Бич современных игр #1: туториал

Игры становятся проще — факт. Но это ещё можно объяснить: игры ведь становятся и длиннее. В 80-х игра целиком проходилась за 30-60 минут, сегодня игра на 10-15 часов считается короткой. Логично, что сложность длинной игры в каждом конкретном моменте будет ниже, чем сложность короткой — это нормально.

Но что ещё хуже — игры будто делаются для умственно отсталых. Начинаешь игру — и вынужден проходить утомительный туториал вместо того, чтобы сразу погружаться в экшн. Ну ладно, бывают туториалы очень органично вписанные в игру — тот же Skyrim, например. Полной свободы действий нет, но хотя бы есть само действие.

Туториал в Skyrim — хороший пример, как надо делать туториалы

А помните NFS Rivals? Это просто кошмар туториалов. Игра считает, что игрок настолько тупой, что даже объясняя как нажимать правый и левый триггеры на геймпаде (!) ставит игру на паузу (!!) и голосом (!!!) и видеодемонстрацией (!!!!) рассказывает как, блин, ездить. И никак ты это не отключишь. Серьёзно? В гонке? На консолях, где в любой другой гонке точно такое же управление?!!!

А это — NFS Rivals и антипример. Один из самых надоедливых и ужасных туториалов... до выхода RIGS

Нет, я не против туториалов как класса. Иногда действительно встречаешь какую-нибудь не совсем обычную игру и хочется освоить все её тонкости. Но что мешает делать туториалы опциональными? «Вы хотите научиться играть? Да/Нет». И ведь есть такие примеры, которые именно так и делают, но почему же их так мало? Бывают же вообще просто невозможные по утомительности и занудности туториалы.

Расскажу на примере игры для PS VR — RIGS Mechanized Combat League. В целом игрушка довольно неплохая и приятная — сетевые битвы на арене в управляемых мехах, которые здесь называются ригами.

У этой игры непропускаемый (или я не разобрался, как его пропустить?) туториал. Наверное, самый долгий и нудный из всех, что я когда-либо видел в играх.

RIGS Mechanized Combat League

Итак.

Приветствую тебя, новобранец. Ну-ка, подожди пару секунд, я тут закончу кое-какие важные дела. (Трепется с каким-то NPC). Ага, кажется всё. Ну так вот. Ты вообще-то типа уже не раз дрался в ригах на арене, но я вижу — ты ж совсем дебил. Давай-ка я тебе расскажу, что такое риги. Вот смотри — это риг (пара минут объяснений).

Так, давай-ка теперь тебя в этот риг посадим. Зацени, у этого рига есть пушки. Правда, стрелять пока тебе нельзя — мало ли что ты натворишь, ты ж дебил. Давай-ка ты сначала освоишь прицеливание головой. Ага, целься в центр. А теперь влево-вверх. Ага. Вправо-вниз? Хорошо. Нет, это ещё не всё. Теперь влево-вниз. Готово? Давай вправо-вверх.

Ну ладно, хоть ты и дебил, но головой мотать туда-сюда умеешь. Давай-ка я разблокирую твои пушки и ты из них постреляешь. Зацени: левый триггер позволяет стрелять из левой пушки, правый — из правой. Можно стрелять по отдельности, можно вместе. Попробуй и так и так — а то я ж вижу, пока не попробуешь, до тебя не дойдёт.

Так, теперь давай разобьём эти 20 мишеней. Или нет, лучше 50. Такому дебилу как ты лишняя практика не повредит.

Что, справился? Странно... Ну хорошо, а ещё риг может поворачиваться вокруг своей оси. Это можно делать разными способами, но давай сначала попробуем головой. Итак, посмотри на этого дрона. Ага, а теперь ещё раз. А теперь влево. Ещё левее. Теперь вправо. Ещё правее.

Ну как, получается? Вижу, что получается. Но так как ты полный дебил, то давай ещё 50 мишеней постреляй. А лучше даже 100 — не доверяю я тебе что-то.

Ну хорошо... что у нас дальше? Ага, кажется до сих пор ты просто крутился на одном месте и не сдвинулся ни на миллиметр, хотя у нас тут вроде как мега-крутой экшн и одна из лучших игр для PS VR. Давай-ка я разблокирую у твоего рига возможность ходить. Но сначала медленно, а то всё нафиг тут переломаешь. Отклоняй левый аналоговый стик вперёд, чтобы идти... вперёд.

Иди за мной. Это, в общем, наш ангар. Налево — Тауэр, а направо — продажная... эээ, о чём я? Ах, да. Мы дошли до арены. Эта арена (бла-бла-бла)...

Ну давай, теперь я дам тебе возможность двигаться быстро. Пособирай-ка все бонусы на арене, чтоб я убедился, что ты ходить можешь не только прямо, но и в стороны.

Что, справился? Хм, странно.... Ну ладно, вообще, ты ещё можешь прыгать. Сейчас разблокирую тебе эту возможность. Теперь давай-ка пособирай ещё раз кучу бонусов и мишени все посбивай заодно, а то давно ты не стрелял — вдруг забыл уже, как это вообще делается.

Что, салага, ты всё ещё здесь? Ну хорошо, чем бы ещё тебя загрузить... Ага! У твоего рига есть несколько режимов усилений. Ну ты ж в Crysis играл, да? Вот типа такого. Ну-ка попереключайся и проверь, а то когда оно было-то — крайзис этот...

Ну ладно. Похоже, настала пора серьёзных испытаний. Давай-ка замочи меня на арене. Раз этак 5-6, пока не задолбаешься.

(лёгкий бой)

Ну хорошо, обучаешься ты, кажется, чуть быстрее, чем однорукая шимпанзе, с которой я вчера... эээ... о чём это я? Да. Надо показать тебе сетевое лобби. Это же сетевая игра, ты ещё не забыл? Забыл? Ну я ж говорю — дебил ты. Ну ладно, пошли смотреть сетевое лобби.

Итак, это сетевое лобби. Видишь голограмму чувака с твоим именем? Приколись, это ты. Ага, точно тебе говорю. Видишь пустые места слева и справа? Это места для других игроков, которых пока нет — они ещё не отстреляли свои первые 50 мишеней.

(Так, мужики, игрок до сих пор не выключил нашу игру и уже прошёл весь туториал. Что? Да нет же, говорю, весь туториал прошёл! Да-да, пострелял. Ага, покрутился на месте. Да собрал он сраные бонусы, аж два раза! Что? Про сетевую игру ему рассказать? Думаете, он правда такой дебил? Ах, игра ещё не готова и до релиза время надо потянуть... А сколько тянуть-то? СКОЛЬКО?! Ну ладно...)

Так, слушай, салага. Только внимательно слушай, повторять не буду. Ни в одном руководстве в этом твоём интернете ты этой информации больше не найдёшь. А потому я, на всякий случай, заблокирую у тебя возможность открывать какие-то другие менюшки. Итак, это сетевое лобби. Ты можешь нажать кнопку R1 чтобы...

.......

У читателя может сложиться ощущение, что в реальности все описанные действия проходят гораздо быстрее, чем читается этот текст, но в реальности всё наоборот. Я около часа убил на этот туториал. Единственное, чем игра отличается от моего текста: там вы — не тупой и не дебил, а чемпион предыдущей по рангу лиги. И с вами общаются уважительно. Ну точнее, с вашим персонажем. Но я глубоко уверен, что подобные туториалы — это верх неуважения по отношению к самому игроку. И печально, что такого в геймдеве становится всё больше и больше.

Ну и да, игра-то уже полностью готова. И да, на момент запуска была полностью скачана.

Нравится20
Комментарии (17)
  • 6
    помойму маленько устаревший блог,не припоминаю чтобы в современых играх меня сильно учили,зато помню как в допотопном рейдже и втором крузисе заставляли крутить мышкой
  • 0
    Все делается в угоду нынешних недогеймеров графодрочеров. Сколько хороших игр щагубили ре мгс сх лмк и пр.
  • 5
    Помню как горел с обучения в NFS Shift 2 Unleashed
  • 6
    играю в 3ю мафию, уже 20й час но до сих пор появляются подсказки! Ваааат?

    А еще бесит в каждой игре при запуске появляется шлабуда с сейвами:
    "НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ВАШ КОМПЬЮТЕР, ЕСЛИ ВИДИТЕ ЭТО ЗНАЧОК !!1111".
    И так каждый запуск. Даже если ты 1000 часов наиграешь, все равно тебе это будут показывать... какой смысол та?
  • 2
    А мне кажется весь сюжет высосан из пальца. Нашел одну уникальную игрушку с непроходимым и нудным туториалом - все, это теперь бич ВСЕЙ индустрии. На моей памяти все последние игры имели в качестве туториала всплывающие подсказки с клавишами, которые в настройках можно отключить. И все. У них там сюжетка на 5-10 часов, а они еще будут ресурсы на часовую обучалку разбазаривать? Да ну, бросьте выдумывать.
  • 4
    Согласна с тем, что Скайрим это отличный пример грамотного туториала. Все очень ненавязчиво и не напрягает, если играешь не в первый раз.
  • 3
    Большинство игр делается для двух типов людей: 1)Для школьников 2)Для идиотов (С)
  • 1
    Проще обучение - больше аудитория. А то в скуриме например вначале люди жаловались что не могли пещеру пройди ибо не знали что коготь нужно было крутить чтобы решить ''головоломку''. Авы спрашиваете для кого эти обучения делают.
    Самые унылые туториалы в ассассинах, в блэк флаге туториал где то часа 4 идёт прежде чем игроку весь контент откроется(последним откроется захват фортов если не ошибаюсь), вот это реально геморрой когда тебе в песочнице все функции блокируют пока ты не выполнишь n миссий по сюжету и тебе всё не разжуют.
  • 1
    Скри

    Про больше аудитория — это верно и даже понятно. Вопрос-то в том — зачем делать туториал неотключаемым?
  • 0
    Ну да. Бичей в современных играх хоть отбавляй.
  • 0
    Чувак, ты только не пропадай. Мы будем ждать бич современных игр #2. :)
  • 1
    Вспомнил финалку 13, там туториал на 20 часов и куча битв, после дают немного свободы квестики попроходить, потом отбирают.
  • 0
    LehaM
    Уточню, DLC стоимостью как пол игры.
  • 0
    BioCommandos
    Ну хватит уже кучу игроков в 1 тип сувать "Школота с руками из жопы", многие школьники нормально играют , лучше других, тем-более у них больше времени. Просто все привыкли к школьникам орущим"МАМКУ ЕБАЛ"....
  • 0
    NicksEater
    Ты зарегистрировался сегодня, чтобы намекнуть, что ты принадлежишь ко второму типу?
  • 0
    BioCommandos
    Просто читал, не сижу здесь. Увидел твой комент, и вот прям захотелось ответить.
  • 0
    Автору - респект, приятный стебный пост. И с русским все в порядке. Легко и весело. Твори дальше. Удачи!
B
i
u
Спойлер