Будущее за встроенной графикой - обзор от Серого Пса

Хотя мое мнение я уже не раз озвучивал по данному вопросу на сайте, постоянно приходится его повторять. Дабы 10 раз не писать одно и то же создан этот пост. Где с чувством с толком с расстановкой будет все объяснено, чтоб было понятно даже особо упоротым и недалеким личностям.


Итак начнем издалека, а именно с 80х годов.

На картинке приведена материнская плата х286. Как мы видим из встроенных решений на ней только порты PS2. Для чего это было изначально задумано – чтоб максимально удешевить конструкцию.

На следующей картинке приведена плата COM и LPT портов. Это одно из первых решений что стало встроенным в матплату. Ибо порты использовались повсеместно и изготовители матплат довольно быстро поняли что проще их компоновать сразу.

Продолжим – на этом рисунке – внешняя сетевая карта. Тоже в свое время устанавливалась отдельно, сейчас – в обязательном порядке установлена на матплате.

Далее представлен IDE контроллер жестких дисков. Тоже в свое время шел отдельно (ибо стоил денег и немало). Потом опять же плавно «переехал» на матплату в виде «южного моста». Причем следующее поколение интерфейса – SATA – уже изначально шедшее в логике для матплаты смогло «убить» даже высокопроизводительные внешние контроллеры дисков стандарта SCSI – ибо было удобней дешевле и в стандарте SATA3 – быстрей.

Далее перейдем уже поближе к теме разговора. На рисунке показана внешняя звуковая карта. В 80-90х годах внешние звуковые карты были «не для всех» -ибо стоили довольно немало. И на рынке звука для ПК делались неплохие деньги. Была такая компашка - Creative Technology Limited – которая неплохо рубила на них бабло став практически монополистом гдет так к 1992 году. Ребята были еще те выпендрежники (очень мне напоминают одну «зеленую» компашку) но… Внезапно вышел стандарт встроенного звука АС97 – и внешние решения для офиса оказались тупо не нужны. А стандарт HD Audio пришедший на смену 97му окончательно похоронил все внешние решения, ибо его вполне хватало для большинства настольных систем и по качеству звука и по удобству пользования. А о господах с Креатив современные пользователи многие и не в курсе – ибо те сократили персонал до нельзя и занимаются какой то фигней – короче попросту ушли с рынка ПК.

Теперь подытожим все вышеприведенное – ВСЕ внешние компоненты которые нужны для нормального функционирования ПК производители со временем переносят на матплату. Ибо это выгодно и изготовителю платы – за комплексное решение можно взять побольше денег, и пользователю – ибо «все в одном» всегда стоит ДЕШЕВЛЕ чем отдельные модули и работает ВСЕГДА НАДЕЖНЕЕ.


А вот теперь вернемся к нашим баранам, те именно к видеокартам.В свое время видюшки клепали кучи фирм – SIS S3 Trident  и тд. Причем клепали бы и по сей день. Но опять же появились встроенные в чипсет  матплаты решения (со временем их перенесли на кристалл процессора). «Выжили» на рынке ПК так скажем только те производители видеокарт которые ушли «на игоры» - те стали делать ТОЛЬКО игровые видеокарты, по сути это две фирмы – Nvidia и ATI (которую потом купили АМD).
(чип APU)

Теперь что мы видим на сегодняшний день на рынке. ВСЕ рабочие компьютеры уже используют встроенную графику. Более того – уже многие компьютеры для игр начали использовать APU – их вполне хватает для старых и браузерных игр. Те процесс захвата рынка встроенными решениями идет НЕПРЕРЫВНО – те их становится все больше а компьютеров с внешней дискретной видеокартой – МЕНЬШЕ. Вообще если кто в танке-бронепоезде и не в курсах – это один из краеугольных камней политики компании Интел, которое они озвучили давным-давно, если с инглиша досконально перевести – ВСЕ-РЕШЕНИЯ-НА-ОДНОМ-ЧИПЕ. Те компания попросту «выжимает» с рынка мелкие (и не мелки для кучи тоже) компании предлагая свое комплексное решение. Видеокарт это тоже касается – ничего личного только бизнес. Кстати - компания AMD в сущности в точности копирует политику «синего гиганта».


Чем же удобно встроенное решение для игр для пользователя.

1.                  Уменьшенное потребление электроэнергии всей системой – те вполне будет хватать БП 200-300w.
2.                  Удобство сборки - компоновки. Не нужно будет думать-гадать какой выбирать процессор к видеокарте и наоборот. Собираем рабочую машину – берем слабый проц с слабой графикой, игровую – мощный с высокопроизводительным графическим ядром.
3.                  Компактность – не важно рабочий или игровой – в большинстве случаев для ПК вполне хватит корпуса формата ITХ.
4.                  Цена – и самое главное – такие решения В РАЗЫ дешевле, ибо дискретная карта в современном ПК составляет до 50% его стоимости.


Теперь о том что «тормозит» использование встроенных решений для игровой графики. Опять же для тех кто «не шарит» - Интел давным-давно может создать встроенное решение, которое будет на уровне топовых видеокарт, но на данный момент смысла в этом нет, ибо мы упираемся в один непреодолимый барьер – скорость работы оперативной памяти. Для интересующихся рекомендую посмотреть вот эти статьи:
www.ixbt.com/cpu/intel-ci7-3770k-mem-gma.shtml
www.oszone.net/16957/APU_Fusion_depend_on_memory
Если в кратце – скорость встроенных видеокарт на данный момент прямо пропорциональны частоте памяти. Те тупо в нее упираются. С появлением DDR4 ситуация немного улучшилась, но чтобы окончательно встроенные решения смогли на равных конкурировать с дискретными должен быть переход платформы на что-то аналогичное DDR5. Когда это случится – ориентировочно через поления 4 процессоров, те около 10 лет. Совсем конечно дискретка не вымрет – останутся высокопроизводительные решения типа Quadro  и тд, но в обычных настольных компах для игр мы ее больше не увидим.

Нравится7
Комментарии (37)
  • 5
    Было. Мобилки победят, судя по цифрам продаж игр на них.
  • 8
  • 5
    Зашёл в бложик этого чувачка. Паренёк пытается рассуждать на все темы - там у него и политика, и история, и компьютеры, и даже "если бы я был президентом"... Обычно, когда я вижу людей, которые себя считают экспертами во всех вопросах, то я точно понимаю, что этот человек не понимает ни в чём!
  • 3
    Чувак не просто не понимает ни в чем, он дилетант. Если соединить все в одном чипе, то хрен с два, придётся как с консолями, играть 5 лет на 900p с 30 ФПС, а хочешь апгрейд, покупай весь комп заново. Плохая идея как и для сертификаторов (Нвидия, Амуде, Интел), так и для потребителей.
  • 1
    Burglar2k написал:

    Некоторая параллель тут есть и не спроста. Я уже порядка 3х лет как перешёл на встроенное решение и скажу что за 3 года скачок очень большой.
  • 1
    Алексатор
    Было, снесли админы, поэтому повторил. PG свои аффтары не нужны походу. Приходится публиковаться в других местах а потом давать ссылку на статью.
  • 4
    Burglar2k
    Чувачек, если у тебя акка на Ливжурнал нет - ты по крайней мере в структуре записей разберись прежде чем ахинею писать )) Так для тех кто в танке - в Ливе чтоб показать своим друзьям или поддержать аффтара какой то статьи ее можно тупо запостить у себя - есть спец инструментарий, причем на странице это указывается что это репост. Так вот те темы по политике истории и тд - это РЕПОСТЫ тем которые мне понравились, с чем я согласен и которые я хотел показать своим друзьям. Не пишу я о политике и истории.
  • 3
    technopank
    Так оно и есть. Если производители дискреток улучшаю производительность на поколение процентов на 10-30, то встроенка скачет на 30-50, а когда интел внезапно выпустил Iris 6200 - там вообще скачек был на все 100%. Другой вопрос что все пока в память упирается, даже DDR4 всеж для видеоядра слабовата.
  • 3
    Не совсем согласен про надёжность формата все в одном, при выходе из строя хотябы одного элемента,можно выкинуть устройство,либо дорогостоящий ремонт.А про память если разговор,то есть HBM 2,так что пока все упирается в ценик,дешевле на данный момент купить внешнюю видеокарту, даже бюджетную,б/у или взять у друга)производительность встроенной графики всегда будет ниже,только если её не вывести отдельным чипом на мат плате
  • 2
    Stanfil
    Как раз таки надежность и вырастает за счет того что система упрощается. Была связка CPU+GPU, а станет CPGPU одновременно в одном кристалле, это при том что - (минус)система питания для видеокарты, -память для видеокарты, -PCI-E слот на который к слову нагрузка на современных картах запредельная, -так же система охлаждения упростится в 2 раза. При это уменьшение пк, уменьшение жорева питания, уменьшение вероятности перегрева, на мой взгляд здесь чем система проще тем проще обслуживание, и большая ресурсоемкость. А сокеты сейчас новые делают не потому что хотят неимоверно рубить бабла, а потому что для каждого скачка процессора нужен более уникальный сокет который раскроет полностью потенциал ЦП.
  • 0
    ты про консоль сейчас говоришь, если что то другое,то обрати внимание на интеловскую линейку "компов" размером с кредитку
  • 1
    Собираем рабочую машину – берем слабый проц с слабой графикой, игровую – мощный с высокопроизводительным графическим ядром.
    ты наверное не совсем понимаешь задачи ЦП и ГП, и разницу между ними, я бы даже сказал не совсем, а совсем не понимаешь о чем ты говоришь, учите мат часть молодой человек.
  • 0
    Глупые рассуждения человека, не разбирающегося в теме, либо специально утрирующего.
    Плюсы встроенки:
    1) меньше потребление энергии - лол, это всех очень беспокоит.
    2) Удобство сборки - очень все с натяжкой. Большое собирать проще, чем мелкое, не говоря о надежности.
    3) Компактность - лол, это очень актуально для стационарной машины.
    4) Цена - очень с натяжкой, но пусть будет плюс.
    Минус встроенки - в разы худшая производительность, но это ведь совсем не важная деталь для игрового компьютера.
  • 0
    с интегрированными решениями есть одно но. это сложность сборки большого чипа и тепловыделение. с последним ничего особо не произойдет так как делать тех процесс тоньше становится сложнее и дороже. 3д компоновка тоже сложно и дорого а между тем есть предел тех процесса для традиционных пека.
    поэтому пока есть спрос на мощность и производительность ускорители никуда не денутся.
    другое дело что для для домашних и офисных пека которые печатные машинки ускоритель конечно то не нужон и выгодней купить встроенное графическое ядро. тем более к нему вроде как можно подключать несколько мониторов а более для какой то пека работы уразумевать и не нужно. а рабочие станции и серверы по крутой обратке данных с гпу как были так и будут
  • 0
    Stanfil
    Теперь расскажите мне сказку о надежности внешних видеокарт по сравнению с решениями встроенными в процессор )
  • 0
    MunchkiN 616
    Как ни странно производители вас не слышат ) наверно потому что у них другое мнение на это счет. И на тех процесс 7nm уже замахиваются, и цены на новые процы примерно те же что и на старые в момент выхода если не дешевле. И если с частотой процессора в принципе уже понятно - 4Gнz это практически предел, то по техпроцессу никто пока не знает когда будет предел его уменьшения.
  • 0
    seriypes
    хорошая статья, а сможешь перечислить минусы встроенной видеосистемы? Ну чтобы вообще на золото было :)
  • 0
    vidgin
    Есть минусы. Естественно они не для всех скажутся - но имеются.
    Во первых - нужно изначально будет подбирать материнскую плату с нужным количеством видеопортов. Иначе можно столкнуться с ситуацией что вам 2й-3й монитор нужно подключить, а выходов всего 1-2 на материнке.
    Далее минус будет (опять же не для всех) когда встроенка будет доминировать - граф дизайнерам и тд придется дороже вкладываться в оборудование. Ибо сейчас большинство работает на обычных топовых Гефорах, а там придется уже переходить на проф решения типа Квадро (Файрпро от AMD) а это далек не дешево.
    Ну и тем то любит повыпендрежничать своим железом - одной позицией меньше ))
    А, ну и одной зеленой компанией на рынке ПК станет меньше )
  • 0
    seriypes
    Ладно, а что думаешь насчет гибридных систем Проц+Видеокарта в одном чипе? У него больше плюсов чем просто у встроенной видеокарты, ибо связь между ЦПУ и ЖПУ будет осуществляться напрямую без помощи центрального моста. ИМХО за этим будущее
  • 0
    vidgin
    Гм, вообщет по сути щас ВСЕ системы современные со встроенной графикой как раз Проц + видеокарта и идут на одном чипе. Время встроенных в чипсет на матплатах уже давно ушло - оставалась HD3000 на АМ3+ для недорогих систем но с выходом АМ4 АМ3+ уйдет в небытие - думаю на платах в чипсетах кроме контроллера USB и SATA мы более ничего никогда не увидим )
  • 0
    seriypes написал:
    Гм, вообщет по сути щас ВСЕ системы современные со встроенной графикой как раз Проц + видеокарта и идут на одном чипе.

    я не имею ввиду те дешевые решения, что встраивают в процы сегодня. Они по мощностям в десятки раз уступают миддл дискретным карточкам. Я имею ввиду полноценные игровые миддл-топ видеокарты, встроенные в проц.
    seriypes написал:
    Время встроенных в чипсет на матплатах уже давно ушло - оставалась HD3000 на АМ3+ для недорогих систем но с выходом АМ4 АМ3+ уйдет в небытие -

    Вот тут не понял. Объясни пожалуйста. Вот у меня стоит проц i2600 и видюха GTX 970. Связь между ними осуществяется через центральный мост на материнке. Почему время встроенных в материнку чипсетов прошло?
  • 0
    vidgin
    Хех, да есть уже решения полноценные, про Iris 6200 и про встраиваемую в ноутбучные процы графику почитайте - там вполне себе граф. ускорители самые натуральные )
    Что же у вас - у вас связь с процессором и видеокартой осуществляется по шине PCIE - шина механически разведена на плате, а вот контроллер ее - в самом процессоре. Микросхема же чипсета у вас на плате одна - "южный мост" - она так же с этой шиной соединена, в ней выполнены контроллер SATA и USB. Контроллер звука, сетевка и порты PS 2 если они есть - идут отдельными чипами распаяными на плате. Все просто )
    А кстати контроллер оперативной памяти давно уже в тот же процессор "переехал" на ПМЖ. )
  • 0
    vidgin
    Я уточню чтоб у вас каши в голове не было. Линия PCIE идущая от CPU до слота видеокарты напрямую - она основная. Есть еще линии идущие от чипсета - но они НЕ ИДУТ на видеокарту, а предназначены для подключения других внешних устройств в ставляемы в слоты расширения, ибо чипсет как я выше писал соединен с процом шиной DMI, а ее ВСЯ общая производительность как раз на "уровне" одного слота PCIE x16 идущей от процессора.
    Именно поэтому на платформах 1155 1150 1151 нет смысла установки более 2х видюх - процессорную шину мы максимум можем без особой потери скорости разделить на 2 PCIEx8, а PCIE которые идут через чиптет и DMI ваще "тормозные" - видео к ним подключать смысла нуль
  • 0
    seriypes написал:
    Хех, да есть уже решения полноценные, про Iris 6200 и про встраиваемую в ноутбучные процы графику почитайте - там вполне себе граф. ускорители самые натуральные )

    почитал, ситуация не сильно поменялась за последние 10 лет. Встроенная видеосистема по прежнему ориентирована на лоу-графику в играх.
    Взял данные отсюда:
    www.ixbt.com/cpu/amd-a10-intel-5core-250x.shtml

    Цитата:
    "Но могут ли геймера устроить низкокачественные режимы? Пожалуй, что нет. Во всяком случае, если современные игры ему вообще интересны — на минимальных настройках «современность» легко улетучивается, напоминая картинку десятилетней давности зачастую. Особенно если вспомнить высокую стоимость процессоров Intel с GT3e — за эти деньги можно купить что-нибудь попроще, зато с хорошей дискретной видеокартой. "

    Я всё жду, когда на самом деле смогут объединить полноценный видеочип с процом. Сейчас (судя по той инфе, что я знаю) в процы встраивают очень облегченные видеочипы с низким энергопотреблением и мощностью. Так было лет 10 назад, так происходит и щас. Где подвижки в данной области?
  • 0
    seriypes написал:
    Я уточню чтоб у вас каши в голове не было. Линия PCIE идущая от CPU до слота видеокарты напрямую - она основная.

    да, насчет контролера в проце я понял. Спасибо :) забыл, что его в проц уже давно перенесли
  • 0
    vidgin
    Я вам так на вскидку скажу. Дискретная графика улучшаяется каждое поколение на 10-30% максимум. Встроеная на 30-50, когда интел то-же Iris представил 6200й - там был рост 100%. Так что если тенденция не сменится ( а с чегоб, наоборот - ведь самый главный фактор - скорость работы оперативной памяти -ставновится все быстрей) то произойдет именно то о чем я писал в статье )
  • 0
    seriypes написал:
    Я вам так на вскидку скажу. Дискретная графика улучшаяется каждое поколение на 10-30% максимум. Встроеная на 30-50

    не слышал о такой статистике. Но поверю на слово на данный момент)

    seriypes написал:
    Встроеная на 30-50, когда интел то-же Iris представил 6200й - там был рост 100%.

    так ведь последнее поколение дискретных видеокарт также показали очень высокий рост по сравнению с обычным. Я про серию GTX 10xx по сравнению с 9хх
  • 0
    vidgin
    По статистике роста дискреток - были даже темы недавно тут на форуме (две темы - одна по Нвидия дрцугая по АМД), как раз график ровный - 10-30% и есть. А вот по встроенкам - приходится искать отдельно. Но сколько обзоров не смотрел даи сам тестил - обычно прирост вообще на лицо )
    Хех, как раз последнее поколение от нвидиа И показало около 30%. А вот при переходе от 7 к 9 дай бох 10-20 было, там выигрыщ был только в ТПД карт.
    Просто как я и говорил встроенку то подгоняет не только улучшение самих чипов но и улучшение оперативной памяти. перешли с DDR2 на DDR3 - СРАЗУ скачек чуть ли не в 50%. Вот щас у АМД будет переход на АМ4 с DDR4 - рост опять же будет скорости встроенки процентов на 50 если не больше - в том числде и из-за перехода с DDR3 на DDR4
  • 0
    seriypes
    ясно. Но всё же. Если верить твоей статистике, то сейчас встроенные видюхи должны уже выдерживать миддл графику в современных играх. Ибо повторюсь: еще лет 10-15 назад встроенные чипы также спокойно обрабатывала лоу графику. Сейчас смотрю, опять лоу графика. Если бы прирост был 30-50 против 10-30, то за три поколения (а это меньше чем 10 лет) вполне можно было бы добраться до миддл настроек. Нет?

    Что тормозит развитие встроенных чипов?
  • 0
    vidgin
    Яб сказал 2 вещи - не хотят производители увеличивать размер процессора физический ) Поэтому ждем меньший техпроцесс - тогда в скором времени все будет "влазить" в том числе и графика хорошая.
    Опять же с этим связано ТПД - не хотят делать горячие процы, а графика хороша так кристалл поджогревает. Опять же - уменьшать техпроцесс.
    Ну и оперативка. нужна БОЛЕЕ быстрая. Я вот вполне считаю что для уровня средних решений хватит чтот типа DDR5. Пока даже DDR4 для среднего сегмента - будет слаба. А вот для начального - вполне себе )
  • 0
    vidgin
    А по графике - в свое время на встроенке ВООБЩЕ нельзя было играть. Сейчас - вполне себе тащит лоу - сегмент и игры ААА класса 5 летней давности. Прогресс налицо
  • 0
    seriypes
    с техпроцессом беда. Уже нарушился закон Мура. Чем дальше, тем медленнее будет уменьшаться техпроцесс. Да и это не решение проблемы. Я объясню:
    Сегодня уже есть возможность создать видеочип, который будет работать без активной системы охлаждения (без вентилятора и прочего). Этот чип вполне себе спокойно обратывает графику 5-10 летней давности. И так у нас щас есть выбор:
    Установить слабый чип не требующий охлаждения. Или супермощный, требующий мощного охлаждения. Большинство выбирает второе.

    Далее экстраполируем эту ситуацию в будущее. Техпроцесс будет уменьшаться и появится возможность создать супермощный видеочип (по сегодняшним меркам), не выделяющий слишком много тепла. Но в то же время при том же техпроцессе можно будет создать чип в три раза мощнее супермощного но с высоким тепловыделением. Какой выбор сделают люди? Точно такой же. Лично мне вот важнее иметь мощную карту и мидлл-хай настройки в играх, чем сэкономить литр объема в моей комнате за счет встроенной видюхи.

    Что об этом скажешь?
  • 0
    seriypes написал:
    А по графике - в свое время на встроенке ВООБЩЕ нельзя было играть. Сейчас - вполне себе тащит лоу - сегмент и игры ААА класса 5 летней давности. Прогресс налицо

    я восемь лет назад торговал ноутбуками. Поверь, вполне можно было играть на лоу-настройках во все игры. Я говорю про дорогие ноуты. Но факт остается фактом: на встроенной памяти также можно было играть.
  • 0
    тут немного не так. Даже супермощные чипы стали меньше жрать. Я примером - если раньше для питания слабой внешней видюшки хватало шины PCIE,а топовой - + 2 разъема 8pin, то сейча уже топовая идет с ОДНИМ разъемом 8pin. пройдет несколько поколений - и что для топа что для обычной разница в ТПД будет копейки, так что это не проблема.
    А люди выберут тот который будет оптимальный - который и тащит и недорогой и ТПД небольшое. Ибо и щас вон Титаны есть и двучиповые радики - и чо все повально на них сидят? Нет сидят на середняках - потому что на все хватает и оптимально. И в будушем встроенка как раз будет середняками. )
  • 0
    vidgin
    Хы, ну во первых уже 8 лет назад встроенка уже кое что из себя представляла, а во вторых ноуты и с дискретами шли ))
  • 0
    seriypes написал:
    тут немного не так. Даже супермощные чипы стали меньше жрать.

    я говорил про тепловыделение, а ты про потребление энергии. Это конечно взаимосвязанные вещи, но разные. Да, современные видеочипы потребляют меньше энергии, но греются лишь слегка поменьше.
    Опять же, сколько бы мы не уменьшали техпроцесс, полностью решить вопрос с тепловыделением в топовым картах мы вряд ли сможем.

    seriypes написал:
    Ибо и щас вон Титаны есть и двучиповые радики - и чо все повально на них сидят? Нет сидят на середняках

    вот ту категорически не согласен. Титан - это не хай-энд видюха, это ТОП видюха. хайэнд - это 980 обычная. 970 это между хай энд и миддл. А есть еще большой выбор в среднем сегменте (950-960) и в лоу. Титан - это порше в мире компьютеров. Он специально делается для самого высокого сегмента цен и не является представителем хай-енд класса. Это можно сказать внеклассовая видюха, чтобы некоторые игроки могли мериться пиписьками. ))
    Чем я руководствуюсь в такой классификации? Я с видюхой 970 играю в современные игры на высоких, иногда средних настройках. Отсюда и мой вывод: моя видюха среднее между миддл и хай решением. 980 позволяет выкрутить всё на высокие настройки. И т.д.

    ИМХО:
    На самом деле, я считаю, что у встроенных видеочипов нет шансов заменить дискретные карточки на текущих технологиях построения чипов. На сегоняшний день используется двухмерная структура. И при таком раскладе создавать слишком большие чипы крайне невыгодно опять же с температурной точки зрения. Я щас буду говорить именно о мидлл-хай железе. Пару лет назад уже была изобретена технология Трехмерной структуризации транзисторов. Но почему то до сих пор ничего не слышно о том, чтобы продвинуть ее в массовый коммерческий сегмент.

    Поэтому единственный шанс,что все видюхи (даже миддл-хай) будут делать встроенными - это кардинальная смена технологий в этом сегменте. До тех пор, как бы энергопотребление не падало, как бы техпроцесс не уменьшался, всегда будут производительные дискретные решения с активной системой охлаждения и лоу решения с пассивной.

    Что ты об этом думаешь?
  • 1
    не читал, но понял, что бред
B
i
u
Спойлер