$o$nooley (часть 2): Gears of War & Uncharted

Краткое содержание предыдущих серий

Снова здравствуйте, дорогие читатели. Зима, о которой нас так настойчиво предупреждал Нед Старк, уже совсем близко. На дворе уже подходит к концу ноябрь, который в этом году отмечен не столько годовщиной Великой октябрьской социалистической революции (7 ноября), сколько годовщиной Великой игровой капиталистической революции (15 ноября). Вы, конечно же, догадались, что речь идет о пятнадцатилетнем юбилее игровой консоли Xbox. Можно по-разному относиться к данному устройству и ко всем игровым консолям, но отрицать того колоссального влияния, которое Xbox и ее младшие собратья оказали на развитие игровой индустрии, просто невозможно.

По такому случаю, я решил продолжить свою статью, в которой я представляю непрофессиональный взгляд чистокровного ПКшника на флагманские консольные эксклюзивы. И так, сегодня мы снова будем танцевать на костях Xbox 360, официально снятой с производства в апреле 2016 года, и заодно вспомним лучшие игры, вышедшие эксклюзивно на консолях седьмого поколения. Для всех, кто пропустил первую часть моей статьи, поясню, что в мае я разбирал флагманские серии шутеров от первыго лица Halo и Killzone, выходившие для Xbox 360 и PlayStation 3 соответственно. А сегодня речь пойдет о флагманских сериях экшенов от третьего лица, а для кого-то и вовсе двух главных консольных эксклюзивов, Gears of War и Uncharted. Так что добро пожаловать в храм консольного гейминга. Топтать и мусорить разрешается.

Колеса любви

В отличие от Halo и Killzone Gears of War и Uncharted родились на седьмом поколении консолей. Им от рождения было предначертано стать локомотивами продаж Xbox 360 и PlayStation 3. И стоит признать, что они неплохо справились с этой задачей. Названия этих игровых серий твердо ассоциируются с консолями игровых гигантов Microsoft и Sony. Трилогия Gears of War стала самой продаваемой игрой в сервисе Xbox Live, и одной из самых продаваемых моноплатформенных серий в истории. С момента выхода первой части на Xbox 360 в ноябре 2006 года творение Epic Games собрало невероятное количество игровых наград, и принесло своим создателям заслуженную славу. Кстати, в наши дни, если вы хотите определить, к какому поколению принадлежит тот или иной игрок, просто спросите его, чем знаменита студия Epic Games. Если он ответит «Unreal и Unreal Tournament» - перед вами прожженный ПКшник из девяностых, а если вы получите ответ «серия Gears of War» - знайте, что имеете дело с консольщиком из середины двухтысячных.

Практически сразу после выхода Gears of War на консоли Microsoft на игровых форумах зашептались о наличии ПК-версии, которая якобы тоже находилась в разработке. Слухи эти становились все громче и громче и, после нескольких очевидных фейков и спекуляций, в ноябре 2007 года Gears of War все-таки ворвалась на персональные компьютеры. В уплату за год ожидания адепты клавиатуромышей получили улучшенную до уровня DirectX 10 графику и дополнительный контент. Стоит отдельно отметить, что стараниями польской студии People Can Fly пользователи ПК получили, пожалуй, один из самых качественных консольных портов в истории индустрии. Несмотря на всю свою подчеркнутую консольность, первая часть Gears of War удивительно органично работала и игралась на ПК. И даже сервис Games for Windows – Live не смог испортить ощущения от этой игры. К сожалению, продажи первой части на персональных компьютерах откровенно разочаровывали. Во много именно это привело к тому, что сегодня я пишу о серии Gears of War, как об эксклюзиве для консоли Xbox 360.

Но не Microsoft*ом единым жива игровая индустрия. Годом позже после выхода консоли Xbox 360, которая стала первопроходцем седьмого поколения, японский игровой гигант Sony выпустил долгожданную PlayStation 3. На тот момент PlayStation 2 уже завоевала значительную популярность, и игры для нее пользовались коммерческим успехом. В число наиболее успешных игр для PS2 входила серия Jak and Daxter за авторством студии Naughty Dog. Данная студия имела давний опыт работы с Sony, и с 2001 года была приобретена Sony Computer Entertainment в качестве разработчика эксклюзивного игрового контента для консолей Sony. Учитывая все это, неудивительно, что, когда Sony понадобились эксклюзивы для продвижения своей новой игровой платформы, японский игровой гигант сделал ставку на Naughty Dog.

Важно отметить, что до выхода PlayStation 3 Naughty Dog занимались преимущественно разработкой платформеров, реже гонок, и в этом направлении у них накопился достаточно богатый опыт. Но первая часть серии Uncharted должна была стать полноценной action-adventure игрой, так как такой комплексный жанр позволял наиболее полно раскрыть возможности новой игровой консоли от Sony, и наглядно продемонстрировать ее технологическую и, как следствие, коммерческую привлекательность. В итоге Naughty Dog смогли довольно успешно применить свой прошлый опыт и реализовать некоторые новые для себя игровые механики. На выходе обладатели новой консоли от Sony получили красивую, яркую и разнообразную игру, которая со временем стала одним из эталонов качества игр на платформе японского гиганта.

Nextgen ломом в ухо!

Первая часть Gears of War в 2006 году стала не только флагманской игрой для нового поколения консолей Microsoft, но и дебютом для нового движка от Epic Games. Еще в 2005 году, когда Epic*и демонстрировали первые скриншоты своей грядущей игры, Unreal Engine 3 обещал стать настоящей графической сенсацией. Но одно дело скриншоты, а другое дело созерцать это великолепие на своем экране. Сами разработчики в многочисленных интервью игровой прессе утверждали, что при разработке нового движка, они хотели сделать акцент на двух составляющих. Качество прорисовки персонажей и качество игрового окружения. Это было им вполне по силам, учитывая предыдущий успешный опыт с графической составляющей серий Unreal и Unreal Tournament. Только вот освещение и тени не были сильной стороной UE3. Тем не менее, когда Gears of War запускали на консолях в 2006 году, nextgen прилетал в полном объеме. А вспоминая тот самый лес под дождем, я думаю, многие игроки и сегодня пустят скупую слезу ностальгии. Далее с каждой новой частью графическая составляющая игры только совершенствовалась. В итоге Unreal Engine 3 стал сверхпопулярным движком для седьмого поколения консолей и ПК того периода.

По мнению многих экспертов PlayStation 3 была изначально мощнее своего конкурента от Microsoft, правда платить за это пришлось более сложной архитектурой, что доставляло определенные неудобства при разработке и портировании игр. Многие считают сложную архитектуру PlayStation 3 одной из причин того, почему игры с консоли Sony седьмого поколения так редко доходили до ПК. Студия Naughty Dog с ПК, как игровой платформой, никогда не работали и задач по портированию своей новой игры на какие-либо другие платформы кроме PlayStation 3 изначально перед собой не ставили. Это позволило им полностью сосредоточиться на работе с технологиями японского игрового гиганта и получить на выходе игру, которую многие считают эталоном графики для PlayStation 3. Жанр приключенческих игр такого уровня как Uncharted традиционно предъявляет высокие требования к графической реализации. Разнообразные пейзажи с джунглями, заснеженными горами и руинами древних городов всегда нуждаются в тщательной проработке. В основу графической составляющей игры разработчики из Naughty Dog вложили движок собственного производства, который совсем неплохо справлялся с поставленными задачами. Игровые локации Uncharted от подтопленных городов загадочного Эльдорадо до золотых храмов сказочной Шамбалы действительно радуют глаз, как разнообразием, так и качеством проработки. И, судя по количеству мемов с «дрейкфейсами», стебущих графику серии Uncharted, игроки не остались равнодушны к стараниям Naughty Dog.

Бензопила и астролябия

Содержательно серии Gears of War и Uncharted игры совершенно разные, и это обусловлено не только их жанровой принадлежностью. Справедливо будет даже сказать, что творения Microsoft и Sony перекрестно меняются ролями. Если Halo от Microsoft был красивым фантастическим эпосом, а Killzone от Sony – мрачным боевиком, изобилующим натуралистичным насилием, то Uncharted от Sony наоборот является красивой приключенческой игрой, в то время как Gears of War от Microsoft становится образцом жестокого кровавого боевика. Таким образом, игровые гиганты Microsoft и Sony не только заполняют все жанровые ниши своих игровых платформ, но и удовлетворяют потребности игроков в «прекрасном» и «ужасном» одновременно. Но давайте вернемся от абстракции к конкретике, ведь нас, как игроков, прежде всего, волнуют геймплейные составляющие обеих серий. Тут важно понимать, что Gears of War – это в первую очередь шутер, а Uncharted – это отличный образец action-adventure. Тем не менее, обе серии построены на экшене и с каждой новой частью непрерывно наращивают темп и масштаб.

В своей именитой серии для Xbox 360 Epic Games реализовали инновационную во многом механику перестрелок с активным использованием укрытий. Как показал опыт первой части, эта механика одинаково удобно ощущается и с клавиатурой и с геймпадом. Во многом это заслуга польской студии People Can Fly, ответственной за портирование игры на ПК. Короткие перебежки и стрельба из-за укрытий также работают на атмосферу и общую аутентичность перестрелок. Расставленные по уровню укрытия и разные типы противников, передвигающихся и атакующих с разной скоростью и с разных дистанций, вынуждают игрока постоянно искать более выгодные позиции. Остроты добавляет и то, что в первой части противники появляются из подземных нор практически со всех направлений, а в третье части и вовсе из гигантских щупалец, вылезающих из земли буквально на каждом шагу. Пусть в первой части ночная поездка на вездеходе занимает буквально несколько минут, зато, начиная со второй части, разнообразный транспорт становится существенным элементом геймплея. Количество противников в кадре растет от игры к игре буквально в геометрической прогрессии.   Если в первой игре мы имели дело с небольшими отрядами, то, начиная со второй игры, на нас обрушивают буквально орды врагов по нарастающей до самого финала. Помимо интересной механики разработчикам из Epic Games удалось наполнить игру уникальными запоминающимися моментами, оставляющими незабываемые впечатления. Миссия в руинах ночного города, где игроку приходится держаться вблизи источников света, чтобы не быть съеденным хищными тварями, живущими в темноте. Внутреннее препарирование гигантского подземного червя, пожирающего целые города. Миссия на боевой субмарине времен маятниковых войн, с обороной от подводных тварей и торпед. А в случае, если вы играйте в кооперативе с друзьями, можете смело умножить впечатления от игры на два или на четыре.

Как было сказано выше, до работы над серией Uncharted Naughty Dog занимались преимущественно платформерами, и, конечно же, это не могло не наложить отпечаток на их новую игру. Uncharted довольно успешно сочетает механику шутера от третьего лица с акробатикой платформера. Работает это примерно так: оказавшись в очередной игровой локации и отстреляв всех противников, игрок начинает решать пространственно-геометрическую задачу о том как попасть из пункта А в пункт Б в отсутствии прямого очевидного пути. Как правило, для этого главному герою приходится продемонстрировать произвольную программу олимпийского чемпиона по художественной гимнастике. Спортивными снарядами может выступать буквально все, от выступающих из стены кирпичей, торчащих балок и карнизов, до древесных веток, лиан и выступов в скалах. Дизайнеры уровней из Naughty Dog постарались на славу. Им удалось создать не только красивые, но и достаточно запутанные и продуманные в плане акробатики локации. Сложность таких геометрических задач возрастает по мере продвижения по игре. Со временем в них добавляют динамики, заставляя то скакать по падающим кирпичам или ломающимся балкам, то отстреливаться от противников, повиснув на каком-нибудь уступе. В игре присутствуют и несложные квесты-мозаики в стиле «правильно поверните нужные рычаги, чтобы открыть дверь». Должен признаться, что шутерная механика первой части меня не впечатлила из-за неуверенного управления и монотонности перестрелок. Зато, со второй части, Uncharted начинает походить на полноценный боевик. Перестрелки становятся куда более динамичными, а происходящее на экране напоминает, чуть ли не Call of Duty от третьего лица с толпами врагов, танками, и вертолетами, падающими на едущий поезд. Третья часть и вовсе стартует с добротного файтинга.

В плане богатства сюжета обе трилогии после прохождения оставляют впечатления сравнимые с прочтением весьма приличной книги. Трилогия Gears of War предлагает вашему вниманию «полевые дневники» отряда Дельта, повествующие о войне человечества с расой подземных обитателей, прозванных «саранчой». Первая игра только знакомит нас с основными персонажами и задает темп событиям. В ходе нее отряд Дельта пытается получить данные необходимые для успешного применения оружия массового поражения, созданного чтобы переломить ход войны буквально накануне неминуемого поражения людей. Вторая игра разгоняется до максимума и приводит повествование к апогею. В ней отряд Дельта становится острием копья последнего контрнаступления людей на столицу «саранчи» глубоко в подземельях планеты. Ценой этого контрнаступления становится уничтожение последнего города людей. Третья игра завершает повествование и дает ответы на большинство вопросов сюжета. По сюжету заключительной части трилогии остатки армии людей, разбросанные по миру, объединяются для финальной битвы с «саранчой» и эмульсионными мутантами. Начиная со второй части, игра рассказывает нам не только историю войны, но и истории отдельно взятых персонажей, их семей, их потерь и жертв. Это приносит в сюжет здоровую долю драматизма и делает персонажей более живыми и человечными. Возможно, идея противостояния подземных и наземных обитателей была позаимствована из произведения Герберта Уэлса «Машина времени», или же из древних мифов о подземном и наземном мире, если учесть, что по сюжету игры, появление «саранчи» стало следствием агрессивной и экспансивной политики людей.

Трилогия Uncharted рассказывает историю Нейтана Дрейка и его друзей, бравых охотников за приключениями и сокровищами. По большому счету все части трилогии Uncharted – это самостоятельные в плане сюжета игры, связанные лишь общей историей и отношениями персонажей. Стоит похвалить сценаристов и геймдизайнеров за разные подходы к созданию всех трех частей. Сюжет Drake’s Fortune представляет собой классическую историю в духе Индианы Джонса про поиски сокровищ Эльдорадо на тропическом острове. Не обходится игра и без классических атрибутов таких историй в виде пиратов-контрабандистов и пропавших экспедиций нацистов. Among Thieves стартует как история про воров-авантюристов, однако ближе к середине разгорается до полноценного боевика, и изображает главного героя эдаким Рэмбо, бросающим вызов жестокому военному преступнику. Вступление Drake’s Deception лично для меня стало настоящим сюрпризом. Игра начинается как лихой шпионский триллер. Черные костюмы, заветная фраза «сначала покажите деньги», которая логично приводит к мордобою и стрельбе, пистолеты с глушителями в секретных ветках лондонского метро – все это неизбежно наводит на мысли о Бондиане. А уж когда, в кадре начинают мелькать цифры «007», хочется стоя аплодировать дерзости разработчиков. После этого, я честно на протяжении всей игры ждал, когда Дрейк закажет себе коктейль в стиле «смешать, но не взбалтывать». Третья часть Uncharted интересна еще и тем, что она делает реверанс в сторону прошлого Дрейка и Салливана, и это прошлое настигает их в лице железной леди Кэтрин Марлоу.

Таким образом, сюжеты обеих серий четко следуют законам трилогий, установленным еще во временах Звездных войн Дж. Лукаса. Формула «вернуться к началу, чтобы дойти до конца» работает, как в случае с прошлым Дрейка и Салливана, так и в случае с отцом Маркуса Феникса. Еще одним общим правилом, которому подчинены, кажется, все игровые трилогии является «закон сиквела». Его можно сформулировать следующим образом: если в игровой серии три части, то лучшей всегда будет вторая. Утверждение весьма спорное, но рассмотренные мной серии консольных эксклюзивов, по большей части, его оправдывают.

Соснули ли?

Вот и побежали по экрану финальные титры игры Naughty Dog, в углу, воняя жженой пластмассой, догорает Xbox 360. А это значит, что пора подводить итоги моей статьи. Первое что мне хотелось бы сказать: все рассмотренные мной консольные эксклюзивы действительно представляют собой достойные игры. Сюжетно и геймплейно все они хороши и довольно оригинальны. Как мне показалось в плане управления, Gears of War и Uncharted, будучи экшенами от третьего лица ощущаются на геймпаде несколько комфортнее, чем Halo и Killzone. Очень хотелось бы попробовать Killzone на клавиатуре с мышкой, особенно мультиплеер, но злодейка судьба распорядилась по-своему. Второе о чем стоит сказать, это непосредственно ощущения от игры. Halo, Gears of War, Killzone и Uncharted – отличные игры, оставляющие массу положительных эмоций, но при этом в них нет ничего такого сверхъестественного, что нельзя было бы найти в других играх, присутствующих на ПК.

В заключении хотелось бы еще раз озвучить истину, которую почему-то так отчаянно отказываются принять некоторые молодые люди с незаконченным начальным образованием. Несмотря на все многочисленные возгласы горячих голов (и не только голов, но и наоборот), о том, что их игровое устройство самое лучшее на свете, а все остальные должны непременно перестать существовать, ПК, как игровая платформа, никуда не денется, также как и никуда не исчезнут игровые консоли. Просто потому что это два принципиально разных игровых опыта (даже одни и те же Halo и Gears of War на ПК и на Xbox 360 ощущаются по-разному). Их нельзя мерить категориями «лучше – хуже». Это как футбол и хоккей, каждый лучше играет в то, что ему больше нравится, а кто-то играет во все сразу. Если какая-нибудь игра не выходит на той или иной платформе, это происходит вовсе не из-за желания разработчиков оскорбить или унизить обладателей той или иной платформы, а из-за желания следовать тому игровому опыту, который они выбрали для себя и для своей игры.

Все.

Получилось немного эмоционально и очень длинно. Как я уже писал в первой статье, материал про консольные эксклюзивы дается мне непросто. Во-первых я чистокровный ПКшник и игра с геймпадом частенько вызывает у меня приступы острейшей попоболи. А во-вторых, одно дело писать об игре, а другое дело писать о целой серии игр за раз. Если честно, второй частью я планировал закончить разговор о консольных эксклюзивах, но сверху кучи дисков, доставшихся мне вместе с Xbox 360 и PlayStation 3, прямо сейчас лежит диск с надписью «Heavy Rain». Я пока не готов ничего обещать, но, возможно, когда-нибудь я замахнусь на третью часть этой статьи, в которой мы рассмотрим жанр интерактивного кино, так как его видит Sony, и так как его видит Microsoft.

Нравится3
Комментарии (5)
  • 3
    смотрю я сейчас на xbox 360 и вспоминаю свой и понимаю какой же он все-таки был классный по сравнению с сегодняшним видеомагнитофоном. И игры были другие. И как-то грустно становится.
  • 8
    Да, бездарное поклоление йоба-игр с рвотной однотонной картинкой и встречающейся через раз Unreal Engine 3.
  • 0
    хз бокс был у всех, я вот некогда не забуду как купил пс3 ради "демон соулс" и впервый рас вставил диск с игрой
    ГлюкоЕжик
  • 1
    Первые 3 гири Великолепны. А дальше так себе.
  • 0
    Какую серию бы назвал лучшей? Анчартед, так как считаю его духовным наследником Крэша, во все части которые играл на пс1. К слову, в крэше 2 преобладали такие-же зимние уровни, как в анче 2). Движок у анчей 2-3 был хороший, если сравнить с анрилом 3. Хотя и Жир не плох. Вообще от обеих серий не мог оторваться. В одной был дух приключений Индианы Джонса, в другой война с разнообразными противниками. Гирс 3 правда получился так себе. Г.О.В. Джаджмент от Пипл Кей Флай зато подтянул механику до буллетсторма от 3 лица.

    В анч 4 и гов 4 не играл, но в будущем поживём-увидим.
B
i
u
Спойлер