Игры для взрослых. Почему значок "18+" не спасёт ваших детей

Игры для взрослых. Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

В наши дни почти ни одна популярная игра не обходится без наклейки с предупреждением. «Только для взрослых», «18+», «Присутствуют сцены насилия». Меж тем, суровые воины, закалённые боями, смотрят на нас с обложек, даже не пытаясь стереть кровь с лиц и рук. «У нас тут всё серьёзно, не для малышни», — говорят они всем своим видом. Им будто бы вторят соблазнительно изгибающиеся девушки — «Такого детишкам не понять». Выходит, кровь и жестокость —  темы, до которых надо «дорасти». Но так ли это на самом деле?

Пуритане на страже спокойствия

Мы настолько привыкли к наклейкам с указанным возрастом, что нам кажется, будто они существовали всегда. Но это не совсем так. Как объясняет сотрудник Московского центра исследований видеоигр Леонид Мойжес, теория, согласно которой определенные вещи малышам знать ещё рано, появилась сравнительно недавно — в XIX веке. «До этого времени о возрастных различиях не задумывались, а дети воспринимались как существа, у которых пока ещё не было всей доступной информации о мире, и надо было дать им данные как можно скорее. Сохранились образовательные книги, скажем, XVIII века, предназначенные для отпрысков богатых семей, где подробные описания казней соседствуют с рассказами о городских зданиях и ремёслах. Идеи о запретности информации для детей попросту не существовало».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

Но позднее ситуация начала меняться, поясняет специалист. «В XIX веке с возникновением так называемой Викторианской морали впервые складывается система ограничений и представлений о том, что подобает и не подобает знать мужчине, женщине и ребёнку. Позднее, уже в XX веке, к этим взглядам добавился психоанализ Зигмунда Фрейда. Фрейд, с одной стороны, в чём-то освободил взрослое общество, избавив его от многих ханжеских представлений. Но он же популяризовал идею неочевидного воздействия: вот увидит ребёнок, пока он маленький, что-нибудь этакое, а через тридцать лет у него из-за этого “сорвёт резьбу” — причём без прямой связи между этими событиями».

«Раньше считалось, что если ребёнку постоянно говорить «убивай людей», то он начнёт убивать людей. Фрейдизм изменил эту схему, сделав её непредсказуемой: что-то как-то может негативно повлиять на наших детей, но что и как, сказать невозможно».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

С этой идеей человечество и шло через весь XX век: чуть ли не каждое новое изобретение успело побывать в роли «угрозы подрастающему поколению». Как отмечает Мойжес, в этом обвиняли даже радио. Но им пользовались практически все слои населения, и истерия быстро сошла на нет. Другим развлечениям, популярным среди молодёжи, повезло куда меньше.

Ещё в 1930-х американские цензоры, опасаясь морального разложения населения, обязали кинематографистов следовать удушающему «кодексу Хейза». Согласно ему супружескую измену, например, можно было показывать только негативно, а священник не мог быть злодеем. В 1950-х годах психолог Фредерик Вертхем заявил, что комиксы про Бэтмена и «Байки из склепа» могут навредить подрастающему поколению — на волне поднятой им моральной паники издатели ввели самоцензуру в виде Comics Code Authority, запретив показывать любые реалистичные злодеяния или изображать употребление веществ и алкоголя — даже в отрицательном контексте. Тридцать лет спустя знамя борьбы за нравственность подхватили американские мамочки во главе с Типпер Гор, решившие выступить против рок-музыки и рэпа. А ещё через десять лет добрались и до видеоигр.

 

Толстой и Достоевский — «18+»

В начале 1990-х, когда графика стала реалистичнее, чем на маломощных консолях Atari и NES, причин для возмущения у родителей и учителей заметно прибавилось. Под раздачу добропорядочных граждан попали Mortal Kombat и Night Trap. В первой всех оскорбило то самое абсурдное насилие, за которое школьники, собственно, и полюбили MK. Во второй — девушки в ночнушках (ужас), коротких пижамах (кошмар!) и нижнем белье (подумать страшно!). Американские сенаторы согласились с претензиями и очень быстро дали игровой индустрии понять: если она окажется не в состоянии регулировать себя сама, значит, этим займётся правительство.

Выхода не было : опасаясь правительственной цензуры, издатели сформировали Entertainment Software Regulation Board — орган, отвечающий за оценку игрового контента. Тогда же была принята система возрастных рейтингов. Согласно ей, любое крепкое ругательство, наличие крови, обнажённых тел и сцен, где герои пьют или курят, гарантируют попадание в категорию «M» — то есть, для публики от 17 и старше.

Нет сомнений в том, что создатели ESRB и ей подобных руководствуются благими побуждениями. Но работает ли этот механизм? Ведь даже если ваше чадо не увидит ни одного убийства и капли крови на мониторе, он или она всё равно будут отлично осведомлены о том, что такое смерть и убийства. Хотя бы из школьного курса литературы.

«Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове ... Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь ... Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой»,  — Фёдор Михайлович Достоевский, «Преступление и Наказание».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

Произведения, с которыми ребёнок знакомится во время учёбы, нередко содержат жестокие сцены — кто сказал, что они не могут волновать подростка похлеще некоторых видеоигр? И это не говоря уже о комиксах или сериалах, которыми так увлекается ребятня, о том, что они обсуждают с друзьями и одноклассниками, что видят в новостях. Мы живём в мире, где ежедневно происходят войны, убийства и теракты — и не виртуальные, а вполне настоящие. Чтобы отгородить чадо от подобной информации наверняка, придётся идти на очень радикальные меры.

У возрастных рейтингов есть и ещё один — не столь очевидный — эффект, который не учитывают поборники морали. Вынося употребление алкоголя и табака, интим и убийства в раздел «Для взрослых», цензоры как будто сами указывают — вот чем старшие и занимаются всю свою жизнь. Возраст начинает ассоциироваться с возможностью безнаказанного выносить толпы врагов, пить, курить и материться. Но такое представление мало чем отличается от очень детского и крайне наивного «Вот вырасту и буду есть столько мороженого и шоколада, сколько захочу!».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

Быть взрослым — значит уметь идти на компромисс, признавать свои ошибки и принимать поражение. Но эти и другие качества отнюдь не появляются у нас автоматически, по достижению определённого возраста. Иной подросток способен оказаться мудрее окружающих его старших. А 50-летний по своему характеру и поведению может мало чем отличаться от дошкольника.

 

Не для мальчика, но мужа

Так же, как зрелость не зависит от цифр в паспорте, доступность игры для понимания не зависит от наклейки на упаковке и объёмов пролитой в ней крови. Какие предупреждения не лепи на тот же DOOM, по своей сути он останется очень подростковой историей об убийстве толп демонов — потому, что это круто. Какую суровую рожу не корчил бы Кратос с обложки God of War, она всегда будет немного наивной фантазией о том, как рассвирепевший главный герой оказывается круче всех, даже богов Олимпа. Тут не о чем задумываться и размышлять — эта история понятна и в 5 лет, и в 15, и в 75. Сценаристы Far Cry или Call of Duty тоже любят порассуждать о глубине своих произведений — но они никогда не сводятся ни к чему, что выходило бы за рамки «убей всех плохих парней и перейди на следующую карту».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

А любимый геймерами BioShock стал известен не в силу сообственной брутальности, а благодаря подводному городу Rapture. Его основатель Эндрю Райан стремится создать закрытый от остального мира рай для избранных представителей человечества — художников, учёных, предпринимателей, которым слишком тесно в обычном мире с его правилами и этикой. Но общество, состоящее из одних только гениев, не может выжить — простых работяг, на чьём труде держится обычный мир, тут нет. Запрет на торговлю с внешним миром и отсутствие моральных ограничений приводят к тому, что в Rapture процветают не творческие личности, а бывший преступник Фрэнк Фонтейн. Он наживается, продавая жителям необходимые товары через черный рынок, а затем — наркотическую сыворотку АДАМ. Беспринципный барыга, не гнушающийся убийствами и экспериментами на людях ради извлечения прибыли — вот кто оказывается воплощением стремлений Райана, вот кого порождает его общество.

Конечно, суть конфликта поймёт каждый. Но чтобы по достоинству оценить BioShock, потребуются знания экономики, истории, политической мысли первой половины XX века — или, на худой конец, хотя бы примерное представление о том, кто такая Эйн Рэнд и чем она известна. Конечно, пройти игру отсутствие этих сведений вам не помешает, но вряд ли вы получите то же удовольствие. А наличие нужной информации никак не коррелирует с возрастом; можно быть эрудитом в 15 лет и абсолютным неучем в 40.

Один из главных хитов последних лет, The Last of Us — это простая история о путешествии отца и (почти что) дочери через разрушенный мир. Сюжет не таит в себе поворотов, размышлений о политике, философии и истории. Однако понять страдания герое смогут только люди, которым эта история будет близка: те, кто пережил нелёгкие расставания с любимыми. Для того, чтобы вникнуть в происходящее, не нужно быть титаном ума. А вот для того, чтобы осознать, почему персонажи ведут себя именно так — нужно иметь хотя бы немного жизненного опыта и представлений о человеческом характере.

 

Подумаем о детях?

Так не стоит ли вовсе отказаться от возрастных рейтингов, ограничений и прочего? «Конечно, какой-то смысл в них есть, — отмечает Леонид Мойжес. — Они могут пригодиться не только детям но и взрослым, которые своеобразно относятся к гипер-насилию, эротике, мату — им это неприятно. Другой вопрос — стоило ли включать предупреждение о, скажем, азартных играх в ту же категорию. Я так не думаю — но я никогда не был лудоманом. А люди, которые от этого страдают, наоборот, наверняка благодарны за такую пометку, ведь мини-игры с элементами азартных встречаются часто».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

«Какие-то маркеры, на мой взгляд, полезны сами по себе. Возраст — куда меньше. И уж точно я не вижу смысла в таком количестве частных категорий вроде “17+”, “18+”, “12+” и так далее. Эти наклейки — помощь родителю, который сам не очень в курсе: разобраться, подойдёт ли игра его ребёнку или нет. В любом случае они должны восприниматься как совет покупателю, а не медицинское предписание. Как способ ограничить от гипотетически вредного контента, это просто не работает. Не то что не вредит — а не работает вообще. Зато может создавать отдельные проблемы студиям и издателям».

«Понятно, что идеальный вариант — это когда родитель и ребёнок играют вместе, и старшие могут объяснить происходящее на экране. Возможно, в некоторых случаях они могут что-то и запретить. Но в этом случае лучше руководствоваться знанием собственного ребёнка — например, если он боится пауков, не давать ему игру с пауками. О них, кстати, никогда не предупреждают, а это очень распространённая фобия».

Почему значок «18+» не спасёт ваших детей

Хотя определённую пользу возрастные рейтинги и приносят, в своём нынешнем виде они скорее мешают. Это всего лишь мнение неизвестных вам людей, которые привыкли оценивать лишь визуальную составляющую, не задумываясь о сути. Они видят кровь — и сразу присваивают плашку «16+». А если насилия и прочего не окажется — то даже жуткий психологический триллер, от которого и взрослому станет не по себе, может преспокойно получить метку «для всех». Ведь визуальных маркеров, на которые ориентируются при присвоении той или иной категории, нет — а всё остальное «специалистов» не волнует. Тем более не волнует их качество. Дурная поделка пройдёт сквозь сито экспертной комиссии и попадёт к максимально широкой аудитории. А вот что-нибудь посерьезнее и получше — окажется недоступным из-за несчастной наклейки.

«Многие родители боятся, что видеоигры вредят детям, делают их более агрессивными. Но если ваш ребёнок не обделён родительским вниманием, если у него есть друзья, если он растёт в благоприятных условиях и успевает в школе — то можно вполне спокойно разрешить ему играть в то, что он хочет. Вред от игр, если он вообще есть, будет минимальным,— отмечает психолог Айлин Кеннеди-Мур в своей колонке для Psychology Today. — Хотя, конечно, желательно, чтобы ребёнку было хотя бы 9 лет, а лучше — 12. Именно в этом возрасте формируется критическое мышление».

«Видеоигры похожи на чипсы. Употребление чипсов — фактор, который может, в теории, привести к ожирению. Видеоигры со сценами жестокости — один из факторов, который может негативно сказаться на поведении ребёнка. Очевидно, что питаться одними чипсами и разрешать детям бесконтрольно потреблять жестокие игры — неправильно. Но если мы ведём в целом здоровый образ жизни, то ни пакетик чипсов, ни видеоигра не принесут вреда», —Айлин Кеннеди-Мур, психолог.

Не стоит полагаться на чужое мнение, когда дело доходит до собственных отпрысков. Куда лучше опираться на свой опыт — и не слишком переживать, если узнаете, что ребёнок тайком от вас запускал новый Wolfenstein или Call of Duty. Ведь вы же сами гоняли в DOOM двадцать, а в BioShock — десять лет назад. И с вами ничего не случилось, верно?

Нравится22
Комментарии (38)
  • 12
    Игры выпускают ради денег и это 18+ чисто для вида. Их мало волнует то , что люди могут насмотреться всякой фигни в играх.
  • 19
    Lexa_StarLord
    Ты прав....................................
    Спойлер

    Спойлер

    Спойлер

    Спойлер

    Спойлер

    Спойлер
    Нет
  • 11
    Ваших ? У кого тут личинусы есть ?
  • 4
    Lexa_StarLord
    Отчасти, ты прав но как раз таки ради денег у некоторых играх в разных регионах могут урезать мат/убрать наготу и тд. как раз таки чтобы опустить планку ниже 18+
  • 6
    Нейромонах Мендоса
    У меня много приемных:
  • 6
    Фрейд приди, порядок наведи)
  • 2
    Нейромонах Мендоса
    У меня есть. Это плохо?
  • 9
    Аномел Суна
    Потрачено...

  • 8
    Ваших, не ваших, а прикол в том, что дети идут по самому простому пути. Убить проще, чем не убить. Милосердие - право сильного. А ребёнок слаб, беспрекословно следует за своим детским "авторитетом" и беспредел, который творят дети сами по себе, без влияния каких либо игр, книг и фильмов, любого взрослого отправил бы на нары, лет на 10 и более. За общественно опасное поведение, доведение до самоубийства, изготовление ВВ и ядов, жестокое обращение с животными, воровство и прочие милые шалости, совершённые группой лиц по предварительному сговору. Там уже полный П творится, цензура красит крышу горящего дома, не более того.
  • 6
    Знак качества Убейсофт
    Я больше не играю, честно! Уже 4 день держусь!
  • 2
    В том, что детей значок 18+ не спасает виноваты родители, я живу в германии и тут если ты не выглядешь как взрослый, то у тебя 100% на кассе спросят паспорт(если видно что малой сразу отправят назад и скажут положи туда где взял), если нет 18-ти то не продадут, тем не менее даже здесь дети играют в игры с рейтингом 18+, почему? А потому что родители идут с ребенком и сами покупают ребенку такие игры. Точно такая же ситуация и в америке, где мамаши смотрят как их чадо давит людей в ГТА5, ужасаются и устраивают скандалы в магазинах, даже не задумывясь о том что это их вина.

    На рейтинг продавцам пофиг разве что в рашке, а за бугром только в местах по типу геймстопа где продацу главное продать.
  • 5
    Сам помню, ещё школьником играл в GTA 2, и в остальные части по нарастающей. Но, машины угонять чтото не охота. Самое главное, даже не значок 18+ на играх, а воспитание взрослыми отношения ребёнка к этим играм, имхо. При должном воспитании ребёнок не захочет играть в чтото подобное, либо будет относится к этому как к игре, а не призыву к действию. Я вообще не играл в такие игры как Postal и ManHunt, имхо.
  • 1
    Довольно сложный вопрос и я правда очень сомневаюсь, что один человек может понять политику целого государства, цивилизации (нами управляют далеко не глупые люди)...Но если отрешиться, то можно проследить некую погрешность в поведение многих людей. Самый явный пример, это известный САШКО - ''сейчас я буду устанавливать все игры'', поэтому я считаю значок все таки нужен, а вот дальше должны решать уже родители(опекуны), способен ли их ребенок переварить без последствий, насилие, секс и пр. Ведь каждый человек индивидуален.

    Для тех кто не знает таки Сашко, приложу фотку, искать по словам - ''сейчас я буду устанавливать все игры''
  • 2
    Если не помогает 18+ и ребенок играет в такие игры, то офицерский ремень вылечит сей недуг, нежно приложившись к пятой точке
  • 1
    18+ это только число на которое никто не смотрит
  • 3
    Во что играет ребенок это забота родителей.
  • 1
    Вообще, 18+ действует на детей и тем более подростков(да что там, и на взрослых тоже), как красная тряпка на быка(знаю, быки не различают цвета, прост выражение такое). Их самих значок не остановит, все равно найдут, где взять.
  • 2
    Хотя определённую пользу возрастные рейтинги и приносят, в своём нынешнем виде они скорее мешают. Это всего лишь мнение неизвестных вам людей,

    так же, как и содержание данной статьи.
    Произведения, с которыми ребёнок знакомится во время учёбы, нередко содержат жестокие сцены — кто сказал, что они не могут волновать подростка похлеще некоторых видеоигр? И это не говоря уже о комиксах или сериалах, которыми так увлекается ребятня, о том, что они обсуждают с друзьями и одноклассниками, что видят в новостях. Мы живём в мире, где ежедневно происходят войны, убийства и теракты — и не виртуальные, а вполне настоящие.

    Во-первых, благодаря "замечательной" системе образования, книги мало-кто читает и уж тем более сильно задумывается над содержанием.
    Во-вторых: восприятие реальности войн, терактов и прочих преступлений напрямую зависит от степени приближённости к этим событиям. Чем дальше находишься от войны или места теракта, тем легче воспринимать информацию о них просто в виде набора сухих фактов.
  • 1
    Выгоняешь ребёнка на улицу и всё, проблем нет.
  • 1
    за тем во что играет ребенок
    должны следить родители
    но часто так бывает что они садят его за корч
    чтобы отстал и молчал
    а что он там делает их не колышет
    отсюда и все проблемы
  • 0
    По тому, что возрастное ограничение - это условность.
  • 0
    Чиля
    вообще в россии цензура лютейшая на самом деле.
    тут запрещена реклама сигарет, лбого пива кроме безалкогольного.
    К каждой передаче на ТВ есть рейтинг, типа +16 и т.п., даже если это передача про рыбалку, если в фильме курят то перед фильмом обязательно сообщат об этом огромным дисклеймером
    В магазах спиртное не продают после 21:00 , курево спрятано под прилавок и даже не ясно есть ли вообще курево в магазине и так далее.
  • 0
    TheReds1892
    почему садят именно за корч а не за добротный ПК?
  • 0
    любые игры по сути и есть для детей
  • 1
    Бомбардировщик
    кризис
  • 1
    TheReds1892
    это факт
  • 1
    Бомбардировщик
    Мы тут о играх говорим, а не о телевидении которе никак не проконтролировать(если взрослого рядом нету) и не о алкаголе который ясное дело никлгда для детей и не был предназначен. А игры в рашке всегда были доступны детял, любые игры.
  • 1
    Чиля
    игры доступны в любой стране, лолик.
    Ты думаешь доступ к торрентам в других странах сложнее чем у нас?
    рутор можно открыть в любой стране кроме разве что китая и северной кореи.
    то же самое и стим. там нет регистрации по паспорту и хоть 5 летний может поставить стим и покупать любые игры
  • 0
    Бомбардировщик
    Вот мне интересно как тебя родственики ещё не задушили, ты такой невежа, что от твоей тупости волосы дыбом встают. Ты мой коммент вообще читал или ты рандомно бред пишешь всем кому только можно?
    Я писал том как за бугром игру 18+ ребенок не купит в магазине, то что такие игры попадают в руки детям виноваты родилили и сразу отметил, что беспридел где любой достанет любую игру есть только в рашке(что в магазине, что в интернете), а ты мне как истиный а****т начал писать ааааа у нас тоже там циферки в угру пишут(это не о играх) и алкаголь после 21:00 не продают(это вообще не о детях).

    Сейчас ты опять показывешь своё невежиство и пишешь о торрентах, ты что не втыкаешь что я о магазинах говорю? Ну и так немного инфы для недалеких, 1. за бугром торренты не сильно актуалнны, там за это дело штрафуют так, что скачаешь игру стоймостю в 60 доларов ну или как в моём случае 60 евро и получишь штраф в более чем 1К долларов/евро, поэтому там с этим люди не особо хотят сталкиватся(там в принципе не то что у большинства, а практически у каждого вся их музыва на телефонах куплена во всяких айтюнсах, менталитет другой). 2. ПК со своим стимом за бугром менее актульны чем консоли, так что там в цифре покупают в основном взрослые, от взрослых ясное дело прятать нечего, а вот дети у мамок просят игры и покупают физические копии игр, так что за бугром в 99% случаев когда ребенок играет в игру 18+ в этом виноваты родители, которые не смотрят на то что покупают своему чаду.

    Так что хватить нести бред, темболее не связаный с темой, я просто до сих пор отхожу от твоего "В магазах спиртное не продают после 21:00".... в разговоре о играх и детях..... это уж совсем рука лицо.
  • 2
    Чиля
    нормально ты отмазку накатал простыней, оказывается за бугром дети настолько тупые что знают только о существовании дисков, лол .
    Чиля написал:
    отметил, что беспридел где любой достанет любую игру есть только в рашке

    найс опустил иностранных людей, только в "рашке" оказывается даже дети шарят в торрентах и стимах а за рубежом дебилы которые только могут диск в щель вставлять как обезьяны обученные, жги еще.


  • 0
    Отличный материал!
  • 0
    Turok307
    а на улице наркотики, алкоголь моно в полицию попасть за дело , ну и т.д.
  • 0
    Играю с 6-7 лет. Моей первой игрой был Serious Sam. Тогда убивал монстров пачками, никаких мыслей о подобных убийствах не было. Играл в Vice City где также много ботов убивал. Сейчас 22 года, всё нормально. Игровой мир и реальность не путаю.
    И вообще, что надо принимать, чтобы перепутать реальности?
  • 0
    Бомбардировщик
    Это как посмотреть. Для многих в "рашке" что либо починить своими руками весьма просто, чуть сложнее создать новое, но и это не проблема.
    Забавно, когда человек ждет деталь на замену месяцами, а ты за 5 минут воскрешаешь старую до полного рабочего состояния.
  • 0
    vzglydizugla
    Это справедливо только для тех кто еще закалки СССР когда цвели всякие модельные кружки и прочие юные техники.
    Сейчас очень многие даже зеркало повесить не могут и нанимают специального человека для этого.
    Впрочем повесить зеркало в 10 раз сложнее чем скачать игру с торрента или стима
  • 0
    Бомбардировщик
    Ну я ж говорил, что ты невежа. Как обычно пол коммента прочитал и давай отвечать, да? Вот как тебя родственики ещё не задушили? Вот серёзный вопрос, без шуток и издевательств, ты аутист? Просто прочитав мои комменты и твои ответы на мои комменты создается такое впкчатление.

    Почитай 10 раз может тогда сможешь хоть что-то понять.
    Чиля написал:
    Ну и так немного инфы для недалеких, 1. за бугром торренты не сильно актуалнны, там за это дело штрафуют так, что скачаешь игру стоймостю в 60 доларов ну или как в моём случае 60 евро и получишь штраф в более чем 1К долларов/евро, поэтому там с этим люди не особо хотят сталкиватся(там в принципе не то что у большинства, а практически у каждого вся их музыва на телефонах куплена во всяких айтюнсах, менталитет другой). 2. ПК со своим стимом за бугром менее актульны чем консоли, так что там в цифре покупают в основном взрослые, от взрослых ясное дело прятать нечего, а вот дети у мамок просят игры и покупают физические копии игр, так что за бугром в 99% случаев когда ребенок играет в игру 18+ в этом виноваты родители, которые не смотрят на то что покупают своему чаду.
  • 1
    Чиля
    ты на клее или на бензине торчишь?
  • 0
    Чиля
    Забей, он просто тролль.
B
i
u
Спойлер