Dota 2

Как создавалась "Дота". StarCraft и зарождение MOBA

Жанр MOBA начался не с Warcraft III, а с другой стратегии от Blizzard — StarCraft. Игра вышла в 1998 году и включала редактор карт под названием StarEdit. Его главная особенность была в том, что разработчики могли формировать не только ландшафт, но и создавать триггеры и сценарии. Проще говоря, при достаточных навыках можно было сделать свою собственную кампанию с NPC, нейтральными юнитами, диалогами и прочими атрибутами.

Что такое MOBA в современном понимании? Это стратегия в реальном времени, где под управлением игрока находится один сильный юнит — герой. В ней есть развитие персонажа. И оно происходит не только в драках с другими игроками: есть и иные пути. Например, убивать управляемых компьютером крипов, которые появляются с определённой периодичностью. У крипов отсутствует какое-либо стратегическое мышление — они просто идут вперёд и атакуют любую цель на пути, пока не умрут. И, наконец, для победы нужно уничтожить базу врага.

Впервые что-то похожее появилось на карте для StarCraft под названием Aeon of Strife. Карта была прямоугольной, а базы располагались слева и справа. Четыре игрока сражались против компьютера. По четырём линиям шли пять разновидностей крипов.

Крипы в Aeon of Strife

  • Zealot: самый слабый юнит как по здоровью, так и по урону. Шли в первом ряду и первыми получали урон, защищая более важных и сильных крипов.
  • Firebat: более плотный и мощный по урону, чем Zealot. Как и в StarCraft, атаковал по небольшой площади.
  • Ultralisk: основной «танк» отряда крипов. В отличие от других юнитов, появлялся раз в две минуты, и именно с ним герои сменяли пассивный фарм на атаки.
  • Ghost и Marine: основные дальнобойные юниты с небольшим запасом здоровья. Они появлялись каждую волну. Но если линия пушится, то со временем их собирается целая толпа, которая легко разносит любые волны противника.
  • Hydralisk: дальнобойный крип с самой сильной атакой. Он обладал большим запасом здоровья и мощной бронёй. Как Ultralisk, появлялся раз в две минуты, а у противника — раз в одну минуту.

Герои в Aeon of Strife

  • Zergling: быстрый и ловкий персонаж. У него самая слабая атака и мало здоровья. Зато он может выйти из окружения, закопавшись в землю.
  • Vulture: ещё один ловкач. У Vulture здоровья меньше, чем у всех остальных персонажей, но зато средний радиус атаки и большой урон. Танковать им бессмысленно, и как только первая линия обороны падает, ему срочно нужно убегать. Зато когда есть, кому впитывать урон, он быстро расправляется с крипами и зарабатывает больше всего денег.
  • Goliath: универсальный юнит с хорошей атакой, дальностью и прочностью. Играть за него проще всего, но никаких сильных сторон, кроме сбалансированности, нет.
  • Dragoon: мощнейший урон с руки компенсируется малым запасом прочности и медленной атакой. Он хорош против плотных крипов и зданий, но быстро умирает, если его атакуют толпы вражеских юнитов.
  • Archon: идеальный герой для уничтожения больших групп крипов. Урон проходит по небольшой площади, поэтому слабые крипы умирают очень быстро. Его единственный недостаток — малый радиус атаки, но его вполне достаточно, чтобы не получать лишний урон.
  • Ultralisk: чуть сильнее, чем стандартный одноимённый крип. Хороший запас здоровья и неплохая атака делают его управляемым «танком».

Развитие героев ограничивалось приростом брони и атаки. Они не получали уровней, их запас здоровья не увеличивался со временем. Деньги на улучшения игроки зарабатывали ластхитом — это ещё один обязательный элемент классических MOBA. Игроки также могли покупать собственных подконтрольных юнитов и уже с помощью них пробивать мощную защиту компьютерного противника.

С развитием StarCraft улучшалась и Aeon of Strife. Появлялись разные модификации карты, новые персонажи с активными способностями, но движок и концепция космической стратегии от Blizzard сильно ограничивали фантазию авторов. AoS для SC безусловно был популярен, но его потенциал был ограничен. Для развития жанра необходимо было что-то более разнообразное, и спустя четыре года после выхода StarCraft разработчики карт получили то, что открыло для них новые горизонты.

1 июля 2002 года Blizzard выпустила новую стратегию в реальном времени — Warcraft III: Reign of Chaos. Как и в StarCraft, в RoC был встроен редактор карт, который поддерживал невиданный для того времени функционал. Главным отличием новой игры стало появление героев с уникальными способностями и основными характеристиками — силой, ловкостью и разумом. За смерти врагов персонаж получал опыт и уровни, которые позволяли усиливать способности и добавляли основные характеристики. Увеличение силы, ловкости и разума также улучшало боевые показатели героя — здоровье, броню, количество маны, урон, регенерацию и скорость атаки. Кроме того, в Warcraft III появился инвентарь и предметы, которые носил герой. Они служили для увеличения как основных, так и боевых характеристик героев.

Разработчики карт поняли, что при таком разнообразии можно добавить соревновательности в отстрел компьютерных противников. Искусственный интеллект по другую сторону сменился игроком, который также управлял героем, и карта стала полностью симметричной.

Разновидностей MOBA для Warcraft III: Reign of Chaos было очень много. Но в основном авторы карт брали героев, созданных Blizzard для одиночных кампаний и классической игры на развитие. Изменений было минимум — в лучшем случае у способностей менялись характеристики, очерёдность и другие мелочи.

Разработчик под ником karukef изучил редактор карт для Warcraft III и обнаружил, что в нём можно самостоятельно создавать способности с уникальной механикой и анимацией. Он выпустил карту под названием Valley of Dissent, которая практически в точности копировала Aeon of Strife из StarCraft. Отличалось лишь количество линий — их было три — а вместо AI играть надо было против другой команды. В магазинах продавались книги, которые увеличивали основные характеристики, что убирало предел развития героя. Персонаж мог увеличивать силу, ловкость и разум до бесконечности. В Valley of Dissent шестью слотами всё не ограничивалось.

А вот переносом Aeon of Strife на WC занялись новые авторы. Карта изменилась до неузнаваемости и сохранила только название. Противоборствующих сторон стало не две, а три. Две располагались снизу в левом и правом углах, а третья — вверху посередине. Все базы были соединены проходами, по которым шли крипы. В ней же появились лесные юниты, которых можно было фармить без риска попасть под удар противника. Разновидностей AoS под WC существовало десятки, а то и сотни. Были и версии с двумя командами, но они не пользовались большой популярностью.

Во время неразберихи, которая происходила среди проектировщиков карт, разработчик под ником Eul молча сидел и изучал все вариации Aeon of Strife для Warcraft III. Он понял, что у всех прототипов есть существенные недостатки, и решил создать свою AoS, в которой соберёт всё самое лучшее из десятков других карт. Для начала Eul максимально отодвинул базы противников по углам и развернул карту на 45 градусов. Линии стали проходить вдоль граней квадратной карты, а центр пролегал по диагонали между базами. Появилось достаточно пространства для лесных крипов — их расположили между линиями. Так появился привычный ландшафт карты, которую Eul назвал Defence of the Ancients. Она быстро опередила всех конкурентов, и за всё время существования Warcraft III, кто бы не старался соперничать с DotA по популярности, он всегда оставался ни с чем.

Нравится2
Комментарии (5)
  • 3
    Всё конечно для кого то и в новинку но могли и указать что речь лишь о картах старика и вк3 (roh) к трону (точнее к all stars в которую в основном все и начали играть ,по крайней мере я и знакомые еще в клубах) Еул отношения не имеет ,где же инфа про Guinsoo который принёс просто кучу контента,персов ,то есть вообще полностью переделал карту а также создатель LOL?
    P.S. Карта старика совсем не первая моба ,это уже обсуждалось не 1 раз
  • 0
    Помню карту 3 коридора еще в компьютерном клубе.
  • 0
    The Soul of a Clown
    эм, по-моему не знаешь что такое AoS, правильно? Тут идёт речь о Aeon of Strifes (создатель - Zeratool, если память не оскверняет) - реально первой МОБА игре, в которой приходилось играть как в мобе - убивать юнитов за минералы, ломатся стенку на стенку и т.п. что присуще моба играм - она далёкий предок ваших этих г***одот :P. После он рассказал о первых билдах дотки, вернее о Valley of Dissent - клон AoS во всех аспектах, ну уже с героями, т.к в варик 3 завезли РПГ элемент, что позволило усложнить игру, да и то с натяжкой это ещё можно было назвать доткой ибо мало что было доступно. Guinsoo не какого причастей к этим играм не имел.
  • 1
    dony lucker
    что прости? Первыми моба играми были HZ(1989) и FCL
    во вторых каких наших ? дота в которую я играл 13 лет назад и то что сейчас не сравнивай,каждый разраб который приложил к ней руку всегда в корне изменял игру (Eul,Meian и Ragn0r,Guinsoo и Neichus + IceFrog)
    Вот еще тебе фоточка Eul и Guinsoo
    могу тебе вообще всю инфу версий ,что в них было и кто их создал выложить здесь


    и 2 вещи созданные на то время Eul's Scepter of Divinity» и «Guinsoo's Scythe of Vyse (однако Guinsoo из названия хекса убрали)

    тут можно многое рассказать ,ведь как раз Guinsoo сделал доту уникальной за счет того же рошана кучи патчей,баланса,оптимизации и вывел игру на соревновательный режим,именно из за него она попала на турниры (но да вообще никак не относится он к доте) как фанат в то время этой карты очень обидно что он ушел и учавствовал в создание LOL ибо дота могла быть совершенно иной в наше время
  • 0
    The Soul of a Clown написал:
    FCL, HZ

    Весьма размытые понятия о мобе ты имеешь, то что ты перечислил скорее уже предки Desert strike, или Footman frenzy которые так же получили популярность только будучи модами. Смысл мобы не конролировать араву, а прорватся героем к вражеской коре,Трону,мейну - сломать его как там ещё оно называется - AoS и является посему первой мобой, я играл в дотку наверное версии так с 4, если не ошибаюсь, но то что сейчас с ней сделали, боль :D - AoS,D 6v, LoL, HotS, HoN единственные мобы с хоть каким-то затягивающим геймплеем
B
i
u
Спойлер