Battle City: откуда есть пошли "Танчики" и какие они бывают

Сегодня самой народной 8-битной игре постсоветского пространства стукнуло 32 года - в  Японии Battle City вышла 9 сентября 1985-го. И, надо сказать, у себя на родине не пользовалась особой популярностью, а на Западе и вовсе не выпускалась. Но вот у нас "Танчики" стали одной из первейших игр, с которыми до сих пор ассоциируется Dendy. Почему так вышло? Наверное, потому что игрушка была на каждом втором картридже-многоигровке и очень часто шла в комплекте с приставкой, так что играли в нее буквально все. С другой стороны, на тех картриджах были и другие игры. В общем, о причинах культового статуса Battle City на нашей земле предлагаю поразмыслить самостоятельно =) А пока предлагаю вспомнить, с чего начинались "Танчики" и какие они бывали.

Предок Battle City - игра Tank Battalion, вышедшая аж пятью годами ранее, в 1980 г., на аркадных автоматах. Тут, в принципе, было все то же, но сильно проще - один вид врагов, из препятствий только кирпичи, нет никаких пауэрапов.

И вот в 1985-м Namco выпускает Battle City для консоли Famicom - в сущности, сильно улучшенную версию Tank Battalion. Для западного рынка игру выпускать не стали. А это Хироси Оно, известный также как Mr. Dotman - ведущий художник Namco в те годы. Именно он нарисовал собственно танчики и все прочее для игры. Хироси Оно создавал графику и для многих других хитов Namco - Galaga, Dig Dug, Mappy, Warpman, Xevious...

Позднее была выпущена также версия Battle City для компьютеров Sharp X1 и FM-7.

А еще чуть позже - и для портативки Game Boy. Эта версия отличается - игровое поле не умещается целиком на экране, что компенсируется "радаром". 

В 1991 г. Namco выпустили полноценное продолжение игры под названием Tank Force, снова на аркадных автоматах. Тут разрабы постарались улучшить все, что могли, и отсыпали пригоршню новых плюшек. Препятствия стали отличаться внешне, но по сути они такие же, как и в предыдущей части, а лед все же убрали. Бонусов просто гора – помимо знакомых нам улучшений, добавили пульсационную пушку, пулемет, двойной выстрел, четырехсторонний выстрел. А вместо бомбы теперь бомбардировщик, точно так же начисто уничтожающий врага на экране. К уже знакомым видам танков прибавились джипы, расставляющие динамит, огромные и медленные танки, стреляющие огнем, совершенно неповоротливые ракетные установки и реактивные минометы с четырьмя зарядами. А еще в стане врагов появились боссы – они появляются на каждом четвертом уровне.

И, собственно, на этом "лицензионные" приключения танчиков закончились. Но у нас, в нашем пиратском краю, они только начинались! Как раз через год после описанных событий, в 1992-м, к нам начали массово завозить пиратские клоны NES - все эти Dendy, "Лифы", "Пантеры", "Жилитоны" и прочая, и в комплекте с ними были многоигровки с теми самыми "Танчиками". Вернее, не совсем теми. Китайцы из конторы YS потрудились и запилили хак - Tank 1990. Вернее, целую серию хаков под этим названием.

Хак поломал баланс оригинальной игры и привнес заряд балагана и психоделики, но играть стало определенно веселее. Появились новые пауэрапы - "корабль", позволяющий ездить по воде, и "пистолет", разом прокачивающий танк на максимум. А еще стало можно стричь кусты одним выстрелом! Враги стали агрессивнее, с непредсказуемым количеством брони, а в версиях хака от H до N еще и могут подбирать пауэрапы, замораживая игрока или убирая броню у штаба. Плюс, натурально, сотни новых уровней, хоть многие из них и были откровенной халтурой. Вот такие, "прокачанные" китайцами "Танчики" и стали у нас всенародно любимыми.

Но YS на этом не остановились и позже выпустили еще один хак - Tank 1994, носящий также название Missile Tank. Здесь кнопкой А можно выпускать ракеты, которые летят сквозь все преграды. А когда ракеты кончатся, той же кнопкой можно таскать с места на место кирпичи или бетон. То же самое, к слову, могут делать и враги, запросто растаскивая броню вокруг штаба.

Тем временем программисты тайваньской конторы Gamtec не дремали и состряпали собственную версию "Танчиков" - Taan Hak Fung Wan King Tank. У них была еще пара названий - Great Tank и Super City Tank, но мы их больше знали под именем "Китайские танчики". Это уже не хак, а игра, сделанная с нуля, имеющая некоторые собственные фишки. Тут есть оружие - огнемет, появились новые виды препятствий и "мультики" между уровнями. Полный фарш, в общем, но некоторая тормознутость происходящего все портит.

Более того, эта же контора Gamtec сделала еще и игру для "Мегадрайва" - Super Tank War, которую вполне можно считать сиквелом "Китайских танчиков". Тут прокачали графику, появились новые виды ландшафта - рельсы и тоннели, но пауэрапов стало меньше.

Наши умельцы тоже сложа руки не сидели и в 90-х запилили целую кучу портов на былинный ZX Spectrum. Они, конечно, были разного качества - все же любительские поделки, от совсем трэша до вполне приличных. Например, порт Александра Макушина 1993 г. весьма близок к оригиналу.

А порт под названием Flamin’ Iron от Paint World 1998 г. может привлечь весьма мрачной атмосферой.

На родине Battle City уже подзабыли (если не считать переизданий на нинтендовских портативках в рамках переиздания всякой аркадной ретро-мелочи), но в наших сердцах главная игра про танки продолжает жить. В 2004 г. "Бука" выпустила 3D-ремейк, который так просто и назывался - "Танчики".

А в 2010-м вышла Normal Tanks - ядреный замес из Battle City и Contra.

Нравится18
Комментарии (12)
B
i
u
Спойлер