видеозаписи Witcher 3: Wild Hunt, the

Halo 2

  |  Купить за 585

sosnOOley (часть 1): Halo & Killzone

Конец прекрасной эпохи

Приветствую всех, кто выполз из адских недр Doom*а на божий свет блогов PG! Май 2016 года, не успев начаться, стал одним из самых горячих месяцев в игровой индустрии за последнее время. Практически за одну неделю нам показали трейлеры ежегодного Call of Duty, нового-старого Battlefield в сеттинге Первой мировой и просто раздавливающий своей эпичностью трейлер Dawn of War 3. Но давайте будем хранить спокойствие и разбираться со всем по порядку. За этим валом майских новостей многие уже, наверное, подзабыли, что в апреле Microsoft официально объявила о завершении производства консоли Xbox 360. Конечно, ничего особо страшного в этом нет. У торговых сетей еще остались солидные запасы этого добра, а когда закончатся и они, любой желающий сможет без проблем приобрести себе коробку счастья с рук на каком-нибудь Avito.

Можно по-разному относиться к этим предметам интерьера, но консоль от Microsoft, наряду со своим главным конкурентом от Sony, были факторами, определяющими развитие игровой индустрии на протяжении почти десяти лет. Уход с олимпа Xbox 360 фактически означает завершение эпохи консолей седьмого поколения, в связи с чем, хотелось бы вспомнить несколько наиболее ярких игр этой эпохи. И начать я хотел бы с двух, пожалуй, самых популярных консольных эксклюзивов в жанре шутеров от первого лица.

На заре несправедливости

Серии Halo и Killzone вообще-то старше Xbox 360 и PlayStation 3. Дебютные части обеих серий стартовали еще на платформах шестого поколения (Xbox и PS2 соответственно). Halo Combat Evolved стала настоящей жемчужиной консоли Microsoft и получила множество восторженных отзывов, а Halo 2 была самой продаваемой игрой в сервисе Xbox Live вплоть до выхода Gears of War для Xbox 360. На волне консольной популярности дебютные части Halo даже заглядывали на ПК, где были встречены довольно прохладно. В случае с Halo 2 это было оправдано мертвой привязкой игры к активно продвигаемому тогда Windows Vista в симбиозе с Games for Windows Live (Quantum Break? Да, кого-то жизнь ничему не учит.). И хоть привязку к Vista со временем убрали, но, как в известном анекдоте, осадок неприятный остался. Позднее эти игры были перенесены на Xbox 360 по программе обратной совместимости, а Halo Combat Evolved получила полноценную вторую жизнь с обновленной графикой в юбилейном переиздании и окончательно закрепилась в статусе эксклюзива для Xbox 360.

Если Microsoft лишь периодически вспоминала о том, что PC-Windows это вообще-то их игровая платформа (причем самая распространенная в мире), то Sony не забывала об этом никогда и никогда не пускала свои игры на ПК (конечно, есть исключения, но исключения для того и существуют, чтобы подтверждать правило). Как следствие ни одна из частей Killzone на ПК никогда не появлялась. Несмотря на то, что первая часть на PlayStation 2 получилась средней игрой и была встречена с умеренным энтузиазмом, у серии Killzone в целом есть все составляющие, чтобы иметь успех на разных платформах. При этом если бы Killzone и Halo встретились на какой-нибудь платформе, они едва ли стали бы конкурентами (далее разберемся почему). Впрочем, этому не суждено было случиться. Многочисленные попытки создать эмуляторы для консольных игр пока к какому-нибудь значимому результату не привели. Как правило, к тому моменту, когда созревает более-менее работоспособная версия очередного эмулятора, массовый интерес к играм на соответствующей платформе уже спадает.

На данный момент вселенная Halo уже обросла большим количеством неигрового фетиша в виде книг, фильмов, сериалов, и прочего. Трудно представить насколько Microsoft любит эту серию игр, если даже называет приложения для своих операционных систем именами персонажей из этой вселенной («Кортана»). А началось все еще в 2001 году, когда студия Bungie выпустила свою первую игру в сотрудничестве с Microsoft в стартовой линейке игр для консоли Xbox. Казалось бы, это был всего лишь очередной sci-fi шутер про войну с инопланетянами в космосе, но на тот момент игра получилась по-настоящему революционной. Красивая по тем временам графика, интересная боевая механика и нетривиальный сюжет, получившие затем развитие в Halo 2, обеспечили игре огромные продажи, разработчикам славу, а Microsoft зеленые бумажки с американскими президентами. Если честно, сейчас мне даже сложно представить, насколько была бы успешна Xbox без Halo.

Первая часть Killzone вышла для консоли PlayStation 2 в 2004 году. В том самом 2004 году …прекрасном, замечательном, всеми любимом 2004 году. Возможно это ее и погубило. Тем не менее Killzone это фантастический шутер с мощным историческим фундаментом, и серьезным гуманистическим посылом. Guerrilla Games сделали простую как все гениальное вещь, взяв историю мировых войн и облачив ее в футуристический антураж. Получилась довольно суровая зарисовка о кровопролитном противостоянии двух военно-политических фракций. Только вот геймплей и графику не вытянули. Монотонные перестрелки с одинаковыми врагами, которых выпускали на игрока порциями строго по четыре-восемь штук, как в советском магазине промтоваров, надоедали уже к середине игры. А графика выглядела так, словно играешь в японское аниме восьмидесятых годов. И это в том самом 2004 году, когда вышли Doom 3, Far Cry, Хроники Риддика и еще игра, которую я даже не буду осквернять упоминанием в этой статье. Видимо PlayStation 2 на тот момент уже сдавала позиции как игровая платформа.

Но в 2005-2006 годах все изменилось.

Nextgen*ом по хлебалу!

Когда первый раз запускаешь Killzone 2 на PlayStation 3 после нескольких дней, проведенных в первой части, понимаешь, что это не шаг в будущее и даже не прыжок. Это, сцуко, ТЕЛЕПОРТАЦИЯ в будущее!!! Первые несколько мгновений кажется, что ты переключил канал со скучного японского аниме восьмидесятых годов на документальный репортаж из какой-нибудь горячей точки. Затем приходит ощущение того, что ты сам являешься главным героем этого репортажа. Еще мгновение спустя это ощущение оправдывается с прилетом первой вражеской пули. Killzone 2 как суровый прапор сначала дает по зубам вступительным роликом, а потом хватает тебя за шкирку и швыряет в самое пекло. В первые же минуты игры отряд главного героя выбрасывают у плотины, которую штурмуют и защищают по несколько десятков солдат с каждой стороны. Повсюду стрельба, разрывы мин, вопли раненых. Кажется, что создатели игры вдохновлялись фильмами вроде «Спасти рядового Райана». Кинематографичности игре действительно не занимать. PlayStation 3, как бравый тяжелоатлет, играет мускулами на публике, а игровой движок выглядит легким спортивным снарядом в его руках. Отдельно стоит отметить звук. Такого оружейного оркестра я не слышал, наверное, со времен первой Call of Duty. Конечно, и в Battlefield 3 был отменный звук, но Dice использовали для озвучения оружия записи звуков настоящей стрельбы. Guerrilla Games не стали себя искусственно ограничивать и синтезировали звуки выстрелов для всех стволов самостоятельно. В результате даже обычный пистолет в руках главного героя бабахает как гаубица. В итоге, играя в кресле домашнего кинотеатра с мощной звуковой системой, в эпицентре жаркой перестрелки ощущаешь каждый выстрел буквально физически.

После всей шумной рекламы запуская Halo Combat Evolved Anniversary на Xbox 360 в первый раз, ожидаешь от нее какого-то божественного откровения. И, да, отчасти это откровение в игре присутствует. Как уже было сказано выше, Halo это, прежде всего, sci-fi шутер про войну в космосе. И в отличие от Killzone, который периодически балуется псевдореализмом, Halo это скорее космическая опера, со всеми вытекающими геймплейными последствиями. Основную часть игры занимают яркие красочные перестрелки либо в узких коридорах космических кораблей и станций, либо на живописных просторах далеких планет (или матушки Земли). Одной из главных фишек игры является возможность порулить самой разнообразной техникой как земной, так и инопланетной по масштабным локациям на манер Unreal Tournament 2004 (только в 2001 году). Разработчики Anniversary добавили в игру забавную возможность переключаться между версиями игры, дабы можно было в любой момент оценить разницу между переизданием и оригиналом. И не зря, потому что количество деталей, которыми обогатился мир игры при переносе на новый движок, действительно впечатляет. Коридоры космических кораблей и внутренние комплексы Ореола стали разнообразнее и покрылись различными узорами, а открытые пространства оживились и наполнились деталями. Halo 2 по началу во многом копирует первую часть, но только лишь я собрался повесить на игру ярлык «вторичность», как сюжет раздвоился и позволил взглянуть на другую сторону конфликта. Игра за Арбитра Ковенанта значительно отличается от игры за спартанца землян, предлагая режим скрытности и отличную систему смертоносных рукопашных атак. Halo 3 серьезных инноваций уже не приносит, а лишь развивает идеи уже заложенные в игру с использованием всех преимуществ платформы Xbox 360.

Параллельные миры

В основу вселенной Halo Bungie поместили интересный многогранный сюжет о противостоянии человечества с религиозным союзом инопланетных рас, в процессе которого главному герою, супер-солдату спартанцу под кодовым именем Джон 117, предстоит открыть не мало тайн вселенского масштаба и на пару с искусственным интеллектом Кортаной побывать в разных уголках галактики. В процессе конфликта противоборствующие стороны освободят древнюю паразитическую расу "Потоп", которая в итоге станет основной проблемой и для землян и для рас Ковенанта. Как полагается любой космической опере, серия Halo отказывается от реализма в пользу красочности, масштабности и разнообразия. Противники (и соратники) не стремятся прятаться за укрытия, а, как правило, встречают вас в полный рост, прыгая и уклоняясь от пуль и зарядов бластеров. Персонажи в игре живые и довольно интересные. Удручает только тот факт, что однополчане выполняют скорее косметическую функцию, чем практическую. Бравые космопехи, которых регулярно подбрасывают на помощь 117-ому, много стреляют, перекатываются туда-сюда, как дети радуются каждому подстреленному им инопланетянину и героически мрут в первом же бою. Поначалу я пытался их «экономить», всячески защищая и даже прикрывая собой, но ближе к середине первой игры начал воспринимать просто как фон и перестал обращать на их гибель внимание. Противники из религиозного союза «Ковенант», объединяющего сразу несколько инопланетных рас, разнообразны, как внешне, так и в тактическом плане. От веселых «телепузиков», которые больше кричат, чем стреляют, до бронированных верзил, прикрывающихся щитами, выстреливающих мощные заряды из бластеров и норовящих протаранить игрока в рукопашном бою. И когда две эти толпы сходятся стенка на стенку в каком-нибудь просторном зале, иной раз хочется просто встать в угол и со стороны понаблюдать за этим веселым цирковым представлением. В Halo есть даже паразитические существа, запрыгивающие на своих жертв и превращающие их в зомби (а вот монтировку с гравипушкой так и не завезли).

Когда действие игры выплескивается из узких коридоров на открытые просторы, игра и вовсе превращается в праздник. Битвы с использованием самых разных видов техники разворачиваются на земле и воздухе, в пустынях, тропических джунглях и полярных льдах. К вашим услугам предлагается традиционная техника землян в виде медленных, но грозных танков, быстрых внедорожников с турелями на борту, маленьких юрких квадроциклов и вертокрылых истребителей. Техника инопланетян использует в основном антигравитационные платформы. В арсенале Ковенанта так же есть истребители, танки, и другие разнообразные машины, парящие над землей. А гигантские скарабеи вселяют священный трепет одним свои видом. Не брезгают пришельцы и стационарными турелями, которые довольно быстро разбирают вражескую технику и косят пехоту, если их своевременно не подавить. Откровенно радует возможность выбирать место в технике. К примеру, если вы хотите пройти миссию на внедорожнике побыстрее, можете сесть за руль и предоставить ботам возможность отстреливаться, а если у вас с утра плохое настроение, можете сесть за пулемет и испортить настроение нескольким десяткам противников.

Killzone – шутер несколько другого сорта. Война здесь это не яркое, красочное цирковое представление, а грязное, кровавое месиво, в котором каждый солдат – потенциальная начинка для цинкового ящика. По разные стороны баррикад здесь две фракции. С одной стороны, вектанцы, солдаты колониальной армии Земли. С другой стороны, хелгасты, колонисты-изгои, бежавшие от колониального правительства Земли на малопригодную для жизни планету Хелган и мутировавшие под действием ее агрессивной среды. Большую часть игры персонажи ползают по окопам и руинам вектанских и хелганских городов, отвоевывая и обороняя все новые и новые позиции. В основе здешнего геймплея стремительный бескомпромиссный экшн. Противников в кадре всегда хватает, и они неустанно поливают игрока свинцом из-за каждого угла, а если их загнать в угол, то и прикладом по черепу могут отработать. Доведенные до отчаяния солдаты, оставшиеся без патронов, кидаются друг на друга с прикладами и ножами. В игре даже присутствуют несколько смачных анимаций рукопашного боя с перерезанием горла или выкалыванием глаз. Периодически нам дают порулить техникой. К вашим услугам так же вполне стандартный набор: танки, скоростные внедорожники, шагающие роботы. А под занавес третьей части вас ожидает атака на хелганский крейсер на космическом истребителе. В целом на протяжении второй и третьей частей игры разработчикам удается поддерживать довольно разнообразный и интенсивный геймплей. Жаль, что быстрые забеги возможны только на коротких дистанциях, и за зрелищность и динамику второй и третьей частей Killzone приходится расплачиваться их скоротечностью. К сожалению, по продолжительности одиночной кампании Killzone 2 и 3 примерно равняются средним частям Call of Duty. Только если Call of Duty это ежегодный сериал, к скоротечности которого все уже привыкли, от Killzone хочется все же чего-то большего.

Guerrilla Games очевидно пытались изобразить войну без купюр. Killzone лишена рафинированного пафоса, которым так охотно брызжет Call of Duty. За то каждая сцена боевых действий пропитана взаимной ненавистью и ксенофобией обеих воющих сторон. Здешние пейзажи не отличаются яркостью. Игра использует в основном серо-желтые тона, чтобы подчеркнуть атмосферу грязи не только окружения, но самих событий, описанных в игре. По количеству чернухи в кадре Killzone может легко сравниться со Special Ops The Line. Игра несколько раз переворачивает моральный фон персонажей и событий. В первой части мы героически обороняем Векту от вероломного вторжения хелгастов. Во второй части мы сами вероломно вторгаемся в столицу хелгастов с сомнительными намерениями свергнуть их правящий режим. И, наконец, в третьей части, поверженные и сломленные, мы позорно беспорядочно отступаем с Хелгана. Такой подход позволяет Guerrilla Games выглядеть серьезно и говорить с аудиторией о серьезных вещах. К примеру, в игре очень много отсылок к истории мировых войн. Пламенная вступительная речь Императора Сколара Визари о возрождении нации хелгастов в первой части игры практически списана с выступлений наиболее одиозных диктаторов начала XX века. Но главное, что под слоем грубого реализма и исторических параллелей кроется глубокая гуманистическая мораль. Никакие цели и идеалы не могут оправдать войн. Какие бы красивые и гуманные цели не преследовали войны, их результатом неизменно будет только смерть и ненависть. И если не найти в себе силы остановиться любая война будет продолжаться до полного уничтожения воюющих сторон. В этой логике финал третьей части с уничтожением Хелгана становится настоящей одой милитаристского безумия, царящего на протяжении всей игры.

Соснули ли?

Halo и Killzone это не просто две разные игровые серии, это две разные концепции того, какими должны быть шутеры от первого лица на платформах седьмого поколения. Halo притягательна своей красочностью и масштабность, неординарной игровой вселенной и интересным многогранным сюжетом, отдельное место в котором занимают отношения супер-солдата Джона 117 и искусственного интеллекта Кортаны. Bungie удалось создать по-настоящему неординарную историю и рассказать ее с помощь чрезвычайно глубокого и разнообразного геймплея. Не удивительно, что многие фанаты оригинальной трилогии с грустью восприняли переход права на разработку Halo 4 и всех последующих игр серии от Bungie к 343 Industries.

Killzone, напротив, обладает мрачной харизмой. Грубый реализм боевых действий, смешение морали, идеологий, и нечеловеческой ненависти рождает этот едкий коктейль. По сути в лице Killzone PlayStation 3 получила свою собственную Call of Duty (в хорошем смысле), избавленную от картонного драматизма и матрасного пафоса. Персонажи в Killzone по-настоящему живые. Они живут на экране и меняются, ошибаются и расплачиваются за ошибки. Поддавшись своей ксенофобии сержант Рико Веласкес убивает императора и разжигает войну с новой силой. Бравый капитан Джейсон Нэрвил, потерпев поражение и понеся катастрофические потери, начинает сдавать и откровенно тупить, отдавая не логичные приказы. После смерти Гарзы Томас Севченко мечется, не зная кого обвинить в смерти друга: то ли сержанта Рико за его несдержанность, то ли безжалостных хелгастов, то ли весь этот мир, покрытый кровью и пеплом. Все переживания персонажей выглядят как в добротном фильме про войну. И это еще один несомненный плюс Killzone.

В сумме мы имеем два интересных оригинальных проекта, которые к глубочайшему сожалению многих игроков остались прерогативой желанных/ненавистных (нужное подчеркнуть) консолей седьмого поколения. Впрочем, серия Halo продолжает жить, пусть и сменив разработчиков. А новая часть Killzone, отказавшись от порядкового номера, вышла на PlayStation 4 под заголовком Shadow Fall. Так что вполне возможно, что обе серии переживут еще ни одно поколение игровых платформ.

Должен признать, что написание этой статьи далось мне очень тяжело из-за обилия материала, который нужно было изучить (пройти вдумчиво хотя бы один раз). Тем не менее очень надеюсь когда-нибудь написать вторую часть этой статьи, где мы обязательно посмотрим на два главных консольных эксклюзива в жанре шутеров от третьего лица (а для кого-то и просто два главных консольных эксклюзива), а именно Gears of War и Uncharted. Ну а в следующем месяце, по случаю анонса Dawn of War 3, мы вспомним за что мы любим классические брутальные стратегии StarCraft и Dawn of War. На сем позвольте отклониться, пока у меня не закончился заряд объективности, и я не начал писать про кинцо и мыльцо.

Нравится18
Комментарии (10)
  • 4
    Должен признать, что написание этой стать далось мне очень тяжело из-за обилия материала, который нужно было изучить.

    Поиграть или изучить? Если первое, то ты все части этих игр прошел?
    Вообще бложик хороший.
  • 1
    Спасибо, прочитал с интересом. Отличный блог.
  • 2
    Дайте людям 1 2 и 3ю часть хало ремастеринг на пк и все!!!
  • 1
    Позднее эти игры были перенесены на Xbox 360 по программе обратной совместимости, а Halo Combat Evolved получила полноценную вторую жизнь с обновленной графикой в юбилейном переиздании и окончательно закрепилась в статусе эксклюзива для Xbox 360.

    так то Halo 2 тоже получила обновленную версию, что то не слова об этом(или я слепой) но в целом статья хорошая, а еще обе игры можно сравнить Resistance тоже весьма неплохой шутер особенно последняя часть
  • 2
    hi-hat написал:
    обе игры можно сравнить Resistance тоже весьма неплохой шутер особенно последняя часть

    Resistance я думаю надо сравнить с Half-Life 2, вроде как разработчики из Insomniac при разработке вдохновлялись игрой от Valve.

    А вот про Halo насколько я знаю, изначально должна была быть игрой от 3-го лица. При этом игру анонсировали ещё на E3 1999 и её собиралась издавать сама Apple.
  • 2
    Resistance я думаю надо сравнить с Half-Life 2, вроде как разработчики из Insomniac при разработке вдохновлялись игрой от Valve.

    есть такое дело, но было время когда Resistance позиционировал себя как убийца Halo, естественно неудавшийся, но все же параллель можно провести между двумя проектами
  • 1
    много много букв и мало комментариев- отсюда вывод что не кто не прочитал
  • 0
    aleks777789
    отсюда вывод что не кто не прочитал
    Или разочаровались,потому-что в блоге никто не соснул,а в названии есть это слово...
  • 0
    насчет хало сказать ничего не могу, но киллзон - обычный одноразовый шутан. да, не такой хреновый, как то что сейчас на рынке, но и хвалить там особо нечего
  • 1
    Halo не застал в момент выхода на пк в 2003, но случайно наткнулся на шутер Chrome от небезызвестных Techland) По сабжу. В Halo 2 сыграл году в 2009 и мне игра понравилась. Первая показалась в тот-же год уже не очень. Затем на работе сыграл в 4-ую. Но не решился брать 360-ый. Только в 15-ом прошел 4-ку, рич и третью. Притом тройка генерировала гениальные сцены сражения, хотя её чуть не пропустил. Неплохая серия. Четвертая самая слабая показалась. А вот Киллзон это соневский колофдьюти. Геймплей перестрелок тут сливается полностью. Убивать врагов не интересно. Resistance не одну не прошел, но третья более менее. Что-то есть с HL2 общее в третьей. Можно сказать свой ревенхолм без гравипушки, но с дробовиком, разрывающим химер. Но выше 7 не могу дать. На пк конечно есть Крайзис, но со второй уже был скучным, в третий не играл. Как говорится имхо. Думаю не такая уж проблема сейчас приобрести пс3 или 360-ый (игры там есть, в отличие от нового поколения). Каждый сам решит, играть или нет...
B
i
u
Спойлер