Игровая индустрия современности и проблемы, пришедшие с восьмым поколением консолей

Данный блог имеет прямое продолжение моей прошлой работы. В этот раз тема более общая, не зацикленная вокруг одного лишь Open World'а, но сохраняющая тот же аналитический характер. Скажу сразу — он неутешительный.

Вспомним конец 2013 года. Эта история начинается с того момента, когда берёт своё начало новое и уже нынешнее поколение игровых консолей — PS4 и Xbox One. Казалось бы, повод для радости. Новая, уже сто раз обкатанная на персоналках, архитектура. Солидные объёмы оперативной памяти. "Современное" железо. Огромная аудитория потенциальных покупателей. Можно сказать, есть все условия для жизни, только игры выпускайте и побольше. Однако консоледержатели как всегда понимают всё слишком буквально. А теперь конкретнее с элементами хронологии событий.

Стратегия Microsoft


Фото презентации Xbox One или фото с худшей презентации за всю историю Xbox

С самого начала пиар компании нового устройства, Microsoft презентует на игровой выставке E3 мультимедийный центр, а не игровую консоль. Стремление к полному контролю гостиной и семейной аудитории в частности заводит компанию в дебри амбиций, которые хороши в своей теории, но крайне слабы в реализации. К всеобщему удивлению, промах очевиден. Мало того, что везде говорят о ТВ, так ещё и игр то по пальцам пересчитать. Со старта — сразу в кратер. Но что же делает в этот момент конкурент? Правильно, подстраивается.

Стратегия Sony


В PS4 нет ничего удивительного, но подход Sony был более лояльным и понятным. Поэтому они лидеры на данный момент

Компания держит в тайне все наработки, не раскрывая до последнего не крупицы информации о новой платформе. Буквально за считанные месяцы до презентации, у руководства  нет законченного варианта консоли. Sony решается на дорогостоящий и рискованный шаг — поместить в PS4 8 Гб GDDR5, зная, что конкурент так не поступит. Так как это немыслимый объём памяти типа GDDR5 на 2013 год. И в итоге всё играет японской компании только на руку. Так как Microsoft устраивает пред-показ Xbox One, то первая делает шаг в конкурентной борьбе. В результате разговоры о мультимедийных возможностях никого не воодушевляют. А Sony мотает на ус и прыгает в другую казалось бы крайность. Она даже имеет слоган — "This is for the players". ("Это для игроков" перев. рус.)

Вроде бы всего лишь слоган, а сколько смысла. В нём вся идея рекламной компании PS4. Когда Майкрософт пытается угодить семейной аудитории и семье, то Sony идут по старинке и пытаются угодить самой верной и преданной своему делу части рынка, а именно — геймерам.

Однако и тут мало радости. Несмотря на упор в игры, но по факту на старте всё также, как и у конкурента — скудно. Всё потому, что многие заявленные игры находятся ещё в самой ранней стадии разработки. Но кто же об этом знал? И тут моё лирическое отступление заканчивается.

Проблема 1: "Сырые" игры на старте

Давно не секрет, что оптимизация игр это долгий и трудоёмкий процесс. Лишь мастера своего дела могут выжать из железа максимум с минимальными визуальными потерями. Однако с нынешним поколением консолей всё идёт из вон рук плохо.

Уже на старте в 2013 году консольное железо выглядело устаревшим по меркам современных технологий. Казалось бы, оно и к лучшему. Системные требования не подлетят так уж сильно. Но всё же новые игры умудряются отказываться работать стабильно даже на самых топовых машинах. На консолях же часто можно увидеть счётчик кадров ниже приемлемого на старте.


Задний фон не требует лишних комментариев. Скажу лишь то, что это меньшая из проблем на момент релиза

На данный момент практика допиливания игр после выпуска стала нормой для индустрии. К примеру, Dragon Age Inqusition потребовалось 11 патчей, чтобы устранить большинство проблем игры. Мафия 3 играется совсем тяжело и сыро, так что персонаж даже в зеркалах не отражается, причем это меньшая из проблем. Тот же Batman Arkham Knight был вообще не играбельным на старте у PC-геймеров. И это всё крупные франшизы, с громкими именами. Такой практики в играх ААА уровня я не припоминаю ранее. Отсюда напрашивается заключение.

Вывод первый: Современные издатели игр настолько не хотят терять деньги инвесторов и время, что готовы ради этого пожертвовать качеством итогового продукта. Независимо от того скажется ли это на покупках, репутации компании и прочем или нет.

Проблема 2: Кризис идей 

Разработка игр из года в год всё дорожает. В общем контексте индустрии развлечений, она уступает только кино и телевидению. Если кино и Голливуд в частности давно уже не предлагает ничего нового, то сериалы сегодня переживают настоящий бум.


Однако вирусная реклама фильма в сети сделала ему отличную репутацию для похода в кино. Digital-маркетинг в действии

Разработка средней игры ААА уровня стоит порядка 60-70 миллионов долларов + маркетинговая кампания. Из кино подходящий пример это Дедпул со своими 60 миллионным бюджетом. 

На данный момент в игровом бизнесе всё так же, как и в киношном. Боссы боятся рисковать с новыми франшизами, с новыми IP. Им проще выкатить что-то уже знакомое или до боли изъезженное — за счет этого живет всем известная серия Call of Duty. Она не только приносит прибыль Activision, а ещё кормит и другие внутренние студии издателя. Последние в свою очередь и занимаются новыми проектами. В каком-то смысле это даже рациональная бизнес-стратегия.

Однако есть и неудачные примеры такой практики. Если CoD в принципе развивается, состояние его как на картинке в шапке этой статьи, то к примеру Mafia III это тот случай, как не нужно выезжать на известном имени серии. Игра сыра во всём. Начиная от скриптов, заканчивая  пустым и картонным открытым миром. А идея мести подана хоть и красиво, но клишировано. Та же Mass Effect Andromeda создает впечатления разработки наспех и достаточно серьезными техническими недостатками. Стоит только упомянуть анимации в кат-сценах и у всех начинается изжога. Однако это лишь поверхностная проблема нового блокбастера BioWare. Сюжетная канва слаба и притянута за уши. Команда "Бури" не чувствуется достаточно проработанной и живой, как когда-то было в оригинальной трилогии. Очередная серия идёт под откос.


Остаётся надееться, что если следующей части и быть, то она будет лучше

Ещё одним пунктом проблемы кризиса идей можно отнести переиздания прошлых игр. В этом поколении это сформировалось в такую тенденцию, когда на 5 ремастеров, только два достаточно качественные. Вы спросите зачем их тогда делать? Всё просто. Быстрые деньги за счёт меньших затрат на разработку. К тому же люди любят покупать то, что они хорошо помнят и якобы "готовы переиграть, когда будет свободное время". Так продажи GTA V на некст гене составляют 15 млн. физических копий, а эксклюзив PS4 Uncharted: The Nathan Drake Collection продался в размере 4,5 млн. проданных копий. Разработчики Bulletstorm прямым текстом сказали, что "высокие продажи переиздания покажут заинтересована ли аудитория в сиквеле или нет".

Пожалуй, лучом света в этом тёмном царстве является как ни странно Ubisoft. Да, именно французский издатель не щадит сил и денег на новые проекты, стараясь делать их увлекательными и поддерживать продолжительное время. Однако она такая одна. 

Вывод второй: издателям и инвесторам невыгодно работать и вкладываться в новые проекты. Им проще выпустить очередной сиквел/приквел/спин офф или ремастер уже чего-то известного и на слуху. 

Проблема 3: Вторая жизнь ММО или всё начинается с Destiny

Пожалуй, одной из самых амбициозных и интересных игр презентации 2013 года была Destiny. Ну где ещё можно услышать о совмещении шутерной механики, одиночной компании, сетевых возможностей и ММО? Только в The Division, но о ней было сказано так мало, что даже и упоминать не хочется. Поэтому Destiny неоднократно нарекали "новым опытом в играх" и можно сказать, она стала первопроходцем такого коктейля из жанров. 

Но геймплейно игра не привносит ничего уникального. Это компанейский шутер от первого лица. Сюжет прост и банален. Враги это боты. А локации представляют зачистку уровня. Игрок же в кооперативе с товарищами отстреливает в зоне всё живое, собирая лут. Всё. Раз за разом локации одни и те же. Задания не меняются. Разве что ботов отстреливать чуть тяжелее.

Через два года та же ситуация и с шутером от 3 лица с элементами ММО от Ubisoft. The Division структурно та же Destiny, но вдобавок с PvP зоной. Игра находилась долгое время в стагнации, так как у разработчиков не было чёткого видения структуры мира и геймплея, однако благодаря Destiny Ubisoft увидели в каком направлении стоит развиваться. 

Говоря о геймплее, игры растеряли многое, чем славится жанр ММО. Современные проекты акцентируют внимание на гринде шмоток, забывая о том, что делало такие игры очаровательными, заставляя снова и снова оплачивать подписку, возвращаться в их миры. Но раз уж продажи высокие, то почему бы и нет?

Вывод третий: В итоге сформировалась тенденция создания сетевых игр-пустышек. До боли однообразных, растянутых и неполных. Такие игры не могут существовать за счёт сообщества. Они существуют за счёт выпускаемых дополнений, которые дороже основной игры или эквивалентны ей. В сухом остатке мы получаем Destiny, The Division, Ghost Recon Wildlands, и частично For Honor. Модель "pay - to play" не работает. Теперь она превратилась в "pay — to play — more pay — not so more play..."


Подытожим на том, что сегодня игровая индустрия это Business с большой буквы "B". Тут миллиарды долларов и мы ничего с этим не сделаем. Как бы игрокам не хотелось видеть крупные проекты в лучшем свете, нам не повлиять на продюсеров, инвесторов и прочих руководителей, за чьи деньги игра разрабатывается. Никак, кроме тотального отказа и бойкота проектов. 

ААА-класс переживает не лучшие времена, когда все торопятся отхватить кусок пирога в виде аудитории. Именно торопятся. Игры выпускают раньше положенного, консоледаржатели требуют качества, инвесторы требуют результата в срок. Не всё могут позволить себе независимость и своё слово в работе.

Не стройте больших надежд и завышенных ожиданий. Когда на кону большие деньги, всегда что-то да и идёт не так. Лучше отказаться от практики предзаказов игр. Есть компании-исключения, которые берут в первую очередь качеством. Их немного и они на слуху — Rockstar Games, Naughty Dog, Blizzard. В остальном вы делаете всё только на ваш страх и риск. Всегда старайтесь быть готовыми к худшему, и держать надежду на лучшее.

P.s. Статья была написана мной, сначала её опубликовали на Shazoo, затем здесь.

Нравится15
Комментарии (26)
  • 0
    Ох хорошая статья!
    Согласен, что с приходом консолей. У разработчиков наступил кризис идей.
    И правда игры сравнялись по развлекательности с фильмами по этому делаются все чаще на скорую руку.
    Только один пункт немного смутил.
     издателям и инвесторам невыгодно работать и вкладываться в новые проекты. Им проще выпустить очередной сиквел/приквел/спин офф или ремастер уже чего-то известного и на слуху. 

    Из под Sony много выходят новых идей проекта ААА класса. НО!
    Все они от 3го лица. И чаще всего Шутерное РПГ.
    А Юбисофт молодцы. Постоянно эксперементируют, пускай и в рамках своих же серий, но пытаются развивать франчайзы.
  • 2
    А вот и аналитика подъехала, после "первоапрельских" пустышек, прям глаз радует
  • 1
    s1ash написал:
    А Юбисофт молодцы. Постоянно эксперементируют, пускай и в рамках своих же серий, но пытаются развивать франчайзы.

    Ну, у них 50/50, если положить руку на сердце. Тот же Wildlands пустышкой вышел, я уже не говорю о том, что ему прилепили открытый мир, который там нафиг не нужен. Красиво - да, но наполнение оставляет желать лучшего.
  • 1
    Автор, я могу тебе назвать тучу игр выходящих вот-вот и чуть позже которые просто обоссут твои любимые "Distiny и co"_c_большой_буквы_Б. Это переходные игры от неуверенности издателей и уж точно никто не считает такой Б за норму. Кроме тебя.
    Варианта у издателя в период кризиса 2 - или сворачивать манатки или выпускать игры_тормоза которые замедлят худение издателя - но не более.
  • 5
    Все правильно, с приходом нового поколения стало проблем больше чем с предыдущим. Сырые не оптимизированные игры с кучей багов, множество последующих патчей и DLC, огромные требования железа с графикой 5-летней давности, большие размеры игр, ну и под конец слабые сюжеты в играх, плюс толерантность, продвижение, тьфу на них, гомосеков и других ЛГБТ сообществ. Ну и феминистки сделали свое дело.
  • 1
    Опять необоснованный хейт консолей. Чтож они вам сделали то? Это можно и пиратство на пк сюда за уши притянуть. Разработчики не хотят ничего делать, так как больше половины игр так и не продадутся, а будут скачаны. Да и еще много всего. Тот же Overwatch и CS GO во всех топах. Может зависит ещё от деградации игрового комьюнити?
  • 0
    консоли- это зло,они не дают покоя "Боярам"
  • 4
    Вывод второй: издателям и инвесторам невыгодно работать и вкладываться в новые проекты. Им проще выпустить очередной сиквел/приквел/спин офф или ремастер уже чего-то известного и на слуху.

    Идиотский какой-то вывод.
    И именно по этому Sony вбухивала бабло в новые тайтлы такие как until down, Nioh, Order 1881, Horizon Zero Down и продолжает вбухивать в Days Gone, Кудзиму и Death Stranding? Л-логика?
  • 1
    Близзард брал качеством только до WAR3:TFT включительно, а дальше уже как раз Business.
    Хороший пример компании, которая берет качеством - CD Project, ребята сидят у себя в офисе и пилят хорошие игры, а не затыкают каждую бочку рекламными слоганами и тысячами CG-трейлеров, производство которых стоит over9000$.
  • 0
    DeathW1ng
    Студия выпустила 3 игры. Одна серия: и ту купила у писателя. Плохой пример.
  • 0
    DeathW1ng
    Госпаде... CD Project с 1988 года выпустила 3 с половиной игры. Первые 2 ведьмака вообще никому не нужны были. Но вот 3я стала просто каким то камнем преткновения для всех.
    А у Близов. StarCraft, Diablo, WarCraft, OverWatch и куча ответвлений и это с 1994 года.
  • 3
    Стратегия Microsoft

    Стратегия Микрософт: назвать третью Xbox первой (One),
    а девятую винду десятой...


    P.S.
    Линейка PS все равно лучше, чем Xbox =] Все согласны? )
  • 0
    во всех бедах игровой индустрии опять консоли виноваты? Заголовок огонь!
    Маразм крепчал, деревья гнулись, шиза косила остальных..
  • 1
    zaydatro
    zaydatro написал:
    Да и еще много всего. Тот же Overwatch и CS GO во всех топах. Может зависит ещё от деградации игрового комьюнити?

    Консольное коммьюнити всегда хавало строго то, чем их кормят, просто раньше всякие ммо и ранние доступы на консоли не выпускали а теперь начали выпускать и понеслась.
    Майнкрафт, арк сурвайвал евольвед в топах на консолях.

    Важно понимать тот факт что на консолях выбор игр в СОТНИ РАЗ МЕНЬШЕ (это не утрирование) , чем на ПК.
    ПК аудитория всегда распыляется на тысячи игр - хочешь хот в игры 90х годов играй, в эмули денди, сеги, дос, вий, гейм куб да в чё хочешь. десятки тысяч игр.

    на консолях в это время едва ли наберется тысяча игр, из которых 800 это пиксельное и мобильное инди.
  • 0
    Ну где там срачи диванной пека-илиты пеге и консоле-холопов?!
  • 0
    Бомбардировщик написал:Важно понимать тот факт что на консолях выбор игр в СОТНИ РАЗ МЕНЬШЕ (это не утрирование) , чем на ПК.

  • 0
    s1ash
    Ну они все довольно качественные, просто малоизвестны были до выхода 3-й части.
  • 0
    Все идет от криворукости разработчиков и это только ИХ вина, никого больше - если даже есть непонятки с издателями, то это проблема обоих сторон. Ведь можно сделать хорошо, пропланировать все наперед и подсчитать каждый расход денежных средств на проект и решить, делать проект или нет.
  • 0
    Бомбардировщик
    Ну так и на пк не совсем лучше сейчас ситуация. Весь стим заполонили непонятно какие игры. И в топах там тоже не AAA проекты. Мне впринципе все равно что и как думает, но когда ко всему начинают за уши притягивать бессмысленный хейт это уже ни в какие рамки
  • 0
    s1ash
    зачем ты лепишь везде логотип компании вид?
  • 0
    zaydatro
    zaydatro написал:
    И в топах там тоже не AAA проекты.

    понятие ААА проект уже давно размыто.
    Вот бетман аркхам сити был ААА проект во всех смыслах. Или например ГТА 4.
    А сейчас что у нас там - миррос эдж каталист, андромеда, мафия 3 - эти игры сложно назвать ааа проектами.
    Про всякую японщину типа НИОХ , аутомата я и не говрю - это лютые проекты класса Б.
  • 0
    s1ash написал:
    Ох хорошая статья!

    Поддерживаю. Расписано все правильно. Статья для тех, кто... Ну вы понимаете.
  • 0
    Бомбардировщик
    Ну тут опять каждому своё. И многие игры класса Б, как это ни печально, сейчас намного лучше ААА проектов.
    Но разговор то я начал про необоснованный в большинстве своём хейт консолей. Доходит иногда до абсурда. Скоро во всех земных грехах консоли винить будут. Но это лично моё мнение.
  • 0
    zaydatro
    многие проекты класса С даже не имеют аналогов и кульные, но их называют инди парашей .. :-(
  • 0
    Бомбардировщик
    Ну это уже не ко мне) Бывают такие кому нужны только ААА, и лучше чтобы у игры побольше пиара было. Но и эти игры для своей аудитории, сам в такие играю чтобы после работы мозг не нагружать от слова вообще.
  • 0
    Игроиндустрия развивается. Игр стало на порядок больше. На любой вкус, ну и естественно по качеству разные. Но всегда, для каждого, найдутся свои игры по вкусу. Так что, все нормально.
B
i
u
Спойлер