Бич современных игр #2: окостенение

Соскучились по «бичам»? Их есть у меня :) Давайте поговорим об окостенении. Или, точнее, об однотипности. И для этого вспомним старые-престарые игры — буквально вот появившиеся на заре геймдева.

Тот самый странный, но всё равно увлекательный Mappy

Игры были примитивными. Причём, по большей части — бесконечными. Без сюжета, без характеров и прочей кинематографичности. Но зато они были разными.

Пакман жрал таблетки и то удирал от приведений, то охотился на них. Ice Climber лазал по горам (а ну найдите мне из современных игр аналог Ice Climber?). В Balloon Fight нужно было сражаться с противниками, лопая их шары (гусары, молчать!). Какой-нибудь Mappy был вообще обкуренным чем-то, но почему-то, зараза, привлекал. А ещё Digger, Bomber man, Boulder Dash, Arkanoid...

Ice Climber

В общем, олдскульщики и сами припомнят кучу примеров. Не, что-то общее можно было найти в тех играх (и то не во всех сразу), но по большей части они были очень разными.

К одинаковости, впрочем, игры стремились и в те времена. Миллион клонов тетриса, например. А потом, в конце 80-х, начался бесконечный поток экшн-платформеров.

Выходит игра по фильму/мультфильму? К гадалке не ходи: будет прыгать главный герой по уровням, как-нибудь мочить злодеев и собирать какие-нибудь бонусы. В самом конце — битва с главным злодеем. Конечно, Чёрный плащ и Утиные истории были местами очень крутыми и по-своему интересными, но по большей части они были одинаковыми.

Ну и давайте посмотрим, что у нас есть из современного. Новая «колда», новая «батла», чуть ранее — новый «Дум», а до него — новая Star Wars Battlefront и новая «Halo». Я, в общем, хоть и топил за Halo 5, ничуть не удивился, что номинацию «лучший шутер» у Game Awards 2015 получил «Splatoon» — эта игра не только действительно оригинальна, но и не «новый Splatoon», а вообще новая игра. Принципиально. Но Splatoon — скорее приятное исключение.

Этот скриншот из какой игры?

Или вот гонки. Аркадные гонки стали штампом «уличные гонки в открытом мире». Forza Horizon 3, Forza Horizon 2, Need For Speed, Test Drive Unlimited... Гоночные симуляторы — вообще отдельная песня, там фанаты до хрипоты спорят, где более правильная ширина трассы Нюрбургринг.

А этот?

RPG — открытый древний мир, воин с мечом и магией... Boulder Dash отличался от Digger с точки зрения игровой механики больше, чем Ведьмак 3 от Skyrim. В качестве опции для RPG — футуристичный пост-апокалиптический мир. И нет, это далеко не один Fallout.

jRPG — толпа подростков с различными способностями спасают мир. Если в игре нет случайных боёв — уже, считай, оригинальность (Xenoblade Chronicles).

Ну а это какая игра?

Грубо говоря, все игры современности могут быть без потерь заменены пятёркой игр. Один идеальный шутер от первого лица (с мультиплеером), одна идеальная гонка, одна идеальная RPG... Для гурманов — идеальная jRPG и идеальный автосимулятор с выверенной до нанометра шириной Нюрбургринга по всей длине. Ещё можно добавить один идеальный ужастик, где идеальные монстры будут наконец-то идеально неожиданно выскакивать на игрока, а то сотни игр с выскакивающими из темноты монстрами как-то, видимо, не дотянули тему.

Итого шесть игр получилось (идеальную GTA ещё можно посчитать, но её, по сути, уже сделали, правда в нескольких частях). Выпускайте к ним DLC, делайте HD-FHD-UHD-ремастеры раз в пять лет — и всё, и хватит.  А я, ведь, даже в самом начале поста больше шести игр перечислил!

А самое печальное —  если поначалу те же Call Of Duty и Battlefield были всё-таки разными, то теперь — одно и то же, с какими-то там мелкими различиями в гомеопатических дозах.

И если Need For Speed иногда радовал внезапными выпусками вроде Porsche Unleashed, то теперь они просто клепают Most Wanted + Underground в одном флаконе, но под разными именами.

P.S. Даже если вы угадали все три скриншота с загадкой в посте — всё равно, думаю, согласитесь, что шутеры можно и поменять местами, а на месте данного конкретного гоночного симулятора может быть и любой другой.

Нравится4
Комментарии (30)
  • 3
    Этот скриншот из какой игры?
    bf3

    А этот?
    Код MW2 ?

    Ну а это какая игра?
    Gran turismo 5?
  • 2
    RPG — открытый древний мир, воин с мечом и магией...

    Отпадные игры в таком стиле =)
  • 3
    Никогда не понимал: какой смысл раз за разом мусолить тот факт, что в 90-х годах любые идеи в плане игр реализовывались впервые и было гораздо проще придумать что-то сверхинтересное хотя бы потому, что оно абсолютно новое, чем через 20 лет, когда большинство направлений уже измусолено вдоль и поперек?
    При этом про голливудский конвейер одной и той же муры на протяжении как минимум 30 лет, почему-то никто истерики не закатывает: выходит 477573486345-я по счету совершенно одинаковая поделка, в которой изменены только имена героев и антураж (да и то не всегда), и стадо вновь визжит об очередном супермегашедевре, а вторичную вторичность видеть почему-то напрочь отказываются....
  • 0
    Лол. Сейчас разнообразие игр гораздо больше, чем в олдфаговские ламповые года.
    Мясной шутер? Пожалуйста
    Реалистичный симулятор боевых действий? Купи/скачай и играй
    Аркадный симулятор футбола машинами? Да, и такой есть
    А ещё: различные слешеры, 2,5 D платформеры, различные симуляторы ( шуточные и не очень), пошаговые стратегии и стратегии в реальном времени... Жанров и типов игр много, просто не нужны зацикливаться например на одних шутерах или гонках
  • 2
    Protocol10
    Battlefield 4 вообще-то, а не bf 3
  • 0
    gaben_nuwell
    Точно, ты прав. Четвёрка это, практически самое начало сингловой кампании.
  • 1
    eroppo
    сейчас тоже можно придумать много нового но пользователи могут не принять и сказать "СЛИШКАМ СЛОЖНА" .
    Поэтому однокнопочные геймплеи на пике популярности - нажми Х чтобы убить истребитель врага, нажми Y чтобы завалить террориста
  • 0
    Бомбардировщик
    То что и сами пользователи деградируют, привыкли что техника и пропаганда за них думают, а собственный мозг считают чуть ли не вредоносным придатком - есть такое дело, согласен)) Не факт что хотя бы 10% современного поколения кампутырных искпердов осилили процедуру запуска того же драгоценного Пакмана из MS-DOS, включая подготовку config.sys и autoexec.bat, чтобы игры вообще запускались))
    Но и в те же 90-е точно так же существовали и кучи одинаковых простейших игр, где точно так же нужна была только реакция без какого-то использования мозга: одних только платформеров не сосчитать, которые друг от друга отличались только формой главного "героя" - как пример, как раз тот самый увлекательный Mappy, который я и не помню среди этой кучи однообразных поделок))
  • 1
    Соскучились по «бичам»?

    Обожаю твоих бичей!
  • 1
    eroppo
    ну да, тогда были игры примитивные но в основном из за технической составляющей железа которая не могла позволить дать волю фантазии.
    те же платформеры были потому что сложнее ничего не тянуло железо и то старались делать разнообразие например в батлтодс - можно перемещаться по локации не только вперед-назад, гонки там, спуски.
    Кстати, насколько тогда были примитивные гонки, жесть! а-ля электроника! машинка стоит трасса едет
  • 1
    Автор втирает нам какую-то дичь...! Как тут правельно сказали 30 лет назад был простор для разнообразия, так как игровая индустрия только зарождалась. Неужели такие элементарные вещи сложно понять? К примеру и фильмы с зомбаками 30 лет назад мои родители смотрели с восхищением (тогда это было в новинку), но сейчас кого удивишь этой заезженой темой зомби?
  • 0
    «Жанров и типов игр много, просто не нужны зацикливаться например на одних шутерах или гонках»

    Игр-то, разумеется, и сейчас много, но если посмотреть на мейнстрим, то ситуация примерно такая, как я описал. Ведь, в 80-е тот же пакман был вполне себе мейнстримом видеоигр, а не какая-то индюшатина для избранных.
  • 0
    Я полковник

    «Неужели такие элементарные вещи сложно понять?»

    Сложно понять что? Если бы сейчас популярные игры были представлены в таком же разнообразии, как раньше — типа просто не было бы новых идей, но при этом идеи были бы разные, это возражение было бы уместно. Но я не зря задал вопрос: где сегодня аналог того же Ice Climber?

    Ну а то, что игру придумать сложнее — да, сложнее, и что? Зато сейчас сама разработка игр проще, чем 30 лет назад. Любой лапоть может пойти на курсы Unity и через годик уже (а то и раньше) склепать свой собственный 3D-шутер.

    Другое дело, что многие крупные студии даже не пытаются придумать что-то оригинальное — неужели это так сложно понять?
  • 1
    то ли я живу в параллельной реальности с автором блога, то ли Автор блога не знает о 99% хороших игр современности. Помимо ААА проектов, которые перечислил автор, сейчас выходит множество хороших и даже шедевральных инди-проектов, которые по качеству и контенту многократно превосходят игры 90-х. Есть проекты - что-то среднее. Разнообразие никуда не делось. Легко можно найти что-то стоящее, если ты выйдешь за рамки игровых рекламных каналов, на которых проплачены лишь супер раскрученные проекты. Я вот недавно сыграл в RIMWORLD, игра для своего жанра шедевральна и нова. В 90-х такой проект был бы невозможен, хотя и графика схожа, а сегодня это всего лишь инди-проект.
  • 0
    vidgin

    Автор много о чём знает, но внимательный комментатор заметил бы, что речь про мейнстрим.
  • 1
    denismajor написал:
    Автор много о чём знает, но внимательный комментатор заметил бы, что речь про мейнстрим.

    Есть разница между Мейнстримом и ААА-проектами. Многие инди-проекты расходятся миллионными тиражами. Тот же например, Stardew Valley. Он был в топе чарта продаж Стим какое-то время и многие в него поиграли. В общем, я считаю, что ты намеренно подогнал свое видение современной индустрии под тему блога.

    Если взглянуть на ситуацию объективно, то большинство современных ААА проектов - это развитие идей игр 90-х. И разница между сегодняшними играми такая же как и раньше. Да, графика сейчас везде хорошая и визуально отличия не сильно видны (хотя не отличить ведьмака от Скайрима - надо быть ДЦП). Но одинаково хорошая графика не делает игры одинаковыми. Раньше в те же 90-е игры зачастую визуально отличались цветом платформы по которым надо прыгать. Да, была разница и в геймплее, но в геймплее разница и сегодня есть между сегодняшними играми. Но в твоей статье об этом ни слова. Зачем так делать?
  • 0
    Я просто вырезал главного персонажа, вторая половина скрина имеет такой же фон под копирку. Оба скрина из очень известных игр 90-х.

    Откуда это?

    А это?

    Я прямь смотрю и охреневаю от того как сильно отличаются они! Просто невероятное отличие!. Особенно дизайн кирпичей. И цвет. Они смогли подобрать разные оттенки одного цвета! Это гениально!
  • 0
    vidgin
    Простите, а что в этих двух картинках одинакового?
  • 0
    Exchapter
    можете сказать откуда они? И что одинакового в скринах внутри самого блога там где скрины из двух шутеров? Они также разные как и мои два скрина.
  • 0
    vidgin
    Это как сравнить фрагмент картины Босха и "Грачи прилетели". Че, и там, и там птицы.



    И



  • 0
    vidgin
    Я знаком с играми, собственно, с NES, но чтоб помнить досконально, что было в 90 в бэкграунде каких-то игр - увольте. Игры автора блога угадываются очень легко, так как выходили недавно, но суть от этого не меняется, действительно, жанр шутанов сейчас ничем не удивляет, хотя что титанфол 2 ( больше геймплеем), что батла1 ( больше сеттингом) вполне себе оригинальны.
  • 0
    Exchapter
    Exchapter написал:
    Это как сравнить фрагмент картины Босха и "Грачи прилетели". Че, и там, и там птицы.

    тоже самое я могу сказать и про блог.
  • 0
    vidgin
    При чем тут блог? Как я понял, автор говорил про мейнстрим, а ты начал пороть про индюшатину. Что твои картинки, что я привел, действительно ничего общего друг с другом не имеют - вот и все. К чему был твой пример - непонятно.
  • 0
    Exchapter
    Exchapter написал:
    К чему был твой пример - непонятно.

    боюсь, у меня уже нет сил второй раз объяснять. Непонятно так непонятно. Ок.
  • 0
    vidgin
    А был разве первый раз? Там был не очень вразумительный набор букв со слабой логикой повествования ;)
  • 0
    Exchapter
    Exchapter написал:
    А был разве первый раз? Там был не очень вразумительный набор букв со слабой логикой повествования ;)

    наверное ты перепутал понятие блог и комментарии под блогом. Поэтому я с тобой соглашусь. :)
  • 0
    vidgin

    первая картинка — из TMNT2, вторая — из Double Dragon. А к чему это? я же написал, что тогда уже началось клонирование. Да, оригинальной была только первая TMNT, а дальше пошёл конвейер — TMNT2,3 отличались от DD практически ничем. Ну так я об этом и пишу.
  • 0
    Насчёт Porsche Unleashed верно подмечено,уникальная часть из всей серии..Отличный симулятор вышел..А какие трассы живописные были,впрочем это было свойственно всем нфс до андеграундовой эпохи..
  • 0
    eroppo
    eroppo написал:
    чем через 20 лет, когда большинство направлений уже измусолено вдоль и поперек?

    в музыке вообще 7 нот, а сколько всего насочиняли. и ничего же, ничего не измусолено. И те же произведения, скажем Чайковского, два музыканта, исполнят по своему.
    Гамлета вон уже тыщу лет ставят, и каждый посвоему.
    Что касаемо фильмов, согласен. Но как и игры, имхо, фильмы это бизнес. Есть рабочая схема которая приносит денег - её будут доить пока это возможно. Вкладываться в новые концепции - это дорого и риски, которые неизвестно, окупятся или нет
  • 0
    не читал
B
i
u
Спойлер