И твою маму тоже. Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Недавно мы писали, что больше половины геймеров в онлайн-играх так или иначе сталкиваются с негативом и издевательствами. Надо признать, этот факт весьма точно иллюстрирует положение дел в игровом сообществе. По какой-то причине агрессия и предвзятость стали для него нормой, а травля и троллинг превратились в обыденность. Авторитетные заявления типа «мобильные игрули — это для лохов» и «азаза консольщики в пролёте» мы наблюдаем в комментариях регулярно. Что уж там, дорогие читатели, велика вероятность, что вы и сами не брезгуете такими формулировками. Критик ведь нынче каждый.

Но что вынуждает нас раз за разом в грубой манере высказывать своё невероятно ценное мнение? И почему некоторых хлебом не корми, дай только публично назвать League of Legends «отстоем для девочек»? Откуда берутся хейтеры, в конце концов? За ответами мы обратились к практикующим психологам. И если ненависть — это то, что помогает вам просыпаться по утрам, самое время разобраться в себе.

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Слева направо: Алексей Карачинский, Александр Данилин и Екатерина Шумакова.

Наши эксперты:

  • Алексей Карачинский — психотерапевт, психолог, член Украинского Союза Психотерапевтов, общественный деятель, автор онлайн-курса «Основы критического мышления» и ряда научных публикаций, ведущий образовательных каналов
    Спойлер
  • Александр Данилин — психиатр, психотерапевт, нарколог, писатель, член Международной ассоциации психоаналитиков, автор проекта
    Спойлер
  • Екатерина Шумакова — практикующий психолог, психоаналитик, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии, автор образовательного канала
    Спойлер

 

Хейтер, хейтер, патипупер

В холивары мы зачастую ввязываемся в ущерб душевному равновесию, забывая об элементарном правиле сетевого этикета: «это Интернет, детка, здесь могут послать». Но вот что примечательно — порой на негатив людей толкает одно только упоминание конкретного бренда. iOS или Android? Dota 2 или LoL? Консоли или PC, наконец? Деление на враждующие лагеря — любимая народная забава. Однако предметы подобных споров далеки от вопросов жизни и смерти. Почему же мы готовы порвать на себе последнюю рубашку, лишь бы макнуть оппонента в грязь?

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

«Существует такое когнитивное искажение — склонность к подтверждению своей точки зрения. Она-то и мешает нам мыслить объективно. Ведь многое в этом мире мы видим сквозь призму наших убеждений. При этом людям очень важно ощущать какую-то принадлежность — таким образом они не чувствуют одиночества, становятся как бы более цельными. И неважно, футбольных фанатов мы обсуждаем, или национальную идентичность. Есть определённая общность — те же владельцы Android или обладатели iPhone, например. Всё, что можно расценить как угрозу их убеждениям, провоцирует симметричную агрессию», — Алексей Карачинский.

«К величайшему сожалению, простейшим способом самореализации для большинства становятся капризы. Тянется это ещё с самого детства. “Не буду кашу, буду конфету!” — говорит ребёнок. Оценка по принципу “это мне нравится, а это не нравится” — детский, не требующий усилий, способ выражения себя, собственной значимости. Многие до старости считают подобные капризы единственным способом самовыражения», — Александр Данилин.

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

«Фрейд отметил интересное явление, которое назвал “нарциссизм малых различий”: похожие для внешнего наблюдателя народы недолюбливают друг друга и щедро приписывают недостатки другой группе. Здесь включается механизм проекции: то, что мы не хотим видеть в себе, мы бессознательно переносим на кого-то, похожего на нас, и затем всячески выражаем своё неодобрение этому внешнему объекту, делаем вид, что не имеем и не хотим иметь с ним ничего общего», — Екатерина Шумакова.

 

На заборе тоже написано

Возьмите любой популярный ресурс о видеоиграх и проанализируйте пользовательские дискуссии. На некоторые темы аудитория реагирует с тем же энтузиазмом, с каким бык — на красную тряпку. Ubisoft принято ненавидеть за вышки, Valve — за шапки, а Electronic Arts — за меркантильность. Каждое обсуждение крупных разработчиков неизбежно сводится к набору стандартных и скучных претензий. А редкие попытки аргументации обязательно тонут в потоке вздора, который можно без потери смысла заменить на «здесь был Вася». К слову, если верить психологам, именно так переводятся на язык разума ёмкие комментарии «скатились» и «отписываюсь».

К категории надписей на заборе относятся и шуточки про Xiaomi. Разбираться в деталях вопроса, объяснять свою позицию предпочитают единицы. Зато съязвить об устройстве, которое и в руках-то не держали, хочется всем. Что это: дефицит критического мышления или банальное желание быть замеченным?

«Пустые негативные комментарии создают так называемый эффект участия. Человек вроде как приобщился к обсуждению, а КПД его вклада тем не менее равен нулю. Это тоже типичная потребность в принадлежности — третья ступень Пирамиды Маслоу», — Алексей Карачинский.

«Один из основоположников когнитивной психологии Альберт Эллис писал, что всем людям с детства присущи три основных иррациональных убеждения или требования. Первое требование — к себе самому: “Я единственный и самый лучший, и, поэтому, я, в отличие от всех остальных людей, должен добиться успеха и как можно быстрее!”. Второе требование — к другим: “Все должны меня любить, понимать и признавать мою значимость (просто потому, что я самый лучший априори)”. Ну а последнее — к жизни вообще: “Я должен всегда получать то, что я хочу и не должен получать того, чего не желаю. Если я не получу того, чего хочу, я сойду с ума! Комментарий вроде “iPhone — дерьмо” — попытка без усилий продемонстрировать собственную значимость. Чем более популярна тема (или гаджет), тем больше отзывов подобного рода в ней окажется», — Александр Данилин.

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

«С агрессией вот какая штука — для её выражения не нужна веская причина, хватит самой агрессии и мало-мальски подходящего повода, за который можно зацепиться. Конечно, дело не в том, что человек изначально ненавидит какого-то разработчика игр. Он может ненавидеть своего начальника, но не иметь никакой возможности выразить своё неудовольствие по объективным причинам или в силу характера (агрессивные в Сети люди вполне могут оказаться тихонями или, наоборот, людьми с высокой агрессией, которым не хватает её реализации в обычной жизни). И тогда срабатывает бессознательный механизм смещения: “Я ненавижу тех лузеров, которые играют в эту гламурную блондинистую игрушку. Зато теперь мне легче терпеть босса”, — Екатерина Шумакова.

 

Вы всё врёте!

Не менее распространённый объект направленного хейта — игровые журналисты и известные медийные персоны. Этой братии принято приписывать многие смертные грехи, но первый и главный среди них — корыстолюбие. Каждый позитивный обзор на игру или девайс собирает традиционную порцию обвинений в продажности. А уж если автор в своём материале кого-то аргументированно обругал, видать, его крепко обидели на секретной раздаче гонораров для прессы. Спрашивается, откуда такая паранойя?

«Обвинения всех вокруг в недобросовестности — всего лишь простейший способ доказательства своей уникальной значимости. Сравните такие утверждения с иррациональными требованиями по Эллису, и вы всё поймёте. Современный псевдопатриотизм того же рода. Когда я работал на радио, достаточно было упомянуть в эфире Эриха Фромма или Зигмунда Фрейда, как в редакцию звонили с руганью и жалобами на то, что я “шпион мирового империализма” потому что говорю об “иностранных специалистах”», — Александр Данилин.

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Бывает и так, что причина массового неодобрения кроется в предвзятости и обыкновенных предрассудках. К примеру, люди, далёкие от киберспорта, любят от души приложить профессиональных игроков за прожигание жизни и праздность, а сам киберспорт расценивают как явление временное, несерьёзное. Стримеров с летсплейщиками критикуют по схожему принципу. Посыл у их недоброжелателей следующий: заводы стоят, а эти, значит, в игрушки свои играются. Неприемлемо!

«Непонимание и неприятие возникают из-за неспособности идти в ногу со временем, со всем новым. “Уважаемый человек” в стереотипном представлении должен быть чисто выбрит, коротко стрижен и, условно говоря, в галстуке. Поэтому тем же матерям сложно принять тот факт, что их сын диджей, например. Тут ситуация аналогичная. Аудитория не может смириться с мыслью о том, что кто-то зарабатывает деньги, играя в видеоигры. Хотя, если посмотреть на уровень стресса, у профессионального геймера он гораздо выше, чем у какого-нибудь заводского рабочего. Когда речь идёт об обычной зашоренности взглядов, что бы вы человеку ни говорили, его убеждения будут только крепнуть. И чем они крепче, тем, к сожалению, менее гибким становится мышление. Доказывать что-то таким людям очень сложно, да и бессмысленно. Когда один из собеседников имеет установку «быть правым», диалог не будет продуктивным», — Алексей Карачинский.

 

Хейтергейт

Можно подумать, что злобные комментарии — безобидный способ разрядки, но иной раз массовые упражнения в остроумии принимают по-настоящему опасные формы. Этой весной Интернет буквально затравил Элли Poуз-Мари Лиocт, которая якобы отвечала за лицевую анимацию в Mass Effect: Andromeda.

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Экспертные мнения доморощенных критиков из Twitter перемежались угрозами расправы и бесконечным потоком оскорбительных мемов. На определённом этапе в скандал пришлось вмешиваться самим BioWare. Они опровергли слухи о причастности девушки к разработке, вот только репутацию ей эта травля подмочила основательно.

«Когда окружающая реальность не соответствует тем самым базовым требованиям, человек начинает чувствовать вину, причём перед самим собой. Вина — неприятное чувство! Древние иудеи избавлялись от неё с помощью “козла отпущения”. Для того, чтобы человек не чувствовал себя виноватым, нужно найти объект, который можно обвинить во всех бедах. В пространстве спора о Mass Effect: Andromeda таким объектом оказалась Элли. Аудитория спроецировала на девушку собственную неудовлетворённость — неудовлетворённость базовых требований к жизни», — Александр Данилин.

«Когда нам скучно жить своей жизнью, когда не хватает определённых эмоций, мы ищем их в чужом опыте. Любой внешний дискурс — новая информация для мозга, обеспечивающая прирост дофамина и позволяющая отвлечься от рутины. Хороший пример — широкое обсуждение передачи “Пусть Говорят” с участием Дианы Шурыгиной. Тогда чуть ли не каждый смог почувствовать себя “экспертом” и в определённом смысле получил от этого удовольствие», — Алексей Карачинский.

Психологи о хейтерах и культуре ненависти

Самой «Андромеде», кстати, досталось не меньше. А ведь игра не так плоха, как её малюют. Кто знает, вполне возможно, именно тролли в ответе за недавнее превращение BioWare Montreal в студию поддержки. Индустрия зависима от мнений, и принцип «собака лает — караван идёт» к ней больше не применим. Не секрет же, что некоторые игровые компании выделяют своим сотрудникам премии за высокие баллы на Metacritic.

 

А судьи кто?

Похожего хейта в своё время удостоилась No Man’s Sky — в Сети провал Hello Games смаковали с каким-то извращённым удовольствием. Естественно, некачественный продукт и завышенные ожидания геймеров — вина самих разработчиков. Но даже Шон Мюррей не заслужил такого ушата помоев, в каком его по сей день полощут микроблогеры и пользователи Reddit. Причём, вот ведь парадокс: рассерженные покупатели давно успокоились, а любителей «хайпануть немножечко» всё никак не отпустит.

«Уровень агрессивности в том числе повышает и общая неудовлетворённость жизнью. В этом механизме нет ничего нового: раньше мужчина приходил с тяжёлой нелюбимой работы, на которой терпел пренебрежительное отношение руководства, и срывался на домашних. Сейчас, как и многие другие части нашей жизни, эта тоже переходит в Сеть. В Интернете можно выражать агрессию анонимно и не нести за это практически никакой ответственности. Надо только выбрать цель. Или лагерь, к которому примкнуть, чтобы “дружить против других”», — Екатерина Шумакова.

«Грубая критика и недоверие по отношению к чужой интеллектуальной деятельности — это, чаще всего, банальная человеческая зависть, подозрение, что кто-то лучше и умнее тебя самого. А так не бывает — я же самый умный! Подобный психический инфантилизм не связан с какими-то заболеваниями и возникает как следствие педагогической запущенности. Это результат отсутствия в нашей культуре минимальной склонности к самоанализу, к “практикам себя”, как сказал бы Мишель Фуко. Люди заинтересованы в том, чтобы жизнь текла “просто так”, сама по себе, и не хотят тратить время и силы, чтобы заслужить любовь и уважение. Вот и остаётся единственный способ самореализации — всё те же злобные капризы», — Александр Данилин.

В финал этой статьи просто напрашиваются призывы жить дружно и мыслить шире, но их не будет. Если не узнали себя в тексте — почёт вам и уважение. Проходите в комментарии и не роняйте монокль, когда наткнётесь там на односложные восклицания и шутки про владельцев iPhone. Должен ведь кто-то проиллюстрировать слова экспертов живым примером.

 

Нравится19
Комментарии (44)
  • 10
    самый угар это когда начали ту телки аниматора "андромеды" поносить в ее твиттере))
  • 22
    Естественно, некачественный продукт и завышенные ожидания геймеров — вина самих разработчиков. Но даже Шон Мюррей не заслужил такого ушата помоев
    Правда? Хотя да, я согласна, ушата все-же маловато. Тут цистернами помои возить надо.
    В финал этой статьи просто напрашиваются призывы жить дружно и мыслить шире, но их не будет
    Не хрен врать и вешать лапшу на уши покупателям, делайте шедевры, не ставьте конские ценники и завозите оптимизацию. Тогда и хвалебные отзывы будут, и продажи хорошие.
  • 11
    Хорошая статья, может меньше срача будет в комментах
  • 19
    Best Hacker

    Здравствуй... наивный человек.
  • 13
    MikuHadsune
    У тебя погон за мат висит. Ты материшься как сапожник? Или какой хейтер вынудил.
  • 11
    сжечь консолоту
    Нуу.... с кем не бывает?
  • 15
    Если не хейтить то потонем в говне
  • 6
    MikuHadsune
    Твой любимый цвет синий? Почему лошадка не розовая? На ПГ любители пони мужского пола всегда постят розовых лошадок.
  • 12
    Бомбардировщик
    Да уже потонули...
  • 9
    сжечь консолоту
    А почему она должна быть розовой?
    На ПГ любители пони мужского пола всегда постят розовых лошадок.
    А как это ко мне относится?
    Твой любимый цвет синий?
    Нет, мои любимые цвета черный и фиолетовый. А лошадка голубая, а не синяя=)
  • 22
    мир скатился в дрисню. люди презирают критическое мышление и наличие собственного мнения

    стадо
  • 2
    MikuHadsune написал:А как это ко мне относится?

    Ну по идее девушки чаще любят все розовое) Мне просто стало интересно-вот и спросил.
  • 5
    сжечь консолоту
    Ну по идее девушки чаще любят все розовое
    Глупый стереотип. Никогда не любила розовое.
  • 3
    MikuHadsune написал:Глупый стереотип

    То что глупый согласен.Но он есть и это факт. А особенно когда у соседки даже кот розовый(красит перса специально каждый месяц-родной цвет белый)
  • 0
    MikuHadsune написал:
    Нет, мои любимые цвета черный и фиолетовый.

    А фукси? Любишь что нибудь цвета фукси?
  • 2
    сжечь консолоту
    Бедный кот, мне его жалко.....
    Нет, это тот-же розовый, только насыщенный.
  • 7
    Честно говоря, нормальная статья в кои-то веке, где за основу взята не фрейдовская шизофазия и очередные похождения британских учёных, а нормальная когнитивная психология.
    По поводу хейтеров, всё верно, такие понятия как "фанбой" и "хейтер" и присущие им поведенческие признаки должны остаться в детском саду, максимум в подростковом возрасте. Но и нормальная критика должна быть, справедливая, острая и желательно конструктивная. Не нужно перегибать палку и в другую сторону и угождать очередной "левацкой партии".
  • 1
    MikuHadsune
    Да кошак выглядит ужасно-напоминает замученного пуделя из цирка .
  • 0
    сжечь консолоту
    Это пасанчик или девушка? мику хадсуни?
  • 3
    Главная функция интернета - давать возможность таким дизморалам и неадекватам, как я, траллить школоту, других неадекватов и быдло. Ибо здесь больше ловить нечего. А без интернета дневную дозу поливания помоями ИРЛ придется увеличивать, за что уже можно и словить люлей от получивших дозу лулзов.
  • 4
    MikuHadsune
    кругом массы кала!
  • 1
    Аномел Суна
    Я думал ты траллишь только успешных людей
  • 1
    Бомбардировщик написал:
    Это пасанчик или девушка? мику хадсуни?

    Ты про пользователя или персонажа Микку Хадвсуньмне спрашиваешь.
  • 0
    Бомбардировщик
    Вот держи ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%83_%..
  • 0
    сжечь консолоту
    про пользователя!
    Лол, пользователь, ну и слово!
  • 3
    Бомбардировщик написал:
    Лол, пользователь, ну и слово!

    Ты тоже пользователь прикинь) А что до микку в профиле написано девушка-а поскольку это интернет то 50\50.Спроси у нее-может в ЛС тебе фото скинет)
  • 6
    Шон Мюррей не заслужил такого ушата помоев
    А киллограммами завешивать уши игрокам, какой крутой мультиплеер, разнообразный геймплей и инновации - это нормально?
  • 1
    Только сейчас перелистывал статью и на второй раз заметил что вперемешку с нормальной наукой есть психоанализ Фрейда. Уберите, не позорьтесь.
  • 1
    Бомбардировщик
    На всякий случай:
  • 3
    Kind Ram
    это может быть подставой!
  • 1
    Gauguin
    это статья для черни
  • 8
    сжечь консолоту
    тут как то был пользователь , в профиле стояла иконка женщины и имя было типа Котёнок Кроха , писала в блогах : "Мальчики, помогите девушке, ми ми ми", потом смотрю в теме на форуме под названием "Ваша самая отмороженная пьянка" пользователь Котёнок Кроха написал :
    Спойлер
    " Как то я обожрался сэма и отпорол старуху соседку, потом обосрался"
    , вот тебе и котёнок кроха!
  • 7
    Бомбардировщик написал:
    Как то я обожрался сэма и отпорол старуху соседку, потом обосрался"

    Спойлер
  • 8
    ПОЧИТАЛ ЦИТАТЫ (ТО ЧТО ВЫДЕЛЕНО КРАСНЫМ )и я в шоке ,они лепят отмазки которые были в обиходе лет 15 назад у нас во дворах ,типа ну что такого ну не получился продукт ,ну где то напи.дели ,что такого то ,будто они нам свои говно игры по 5 рублей продавали а не по 2к ,это хорошо что их просто кроют матом во дворах то били в лицо за такое
  • 9
    Я один забил и не читал? Ибо мне пофиг
  • 6
    MikuHadsune
    Вот-вот, в самую точку вас и обрисовали, даже подчеркивать-то излишне - сами сделали. Чтобы вас "отпустило", возможно, необходимы медикаменты и программа реабилитации. А то ведь так на всю жизнь..
  • 2
    Статья призывает смаковать говно, плохая статья.
  • 3
    Статья хочет сказать нам, что в провалах игр виноваты хейтеры, а не халтурщики-разработчики?
  • 1
    Дети всегда были злыми. Раньше как? Чуть что не так, кричат: я позову папу/старшего брата/дядю, он тебя отделает! То есть изначально требовался некий "щит", чтобы поносить объект ненависти безнаказанно. С появлением интернета детишки обнаглели: ведь теперь их точно никто за это не накажет, можно сколько угодно крыть людей матом и поносить по-всякому. И выхода из ситуации нет. Да, кое-где можно спиногрызов забанить. Но толку? Они найдут другое поле для деятельности.
    Вот если бы им за каждое обидное слово прилетало по заднице ремнём, да ещё болело неделю, наперёд бы каждое слово обдумывали. Мечты-мечты. :)
  • 1
    RAZIEL_
    Ты просто хейтер и статья о тебе, поэтому ты и хейтишь ее.
  • 2
    день прошёл зря, если никого не обосрал)))
  • 0
    quantum break
    Статья рассказывает о том, что у хейтеров развит комплекс неполноценности и они ищут из-за этого кого можно обругать.
  • 0
    Бомбардировщик написал:
    это может быть подставой!

    Ну тогда дно пробито...
  • 1
    Я фигею от этих мозгоправов! На заводе выточил говно - тебе сказали: Ты выточил говно! А ты им в ответ: Это все не заслуженно! Это хейтеры-грузчики виноваты! И еще троих, вот таких нервомотологов в свою защиту призовешь, типа - "давайте об этом поговорим" и они всех убедят, что деталь изготовлена плохо потому, что все кругом агрессивные тролли.
B
i
u
Спойлер