No Man"s Sky - по стопам Питера Молинье. Рецензия

Все это время многие из нас неправильно относились к No Man’s Sky. Крупицы актуальной информации подавались под обильным соусом загадочности, что породило в головах игроков мысли о невообразимых геймплейных возможностях. Кто-то сразу понял, что представляет собой игра, и не питал особых иллюзий. Такие люди сейчас злорадно смеются над фантазерами, восклицая: «Мы же говорили!»

#Пустота

На самом деле многое из того, о чем мы узнавали из бесчисленных превью и интервью, оказалась правдой. Но постоянные напоминания о 18 квинтиллионах планет, процедурной генерации, разнообразии флоры и фауны и других особенностях затмевали разум. Мы не верили, что No Man’s Sky — банальная «гриндилка», где по планетам ходишь для сбора ресурсов, которые затем продаешь, а на вырученные деньги покупаешь новые корабли, чтобы попасть на новые планеты ради новых приключений.

Вот только приключения тут по большей части одинаковы, где бы игрок ни приземлился. Стартовая планета у каждого своя — кто-то попадает в настоящий рай, а кому-то придется мириться с радиацией или жутким холодом. Но разницы практически нет — разве что предстоит подпитывать костюм найденными неподалеку минералами раз в несколько минут. Да и неважно, чрезвычайно низкая температура или слишком высокая, спасаться от этого предлагают одинаковым образом.

Дополнительные ячейки для костюма можно купить в таких «будках»

Дополнительные ячейки для костюма можно купить в таких «будках»

Первое задание, которое получает игрок, заключается в починке своего костюма и космического корабля. Для этого нужно искать ресурсы (забегая вперед, скажем, что они есть на всех планетах). Источники полезных ископаемых могут отличаться внешне, однако и плутоний, и цинк, и углерод всегда в больших количествах рассеяны по территории. Добывать земные богатства приходится с помощью мультитула — многофункционального устройства, лазер которого способен разрушать любые объекты и давать отпор агрессивным формам жизни.

В процессе исследования планеты можно также обнаружить цилиндрической формы объекты, при взаимодействии с которыми главный герой изучает новое слово из лексикона соответствующей расы. Это, как и было обещано, позволяет лучше понимать пришельцев — изученные слова в диалогах автоматически меняются с абракадабры на русский язык. Так становится понятнее, кто просит ресурсы, кто настроен агрессивно, а кто стремится подарить герою презент

#В поисках смысла

Беда в том, что удивляет этот космический фронтир лишь первые несколько часов, после чего наступает жуткое разочарование. Игрок понимает, по какому принципу «процедурно генерировалось» все в No Man’s Sky, и для сюрпризов уже не остается места. Какая бы раса планету ни населяла, ее базы и торговые точки будут выглядеть одинаково — как внутри, так и снаружи. Ландшафт тоже идентичен: есть горы, есть пещеры, иногда встречаются озера. Почти все типы растений можно обнаружить за один вечер, после чего охота за ресурсами становится еще более тоскливым занятием.

Фоторежима в игре почему-то нет, но скриншоты и так получаются отличными

Фоторежима в игре почему-то нет, но скриншоты и так получаются отличными

Обещанного разработчиками взаимодействия между видами нет и в помине. В трейлерах нам показывали, как похожий на носорога зверь охотился за кем-то вроде антилоп — в игре, за очень редкими исключениями, всем на всех наплевать. Представители фауны лениво бродят туда-сюда, не замечая друг друга, а с игроком у них бывает лишь три типа взаимодействий: они либо его боятся, либо не замечают, либо атакуют. В последнем случае для спасения от «ужасной опасности» хватает нескольких выстрелов из мультитула. Чтобы оценить все разнообразие животного мира, достаточно посетить десяток-другой планет — облик существ, склеенных из одних и тех же элементов, быстро начинает повторяться. О том, как многие из них анимированы, мы умолчим.

Находясь на земле, можно просканировать местность в надежде найти что-то полезное. Игра любезно покажет, где какие ресурсы расположены, а также подскажет местонахождение элементов и ближайших баз. Выбирать, как все это исследовать, предстоит игроку: либо сесть в корабль и летать от одной интересной точки к другой, либо ограничиться пешими прогулками. В первом случае придется хранить в инвентаре ресурс, в больших количествах затрачиваемый на взлет. Зачем такие ограничения в игре о безграничных возможностях? Ответ знают только разработчики.

Это не было бы проблемой, позволь игра держать в рюкзаке огромное количество ресурсов. Однако инвентарь сильно ограничен, особенно поначалу, так что уже через несколько минут охоты за редкими объектами придется искать торговую точку и все это сбывать. Апгрейды костюма, которые часто можно найти на планетах, стоят денег, и за более вместительные корабли тоже придется немало заплатить. Но даже при максимальной прокачке чувствуешь себя навьюченным по самые уши осликом.

Для общения с пилотами знать язык не надо — они и так понимают, что от них хотят

Для общения с пилотами знать язык не надо — они и так понимают, что от них хотят

По большому счету, потолка большинства активностей можно достичь, не покидая первой планеты. Стать миллионером и раздобыть все апгрейды для снаряжения; искать и продавать ресурсы; сканировать животных и растения, заливая это на серверы и получая денежные награды; выискивать монументы ради изучения новых слов определенной расы; исследовать базы на предмет наличия новых технологий для мультитула. Вопрос о смысле межзвездных путешествий в свете неглубоких механик становится риторическим.

#Упущенные возможности

Увы, чем бы вы ни занимались, геймплей будет одинаково унылым. Пройти вперед, найти залежи плутония, пострелять в них, просканировать зверушку, идти дальше, пострелять еще раз. Восхищение от первой увиденной пещеры, полной ценных ресурсов, уже никогда не повторится — это все мы видели на первой планете, разве что цвета были другие, а вместо пальм росли высокие кусты. Да, так же можно описать любую «выживалку», в том числе обожаемую миллионами Minecraft. Вот только в творение Mojang заложены колоссальные возможности для творчества и строительства, а здесь мы можем лишь продавать хлам и изредка создавать улучшения для мультитула и костюма.

Хотя и «выживалкой» No Man’s Sky не назовешь — чтобы умереть, надо сильно постараться, либо не совладать с инвентарем. Если на игрока нападет охрана, по какой-то причине патрулирующая местность и наказывающая ворующих ресурсы дебоширов, придется отбиваться от них мультитулом. Но в самый неожиданный момент запас его энергии может иссякнуть. Тогда нужно открыть инвентарь, выбрать вкладку «Мультитул», навести курсор в нужную точку и зарядить его. На паузу игра в этот момент не ставится, так что итоговый результат зависит лишь от вашей расторопности.

Существа порой встречаются очень забавные, только ведут себя все одинаково

Существа порой встречаются очень забавные, только ведут себя все одинаково

От охранников, кстати, можно просто убежать. Следовать за персонажем они долго не будут — уже через несколько секунд стражи потеряют интерес, даже если вы пытались взломать закрытую дверь и активировали сигнализацию. При этом ничто не мешает прятаться в том же самом здании, где вопит сирена. И это самое лучшее решение, поскольку жуткая механика стрельбы не слишком располагает к силовому решению вопроса.

Сколько-нибудь реальный шанс погибнуть появляется лишь в космосе, когда на корабль нападают пираты. Обычно это происходит во время перевозки очень ценного ресурса, и игра заранее предупреждает о возможной опасности. Благодаря автоприцеливанию остается лишь нажать единственную кнопку — и стрелять, стрелять, стрелять, пока все враги не будут уничтожены. Трофеи автоматически попадают в инвентарь, а вот если флибустьеры взорвут ваше судно, то ничего не заберут. Персонаж просто воскреснет на ближайшей космической станции и получит шанс долететь до места своей гибели и забрать вещи.

Этим все «выживание» и ограничивается. Да, еще здесь есть планеты с экстремально высокой или низкой температурой. Но противостоять этому нужно точно так же, как и на обычных планетах, то есть выискивать ресурсы и заправлять костюм. Даже если вы все-таки умрете, никакого наказания не последует, поэтому называть игру симулятором выживания будет неправильно.

Зато в No Man’s Sky есть, скажем так, сюжетная линия, которая должна служить ориентиром в скитаниях по космосу. Цель одна — добраться до центра галактики. Звучит интригующе, но, как оказалось, там поджидает еще одно разочарование. Ситуация точно такая же, как и с демонстрациями самой игры — много напускной загадочности и мало смысла.

Стоишь на одной планете, видишь другую и можешь туда в любой момент полететь. Красота!

Стоишь на одной планете, видишь другую и можешь туда в любой момент полететь. Красота!

Назвать детище Hello Games полным разочарованием было бы неправильно. Первые несколько часов ощущение первооткрывателя затмевает все остальное, когда понимаешь, что ты — первый и, скорее всего, последний человек на этой планете. Исследовать окрестности, собирать ресурсы, изучать слова и знакомиться с пришельцами увлекательно. Да и при попадании в другие планетные системы это чувство поначалу не проходит — гигантские локации привлекают и буквально манят к себе, особенно когда понимаешь, что у тебя есть возможность сесть на любую планету, которую видишь за бортом космического корабля.

Процесс взлета и посадки тоже не перестает впечатлять. Слетал на космическую станцию, поторговался, сел в корабль, полетел к ближайшей планете, выбрал удачное место и приземлился. Погулял, посмотрел фауну, собрал пару ценных ресурсов, запрыгнул в кресло пилота и полетел обратно. Отсутствие загрузочных экранов еще больше усиливает ощущение неизмеримых масштабов. Технологией, придуманной Hello Games, искренне восхищаешься. Жаль, что наполнение самой игры целиком поручили «компьютеру» и процедурной генерации, не вложив в отдельные ее элементы собственные силы.

***

No Man’s Sky легко может стать самым большим разочарованием этого года. Слишком многого ожидали от небольшой инди-студии, и оправдать эти ожидания она не смогла. Хотя авторы сами виноваты — наобещали с три короба, $60 запросили, а в итоге оказалось, что даже мультиплеера здесь нет. «Шансы встретить кого-то в этом огромном мире чрезвычайно малы», — говорили они, не веря, что два игрока могут оказаться вместе на одной из 18 квинтиллионов планет. А они смогли в первый же день — и разочаровались. Как и многие другие.

Достоинства:

  • впечатляющие масштабы;
  • первые несколько часов чувство первооткрывателя окрыляет;
  • отличное музыкальное сопровождение от 65daysofstatic.

Недостатки:

  • между планетами нет практически никакой разницы, даже гравитация на всех одинакова;
  • один из немногих симуляторов выживания, где умереть почти невозможно;
  • скучная стрельба;
  • постоянные вылеты на PS4 и плохая оптимизация на PC;
  • однообразный геймплей и множество невыполненных обещаний.
ГрафикаВыглядит игра симпатично, но дальность прорисовки удручает. Пролетая на корабле над планетой, можно даже не пытаться увидеть какие-то залежи ресурсов или скопления животных — пока не приземлишься, ничего не обнаружишь. Живность получилась далеко не такой симпатичной, как в трейлерах — чаще всего система генерирует каких-то чудовищ Франкенштейна.5
ЗвукК музыке претензий нет, к большинству остальных звуков тоже. Авторам почти удалось создать атмосферу, но картину изрядно портят раздражающие вопли зверей. Даже на планетах, казалось бы, полностью лишенных жизни.7
Одиночная играПоначалу мир кажется огромным и очень интересным, но быстро приходит понимание, что в этой пустой оболочке делать нечего. 18 квинтиллионов планет, на которых нужно собирать 19 ресурсов, искать улучшения, торговать и общаться с одинаковыми пришельцами. Все это слишком просто, поверхностно и однообразно.6
Коллективная играКак оказалось, не предусмотрена.-
Общее впечатлениеВсе эти годы мы представляли себе совсем другую No Man’s Sky и верили в возможности маленькой студии. Не исключено, что со временем проект превратится во что-то невероятное, — но почему нельзя было прямо ответить на все вопросы или, например, представить игру в раннем доступе Steam?6
Нравится32
Комментарии (27)
  • 22
    По мне, это просто техно-демка, которая пытается показать технологию генерации.
    Игры во всем этом настолько мало, что скука смертная...
  • 23
    Заголовок ошибочный. Молинье хоть и был знатными балаболом,но тем не менее,он создавал интересные игры,которые все равно в большинстве своём оправдывали ожидания.
    А эти клоуны пока что создали только процедурно-генерируемое говно на 72 балла с платными дополнениями,поэтому не ставь их в один ряд
  • 13
    Люди ругают игру не за то, что она плохая, а за то, что их обманули, наобещав с три короба. Никому не нравится, когда их обманывают. Вот если бы это был ранний доступ и не по цене ААА класса, то никто бы не стал поднимать вонь, всё списали бы на недоделки игры. Но жадность разработчиков навсегда оставила жирное пятно на репутации студии. Навряд ли в будущем кто-то кинется скупать так мастерски распиаренный ими продукт. И им ещё хватает наглости заикаться о платных DLC.
  • 3
    так сразу было понятно, что игра будет скучной и неинтересно.
  • 2
    А я её хотел купить((((((
  • 1
    smumrik
    Достижение, поздравляю. Теперь можно выйти в окно.
  • 7
    Все это время многие из нас неправильно относились к No Man’s Sky. Крупицы актуальной информации подавались под обильным соусом загадочности, что породило в головах игроков мысли о невообразимых геймплейных возможностях
    Так эти предположения высказывали разработчикам, и вместо того, чтобы объяснить всё по делу, они просто кивали с бешеной улыбкой: "Да, начальнике. Всё будет, и даже лучше"
    В одном предыдущем обзоре в яблочко сказали, что разработчики сами не понимали, что выходит, и у самих фантазия при болтовне полетела куда-то не туда.
    А насчёт технодемки процедурной генерации.. Вон Элитка, где пока все делают правильно, хотя долго. Сделали натурально пустой и черный космос как основу, и постепенно насыщают её. Притом симуляторная, реалистичная основа игры делает эту пустоту натуральной и интересной, а в NMS наоборот попытка завести сразу цветастый и насыщенный космос. Ну и получили...
  • 1
    Бомбардировщик
    Главное чтобы игра была настолько насыщенной чтобы стало СЫТНО
  • 1
    Там детеныш кокатрикса что-ли на картинке?!
  • 4
    No Man's Sky за 30 секунд.
  • 3
    Игра сама по себе может перерасти в что-то стоящее,но пока оч мало контента
  • 0
    Я хк как можно было просрать такую классную идею. Вот была же mass effect 1, побочными кв. тоже было исследование пустынных планет, и это многим понравилось, но там были квесты, там был сюжет, там были засады пиратов, сопартийцы и многое подобное. Если бы сделали так же, это было бы круто. Но разумеется сюжет на 10 квантл. планет никто делать не стал бы, поэтому игра бы выстрелила если бы эту генерацию поместили бы в статично проработанный сюжет.
  • 1
    Devil477
    Мало? Да его там вообще нет=) 5 видов зданий и столько-же монолитов. С десяток ресурсов и пара десятков чертежей, просто копирующих друг друга с пометками 1, 2, 3. и.т.д.
  • 4
    LeopoldoMendoza
    Лучше уж иметь несколько десятков нормальных планет, чем квинтилионы пустых и однотипных шариков.
  • 0
    Взвесив всю информацию и факты по игре после релиза, можно сделать вывод: игра не стоит даже и 300 рублей... Жаль тех, кто 2к заплатил, жестокое расточительство.
  • 2
    Andy King
    Светославъ
    жадность не разработчиков. Жадность Sony. Они ставят цену как на игру, так и на обновления\дополнения\dlc. Я понять не могу, чего хотели Sony, поставив такую цену? Понятно, что им надо окупить проект после стольких затрат на рекламу, но она бы окупилась и за 500 рублей. Купило бы в разы больше народу. К слову, во всех других странах по цене еще хуже. В СНГ как всегда - игры самые дешевые. В США вообще NMS стоит 3899 рублей приблизительно (там и зарплаты больше...).
  • 1
    Бездарная и убогая игра, как и её разработчики.
  • 1
    30 лет индустрия вешает лапши на уши, а вы всё равно ведётесь.
  • 0
    Thinkfir

    Играю на ноуте... все работает и стабильно идет. Либо у людей тапки, либо все зажрались и врубают ульту с 4к. С последним патчем оптимизация отличная, нефиг придираться.
    "Цель одна добраться до центра галактики." То есть идти по пути Атласа, узнать кто они такие, остановить войну рас- это все не квесты и не цели? Или автор этой рицензии вообще не играл, а лишь глянул видосики на ютубе и запилил на свой взгляд? "Для общения с пилотами знать язык не надо" учить слова нужно что бы правильно выбирать вариант ответа при встрече инопланетянина или нахождение обелиска. При более правильном дают плюху, а при вообще не правильном могут дать в морду или взорвать нахер
  • 0
    Arsyri
    Сони в Стиме тоже сами 2к накрутили?
  • 2
    Arsyri
    Цену устанавливает не сони, а издатель, а в данном случае издатель и разработчик – одно лицо. К тому же пели дифирамбы нам именно разработчики. И жадность заключается не только лишь в цене, но и в продаже сырого продукта. Цифровые магазины берут стандартный процент на все игры, так что тут как не крути вся вина целиком ложиться на разработчиков, хотели по-быстрому срубить бабла? – у них это получилось, вот только будущего у таких аферистов нет.
  • 0
    Andy King
    Светославъ
    Sony и есть издатель, не?
  • 1
    Arsyri
    Глаза то разуй
  • 0
    Andy King
    Светославъ
    ясно. Я всё это время считал, что издатель Sony, т.к. платили деньги они. Благодарю.
  • 0
    Arsyri
    В данном случае Sony скорее инвестор, нежели издатель.
  • 0
    LeopoldoMendoza
    Масс эффект, минуточку, немного другая игра. По-хорошему это типичная коридорная кагбэ-экшен, кагбэ-рпг, но очень хорошо замаскированная и приправленная проработанным сюжетом и катсценами. Собственно у биотварей всегда получались такие вещи на высоте
  • 1
    niko neko
    Кто платит ужин, тот девушку и танцует. Попрактикую ясновидение и предположу, что в процессе разработки, менеджеры Сони устраивали ревизии тех или иных механик и задумок:
    - Мультиплеера? Нет, не хватит мощности серверов, нет времени и денег что бы это реализовывать
    - Физика? Нет, сонибои разобьют свои телевизоры если не смогут посадить корабль на планету. И вообще - физика это сложно и слишком много ресурсов потребует у нас нет времни и денег на оптимизацию. Вы же не из тех неудачников, которые делают только PC-эксклюзивы?
    - Продвинутый ИИ? С Вашими требованиями нам нужен PhD, которого уже купил Гугл за 250к долларов в год, поэтому обойдетесь навмешагентом который написал китаец за еду в нашем филиале
    - Разнообразие космических станций? Ну вы нам говорили что вы гуру процедурной генерации, вот и генерируйте станции, дизайнер вам не нужен. Как получается фигня? Дайка посмотрю...Вот эта станция норм, её и оставляйте.
    - Космические бои? Так, сонибои не смогут играть без прицеливания, торпеды, ракеты, радары для люстроголовых.
    - Бои между флотами? Мммм, по-моему они выглядят не интересно и стремно, а если корабль игрока разорвет на мелкие клочья вон тот линкор? И ведь у вас игра про исследование планет, а не Звездные Войны, ведь так?
    - Разнообразные биомы на планете? Хм, но в таком случае игроку не нужно улетать на другие планеты. Нет, на каждой планете по одному биому, а лучше на на 10 планет один и тот же биом, что бы игрок полетел исследовать 11-ую.

    Ну и т.д.
B
i
u
Спойлер