Заветами Герберта: как сюжет Horizon Zero Dawn заимствует лучшее из классики и мифов

17 марта блогер и журналист Максим Зарецкий написал о своих впечатлениях от сюжета ролевого экшена Horizon Zero Dawn. C разрешения автора DTF публикует его колонку целиком.

Веры в проект добавляло участие в написании сюжета Джона Гонзалеса, ветерана Obsidian и нарративного директора Fallout: New Vegas. Джон смог и в прошлый раз хорошо уравновесить фарсовый сеттинг и глубокую историю Курьера, так наверняка у него получилось бы нечто пристойное из артов про рыжеволосую дикарку и кибер-тирекса.

Скажем так: в текущем виде Horizon хватило бы стандартного голливудского сценария без углублений в дебри сеттинга. Игра прекрасно держит у экрана своими механиками типа охоты, собирательства и исследования безумно красивого открытого мира

Но то ли Guerilla всерьёз решила ответить на критику откровенно слабых сюжетов Killzone, то ли в процессе написания истории амбиции вдруг выросли, потому что в итоге мы получили едва ли не лучшую научно-фантастическую вселенную с в истории игростроя вообще. Причём вдохновлённую циклом «Дюна» Фрэнка Герберта, что стало ещё более ошеломительным для меня фактом.

Horizon не изобретает какой-то новый нарративный инструментарий или язык для раскрытия мира и его деталей. Guerilla и Гонзалес взяли на вооружение подход иммёрсив-симуляторов (System Shock, Deus Ex, Dishonored), когда игрок узнаёт о вселенной ровно столько, сколько захочет.

По огромной карте рассыпано гигантское количество записок, которые описывают как мир «предтеч» до коллапса, так и происходящее после него. Игра достаточно рассказывает зрителям прямым текстом, но в сеттинге заложена колоссальная глубина выдуманной истории, где нить событий протянута через века. Так что ваше любопытство будет вознаграждено отличными рассказами и куда как более глубоким пониманием происходящего в Horizon (если вы того захотите).

Не подкачал и основной сюжет. Ему хватает такта логично разложить все пункты и ответить на все вопросы, но за дополнительным слоем истории мира будьте добры как следует изучать древние руины и форпосты Империи Солнца.

Однако под стать «Дюне» сценарий работает на каком-то безумном количестве уровней и стыке сразу нескольких, казалось бы мало совместимых жанров. Horizon начинается как очередное героические фэнтези, позже плавно перетекает в феодальные разборки, чтобы в итоге превратиться в экологический научно-фантастический эпос, где некоторые сюжетные ружья были повешены за тысячу лет до происходящего в самой игре. 

Horizon очаровывает и приковывает ровно тем же, что и «Дюна»: совмещая феодальное техно-фэнтези и фантастику с глубочайшей научной проработкой, история всё равно умудряется оставаться глубоко личной и затрагивать множество тем: религию, природу божественного, проблемы биомов земли, эмпатии ИИ, ИИ в целом и много чего ещё.

Первую половину игры вас практически не отвлекают на «сай-фай», а бережно ведут за ручку в уже сложившемся постапокалиптическом мире техно-варваров. Королевство Солнца, империя кузнецов Озерам, племена дикарей Нора (ваше) и Банук. Стандартный набор, казалось бы. 

Однако как только вам начинают приедаться штампы, история подкидывает в огонь настоящего поленья из прошлого. Оказывается, что вопреки некоторым неудачам по передаче знаний у предков, прошлое так сильно влияет на настоящее, что даже мифология нового мира формируется под влиянием предтеч. Причём по спирали.

В игре уже проглядывают аллюзии на египтян («Фаро», поклонение солнцу) и мифология нордических племён. Из прошлого тянутся нити как матриархата дикарей (Великая Мать), так и культа механиков Озерам

Во второй половине сюжет углубляется в прошлое, на тысячу лет, назад и так ускоряется (причём через дневники, аудиозаписи, голопроекции), что диву даёшься. Игрока выдёргивают из тепличных сказочных городов, чтобы рассказать жестокую историю о падении человечества и дерзком плане «Нулевой Рассвет», который должен восстановить землю после катастрофы невероятных масштабов. Здесь начинает сверкать именно научно-фантастическая часть сценария вкупе с экологической.

Horizon дарит едва ли не самое красочное и оригинальное описание постапокалипсиса в играх, как и предлагает очень остроумный способ выхода из него

При этом авторы поясняют практически все аспекты игры через призму «прошлого»: от того, почему голографические интерфейсы сделаны так, как сделаны, до пояснений о том, от чего экосистема игры скудна на зверей и некоторые растения. Хорошо в эту орбиту вписано и главное зло, с которым предстоит сражаться, однако в духе первых частей здесь не слишком объемно отражены особенности антагониста.

При этом HZD здорово использует для описания прошлого именно, казалось бы, заезженные нарративные инструменты, такие как дневники, аудиозаписи и записки, разбросанные по миру. Все эти кусочки так стройно складываются в единый нарратив, что руины хочется исследовать, дабы выудить очередную крупицу информации о произошедшем конце света.

В последней трети прошлое и настоящее сходятся вместе и практически безупречно закольцовывают как историю Элой, так и историю её генетической матери Элизабет Собек. При этом то, как расчётливо перекинут сценарный мост между прошлым и настоящим, понять нельзя практически до самого конца. И, собственно, ровно потому от всех откровений ты испытываешь не дежурное «ну я так и думал», а искреннее чувство восхищения. И речь не про твисты ради твистов: тут скорее работает именно цельность и оправданность многих сюжетных ходов в контексте как дизайна мира, так и персональной истории Элой.

При этом Horizon, как и «Дюна», это в первую очередь личное путешествие, которое раскрывается через калейдоскоп эпических событий на совершенно разных временных отрезках. Элой, конечно, не Пауль Атрейдес, но путы избранности против воли и религиозного мистицизма окутывают героиню с первых минут игры и до самого её финала.

Но Horizon продукт всё-таки массовый, так что концовка и эволюция персонажа тут естественно отличается от «Дюны». Героиня не запускает Джихад на всю галактику ну и всё такое прочее. Однако шедевр Герберта аукается в Horizon куда как чаще, чем этого ожидаешь. Тем более в игре, где тебе предлагают луком и копьем завалить кибернетического саблезубого тигра. На мой взгляд, это наивысшая похвала.

Нравится16
Комментарии (10)
  • 2
    Мне понравился графоний (если не брать во внимание отсутствие эмоций на лицах и подгрузку теней), но вот однообразие геймплея достаточно быстро надоедает, примерно через часов 5. Ещё маловато оружия, но это уже вкусовщина.
    Сюжет так же не назвать сильной стороной.
  • 8
    s1ash
    путы избранности против воли и религиозного мистицизма окутывают героиню с первых минут игры и до самого её финала.

    Неть... Главная героиня с детства специально тренируется чтобы понять кто она и сама стремиться быть избранной и познать всю суть происходящего.
  • 10
    Jerzy3
    Ждал такого развернутого мнения про сюжет. Он того заслуживает.
    А то рецензенты как-то больше про графоний, да про то что игра - это на самом деле Лара Крофт на Плотве в долине Фар Края.(
  • 3
    Это эксклюзив для PlayStation 4 ?
  • 3
    Это сарказм ?
  • 4
    Инквизитор нубов
    а ещё из кучи игр всего позаимстовали своих идей просто нет
  • 13
    Инквизитор нубов
    Действительно оригинальных идей вообще единицы, но это не мешает многим играм получать высокие оценки игроков. При этом далеко не все игры, которые предлагают что-то действительно новое, сделаны качественно, увлекательно и интересно. Так что я все же склоняюсь что Хорайзен чморят, как и Анчартед, за то что это эксклюзив.
  • 7
    Инквизитор нубов
    stalkerHEMUL
    не ну правда ничего нового всё заезжано уже по сто раз скукота да и только
    плюс многие консольщики на пеге тоже не в восторге
  • 14
    В принципе, почти всё написанное поддерживаю. Меня лично уже очень давно так сильно не увлекал игровой сеттинг, что я от начала до конца слушал или читал каждую аудиозапись, дневник и разговор.
    Единственное, "...Guerilla всерьёз решила ответить на критику откровенно слабых сюжетов Killzone...". Серьёзно? В серии Killzone сюжет и сеттинг весьма любопытно постепенно раскрываются сквозь все 4 основных игры. Так что как раз таки после этой серии я отличному сюжету Horizon'а ничуть не удивлён.
  • 13
    Uqediem
    Вот вот, сеттинг очень интересный, а встреча с новыми роботами или первое посещение котла, в котором они строятся это просто нечто. Я не хочу сказать что игра шедевр, не хочу перехваливать, но она определенно стоит того, что бы потратить на нее время. Эта игра способна предложить новые впечатления, пусть и не какими-то суперновыми гемплейными фишечками.
B
i
u
Спойлер