Спортивные симуляторы меняются

Развеиваем миф о жанре на примере FIFA.

Я часто слышу от коллег и читаю в комментариях утверждения, что спортивные симуляторы не развиваются. Что каждый год коварные издатели выпускают одни и те же игры, при этом меняют лишь обложки и обновляют базу спортсменов.

Это далеко не так. Да, есть основные принципы игрового процесса, которые остаются. Они завязаны на правилах вида спорта, которому посвящён симулятор. Нет ничего удивительного в том, что в FIFA футболисты десять лет назад пинали мяч и будут продолжать ещё через много лет. Спорт такой.

Однако человеку со стороны каждый новый выпуск NHL, FIFA, PES, NBA 2K, Madden NFL или MLB: The Show сложно отличить от предыдущих. Хотя внутри самих игр меняется многое: разработчики добавляют новые режимы, вносят важные изменения в старые, перерабатывают технику и движения игроков. Изредка случаются откаты, как с NHL в 2014 году. Но чаще спортсимы заставляют в большей или меньшей степени подстраиваться под нововведения или даже переучиваться играть.

На примере FIFA — самого понятного и популярного симулятора — я расскажу, как спортсимы растут и меняют жанр. Сразу оговорюсь, что я не учитывал мелкие изменения в режимах, а выбирал в первую очередь нововведения, которые влияли на главное — саму игру.

Эволюция в шесть шагов

FIFA 12

К 2011 году FIFA уже вырывалась вперёд своего конкурента PES. До этого по режимам вроде бы было равенство: у обоих спортсимов есть карьеры за тренера и игрока, есть сетевые соревнования, выделялась разве что эксклюзивная полностью воссозданная «Лига чемпионов» у Pro Evolution Soccer. Но по продажам FIFA обгоняла за счёт стабильного роста. Konami не знали, куда дальше развивать некогда доминирующий футсим. А EA Sports всегда превосходили соперника за счёт регулярного хорошего подбора лицензированных клубов и игроков.

В 2011 году серия наконец начала солидно отрываться благодаря одному революционному нововведению. Ultimate Team изобрели задолго до FIFA 12, три года развивали и выпускали отдельно, как необязательное дополнение к мультиплееру. Но именно в этой части режим ввели непосредственно в игру, и он навсегда изменил спортивные симуляторы. Собирать карточки с футболистами в команду мечты и выступать за неё в сетевых матчах — с тех пор это одно из самых увлекательных занятий в серии. В скором времени свои режимы с коллекционированием карточек появились в NHL, PES, MLB: The Show, Madden NFL и NBA 2K.

Более того, FIFA 12 ещё и игралась по-новому. Футболисты научились финтить на месте и защищать мяч корпусом, а также обороняться жокеем — следовать за нападающим или вставать перед ним и не пускать к воротам. Вдобавок борьбу сделали жёсткой и контактной.

FIFA 13

Год спустя в FIFA вновь пришлось переучиваться играть. Разработчики переработали поведение партнёров по команде в атаке, что открыло больше возможностей для плеймейкеров. Если раньше часто приходилось самому искать, кому отдать пас, то в этом выпуске одноклубники научились самостоятельно прибегать на выгодную позицию под передачу.

Разительно изменился контроль мяча у футболистов, особенно при приёме. Мяч больше не «привязывался» к их ногам, пока его не отберут. Спортсмены среднего уровня часто ошибались, тогда как мастера играли уверенно, почти без оплошностей.

Самое важное изменение для новичков и увлекательное для профессионалов — тренировки. В мини-играх разной сложности можно было научиться основам FIFA, проверить свои навыки и просто отдохнуть от серьёзной игры.

FIFA 14

В 2013 году FIFA адаптировали под текущее поколение систем, вместе с тем сменив движок. Графику футбольного симулятора преобразила технология Ignite, специально разработанная для спортивных игр EA. FIFA 14, благодаря ей, смотрелась свежо и гораздо более реалистично: в особенности этому способствовали новые модели футболистов и трёхмерная трава.

Вновь изменились действия партнёров по команде. Они научились плотнее играть в защите, что позволяло иногда совершать ошибки при обороне. А вот новое умение нападающих забегать за спину защитникам породило читерский приём-заброс, который фанаты ненавидели вплоть во FIFA 16.

В движении футболистов перемены были не столь значительны: им наконец позволили разворачиваться и поворачивать в любую сторону, а также останавливаться во время бега, чтобы защитить мяч корпусом и резко уйти от противника, как в жизни.

Переработанные удары и физика мяча сделали голы более зрелищными. Они больше не казались штампованными — напротив, мячи залетали в ворота непредсказуемо, зрелищем хотелось любоваться.

Сетевые режимы разнообразили совместные сезоны. Основная задача в них — выступать в кооперативе с другом или случайным напарником за одну команду.

FIFA 15

EA Sports продолжили улучшать картинку и визуальные эффекты в игре: на поле отныне оставались следы от бутс или борозды после подкатов, а на форме футболистов появлялась грязь после падений и прочих соприкосновений с газоном.

В игру добавили больше тактики: во время угловых и штрафных ударов можно было не только подзывать напарника для хитрого розыгрыша, но и отдавать указания остальным партнёрам по команде.

Спортсмены обзавелись эмоциями: злились, когда что-то не получалось, воодушевлялись, если лидер или нападающий тянул игру в одиночку. Впрочем, в гуще событий матча реакцию игроков сложно было заметить.

Особенно сильно возросло мастерство вратарей. Их поведение разнообразили новыми энергичными прыжками и движениями. От этого они не превратились в «тащил», а, напротив, пропускали даже больше курьёзных мячей. Но за красивые спасения им это прощалось.

В Ultimate Team позволили проводить дружеские сезоны (Friendly Seasons) из пяти матчей, а также арендовать игроков.

FIFA 16

Насколько громко и часто до релиза FIFA 16 обсуждалось добавление женских сборных в игру, настолько незначительным оказалось это нововведение. В силу физических особенностей, футбол за них получился медленным, с упором на пасы. И хотя игра за девушек приносила новый опыт, команды с ними нужны были скорее для привлечения новой аудитории.

Мужской футбол тоже сбавил в скорости. Защитников натренировалиправильно выбирать позицию и быстро разворачиваться на месте, отчего они перестали пропускать забросы за спину и смогли на равных бороться с быстрыми вингерами (крайними полузащитниками). Для тактической игры полезными оказались ложные финты на месте и ложные подкаты.

Дополнение FUT Draft в Unlimаte Team сделало ставку на удачу и веселье. В карточном режиме приходилось долго собирать команду мечты, а тут можно было сразу сыграть за сильный состав. Загвоздка была в том, что футболисты на разные позиции выпадали случайно, как в лотерее, и оттого непросто было подобрать сыгранный состав.

В российский версии сменились комментаторы: теперь матчи сопровождали своим голосом Константин Генич и Георгий Черданцев.

FIFA 17

В 2016 году FIFA вновь перенесли на новый движок. Frostbite добавил ещё больше детализации в виртуальные футбольные поля и моделькиспортсменов. А особенно реалистичный вид им предало объёмное освещение, которым славится эта технология.

Второе поворотное нововведение для серии — режим «История». С этого выпуска футбольный симулятор начал рассказывать вымышленные сюжеты о футболистах. Пусть они были постановочные, с заданным главным героем, но сама возможность поучаствовать в драматичном футбольном «спектакле» — это было что-то необычное для FIFA.

Игровой процесс преобразили по четырём направлениям. Борьба прибавила в жёсткости и «вязкости», футболисты — в подвижности при выборе позиции и всё той же борьбе. При стандартных положениях позволили свободно разбегаться, а удары и пасы смягчили в плане мощности, сделав их более точными.

Традиционные режимы изменились не так заметно. Самое важное, что в Ultimate Team появились регулярные сетевые турниры FUT Champions.

Итог эволюции

За шесть выпусков FIFA повлияла на весь жанр спортивных симуляторов, два раза сменила движок, три раза заставила переучиваться играть, а в каждом выпуске разработчики преображали отдельные элементы игрового процесса. И это если не говорить о мелких изменениях в режимах игры.

Спортивные симуляторы меняются.

Подобный текст можно написать про любую из ныне действующих серий спортсимов. NBA 2K, PES, NHL, Madden NFL, MLB: The Show — все улучшаются и идут только вперёд с каждым годом. С выходом новых частей в этом сентябре они шагнут ещё дальше. Не поддавайтесь стереотипам.

Нравится9
Комментарии (18)
  • 4
    RTYWD
    Хейтеры,каникулы закончились, бегом собирать портфель!
  • 0
    AdamC
    не знаю, во всех фифах ощущение привязанности/заскриптованности мяча осталось как по мне... может потому они похожи между собой))
  • 0
    gaiver461
    ну так то 3д трава появилась уже в фифе 2009 там даже опция в настройках есть
  • 0
    UltimatumPC93
    У меня друг гоаорит, что ему и седьмой с головой хватает)))
  • 3
    Первой Фифой была 06 (хотя нхл с 03 стал играть). Игра реально зацепила. Какая-же была захватывающая игра, один гол решал всё. Тогда еще пинал мяч через всё поле, чтобы нападающий ускорялся и убегал 1 на 1 с кипером. Доставляло. А именно сезон (или династия) за Астон-Виллу. В фифе 07 улучшими графон, но геймплей был тот-же. В фифе 08 графон ухудшили, мыльноватая была игра, хотя мне за пару лет может игра и приелась.

    С тех пор не играл в фифу, но недавно запустил фиГу17, т.к. стал часто проигрывать в нхл17 один на один онлайн (из-за молодого кипера тампы бей). Пару раз поиграл офлайн с ИИ. Какая-то бездушная игра из-за фростбайта стала. Спустя 10 лет играть стало скучно (на консоли). Разве что можно в перспективе немного поиграть в режим сюжета за негритоса. Правда я дальше пенальти и заставки пока не играл в него.

    Мотивации играть у меня нет. Как к слову и в нхл. Игра так-же не меняется и не развивается еще с прошлого поколения. НХЛ03 по 06 были огонь, а дальше на пк не развилалась. Потом уже начал с 14-го по 17-ый и в итоге тоже устал. Лично мне нужен перерыв в несколько лет, а может и опять десятилетие.
  • 0
    yagaorl
    По мне так очевидно, что все так. Игра не может не меняться, её бы не покупали миллионы. А вот максимум это, или нет, вряд ли узнаем. Возможно, уже есть, что-то более мощное, и зрелищное, но нам, дают порционно, чтобы деньжат было как можно больше. Пипл то хават..
  • 0
    RTYWD
    UltimatumPC93
    Значит твой друг ни фига не фанат футбола вообще
  • 0
    S l a s h
    С 11й по 14ю не сказал бы что разница была уж слишком заметной, а вот к 15 приходилось заново привыкать, игру в обороне наконец-то повысили, стало интересно обороняться.
  • 0
    Er1sh
    Fifa 12 для меня лучшая часть. Помню, на работе подарили диск с игрой, я был так рад этому. Запустил её, и день из неё не вылазил. И из-за этого я не пошёл тогда на работу. И получил от директора. До сих пор иногда играю в неё. И 17 хороша, особенно её сюжетный режим.
  • 0
    UltimatumPC93
    RTYWD
    Да? Ну то, что он за команду своего города бегал, то фигня. В фифу новую каждый год не гоняешь - не фанат😂 слоупок ска)
  • 0
    RTYWD
    UltimatumPC93
    Кто-то играет ради UT,сезонов, а кому-то и обычной карьеры хватает,тогда нету смысла покупать FIFA ради карьеры на пред части есть куча модов и т.д,просто твой друг не ставит фут симы наряду с шутерами как я,именно поэтому он не фанат фифа
  • 0
    UltimatumPC93
    RTYWD
    Просто он не задрот
  • 0
    RTYWD
    UltimatumPC93
    Причем тут задрот не задрот?
  • 0
    UltimatumPC93
    RTYWD
    Потому что только задрот может увидеть отличия в сериале фифа. Ну разве что кроме графона. И заметь, про футсимы никто не орет конвеер, как про ассассина например. Может конечно научить защитники разворачиваться спустя 10 лет это большее достижение, чем работа над сюжетом и механиками опенворлда?)) ну только задроты так могут))
  • 0
    RTYWD
    UltimatumPC93
    А что ты хочешь от футбольного симулятора который делается за один год?чтобы на поле было 20 игроков или чтобы футболисты научились летать или драться?как вообще можно что-то кардинального ждать от FIFA,любой дурак поймет что игра не изменится это же ФУТБОЛ,а вот всякие новые фишки в фифке появляются из года в год и их трудно не заметить,еще раз говорю если ты не фанат футбола,то смело проходи мимо,можешь довольствоваться седьмой фифкой,вот так вот
  • 1
    UltimatumPC93
    RTYWD
    Ахах, истеричка, уймись)) ты смотри, задел задрота)
  • 0
    RTYWD
    UltimatumPC93
    Я разжевал такому ламеру как-ты)
  • 0
    нога-мяч никак не меняется
B
i
u
Спойлер