Обзор игры Never Alone: Ki Edition - какой-то песец

Примерно, раз в год — иногда немного реже, иногда чуть чаще — появляются игры, которые и играми-то не назовёшь. Так и тянет сказать — произведение искусства. Иногда — лубочная поделка, иногда — шедевр, достойный если не Лувра, то Эрмитажа. И всегда — штучный продукт. То самое пресловутое зерно среди плевел. Never Alone — из этой категории. Истинный бриллиант... к сожалению, изуродованный огромной трещиной от резца неумелого огранщика.

Как играется?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Жила-была в далёком краю, где властвует холод, а ночь длится по полгода, девочка по имени Нуна. Её народ в мире величают эскимосами. Сами себя они зовут иннуитами, и составляют коренное население прибрежных регионов Аляски, Канады и Гренландии. Как и любых аборигенов, осталось их мало — около пятидесяти тысяч в США, порядка 170 — всего в мире. Жизнь северных жителей почти не испорчена цивилизацией, а серьёзную роль в ней играют сказания и легенды. О добрых духах, о важности поддержки внутри общины, о том, что никто не должен быть один.

Обзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песец

Итак, малышка Нуна — иннуитка. Она живет в небольшой деревне, затерянной среди снегов и вечной мерзлоты. И пусть для жителей Севера такая обстановка привычна, когда зима начинает лютовать совсем уж безжалостно, именно Нуна бесстрашно отправляется навстречу ветру, чтобы узнать о причинах происходящего. И не успевает толком отойти от деревни, как встречает неожиданного друга — юркого и пушистого зверька. Песца.

Обзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песецОбзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песец

Именно так начинается Never Alone — пронизанная тонкой романтикой Крайнего Севера и своеобразной первобытной искренностью история одного путешествия. В лучших традициях роуд-муви, Нуна по мере продвижения познаёт себя через познание окружающего мира, а мы с каждым пройденным уровнем всё больше узнаем об иннуитах. Never Alone могла бы стать интерактивной энциклопедией, позволяющей заглянуть в жизнь людей, которых мы почти наверняка никогда не увидим вживую. На самом деле она оказывается платформером.

Обзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песецОбзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песец

Путешествие Нуны — цепь пробежек и прыжков на фоне завораживающих северных пейзажей. За отважной героиней то медведи гоняются, то ветер норовит подхватить её и отбросить назад (или подтолкнуть далеко вперёд), то таинственные маленькие человечки начинают строить козни. Наконец, на горизонте появляется главный злопыхатель — Человекоубийца, пришедший прямиком из иннуитских сказаний. Справиться со всеми сложностями Нуне помогает песец. Он тоже умеет бегать и прыгать, способен забираться на высокие стены, а главное — умеет призывать таинственных гигантских духов. Эти эфемерные создания рядом со зверьком обретают плоть — и становятся дополнительными платформами, необходимыми для преодоления сложных участков. И вот в этой платформенности — главная беда Never Alone. В игре, название которой переводится как «Не быть одному», вы останетесь один на один с управлением. И этот бой будет не в вашу пользу.

Обзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песецОбзор игры Never Alone: Ki Edition — какой-то песец

Когда Never Alone в конце 2014 года вышла на больших платформах, только ленивый не высказался в сторону неудачно реализованного управления и неотзывчивости главных героев. Если вы тогда уже сломали зубы о неприветливость северной сказки, а сейчас надеетесь, что в мобильной версии ситуация стала лучше, то, как говорится, «оставь надежды всяк сюда входящий». Тугодумие Нуны и гиперреактивность песца, помноженные на сенсорное управление, дали такой результат, что никакие шаманские бубны не помогут. Не обошлось и без халтуры со стороны разработчиков: вместо кропотливой адаптации под сенсорные реалии они просто прикрутили Never Alone виртуальный джойстик.

Как смотрится?

Насколько в Never Alone всё неудачно с управлением, настолько же хорошо с графикой и стилем. Тонкая вязь снега, кружева ветров, воздушные духи и фольклорные противники по задумке авторов сплетаются в единое полотно — хронологию путешествия маленькой героини. История сопровождается не только видеоматериалами и рассказами на инупике — языке инуитов — но и рисунками по кости. Вспомните Journey, Brothers: A Tale of Two Sons и Child of Light. В столь славном ряду Never Alone имела все шансы занять достойное место, если бы избавилась от своего геймплея. Да, оказывается, про некоторые игры можно сказать и так.

Итоги

Создатели Never Alone показали себя отличными этнографами, историками, географами и популяризаторами коренных народов Севера. Но только не геймдизайнерами. Будь Never Alone интерактивной новеллой, раннером или квестом — цены бы ей не было. А так — картинка завораживает, а вот геймплейная составляющая вызывает лишь сожаление и раздражение. Но, даже несмотря на это, Never Alone столь очаровательна и самобытна, что ей хочется простить всё и вся. И премия BAFTA в области видеоигр 2015 года — тому подтверждение.

Достоинства:

  • неповторимая атмосфера северной романтики;
  • бездна этнографического материала;
  • удивительный мир;
  • гиперактивный песец.

Недостатки:

  • неотзывчивое управление;
  • вредительский искусственный интеллект напарника.
Нравится8
Комментарии (2)
B
i
u
Спойлер