Dex - Лабиринт отторжений

На протяжении игры в Dex мнение о ней проходит через стадии: отрицание, принятие, ненависть. Поверхностное полуторачасовое знакомство своим звериным оскалом может даже отпугнуть случайного игрока: безобразно, криво, муторно, плоско. Нет, конечно, мелькнёт — мелькнёт ещё! — под оскалом улыбка, но это потом, а запрягает Dex долго. Роскошь для эпохи поголовного культурного one night stand.

У нас ведь как? Потанцевали — и к тебе (или ко мне). Ухаживания? Притирание друг к другу? Полноте! Смотри, Dex, сколько вокруг альтернатив — а ты ломаешься. Потому что на десять игрушек по статистике пара часов в неделю, работы завал, ты мой бэклог видела, Dex, видела?! Но Dex ломается, кокетничает. Выпячивает вредный характер. Не даёт…ммм… Оценить себя во всей красе на первом свидании. Отвращает от себя всячески: трудно, говорит, меня полюбить. Налево пойдёшь — в геймплей попадёшь, направо пойдёшь — сюжет найдёшь. Вернее, не «попадёшь» и не «найдёшь»: «наступишь». Не ототрёшься.

Небо над местным Фрипортом — цвета прозы Сергея Лукьяненко (это не комплимент). Спотыкаешься на каждом повороте сюжета, размышляешь, что сейчас перед тобой такое вынырнуло: плагиат или просто настолько заезженный штамп? Геймплей? А вот: бродит по местному Фрипорту синеволосая девушка-паралитик: пока идёт-бредёт-качается, вздыхает на ходу — ещё терпимо. Но как до драки доходит — туши свет.

Боевая система в Dex — наказание и пытка ни в чём не повинного игрока. Вот рукопашный бой: слабые удары, неудобные увороты. Получающему по морде врагу ничто не мешает свалить героиню на землю ударом ноги в живот прямо посреди комбинации — и блок не поставишь. Сама героиня с каждым ударом немного смещается вперёд, рано или поздно её кулаки начинают пролетать мимо цели. Пока развернёшься, опять же, получишь по голове. Больно. Если врагов окажется два или три — ну, плачь. Что ещё остаётся? Лечение тут дорого, особенно в начале.

Вот стрельба: с неудобным прицеливанием, никакой мощностью выстрела. И, самое главное, зашкаливающей стоимостью боеприпасов: 120 баксов за патрон, когда средний заработок за побочный квест в начале игры — долларов 300? Могло бы сработать, если бы действовал принцип «один выстрел — один труп». Но тут четырёх-пяти выстрелов в дурную башку требует даже голодранец в майке-алкоголичке, так что не вариант. Да, примерно во второй половине игры от денег начнут лопаться карманы — но если уж игрок до этого момента дополз, значит, научился выживать и без огнестрела (примерно как дорогой читатель в собственном спальном районе).

Получается, что на этапе знакомства от Dex «отвалится» не меньше трети потенциальных игроков, удержав лишь крепких хардкорщиков и самых голодных поклонников киберпанка (последних задержит, как минимум, огромное количество отсылок к соответствующей культуре). И лишь перед ними игра начнёт раскрываться, буйным цветом расцветут две составляющих: одна — естественным путём, другая — несколько извращённым.

Естественным — это про побочные квесты: окажется, что в Dex отличные задания, практически на уровне настоящих RPG. Есть разные пути выполнения (ещё не 100% «уговори, укради или убей», но достаточно близко): можно атаковать в лоб, можно пройти «стелсом», можно попытаться провести переговоры с нужными людьми. Есть какой-никакой отыгрыш роли: особого влияния на сюжет он не окажет (привет, цветные концовки из сами-знаете-откуда), да и уровень сценария не сильно выше основной сюжетной линии. Но уже за саму возможность побыть циником-плохишом и предать/продать чуть ли не каждого встречного — спасибо.

Извращённым же путём — это про обруганную выше боевую систему. Нет, лучше она не станет, а справиться с ней поможет только прокачка. Причём, из четырёх вариантов развития персонажа три окажутся бесполезны: рукопашная остаётся кривой даже с дополнительными приёмами и уроном, стрельба тоже остаётся кривой потому что она крива в принципе, и подросшая линейка здоровья также жизнь не сильно облегчит. Остаётся хакинг.

Хакинг тут — мини-игра, которая меньше всего напоминает процесс взлома: этакий упрощённый вариант игры в жанре twin-stick shooter. Управляем своеобразным корабликом (атакующая программа), в буквальном смысле расстреливаем вирусы-файерволлы и прочие элементы защиты. Периодически приходится взламывать целые системы, чтобы выкрасть данные — тогда карта превращается в целый лабиринт. Второй вариант хакинга — взлом в реальном времени: видеокамер (чтобы не подняли тревогу), пулемётов (чтобы атаковали не нас, а врагов), электронных имплантов в головах противников (чтобы на несколько секунд их оглушить). Именно этот вариант делает игру проходимой: вместо мучений с поединками, мы «глушим» противника и спокойно душим его. Либо — если задушить нельзя — бьём оглушённого, тут же снова глушим, снова бьём. Пока не упадёт.

Удивительно, но процесс «преодоления нечестной сложности» оказывается самой интересной частью игры. Пока ты мелок и слаб, преграды встают перед тобой донебесной гранитной глыбой. Разбирать её приходится по кусочку: пойти в один край карты, найти отряд бандитов. Подкрасться к одиночкам и свернуть им шеи, обчистить карманы. Удрать от толпы, отяжелев от застрявшего в ягодицах свинца. Употребить аптечку, продать награбленное, купить имплант, позволяющий дышать в загазованных помещениях. Убежать на другой край карты, проникнуть на заброшенную химфабрику, стянуть пару склянок с опасными химикатами, толкнуть на чёрном рынке. Купить имплант, усиляющий атаку. Вернуться к негодяям и добить оставшихся в живых после предыдущего налёта.

Прогресс ощущается буквально: каждое очко прокачки, каждый имплант, каждый новый костюм выстраивают из беспомощной героини Dex богиню из машины (D/eus/ Ex — кто ещё не догадался). И, в совокупности с увлекательными побочными заданиями, на несколько часов игра оказывается способна подарить чистое, незамутнённое счастье.

Предупреждаю: счастье закончится раньше, чем игра. В какой-то момент в округе не останется соперника, способного хоть как-то навредить героине. Не останется сложностей в хакинге. Но это не значит, что соперники и хакинг тоже закончатся: просто испытания превратятся в неудобную рутину, которая будет тянуться ещё несколько часов. Финальные задания сведутся к перескакиванию из одного участка карты в другой и обратно, к долгим поездкам на лифте и раздутым пустым трёпом диалогам. Бродя, ковыряя беспомощных, но стойких к урону врагов, проходя 30-й хак-лабиринт, начинаешь ненавидеть то, что ещё недавно доставляло столько удовольствия.

ВЕРДИКТ
Dex — это когда таланту не хватает практических знаний. Плюсов — ощущения прогресса, отличных побочных заданий, грамотно встроенных элементов «метроидвании«, запоминающейся музыки и стильного арт-дизайна — хватило бы для оценки «сильно выше среднего». Однако закон психологии гласит: «лучше всего запоминается начало и конец», с чем у Dex огромные проблемы. Что ещё хуже, для игры это уже «вторая попытка»: Enhansed Version могла бы стать работой над ошибками, оформить плюсы из задатков в однозначные достоинства. Не стала.
Нравится16
Комментарии
    B
    i
    u
    Спойлер