вызывает вопросы мир после «Инцидента». Биочип, чёрт бы с ним — скрытое в теле устройство. А в пражские застенки тащат граждан с улучшениями на виду — механизированными ногами и руками. Принцип такого отбора знаком: бог шельму метит, не похож на меня — не похож на человека. Разве обязательно заглядывать в будущее, чтобы увидеть нечто подобное? Mankind Divided не кричит напрямую о том, что не внешность делает нас людьми. Но мысль авторов о расизме и дискриминации очевидна — просто они используют фантастический антураж для отображения проблем нашего времени. То же самое сделал Нил Блокамп в «Районе №9», где дегуманизированы пришельцы с другой планеты, хотя порой ими движут вполне человеческие страсти, и им знакома боль.

Наконец, шитый белыми нитками заговор иллюминатов, которые манипулируют массами через прессу и силовые ведомства — что с ним не так? И почему у героев мира Deus Ex если что-нибудь и получается, то всегда через седалищный имплант? Может, дело в силовом решении нравственных проблем? Или в том, что паранойя и конспирология процветают там, где плохо работает демократия, а граждане забывают о своих правах? Справедливости ради отметим, что в таких обществах действительно возникает заговор против народа. Поэтому за кознями масонов в Deus Ex проглядывает банальная идея свободы. Иными словами, пророчества игры под вопросом, зато она обращает внимание на беды нынешнего мира. Фактически Mankind Divided — манифест гуманизма в XXI веке.

 

Возвращение короля

Даже на Солнце есть пятна: говорить, что Deus Ex: Mankind Divided идеальна — грешить против истины. Здесь хватает шероховатостей, вроде того же вражеского ИИ или куцего финала. Нет и радикальных отличий от предыдущей части, а анимация персонажей передаёт привет прошлому десятилетию. Никуда не делось и традиционное для индустрии ухудшение графики по сравнению с первыми видео, которые щеголяли мускулами нового движка. А как вам торговля Праксисами под предлогом модных нынче микротранзакций? Какой там идеал…

С другой стороны, приключение на добрых 30-40 часов, где есть практически всё, чего мы ждали от продолжения игры 2011-го года: и аугментации, и драки с перестрелками, и глобальные заговоры, и расследования, и свобода действий. Где найдёшь больше? Пока другие разработчики снижают в сиквелах планку, сотрудники Eidos Montreal, наоборот, её держат. Ищут в киберпанке особый смысл, строят внутренне логичную вселенную и подбрасывают геймерам задачи, от которых здорово разыгрывается аппетит. Вот почему Mankind Divided — кандидат в игры года, и проходить мимо неё неразумно. Но вы и до прочтения обзора об этом знали, не так ли?

Достоинства:

  • удачное сочетание боевика и RPG;
  • сценарий поднимает актуальные темы;
  • свободный выбор стиля игры;
  • внимание дизайнеров к мелочам;
  • музыка временами вызывает эйфорию.

Недостатки:

  • от концовки хотелось бы получить больше;
  • многие диалоги «для галочки»;
  • ИИ без высшего образования;
  • мини-игры для взлома компьютеров наскучивают.

Автор текста: Александр Бурсов

Нравится29
Комментарии (13)
B
i
u
Спойлер