История в кадрах: 10 графических эффектов, которые всех бесят

Если бы геймеру из 90-х, привыкшему читать о «фотореалистичной графике в 3D-экшенах», кто-нибудь показал современный шутер, глаза бы точно полезли на лоб, а челюсть пришлось бы долго отскребать от пола. Стараниями инженеров и программистов визуальная часть игр хорошеет не по дням, а по часам. Но в погоне за навороченностью картинки разработчики порой перебарщивают с эффектами, которые скорее портят впечатление, чем усиливают его. О таких переборах и поговорим.

Засорение кадра мелким «зерном» — по сути, подражание киноплёнке. От Left 4 Dead и Mass Effect до Tekken 7 и Dying Light — куда только ни совали пресловутый «шум». Но удачен он лишь там, где буквально есть съёмка на камеру. В Outlast 2, например. 

Размытие движения или Motion blur — эффект, превращающий прохождение игр в трип алкоголика. Стоит ли говорить, что он безнадёжно устарел? 60 кадров в секунду при приличном разрешении делают подобные уловки ненужными. 

Bloom, он же «блюм» — способ засветить картинку так, что родной дизайнер не узнает, а игрок примется автоматически щурить глаза. Отличный ход, чтобы скрасить изъяны моделей, но крайне неудачное решение в эстетическим плане. 

«Блюм» идёт рука об руку с «глоу» (Glow) — световым ореолом предметов. Вам знакомо чувство, будто экран запотел? Только вот протирать его тряпочкой без толку. Это наглядный пример того, что человеческий глаз устроен сложнее китайской «мыльницы». 

Глубина резкости хороша в кино и макросъёмке, но в играх вызывает ассоциации с близорукостью. Исключения редки: к числу удачных манипуляций несомненно принадлежит Tilt-shift в стратегии Endless Legend. 

Хроматическая аберрация — бич плохой оптики и рефракторов. Ради пущей художественности цветные края предметов возникают и в играх, но применить эффект с толком удалось разве что авторам Alien: Isolation. Всё-таки ретрофутуризм обязывает. 

Lens flare создаёт характерные гало, полосы и пятна вокруг источников освещения. Это ещё одно ухищрение, напрямую содранное из кино, ведь похожие блики даёт объектив видеокамеры. Но нужны ли они в играх — большой вопрос. 

Героя ранили — на экране плевки из джема, поднялась буря — капли и пыль. Подобные фокусы должны усиливать погружение в мир игры, но на деле только раздражают — будто этот самый мир отгорожен от нас грязным стеклом, закрывающим подробности. 

Как вам оттенки серого в Gears of War или коричневое небо в Resident Evil 5? Понятно, так проще передать безнадёгу и мрачную атмосферу. Но всё хорошо в меру: моды для коррекции палитры какой-нибудь Fallout 3 неизменно популярны. 

Самое беспомощное заимствование из кино — чёрные поля, ограничивающие экран сверху и снизу. Как, например, в The Order 1886 или The Evil Within. Пора бы ввести правило: обрезали 20% картинки — облегчите на столько же и цену игры.

Нравится131
Комментарии (59)
  • 67
    +++

  • 62
    Мне все нравится, кроме чёрных полос, если грамотно использовано. Размытие в движении вообще красота, придаёт киношность картинке, его и при 60фпс используют.
  • 45
    Эти эффекты используются практически везде, только иногда с ними откровенный перебор.
  • 12
    saa0891
    Мне не нравится только мыло (частично можно решить установкой SweetFX) и хреновые текстуры,все остальные эффекты не напрягают,тем более их в большинстве случаев можно отключить.

    Самое беспомощное заимствование из кино — чёрные поля, ограничивающие экран сверху и снизу. Как, например, в The Order 1886 или The Evil Within.

    Это вообще консольная хрень в паре игр,тем более в The Evil Within это убрали прогой,а потом и патч сразу выпустили.
  • 9
    годный материал
    но меня лично нечего из этого не бесит
  • 0
    Черные поля да, я б в такое не играла.
  • 23
    Ну не знаю, когда в играх ты поднимаешь голову в дождь и на "камеру" ничего не капает, возникает больше ощущение халтуры и нематериальности дождя. Я люблю этот эффект, особенно когда в ближнем бою потрошишь супостатов, и вся камера в дерьме и крови после них =)
    Вообще кроме блюра и размытия все остальные эффекты нравятся
  • 7
    Не знаю. Меня куда больше всего перечисленного бесит трясущаяся камера, когда пытаются показать какое-нибудь сотрясение земли. Руки за такое отрубать надо.
  • 14
    Плюсую всеми частями тела. Всегда, если есть возможность, отрубаю большую часть перечисленных эффектов. Разве что "зерно" иногда идет на пользу картинке, например в том же "left 4 dead 2".
  • 7
    А где виньетирование
  • 13
    В МЕ всё таки эффект зернистости был удачным...
  • 3
    С помощью многих этих эффектов (в ENBseries) я сделал картинку в FO4 смотрибельной. Почти другая игра получилась.
  • 0
    Просто +
  • 3
    Ладно когда поля обрезают терпимо, но в the evil within их накатили в двойне словно через шлем играешь от 3 лица!
  • 9
    _BESIK_
    Хорош блог.Меня например больше всего бесит современное освещение которое делает картинку мыльной.Мне как только встречается игра с этим освещением сразу мысль опять это дерьмо..?!А остальные норм главное чтоб в меру и чтоб в каждой игре был подходящий эффект.А мыло есть мыло оно должно сдохнуть.
  • 21
    все эти эффекты вам подарили консоли


  • 2
    Знайте, хоть в общем то переизбыток подобных вещей и правда может бесить... Но в целом при грамотном использвании они только реализма добавляют.
    Кстати... вспоминается мне история с ультра лоу пресетами для шутеров где даже текстуры отключали так как "графические навороты только мешают".
  • 17
    Хорошо что на пк можно убрать некоторые эффекты
  • 12
    Krechet79
    обрезали 20% картинки — облегчите на столько же и цену игры

    100%
  • 8
    Krechet79
    _BESIK_ написал:

    А мыло есть мыло оно должно сдохнуть.

    Согласен. Но во многих играх этим мылом прячут "грехи"( отсутствие сглаживания, небольшое количество полигонов, дальность прорисовки обьектов и т.д.)
  • 13
    На редкость годный блог.
  • 8
    Годный материал. Я вот в играх терпеть не могу эффект размытия - если есть возможность, сразу отключаю (жаль, консоли это не позволяют). Хотя, если он грамотно реализован, то есть небольшой и не "покрывающий" собой всё изображение, то можно и оставить включенным. Ну и глубина резкости из той же оперы. С остальным жить можно, но, опять же, зависит от реализации.
  • 1
    хм... помню когда то был такой блог www.playground.ru/blogs/battlefield_4/6_naibolee..
  • 1
    Как вам оттенки серого в Gears of War или коричневое небо в Resident Evil 5?
    Отлично. Мне всегда нравилась блеклая цветовая гамма в RE5. Да и третьему фоллычу очень идут эти болезненные серо-зеленые оттенки. Никогда не понимал людей, которые качают моды на коррекцию палитры. Зерно тоже отвращения не вызывает. А вот насчет размытия соглашусь. Зачастую разработчики с ним действительно перегибают палку.
  • 2
    Из всего очень бесил бф3, при подавлении игрока, экран становился таааааким мыльным шо "ВЫРВИ МОИ ГЛАЗА".
  • 1
    Как вам оттенки серого в Gears of War или коричневое небо в Resident Evil 5? Понятно, так проще передать безнадёгу и мрачную атмосферу.

    Нет, "атмосфера" тут ни при чём. Всё дело в малом объёме видеопамяти.
  • 0
    Расскажу может кому интересно будет. Эту статью автор взял как он говорит с 4pda, а там якобы она авторская. На самом деле недели три назад она висела уже в топе зарубежных игровых ресурсов.

    спасибо.
  • 5
    про черные поля это не спецприём, а нежелание разрабов делать поддержку разных экранов
  • 3
    Отличная статья.
  • 7
    Зачем в играх вообще киноэффекты? Мы же играем за определенного человека, персонажа, а не за ходячую камеру, особенно глупо выглядит в ФПС.
    Хотя ДОФ вполне неплохо иногда выглядит, но это придумали специально для консолек, у которых дальность прорисовки маленькая.
  • 12
    Bloom, он же «блюм» — способ засветить картинку так, что родной дизайнер не узнает, а игрок примется автоматически щурить глаза. Отличный ход, чтобы скрасить изъяны моделей, но крайне неудачное решение в эстетическим плане. 

    Такой блум, как на картинке с Алан Уэйком - это, наоборот, удачное решение для атмосферных кинематографичных игр.
  • 1
    Женя Астраханцев
    Krechet79
    Мыло сейчас часто как раз из за новых алгоритмов освещения. Ещё зачастую именно сглаживание создаёт мыло (особенно ужасны FXAA и ТАА)
  • 2
    Женя Астраханцев
    Совсем без эффектов никак. Иначе картинка вообще картонная будет. DOF (глубина резкости) по мне вполне неплохо играет на атмосферу, а в таких играх как Crysis и последних Assassins Creed так он вообще великолепен.
    Но вот всякие размытия (они только в гонках нужны) аберрации и зернистость (это если только в ретро ещё туда-сюда) выключаю к чёртовой бабушке. Жаль сейчас ещё и всякие сглажки картинку мылят (Особенно ужасны FXXA и ТАА), есть отличный алгоритм SMAA но почему то он начинает пропадать....Порой возникает мысль что спецом мылят что бы на 4К переезжали...
  • 2
    Mad_cloud
    Эффект размытия в топку
  • 6
    sHaoL1N
    Больше всего бесит зернистость (шум), не выношу, фуу. А еще бесит glow эффект и bloom тоже иногда криво юзают так, что глаза вырвать охота. Ну а черные полосы это вообще маразм.
  • 0
    Пельмень добра
    Черные поля, это ужас. Особенно на мониторчике в 15". Размытие всегда отключаю.
  • 3
    Поставил бы лайк, но я его поставлю не автору а какому-то бездельнику, тупо скопировавшему инфу. Такое содержание должно быть авторским и копировать его просто хамство. Так на него копии всяких новостей и т.д. но это......
  • 0
    angryfish99
    Однозначно лайк! Готов подписаться под каждым словом.
  • 5
    MelShlemming
    И это называется реалистичная графика? В реале вы всегда видите блум, блур и размытие?
  • 8
    MelShlemming
    Некоторые ещё в реале видят 24 кадра в секунду, по 12 кадров на каждый глаз)))
  • 3
    А мне нравился этот эффект в масс эффекте. Такое ощущение, что смотришь киношку + глаза не устают. Когда я играл на старом мониторе в 1, мне казалось, что это кино - графен был шедевральной.
  • 1
    Многое зависит от грамотности реализации подобных эффектов и наличия\отсутствия возможности их отключения. Плохим примером реализации эффектов можно считать Resident Evil 7, где со включенным "графонием" у игрока начинают кровоточить глаза.
  • 0
    Когда в меру, всё норм. Но меру многие не соблюдают.
    Лично меня раздражает размытие картинки и тряска в ненужных местах.
  • 0
    У современных игр 2 хронические болезни, которые меня ВЫБЕШИВАЮТ!!!!!!!!!!!!!
    (особенно они сразу бросаются в глаза в ремастерах старых игр, т.к. есть с чем сравнивать):
    1) это блум-вырвиглаз
    и
    2) это:
    _BESIK_ написал:
    Меня например больше всего бесит современное освещение которое делает картинку мыльной.Мне как только встречается игра с этим освещением сразу мысль опять это дерьмо..?!

    +1 000 000 000
  • 1
    Мне, пожалуйста, всё вместе и приправить чёрными полосами.
  • 0
    Идите в попу. Блум классная штука для своего времени.
  • 1
    Что за бред, это всё часть стиля игры.
  • 2
    Все вышеперечисленные эффекты имеют право на жизнь и в грамотных дозах делают атмосферу игры лучше. Но! Когда чего-то слишком много - это бесит. Эффекты нужны для передачи атмосферы и возможности закрыть технические оплошности анимации, на эффектах может быть построен кусок геймплея (типа пойди разберись где враг в засвете...)... В мультиплеере где задача игрока дать максимальный скил без эффектов играть удобней, но в сингле задача рассказать историю, дать небольшой челендж в рамках стандартной сложности и тут любые эффекты уместны.
  • 0
    bеstia
    boss__2003
    Вот именно , то что блик засветит , ты уже труп -- фича геймплея . Засветы в Баттле 3 чего только стоят . Типо в реале солнце не слепит глаза и нет размытия если смотреть в одну точку во время движения , когда глаза адаптируются и моют окружение побокам .

    Нубов в голову снимают прост .. , потому и бесятся хд
    Еще граффу в шутерах убирают ...

    Тут скорей авторок бесит , своими децкими капризами 8D
  • 1
    Очень интересный блог.
  • 0
    Как же я ненавижу все эти эффекты, особенно переборы с цветофильтром и блюмом. А вот черные полосы, хороши разве что только в кат сценах.
  • 0
    А ещё бесит реклама при открытии каждой страницы сайта. Скоро и в играх начнут её вставлять, и тогда играм придёт окончательный конец.
  • 4
    Почему автор показывает скриншоты из игр, где описанные выше эффекты являются важной частью геймплея:
    В Alan Wake главная фитча была игра теней и света;
    А Crysis 3 хром. абер. не просто так используется, ты в нанокостюме все-таки.
  • 0
    В NFS Carbon были такие сильные blur + bloom, что дорогу абсолютно не было видно. Хорошо, что его отключить можно в настройках.
  • 0
    POBWNK, верно, хром. абберация сильно выбешивала в своё время в Dying Light, а позднее в The Division, Резиденте 7, Побеге из Таркова.
    Х.А. пожалуй самый раздражающий эффект в играх, который просто режет глаза!
  • 0
    Просто все эффекты перечислили.

    Давайте уж вообще без постобработки играть,а?
  • 0
    Lens flare создаёт характерные гало, полосы и пятна вокруг источников освещения. Это ещё одно ухищрение, напрямую содранное из кино, ведь похожие блики даёт объектив видеокамеры. Но нужны ли они в играх — большой вопрос

    Когда ГГ в шлеме или очках добавляет некий эффект погружения, реализма если хотите.
  • 1
    Silent Hill 2 с зерном в свои года вообще выглядела умопомрачительно, атмосфера игры погружала и эта зернистость была как вишенка на торте, на всю ночь пропал когда запустил её, в те времена мы еще ходили на ночь в игровой клуб с друзьями, и тогда я случайно клацнул на иконку SH2.
    P.S. Все эти эффекты это имхо, кому-то что-то нравится кому-то нет.
  • 0
    Как-то совсем не бесят эти эффекты, особенно когда спешно играешь. Более того, некоторые из них я не всегда и замечаю или же не обрпщаю внимания
B
i
u
Спойлер