Чему большим играм стоит научиться у мобильных коллег

Среднестатистический «хардкорный геймер» питает к мобильным играм примерно те же чувства, что отечественные зрители зимней Олимпиады к кёрлингу или слоупстайлу. Что-то популярное и где-то заметное, но, чёрт возьми, кто все эти люди и что они делают? Всевозможные раннеры и фермы, заполонившие маркеты, кажутся любителям «Ведьмаков» ерундой, не заслуживающей внимания. Отчасти это мнение справедливо, но списывать мобильный гейминг ни в коем случае нельзя. За годы существования эта индустрия выработала несколько интересных формул, которых на полях видеоигр попросту нет — или есть, но в сильно урезанном виде. А между тем, какие-то элементы из мобильных игр могли бы здорово помочь старшим братьям. Мы собрали четыре примера.

Система обучения

Так, не надо морщиться, мы понимаем, что вы не нуждаетесь ни в каких подсказках, и 15 лет назад, гоняя на пузатом мониторе Icewind Dale, прекрасно обходились без советчиков. Но если консоли хотят достучаться до каждого (а они хотят), неплохо бы посмотреть на пример малоэкранных коллег. Ведь там система обучения доведена до совершенства.

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

Грубо говоря, в мобильных играх обучение бывает трёх видов: когда правила объясняются волнами текста (любимый приём разработчиков RPG на PC), когда подсвечивается объясняемый элемент интерфейса, и когда блокируется весь экран, кроме одной нужной кнопки. Не скроем, последний вариант может раздражать — хочется уже поиграть, а тут полчаса водят за ручку, вкрадчиво рассказывая, как надо построить сарай (а то сам не знаю!). Но если всё сделано ненавязчиво и в то же время информативно, почему бы не взять за пример? Пригодится многослойным играм — последний Deus Ex был бы гораздо приятнее, если бы вместо полотна из текста и затянутых роликов игрока встречал нормальный туториал с активной подсветкой необходимых клавиш или кнопок. Вот, парень, чтобы надеть на пистолет глушитель, сделай так. Ещё можно вспомнить начало Wolfenstein: New Order — неизвестно, сколько людей не дослушали историю Блажковича, потому что не смогли в горящем самолёте перекрыть трубопровод шестого двигателя.

Частые апдейты и техническое состояние

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

Что случается через неделю после того, как выходит заметная мобильная игра? У неё появляется апдейт, добавляющий что-то классное. Что случается через неделю после того, как выходит заметная компьютерная игра? У неё появляется восьмигигабайтный патч, исправляющий вылет игры под Windows 8.1 (актуально только для видеокарт GeForce GTX 1060-1080). Почему в CSR Racing 2 новые кубки и турниры рождаются чуть ли не каждый день, а разработчики Destiny расщедриваются на свеженький контент только раз в пол года? Разумеется, производство обновлений (особенно крупных) для консолей и телефонов — вещи ощутимо разные, на одно согласование патча в PlayStation Network уходит не менее недели. Но ведь можно авторам межгалактических хитов выпускать в первый месяц жизни игры не только технические заплатки и патчлоги к ним. Нет, от платных дополнений через две недели после релиза стоит отказаться.

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

А ещё давайте заглянем в ближайшее будущее. Прыгнем в начало октября, когда появится FIFA 17 и FIFA Mobile. Первая обойдётся вам в пару тысяч рублей (и миллион нервных клеток), вторая в ничего. У FIFA 17 много сильных сторон — в частности, будет настоящий сюжет, но совершенно очевидно, чем займутся все игроки: будут долбить мяч в Ultimate Team. В режиме, где один вариант онлайн-сезонов и условно киберспортивный кубок, из которого вы вылетите мгновенно, если не проводите на виртуальных полях по пять часов в день. В FIFA Mobile же обещается глобальная карта в духе последней NFS, и глобальные же турниры — что-то подсказывает, что в плане разнообразия там всё будет куда лучше.

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

С технической стабильностью тема отдельная. Вот уж где всяким Ubisoft брать пример (с Gameloft, ха-ха). Когда последний раз у вас зависало игровое приложение? О’кей, а если отбросить безымянные куски кода из недр Google Play? Когда у вас тормозила мобильная игра? Когда вы застревали в текстурах, жаловались на неработающие скрипты и наблюдали обглоданные каркасы людей? Понятно, что вылизать мобильный тайтл гораздо проще, нежели новую часть Assassin’s Creed, но ведь «большим» компаниям есть куда стремиться, верно?

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

Инновации и смелость

Мобильные игры можно бесконечно ругать за засилье match-3, армию клонов Clash of Clans и тонны трёхкопеечной ерунды про «нажми на кнопку, получишь результат». Но давайте вспомним, когда вы последний раз искренне удивлялись, играя на смартфоне. Не напрягайтесь, мы уже несём подсказку — в середине июля, когда поймали Пикачу на засекреченном объекте. А теперь выудите из памяти, когда вы удивлялись, играя на компьютере… лет 10 назад?

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

Как бы кому сейчас ни было грустно, но мобильные — последняя рабочая платформа (VR пока ещё не рабочая платформа), где можно действительно наткнуться на нечто абсолютно новое. Да, это надо найти, выловить среди широкого потока вторичной мути. Но алмаз будет сверкать, будь это FRAMED, Does Not Commute, Ridiculous Fishing или что-то такое же, сравнимое лишь по яркости сияния.

Авторы компьютерных блокбастеров тем временем либо успешно копируют друг друга, либо эксплуатируют старые идеи, которые в силу короткой памяти коллективного бессознательного кажутся чертовски свежими и новаторскими. Собственно, в этом нет ничего плохого — кто не любит новый DOOM, у того нет сердца. Но если вы хотите увидеть нечто действительно инновационное, то консоли и компьютеры — последнее место, где это надо искать. Там принято играть по старым правилам.

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

Ощущение праздника

Пожалуй, никто и ничто не умеет так хвалить за проделанную работу, как передовая мобильная игра. Следите за руками: вы собираете три монетки, строите дом, прокладываете дорожку и… ААААА, ДА ТЫ КРАСАВЕЦ, ДЕРЖИ ВТОРОЙ УРОВЕНЬ, НУ МОЛОДЕЦ КАКОЙ, ЧУВАК!!! Всё сопровождается фейерверками, сполохами и авиашоу; будто попали на локальный День города, празднуемый в своём смартфоне. Естественно, когда уровень, так скажем, комплиментов сильно превышает уровень вложенного труда, подозреваешь неладное. Словно ты годовалый ребёнок, и хвалят, что знаешь, как говорит собачка.

Но ведь в больших играх нет и этого! Можно спасти планету, разгадать вселенский преступный заговор, поставить в гараж третий «Ламборгини» — и максимум, что сделает игра, это три строчки текста и 3200 очков опыта. Спасибо, конечно, но я же герой...

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

Чтобы получить экспертное мнение, мы обратились за комментарием к Леониду Сиротину, независимому разработчику, бывшему генеральному продюсеру компании Game Insight. Леонид выделил три пункта, которые могли бы перенять «большие» авторы у «маленьких»:

Снизу вверх: чему большим играм стоит научиться у мобильных

1. Забота о пользователе. Так называемые большие игры часто грешат скверно сделанными туториалами (см. последний Deus Ex, например), чудовищными интерфейсами (см. крафт в Fallout 4), техническими проблемами (см. любой свежий релиз на ПК). В платных играх нет тщательной работы над конверсией пришедшего пользователя в активного игрока, нет скрупулёзной работы над статистикой прохождения разных этапов игры — всего того, что служит ежедневной рутиной мобильщика.

2. Частые апдейты. Это касается как того, что написано выше — постоянного улучшения текущей игры — так и добавления нового контента. Традиционно у больших игр дополнения выходят довольно редко, и их общее количество невелико (исключение игры, которые становятся предметом интереса модмейкеров, как, например, «Скайрим»). Джентльменская частота обновлений в мобильных — раз в одну-две недели. Понятно, что если мы говорим о дополнении уровня «Кровь и вино» в последнем «Ведьмаке», мы обсуждаем утопию — это огромное количество контента и трудозатрат. Но даже там можно представить, чем порадовать игрока почаще.

3. Унифицированность игрового опыта относительно аппаратной конфигурации. Требования больших игр к «железу» диктуют массу компромиссов, на которые идёт разработчик, чтобы заставить игру, создавшуюся в расчёте на топовую или близкой к ней конфигурацию, идти на широком спектре аппаратных конфигов. В результате игра, запущенная на топовых настройках, и игра, запущенная на низких — это визуально две разные игры. Мобильным разработчикам тоже приходится иметь дело с сильными и слабыми устройствами, однако там мы никогда не наблюдаем такой драматической разницы.

Естественно, никто не предлагает перенести мобильные правила на экраны телевизора — у больших много плюсов и недосягаемых высот. Но пора уже перестать делать вид, будто соседняя отрасль заражена какой-то инфекцией. Из мобильных игр можно черпать идеи, ведь многие деятели индустрии, имена которых будут на слуху, начинают именно с них. А значит,  «правила игры со временем изменятся», хотите вы того или нет.

Нравится9
Комментарии (14)
  • 20
    Чему большим играм стоит научиться у мобильных коллег

    Нечему
  • 12
    Система обучения
    Частые апдейты и техническое состояние
    Инновации и смелость
    Ощущение праздника

    С добрым утром. Всё это десятилетиями есть в нормальных пк играх. Про праздник так вообще полный бред. Для нормальной игры уже простое нахождение в ней и получение удовольствия от геймлея, графики, атмосферы и тд уже праздник. В ссаных мобилках приходится разрабам делать хлопушки и фейерверки чтобы создать иллюзию праздника в примитивной и скучной игре.
  • 15
    Ага, научились... донату. Мобильные игры - зло. И ничего хорошего они не принесли.
  • 7
    Мобильные игры - это позорное дно, пропитанное отвратным или однокнопочным управлением и замаринованным донатом. Это то, от чего нужно бежать как от огня.
  • 6
    Читаю такой, не уж то наконец авторщина... ага размечтался.
  • 1
    Аномел Суна
    Да, особенно Mail.ru
  • 1
    Basse
    ещё больше доната))
  • 1
    Anonimous777
    У моего любимого поставщика фейковых почт есть мобильные игры?
  • 1
    кому у кого еще поучиться надо
  • 1
    Не считаю мобильный игры за игры, в таких играх никогда не используется больше двух пальцев.
    Разве что вспоминаю, когда на java выходили игры типа might and magic 2, какой-нибудь die hard, xiii, gravity defied и т.д. В основном были просто маленькие и коротенькие игры, но зато с нормальным геймплеем. без дрочильни, без доната, без привязки к онлайну, практически бех рекламы и т.д.
  • 1
    еще учится у однокнопочной дрочельне, где все ништяки за донат даются. раньше хоть на кнопочных телефонах реально игры были, без доната, с геймплеем и смыслом
  • 1
    Правильнее сказать чему большим проектам научиться у инди.
  • 0
    В планшетном гейминге есть только один плюс. Порты великих ПК игр прошлого с поддержкой геймпада или умным взаимодействием тачскрина в стратегиях и рпг с видом в перспективе. В больничке и на работе залипаю на 10.1 дюймовом планшете.
  • 0
    Самые лучшие игры в которые я играл на мобильнике были портированы с PSP, или запущены на эмуляторе GBA.
B
i
u
Спойлер