Авторское мнение: Лучшие разработчики гоночных игр (часть 2-я)

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОПУСТИЛ - 1-Я ЧАСТЬ статьи

Последние несколько лет жанр гонок переживает не самые радужные времена. Крупных проектов выходит всё меньше и меньше, да и многие разработчики попросту уже не могут придумать что-либо внятное на данную тематику. Тем не менее, ещё не потеряна надежда, что однажды перед нашим взором вновь воспархает культовая серия Need for Speed или выстрелит совершенно новый франчайз, от которого никто не ждёт откровении, а пока давайте вспомним и освежим в памяти лучших создателей игр, которые когда-то подарили нам невероятный игровой опыт и заставили нас радоваться каждой пройденной черте финиша в качестве лидера или злиться, пропустив вперёд соперника или не успев удачно войти в злополучный поворот. Итак, на старт... поехали!!!

Пожалуй, самая известная канадская студия-разработчик гоночных проектов последнего десятилетия - EA Black Box, являющаяся дочерней компанией издательства Electronic Arts, не особо и нуждается в представлении. Если вы выросли на таком фильме, как "Форсаж", сделавшего популярным тему стритрейсинга, то явно не пропустили такие игровые хиты, как Need for Speed: Underground и Need for Speed: Most Wanted, ставшие высшими достижениями для девелоперов из EA Black Box.

Студия была основана в 1998 году бывшими сотрудниками Radical Entertainment (впоследствии создавших дилогию Prototype) в Ванкувере. Первым гоночным проектом студии стал NASCAR 2001 для консолей PlayStation и PlayStation 2, после чего Electronic Arts, выкупила компанию и поставила её во главе сериала Need for Speed. Выпустив Hot Pursuit 2 совместно с основоположниками сериала из EA Canada, Black Box начала искать новую стезю для развития серии.

Так в 2003 году появился первый Underground, сумевший вывести привычный Need for Speed на совершенно новый уровень. Впервые в играх серии появился сюжет, сменился сеттинг - теперь гонки происходили в ночном городе, а также появился полноценный тюнинг, разнообразный стайлинг и запоминающийся саундтрек. Игроку предлагалось пять дисциплин - гонки по кругу, спринт, гонки на выбывание, дрифт и драг. Игра стала настолько успешной, что сиквел не стал надолго задерживаться и вышел уже через год. Кардинальных отличии в геймплее не предвиделось, кроме того, что разработчики включили в игру открытый мир. Ещё через год игра переехала в солнечный город и его окрестности, появились дорожные войны с полицейскими, в сюжетных роликах стали играть живые актёры, но одна из дисциплин, а именно дрифт, почему-то была упразднена. Игра появилась с подзаголовком Most Wanted и стала самой успешной частью серии за всю историю существования бренда Need for Speed.

Дальше, к сожалению, всё пошло под откос. Carbon ещё держал марку качества, хоть и не содержал особых нововведении, кроме возможности участия в гонках напарника и опасных гонок в каньоне. Игроки и критики уже не так высоко оценили игру, после чего EA Black Box решила ненадолго подзавязать с нелегальными гонками и выпустила ProStreet, помесь симулятора и аркады, где гонки происходили уже официально на спортивных треках и трассах. Тюнингование и стайлинг никуда не делись, скорее были усовершенствованы; свободная езда была убрана, а основным нововведением стала система повреждений, которой до этого в серии не было. Игроки и критики приняли игру хорошо, но показатели продаж были не самыми радужными. Вследствии чего в 2008 году канадцы вернулись к теме стритрейсинга и погонь с полицией. Need for Speed: Undercover была неплохой игрой, но со всех сторон грешила вторичностью и простотой, что поставило в тупик дальнейшую разработку основных частей серии студией Black Box.

С начала 2009 года по конец 2010 студия подвергалась увольнениям, переводом людей в другие подразделения Electronic Arts и всё-таки всё это время ей удавалось держаться на плаву и выпустить в 2010 году онлайновый проект Need for Speed: World, попутно разрабатывая новым составом The Run, релиз которой состоялся в конце 2011 года.

Казалось бы тема была выбрана крайне удачная - гонки через всю страну от Сан-Франциско до Нью-Йорка, но должного исполнения добиться не получилось. Тем не менее, The Run вышла качественной игрой с прекрасной графикой на движке Frostbyte 2.0. В плюсы игры можно отнести сюжетные QTE-вставки, но их было настолько мало, что это расстраивало, ведь в целом сюжет так и остался слишком уж поверхностным. А вот разнообразие пейзажей и мест, по которым доводилось прокатиться, впечатляло. Критики не оценили старании Black Box, как в целом и игроки. Need for Speed: The Run стала финальным аккордом студии, так как в 2013 году её уже окончательно упразднили после 15-ти лет существования. И только спустя несколько лет The Run для многих всё же стал одной из самых удачных частей серии, но признание к ней пришло слишком поздно - студии Black Box больше не было, а разработку последующих частей поручили некой Ghost Games.

Студия Criterion Games вряд ли нуждается в представлении. До сих пор одной из лучших гоночных серии за всю историю существования игровой индустрии считается непревзойдённый Burnout, авторами которой и являются сотрудники Criterion.

История студии начинается с 1993 года. Первоначально компания была создана не для разрабатывания игровых продуктов, а для рекламы и продвижения технологии рендеринга трёхмерной графики. Проще говоря, компания пыталась создать свой игровой движок и продвигать его на игровом рынке, в качестве основы. Так появился RenderWare - самая известная технология Criterion, которая на данный момент была использована во множестве игр, среди которых не затерялись некоторые части Grand Theft Auto, а именно Vice City, San Andreas и GTA III, а также серия игр The Sims.

Игры от Criterion начали появляться ещё в 1996, но настоящий успех пришёл к ним в 2001 году, когда на свет родился первый Burnout. Игра вышла на консолях PS2, XboX и GameCube и сразу захватила внимание игроков. Все игры серии Burnout геймплейно можно описать так: тотальное разрушение и эффектные аварии. Гонщики пытаются уничтожить друг друга или проезжающий мимо трафик. Поощряется игрок очками опыта или прибавкой к нитроускорению. Сами автомобили являются копиями настоящих спорткаров или обычных авто. Спустя два года после успешного запуска сериала, выходит продолжение - Burnout 2: Point of Impact, который в принципе представлял из себя всё ту же первую часть с незначительными изменениями. Ещё через два года, в 2004 году, выходит Burnout 3: Takedown, которая в то время собрала около 33 различных наград, из которых 19 за лучший рейсинг. Продажи серии подстегнули компанию Electronic Arts к покупке Criterion в том же году, после чего для студии началась новая веха развития.

Спустя год, в сентябре 2005 вышла четвёртая часть сериала - Burnout Revenge, особо ни в чём не уступающая по крутости третьей. В начале 2008 года на прилавках появилась Burnout Paradise - 5-я и самая знаменитая часть сериала, которая смогла заглянуть не только на консоли, но и на персональные компьютеры. Ничем кардинально новым игра от предшественниц не отличалась, разве что появился открытый мир, а аварии стали ещё более красочными. Играть в неё было настолько здорово, что EA и Criterion спустя год выпустили специальное издание The Ultimate Box, в котором появились смена дня и ночи, мотоциклы, сетевые автомобили и небольшая возможность стайлинга в виде покраски для некоторых авто.

Начиная с середины 2009 года Criterion переключается на другую популярную франшизу издательства Electronic Arts - Need for Speed. Так в конце 2010 года на свет появляется реинкарнация одной из самых старейших частей сериала - Hot Pursuit, возвратившая серию к своим истинным корням. Разработка велась совместно со студией DICE, которая занималась игровыми ландшафтами. Теперь в игре были доступны две карьеры - за гонщиков и за полицию. Игроки и критики оценили старания Criterion по достоинству, после чего девелоперы решили реинкарнировать Most Wanted и очень зря. Попытка особого успеха не принесла. Критики отзывались более менее хорошо, а вот игроки готовы были забросать Criterion тухлыми помидорами за неоправданные ожидания. Иногда название игры всё же может повлиять на реакцию игроков. Назови Criterion новую Need for Speed шестой частью Burnout, все бы были только за.

На данный момент Criterion решила отойти от разработки рейсингов, решив попробовать себя в других жанрах. некоторая часть сотрудников перешла в новую студию Ghost Games и продолжила заниматься серией NFS, выпустив довольно успешный Need for Speed: Rivals и не совсем хороший перезапуск серии Need for Speed прошлого года, якобы создававшийся по пожеланиям истинных фанатов. Что ж, пожелаем им удачи и будем ждать их возвращения в 2017 году с новыми силами и креативными идеями.

Студия Slightly Mad является самой молодой из всего представленного и последующего списка. Год её основания приходится на 2009, но корни её растут, начиная с 2001. Именно тогда молодой программист Ян Белл начал создавать модификации для гоночной игры F1 2002. В итоге, он образовал собственную студию под названием SimBin. Так появились знаменитые аддоны GTR 2, GTR 3 и GTR 2000. Ян решил, что останавливаться на достигнутом не стоит, после чего штат студии вырос в несколько раз и получил лицензию на создание игр на основе чемпионата FIA GT. Первая же игра серии, вышедшая в 2005 году и известная как GTR: FIA GT Racing Game, стала эталоном жанра симуляторов и смогла завоевать сердца десятков тысяч поклонников. Спустя полгода после мирового релиза вышел самостоятельный аддон GT Legends, который укрепил позиции компании на рынке автосимуляторов. Но что-то внутри коллектива не заладилось, в результате чего Ян Белл решил уйти и основать новую студию Blimey! Games.

Сентябрь 2006 года ознаменовался великим событием для мира симрейсинга - состоялся выход второй части GTR: FIA GT Racing Game. На самом деле, разработкой игры занималась Blimey! Games, но на боксах с игрой почему-то указывалась SimBin. В августе 2008 года издатель 10Tacle Studios объявил себя банкротом, из-за чего прекратилась разработка проекта Kart Attack. Ян Белл заявил, что его подопечные смогут вести все разработки самостоятельно, однако в начале января 2009 года студия всё же заявила о банкротстве. Все права на бренды Blimey! Games вместе с её штатом сотрудников перешли к новоиспечённой Slightly Mad, созданной всё тем же Яном Беллом.

30 января было объявлено о сотрудничестве с Electronic Arts и работе над проектом Need for Speed: Shift, релиз которого состоялся в сентябре 2009 года. Несмотря на то, что Need for Speed в основном был аркадной серией, это не помешало превратить его в подобие симулятора, что и сделали Slightly Mad. В первую же неделю после выхода игра заняла высшее место в чартах Великобритании по продажам. А от критиков игра получала сплошь высокие оценки. Спустя несколько лет после выхода успешной первой части на свет появляется продолжение Shift 2 Unleashed, избавившееся от притянутой за уши приставки Need for Speed в названии. В целом игра осталась всё таким же интересным симулятором с поумневшими противниками и отличным набором трасс.

В 2012 году к ребятам из Slightly Mad обратилось издательство Atari, в чьих руках находятся права на серию Test Drive. Согласившись разработать игру для Atari, в скором времени Slightly Mad поняла, что ничего дельного у неё не получится, тем более с довольно скромным бюджетом, ведь Atari была практически банкротом. Так появилась Test Drive: Ferrari Racing Legends, приуроченная к 65-летию бренда Ferrari, но на которую практичеки никто не обратил внимания.

Коллектив, тем временем, незамедлительно начал работу над своим первым независимым проектом Project CARS. Главными особенностями выпущенной не так давно игры стали фотореалистичная графика и потрясающая физика автомобилей. Многие критики и игроки отмечают, что игра бросает настоящий вызов игроку и новичкам, не привыкшим к сложным симуляторам, в ней по сути делать нечего. Project CARS по праву признали одним из лучших гоночных проектов 2015 года, ведь ожидания игроков не были обмануты. А пока на волне успеха ребята уже анонсировали вторую часть, выход которой ориентировочно назначен на 2017 год. Параллельно Projeсt CARS ребята пытаются развить free-2-play проект World of Speed совместно с Mail.Ru, но пока видимого прогресса ждать не приходится. Игра прошла стадию закрытого бета-тестирования, по результатам которого выяснилось, что игра требует серьёзных доработок.

Что ж, определённо Slightly Mad Studios - одна из самых талантливых студии в сфере гоночных игр. А мы ждём от них новых высококлассных проектов, поражающих не только отличной графикой, но и реалистичной физикой авто.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ - 3-Я ЧАСТЬ4-Я ЧАСТЬ и 5-Я ЧАСТЬ

Нравится19
Комментарии (12)
  • 4
    Если в след.частях автор напишет об Milestone S.r.l, то можете смело кидать его на костер :D
  • 6
    Pashtet7
    только Milestone S.r.l стали нормальными и разрабами и чуть ли не единственными, кто сейчас делают не эксклюзивные гоночные игры
    p.s. список вообще можно было ограничить "блэк боксами" и "багбиром"
  • 4
    Где реальные пасаны?
  • 5
    Не понял, Маст Вантед была последним самостоятельным проектом Иа канада - создатели первых частей Тест Драйв, а блек Бокс работаю над нфсами с Хот пурсуит 2.
  • 6
    Underground 1-2 - вещь, остальное - жалкие поделки
  • 0
    Aphennom
    Лоль. А как же Горячая Погоня 2 и Порши Без Границ? А НФС 1 и Горячая Погоня? Самый Разыскиваемый И ПроСтрит в конце то концов?)
  • 0
    Kyle_Katarn
    К Test Drive EA Canada не имеет никакого отношения, её создала другая студия. EA Canada же основоположники серии Need for Speed с самой первой части 1994 года и до Hot Pursuit 2 2002 года. С 2003 за разработку взялись уже EA Black Box, с которыми EA Canada и работали в Hot Pursuit 2.
  • 0
    Chuck-IE
    Тест драйв создала Distinctive Software. В 1991 она была выкуплена Иа геймс. После покупки ее переименовали в ... EA Canada.)
    Кроме того Иа Канада разработала Маст Вантед, (и помогала Блек Бокс делать ряд других частей).
    )
    Ты не тому взялся втирать, парень.
  • 0
    Kyle_Katarn
    Извиняюсь, за дезинфу. Действительно верно, нашёл статью.
  • 0
    Chuck-IE
    Да я сам раньше не знал.)
    Я раньше не так что бы особо увлекался гонками, пусть башню и сносило от нфсов (до карбона), бурнаут парадиз, флатаут 1-2, крашдей, армагеддон райдерс, пьюр, сплит/секонд и тд...

    Но недавно крепко подсел на НФС, перепрошел ряд частей, сейчас установлены Высокие Ставки, Прострит и Под Прикрытием, и в общем слегка погуглил за компанию - так и узнал.)
  • 1
    Black Box просто лучшие для NFS. Как можно было променять их на Критерион?((
    The Run прекрасна (жаль, не доделана), сам концепт - супер! Это какие шоры должны быть у издателя, чтобы, кроме продаж, ничего не видеть(((
  • 1
    Yasen13
    На вкус и цвет, по мне лучшие для нфс - ИА канада... Но ты в одном прав - нельзя было привлекать Критерион для НФС.
    Они то мастера, но не может окулист выполнять работу хирурга, для сноса дома глупо вызывать третий пехотный полк......

    Зе ран по мне гумно, но концепт, это да, был интересен. Жаль, что со времен Маст Вантед концепты почти всех частей просто шикарны, но исполнение или мелочи портят игру.(
B
i
u
Спойлер