НАВИГАЦИЯ ИГРЫ

Секрет успеха Mario Kart

​Игра, которая кажется простой лишь на первый взгляд.

Super Mario Kart — один из самых необычных франчайзов-блокбастеров в индустрии и едва ли не самая прибыльная серия игр Nintendo. Люди так ждут каждый новый тайтл, что порт игры трёхлетней давности (Mario Kart 8 Deluxe для Switch) продался быстрее остальных частей франшизы.

Однако, когда 25 лет назад Super Mario Kart для SNES появился на полках, он был никому не известен. Чтобы выяснить, почему гонки водопроводчиков и принцесс стали настолько популярными, автор Gamasutra поговорил с мировым рекордсменом по Super Mario Kart, инди-разработчиком и игровым историком.

Посадить одного из самых известных персонажей индустрии за руль маленькой машинки — на первый взгляд, так себе идея. Тем не менее, Super Mario Kart создала собственный поджанр: мультиплеерные гонки с оружием.

Простой дизайн и глубокие механики

На первый взгляд, Super Mario Kart выглядит как мультяшная и «лёгкая» игра. Музыка из главного меню вообще могла бы звучать на любой детской вечеринке. Графика и элементы меню словно нарисованы вручную. Да и сама идея игры выглядит несерьёзно: Марио… на картинге. Словно её в шутку придумали перепившие кофе разработчики на ночном собрании.

И всё же идея «выстрелила».

​При всём её несерьёзном виде, в глубине Super Mario Kart — сложная игра с выверенным дизайном, которая может бросить вызов как казуальным, так и хардкорным игрокам.

Карел ван Дюйвенбоден (Karel van Duijvenboden), держатель самого большого количества мировых рекордов по Super Mario Kart

Сотни игроков с 2002 года состязаются на Championnat du Monde, ежегодном турнире по Mario Kart.

​«Потолка» у этой игры просто нет. Прошло пятнадцать лет, но я всё ещё раз в месяц ставлю личные рекорды. Любой игрок из десятки лучших может победить чемпиона — если повезёт, конечно.

Карел ван Дюйвенбоден, рекордсмен по Super Mario Kart

Универсальная игра

Некоторые игры интересно выглядят, но играть в них скучно. У других великолепный геймдизайн, но посмотришь со стороны, и глазу не за что зацепиться. В Super Mario Kart удалось и то, и то: получилась игра с глубокими механиками, понятным управлением и фирменным лоском Nintendo, годная хоть для чемпионатов, хоть для вечеринок.

​Помню, как это меня поразило. Разработчики ничем не пожертвовали: арт, геймплей, звук, всё было на высшем уровне.

Джулс Уотшем, основатель инди-студии Atooi (Chicken Wiggle, Xeo Drifter)

​Nintendo всё удалось с первого раза. Оружие, дизайн треков, смешные режимы игры — перед релизом игра была доведена до совершенства.

Билл Лугайдайс (Bill Loguidice), основатель Armchair Arcade и автор книг по истории видеоигр и консолей

Гонщики с характерами

Кроме всех достоинств дизайна, у Super Mario Kart было уникальное преимущество: самый популярный игровой персонаж в мире. Марио и раньше появлялся в других играх, но скорее на правах камео — Mario Kart стала первой попыткой Nintendo создать на основе своего главного персонажа новый тайтл.

Что интересно, в этом плане Mario Kart была не первой: в ростере персонажей Grand Prix II: 3D Hot Rally, выпущенной на исключительно японской версии консоли Famicom, были Марио и Луиджи. Концептуально игра напоминала Mario Kart, но её формула была далеко не так отточена: та же камера за машиной, но нет оружия, безумных локаций и яркой графики, созданной с помощью технологии mode 7. Да и водителя видно не было.

В ростере Super Mario Kart есть все ключевые персонажи, придуманные Nintendo: Донки Конг младший, Йоши, Тод, принцесса Пич, Баузер. За руль села даже черепашка Купа.

Теоретически игра может быть успешной и без известных персонажей. Но всё не так просто.

У Nintendo были и другие отличные гонки вроде F-Zero и Wave Race. Однако новые части этих серий выходят редко и с большими перерывами, а это кое о чём говорит. Думаю, всё дело в отсутствии интересных персонажей. ​

Билл Лугайдайс, основатель Armchair Arcade и автор книг по истории видеоигр и консолей

Атака клонов

Простую на первый взгляд концепцию Super Mario Kart — гонки на картах со смешными персонажами — сразу стали копировать. Однако повторить успех игры так никто и не смог. В своей нише у Mario Kart почти нет конкуренции.

Клонов было много: Konami Krazy Racers, Street Racer, Muppet Race Mania, Looney Tunes Racing, PacMan World Rally, Toy Story Racer, Woody Woodpecker Racing. Crash Team Racing и Diddy Kong Racing удалось собрать свою фанатскую базу, однако обе игры в настоящее время не выходят. А Mario Kart прошёл проверку временем.

Полностью скопировать Mario Kart просто, но какой в этом смысл? ​

Джулс Уотшем

Уотшем знает, о чём говорит: его предыдущая студия сделала Face Racers: Photo Finish для Nintendo 3DS. В игре водителями вместо Марио и команды становился игрок и его друзья — их фотографии переносились в игру. Через два месяца после релиза Face Racers вышла Mario Kart 7, и игру Уотшема практически перестали покупать.

По мнению Ван Дюйвенбодена, большинство компаний не до конца понимают, в чём причина успеха Kart — они делают мультяшные гонки, не задумываясь о глубокой проработке механик.

Мне кажется, большинство клонов провалились, слишком пытаясь быть казуальными играми для вечеринок. Скилл — вот что весело. Kart пережила своих клонов благодаря требовательному геймплею. ​

Карел ван Дюйвенбоден, рекордсмен по Super Mario Kart

Игра старая, приёмы новые

Важно, что Nintendo не остановилась на Super Mario Kart. Каждая последующая игра основывалась на оригинале, добавляя новые идеи или оттачивая старые. Nintendo всегда так работает со своими франшизами, и Mario Kart с годами значительно улучшилась.

Уотшем считает, что сейчас этот итерационный процесс достиг своего пика — дорабатывать уже нечего, игра и без того отлично работает. Улучшенный порт Mario Kart 8 с Wii U только за первые месяцы продался тиражом в 2,5 миллиона копий. То есть игру купил почти каждый второй владелец Switch. Тем не менее, в первую часть всё равно играют.

Помимо последней части франшизы, чаще всего я возвращаюсь именно к оригиналу.​

Билл Лугайдайс, основатель Armchair Arcade и автор книг по истории видеоигр и консолей

Ван Дюйвенбоден согласен с историком и считает, что первая часть — лучшая, поскольку последние Mario Kart стали легче: в них трассы расширились, из-за чего удержаться на них уже совсем не так сложно.

В сиквелах Nintendo сфокусировалась на доступности для всех и идее о том, что победить может любой. Примечательно, что игра повлияла не только на индустрию, но и на своего создателя. После успеха первой части в Nintendo осознали, насколько популярных персонажей им удалось создать.


Mario Kart 8 Deluxe

​Думаю, тогда Nintendo поняли, как максимально эффективно использовать свою интеллектуальную собственность.

Билл Лугайдайс, основатель Armchair Arcade и автор книг по истории видеоигр и консолей

Позже компания провернула тот же трюк с Super Smash Bros.: знакомые персонажи в рамках одной игры, оглушительный успех, создание собственного поджанра. Но это уже совсем другая история.

Нравится0
Комментарии
    B
    i
    u
    Спойлер