Игры про Вторую мировую: дань уважения или пляска на костях ветеранов?

В конце апреля, аккурат к годовщине победы, Activision анонсировала новую часть Call of Duty под кодовым названием WWII. Экшены о Второй мировой всегда привлекали не только геймеров, но и многочисленных критиков. Одним сама мысль о подобных видеоиграх кажется святотатством, других возмущают исторические неточности, третьи считают, что условная Medal of Honor не может научить молодое поколение ничему хорошему. Редакция 4PDA решила отыскать специалистов и поговорить об этичности игр, посвящённых самому кровавому конфликту XX века.

На наши вопросы отвечают:

Алексей Алексеевич Скворцов — кандидат философских наук, доцент кафедры этики философского факультета МГУ.

Алекс Кершоу — военный историк, журналист, почётный полковник 116-го пехотного полка армии США, автор нескольких бестселлеров The New York Times.

Главная задача шутера — развлекать, вызывать у человека эмоции. Но как быть с осквернением памяти павших? Ведь некоторые полагают, что авторы игр о войне превращают чужое горе в аттракцион с отстрелом нацистов. Этично ли создавать подобные произведения?

Алекс Кершоу: Не вижу ничего постыдного, страшного и неэтичного в том, чтобы делать экшены про Вторую мировую. А ещё стрелять по нацистам — это весело!

Алексей Скворцов: Когда кто-нибудь пытается выносить оценки «этично» или «неэтично» каким-либо явлениям или предметам, важно избегать морализаторства — то есть однозначных, безапелляционных суждений, основанных лишь на субъективном настрое.

Компьютерные игры, нравится это кому-то или нет, — неотъемлемая часть нашей реальности. Ими увлекаются миллионы людей и многие тысячи заняты производством. Считать их однозначным злом или банальным увеселением — неправильно. Сложилась целая культура, которую надо внимательно исследовать. На философском факультете МГУ даже действует лаборатория по изучению электронных развлечений. И там находят столь глубокие (в том числе и моральные) основы, что становится ясно: некоторые игры — не менее интеллектуальны, чем философские трактаты.

Поэтому на вопрос «Допустимо ли делать шутеры о Второй мировой?» я бы ответил утвердительно. Эта война является не только главным событием ХХ века, но одним из важнейших потрясений в истории человечества. И хотя уже минуло больше 70 лет со дня её окончания, интерес к теме не угасает. Выходят новые книги, фильмы, театральные постановки, музыкальные произведения.

Почему же война не может стать предметом игры? Только потому, что обыватель считает этот вид искусства увеселением? А фильмы и книги о войне, особенно популярные, — они далеко ушли от развлечения? И все ли трепетно хранят память о трагедии? Это тоже творческий мир, который имеет право осмысливать историю. Да, это продукт массовой культуры. Однако нет сомнений, что авторы приложили немало усилий для приближения сюжета и действий к реальности.

Насколько удалось — другой вопрос. Такого рода произведения могут существенно мотивировать молодых людей на изучение прошлого. Обязательно найдутся те, кто, поиграв, зароются в книги, кинохронику, мемуары и посмотрят на этот конфликт по-другому. Мне приходилось общаться с геймерами, которые серьёзно изучают исторические события, отражённые в их любимых хитах.

Пробуждение подобного интереса — первый серьёзный аргумент в пользу этической приемлемости той же Call of Duty. Второй аргумент — её идеология. В тизере звучат такие выражения, как «час самопожертвования», «битва с тьмой», и само название («Зов долга») говорит о необходимости защищать родину. Нам напоминают, с каким ужасным злом столкнулось человечество и какой страшной ценой досталась победа.

Но если геймер во время прохождения отвлечётся от контекста и воспримет всё как «парк развлечений»? Не перечёркивает ли эта ситуация героического бэкграунда, к которому стремились разработчики? По крайней мере, создатели сделали всё возможное, чтобы их аудитория не могла ощущать себя отстранённо или нейтрально по отношению к переломным моментам истории.

Должны ли быть этические ограничения? На мой взгляд, они очевидны. Не хотелось бы, чтобы отчётливо мелькала нацистская символика или звучали расистские лозунги времён Третьего рейха. Это очень болезненная тема, которая может оскорбить чувства многих. Но как раз здесь германский нацизм представлен как радикальное зло, которое надо искоренять.

Есть ли события в истории человечества, которые ни в коем случае не должны освещаться в видеоиграх? Но для ответа придётся задаться следующими вопросами. А существует ли то, что не должно становиться предметом отражения современного искусства? Или, к примеру, о чём нельзя снимать кино и петь песни? На мой взгляд, абсолютных моральных запретов нет. Речь может идти только о нравственных ограничениях того, как это может быть показано. Наверное, все согласятся, что демонстрация ужасных трагедий в комедийном ключе будет оскорбительной. Но рассказ о самих трагедиях имеет важное просветительское значение и служит предупреждением для последующих поколений.

Создатели Call of Duty и других популярных милитари-шутеров — американцы. Тем не менее первые части серии содержали эпизоды от лица британского и советского солдата. Многие критики считают, что правдоподобно отобразить историю советских воинов западные разработчики не способны в принципе. Может ли культурный барьер между двумя странами и впрямь быть настолько глубоким? Допустимо ли рассказывать о подвигах одной стороны конфликта (например, об американской армии в Нормандии), игнорируя заслуги союзников?

Алекс Кершоу: Основная аудитория разработчиков и издателей — американская, и геймерам из США интереснее видеть вклад собственной страны в победу. Но, думаю, правильнее показывать все стороны конфликта.

Алексей Скворцов: Скорее, здесь подразумевается не культурный барьер, а недостаток знаний авторов о ВОВ. Изучать её — дело непростое и, возможно, недоступное для зарубежного геймдева. Но то, что разработчики сделали сценарии с участием советских войск, подчеркивает: они интересуются нашим участием в войне.

Мне кажется, что «монополии на страдания» быть не должно. Есть западные специалисты, которые глубоко изучили историю нашей страны, её трагические эпизоды, мировоззрение нашего народа. И многие чтят память русских солдат и преклоняются перед нашим подвигом. Также есть и отечественные учёные, вжившиеся в историю других стран. В Call of Duty Красная армия показана как сила, сражающаяся со злом, а значит, авторы признают наш вклад в победу.

Если вы хотите поведать объективную историю Второй мировой, ограничиваться рассказом только об одной стороне нельзя. Если же берёте более узкую тему, например, «Высадку союзников в Нормандии» или «Контрнаступление под Москвой», то необязательно подробно анализировать события, которые происходили параллельно, раньше или позже. Не думаю, что для видеоигр должны быть исключения.

Но иногда, насколько я знаю, геймеров возмущает другое. В западных произведениях неизменно демонстрируется превосходство американской и британской армий над советской. Получается, что и оружие у нас хуже, и солдаты не такие умелые и манёвры не продуманные. А штатовская армия почти совершенна и побеждает врага с большим преимуществом. Вот это достаточно неприятно и этически некорректно. Но, похоже, что выход здесь один — создать отечественный хит, где будет показана более объективная картина. И, конечно же, объяснять, что надо всегда критично воспринимать мнение американцев об их исключительности.

 

Любой шутер, как правило, подаёт ситуацию упрощенно. Есть ты, и есть противник, которого надо убить, не задавая лишних вопросов. Мешает ли это воспринимать события Второй мировой войны как сложные и неоднозначные, анализировать их для того, чтобы не допустить их повторения в дальнейшем?

Алекс Кершоу: Меня это не пугает — человечество до сих пор прекрасно отличало вымысел от реальности, и не думаю, что это изменится. Надо относиться к таким вещам проще — ведь это не университетский курс этики.

Алексей Скворцов: Дело в том, что эта игра другого жанра. Она не посвящена рассмотрению политических противоречий воюющих сторон. Это не стратегия, а боевик. Нам показывают войну глазами обыкновенного солдата — передают психологию, но не политику. И, к сожалению, эта психология такова, что есть мы и они, наши и враги. Ничего общего между комбатантами быть не может; враг — лишь объект для нанесения урона. В крайнем случае, исходя из соображений гуманности, неприятеля можно пожалеть и не добивать.

Кроме того, речь о борьбе со злом, с которым нельзя мириться, а следует только искоренять. Если учесть все особенности и тонкости боя, то у геймера едва ли сложится упрощённая картина той войны. Подросток, увлечённо проходящий подобный шутер, может узнать об этом конфликте значительно больше, чем взрослый, черпающий знания из популярных фильмов.

 

Благодаря современной массовой культуре Вторая мировая всё меньше начинает восприниматься как трагедия, и всё больше — как миф? Вредна ли подобная смена восприятия?

Алекс Кершоу: Не вижу в этом никакой проблемы. В конце концов, победа над нацизмом — это и есть самая настоящая победа над страшным злом, и именно так и стоит её воспринимать.

Алексей Скворцов: Даже самые крупные исторические события со временем обрастают мифами, это объективный процесс. Но мифы, как правило, не обесценивают явление, а, напротив, гиперболизируют его положительные, героические стороны. Так прошлое живёт в памяти народа. Немифологизированные эпизоды никто не помнит. Другое дело, что трагические мотивы со временем часто сглаживаются и реже вспоминаются. Например, в моём детстве День Победы в первую очередь воспринимался как «праздник со слезами на глазах» и во вторую — как великий успех страны. Теперь же два этих переживания поменялись очерёдностью.

Но Call of Duty, на мой взгляд, не избегает серьезных тем и даже стремится их подчеркнуть. Во-первых, нам показывают, что война — это бесконечный ужас, в котором мало романтики и ещё меньше красоты. Во-вторых, подчеркивают, насколько ничтожна жизнь солдата на поле боя и ценой каких жертв достигнута победа. Кроме того, погибают молодые люди, которые могли бы жить и жить, — но голос долга требует самопожертвования. Не заметить и не проникнуться этим настроением невозможно.

 

Несмотря на «взрослые» рейтинги (18+), в условную Call of Duty играют дети и подростки — школьники, которые знают историю в лучшем случае из учебников, ведь ветеранов уже осталось не так много. Есть ли угроза в том, что молодёжь узнаёт о прошлом таким образом — с помощью громкого, «безопасного» развлечения?

Алекс Кершоу: Я рад, что люди узнают из Call of Duty и ей подобных хотя бы о главных сражениях и о том, какая техника там применялась.

Алексей Скворцов: Сейчас невозможно представить, чтобы российский школьник не знал о самом чудовищном конфликте XX века. О нем говорят уже с 1-го класса, когда дети ещё не увлекаются столь сложными видеоиграми. Скорее Call of Duty ещё раз напомнит школьнику о тех событиях. И, учитывая восприимчивость подростков к мультимедийной реальности, именно это напоминание побудит его всерьёз заняться изучением прошлого. А то, что война преподносится в форме развлечения? Но ведь немало образовательных технологий используют игровые методики. Наивно полагать, что подростка может заинтересовать научное описание войны.

 

Хотя персонажи многих шутеров о Второй мировой — вымышленные, события там показываются зачастую реальные. Как вы думаете, уместно ли их использование в образовательных целях?

Алекс Кершо: Конечно! Так о Второй мировой войне узнают миллионы подростков, и как историк я этому рад.

Алексей Скворцов: Сама по себе видеоигра скорее отвлечёт от учебного процесса. Образование стремится формировать знания, а боевик такой цели не ставит. Но вот отдельные изображения, видеоролики — почему нет? При точной педагогической интерпретации они сформируют яркое представление у учащихся. Но, к сожалению, российская школа неохотно внедряет подобные методики. Картинки и фильмы, конечно, используются, но вот дать по ним задания, сформулировать правильные вопросы для обсуждения — такое по силам не каждому педагогу.

 

Ни один западный шутер, в котором есть русские персонажи, не лишен стереотипов. Например, советские сюжетные кампании в Call of Duty многое заимствуют у фильмов вроде «Враг у ворот» — голливудских лент, которые имеют мало общего с реальностью. Этично ли использовать грубые (и не очень) стереотипы, освещая трагические страницы прошлого?

Алекс Кершоу: Конечно, штампы частенько встречаются, и это не слишком хорошо. Но я бы не стал придавать этому большого значения.

Алексей Скворцов: К сожалению, стереотипы присущи не только обыденному сознанию, но и научному мировоззрению. Что уж говорить о массовой культуре? Когда-то знаменитый ирландский писатель Клайв Льюис заметил: каждый народ уверен, что его мужчины самые мужественные, а женщины — самые красивые. И это тоже стереотип, который не изменить.

Конечно, оскорбительные клише не могут быть этичными, их использование является показателем низкой культуры. Но, насколько я понимаю, любая новая игра пытается в чём-то превзойти предшественниц: например, переосмысливая бытующие стереотипы. Поскольку этот рынок очень конкурентен, то следует ожидать большей объективности, реалистичности отображения боёв. Навязчивые штампы будут восприниматься потребителями как показатель низкого уровня подготовки разработчиков. А высокий уровень достоверности обеспечит опора не на популярные фильмы, а на серьёзные исследования.

Нравится21
Комментарии (37)
  • 23
    В наше время - танцы на костях. Плюс искажение истории.
    Сильное искажение истории.
    Это не ассасины с их вольной интерпретацией событий.
  • 12
    дань уважение это если бы они львиную долю прибыли отдавали людям прошедшим войну и семьям погибших в лагерях
  • 1
    Ой, сколько рекламы Call of Duty.......А если честно, то немного удивительно, что ни в одной из частей СССР ущербом не выставили(привет Лелики с вашей CoH2), а даже наоборот, непрогнувшись под модный тренд гнобления всего советского американской "дудкой дяди Сэма". Вывод - если захотят, то они могут нормальную кампанию сделать за СССР, и найти сейчас подлинную информацию о ВОВ с их ресурсами и мировыми информационными источниками в разы легче, чем лет 10-30 назад.
  • 18
    timtimH
    timtimH написал:
    Фильмы тоже снимать низзя?

    Такие как "Утомленные солнцем 2" - нет, нельзя.
    Или хотя бы не за гос. счёт.
  • 13
    Какая разница, если есть спрос-будет и предложение.
  • 1
    Хорошие игры, которые показывают реальною войну и реальный подвиг Советского Народа в победе над фашизмом и героические действия Сталина по спасению мира от влияния Гитлера, вот такие игры несомненно быть должны. Игры ничем не отличаются от книг и фильмов и если они рассказывают правду и показывают действительно ту трагедию которую пережил СССР, то это очень хорошо.

    Но к сожалению сейчас игры используют как инструмент пропаганды, собственно как книги с фильмами, да, и там уже и американцы всех спасли, хотя воевали с зелёными мальчишками когда Русские уже на Берлин шли. И Сталин у них плохой получается. И НКВДешники стреляют своим в спину. Знаем мы эти современные игры.

    Говоря проще нам нужна правда и реальные истории, тогда это отличные игры. А если это высеры вроде Call of Duty или Company of Heroes 2, то такие игры вообще нужно запрещать по всему миру, а создателей сажать за искажение истории и неуважение к погибшим предкам миллионов человек.
    Victor_von_Ion
    Ты, наверное, не играл в старые колды. Толи в первой, толи во второй мы пол игры играем за русских и там есть абсолютнейшей клюквенный бред в миссии Сталинград. Там и одна винтовка на десятерых, и пулемётные очереди в спину. Всё как в КоХе. Странно что люди об этом забыли. Я вот помню и презираю всю серию КоД именно после той миссии где тебя, рядового солдата, отправляют в бой БЕЗ ОРУЖИЯ с приказом найти его и при этом стреляют в спину. Это полный бред.
    Janekste
    Батенька, тут вот вы не правы. Истина - она одна. Нет полуистины или интерпретации истины. Есть факты, история и правда. И они должны преподноситься так как они были, а не как тебе хочется. А если ты начинаешь додумать и догадывать, то это уже вымысел и в исторических фильмах такое недопустимо. Истина такова, что все эти бреды покащанные в КоХе, Утомлённых солнцем и Колде - это банальная руссофобия и тренд принижения заслуг СССР.
  • 7
    В наше время стараются переврать всё, что связано со Второй Мировой, так что я не удивлюсь, если в очередной игре про ВОВ будет очернён подвиг тех, кто выиграл в этой страшной войне. Это просто часть современной инфовойны.
  • 8
    просто бизнес
  • 7
    ну сейчас все кому не лень переписывают историю, те у кого самая большая инфраструктура СМИ и развлечений получается лучше. например на западе уверены что первым космонавтом был Армстронг а войну выиграли штаты, особенно молодёжь) У нас либеральные сми регулярно пытаются переписать историю чтобы выбить тем самым из нас из ряда стран победителей, и судя по нашим школоло у них выходит не плохо, на Украине и вовсе людей уже перекодировали.
  • 3
    апфсолютно все объекты развлечения базируются на каких то кризисных и напряженных моментах истории. так что вторая мировая не является какой то особой и исключительной темой.
  • 1
    Туда же и фильмы приписать и книги !
  • 0
    warp 37
    Ну да, Гитлер же няшка был, а Сталин его обманул и тому пришлось напасть)
  • 5
    Yoshemitsu
    Ну Рос. игрострой по-любому на дне. Делать что-то про 2 Мировую тоже самое что изобретать велосипед, не окупится, даже если привнести ту самую достоверность вряд ли поцриоты побегут покупать. Эта ниша уже занята.
    А Афганистан это как с Африкой, всем плевать на Африку.
  • 4
    Одним сама мысль о подобных видеоиграх кажется святотатством

    Не слышал такого. Интересно, кто так думает то? )
    Вообще про Вторую Мировую в серии CoD было 4 игры (1, 2, 3 и 5). Не лучше ли им, наконец, сделать по Первой Мировой?...

    аттракцион с отстрелом нацистов.

    Видимо, подобные мысли авторы CoD услышали и сделали специально для защитников морали... аттракцион с отстрелом зомби? 8)

    Алекс Кершоу: Не вижу ничего постыдного, страшного и неэтичного в том, чтобы делать экшены про Вторую мировую. А ещё стрелять по нацистам — это весело!

    Ну, что весело, а что нет... зависит от человека ) Кому-то понравилось бы увидеть в новой CoD режим отстрела покемонов. А что, мне бы понравилось )

    Stepanchick1 написал:
    создателей сажать за искажение истории и неуважение к погибшим предкам миллионов человек.

    С этим можно согласиться, но увы, я могу сказать лишь за себя. Как другие скажут - вопрос открытый. Но я тоже считаю, что если игра по реальным событиям, но историческая достоверность должна быть передана точно. Исключение: когда авторы четко говорят, что события происходят в альтернативной реальности.
  • 1
    Дань развлечению, все для развлечений и для того, чтобы человек как можно меньше задумывался.
  • 2
    Нужно учиться отношению ко Второй Мировой у России. Вот загнивающие страны, которые как известно любому патриоту всю войну спонсировали нацистов, в то время как советский народ их всех самоотверженно спасал, никакого права не имеют хайпить на этих событиях. А они тут игрульки свои выпускают, агитаторы.
    Нужно показывать лишь правильную историю, демонстрирующую всю мощь российского народа. Вон как авторы фильма про панфиловцев, отрицать историческую достоверность которого могу лишь конченные мрази. А в этих ваших калофдютях пропаганда одна, ничего общего с реальностью не имеющая.
    Да что там говорить, вот когда на западе научатся в определенный день высказывать свое уважение, прошедшим все ужасы войны ветеранам, путем вывода на площади новейшего оружия массового поражения, вот тогда и пусть осторожно и начинают внедрять в свои медиа тему героизма советских солдат. А так сплошной пафос и лицемерие, ну как так можно то, западники...над святым ведь глумитесь.
  • 1
    Все в этом мире делается не просто так.и к сожалению большинство игр про Вторую мировую.больше похожи на пропаганду.от таких игр молодежь уже и не знает кто именно победил.а точнее знает.США.90 процентов отвечают так на западе.Когда говоришь друг.самый большой вклад в победу внес советский народ.а твое сша только под конец впряглось в войну и поставляло вооружение и продукты ссср.а после победы выставило огромный счет ссср.тебе отвечают иди лечись русня.бред не говори тут путинский пропагандист. игры и кино и есть оружие массового поражения
  • 0
    Yoshemitsu написал:
    И почему ж эти все иксперды не вскрывали свои вонючие хавальники и не выискивали историческую достоверность войны в Афганистане в Metal gear solid 5?

    Ну я выискивал, например. И пояснил что игра имеет технически приятный геймплей, имеет малое количество контента которое репитативно, но наполнена абсурдом и руссофобией. Даже предлагал запретить игру. По поводу того чтобы скинуться - дак скидываемся, и что? По твоему если существуют исторически правдивые игры это даёт кому-то право очернять нашу историю? По твоему если есть фильмы и игры показывающие подвиг нашего народа это даёт право снимать лживые пасквили и переверание фактов? Нет, это не так работает. Да, мы скидываемся на правильные и правдивые игры. Их выпускают и они, по большей части, хорошие. Но это НИКАК не даёт никому права переписывать историю. История - это факт, а не мнение. Мнения могут быть разные, но факты есть факты.

  • 1
    Да что тут писать ..... Американцы выиграли вторую мировую войну ! Советский союз скинул на Японию ядерное оружия ...В играх основном показаны, как бравые американские солдаты всех спасают ......... Если тут есть умные люди то поймут ..... Пропоганда** идёт полным ходом , а в играх это проще сделать , так как основном школьники играют . у них там в мозгу ещё полный винегред , хоть что можно в бить в голову. Даже 100 лет не прошло , ветераны второй мировой живы , а *нехорошие люди* уже пытаются историю переписать.
  • 1
    В современном мире США и европы это лишь очередной повод лишний раз показать, что именно та или иная страна "выиграла" войну.
    Речи о СССР конечно же нет. Как бы это не было печально, но никто не будет в современном мире восхвалять то, с чем ассоциируется потенциальный враг. Поэтому во многих современных школьных программах, фильмах и играх молчат о СССР искажая или не упоминая ключевые подвиги.
  • 4
    пекабир
    +
  • 4
    Каждый народ хочет показать подвиги своих людей. Это же абсолютно естественно. Плюс в чем переписывание истории? Миссии берутся реальные - День Д, Арденны, Бристоль, Операция Маркет Гарден. Я не видел не одной историчной игры где бы союзные войска брали Рейхстаг. Всегда это делал СССР и это показано как в западных играх так и в отечественных.

    Просто денег и талантов на разработку выделяют больше на западе. За это их можно похвалить. Так как они помнят и чтят своих героев отдавших жизни за освобождение Европы (Франция, Голландия и т.д.). И за то что они делают игры подобные Brother In Arms - тактические, с большим уклоном в реализм и показом моральных тягот. В этой страшной войне досталось всем и многие солдаты проявляли отвагу, героизм и самопожертвование во благо высшей цели. И не важно под каким флагом они это делали.
  • 1
    Если без подтасовок фактов и перетягивания американцами одеяла на себя, таким играм про вторую мировую я скажу "да". А ещё желательно показывать, что война это не весёлые пострелушки, а страшно и мерзко. Может, кому-то глаза открыть удастся.
    Увы, в основном выходят всякие COD и Медали, в которых бравые американцы в очередной раз всех спасают. Чем дальше, тем больше они сами в это верят.
  • 1
    Self-Murderer
    слишком тонко, попробуйте потолще, не все поймут
  • 2
    Jinol
    О хоспади, мамкин историк прочитал в википедии про ГУЛАГи или расизм американского общества 40х и теперь у него "неизвестно кто был хуже"...
  • 1
    Вообще статья очень ничего такая, но несколько однобокая. Её можно сократить до "А можно? Можно!".

    Воспринимать американские игры как оружие пропаганды не совсем корректно - это скорее вопрос удовлетворения аудитории и подхода к разработке в целом. Для них нет смысла делать полностью корректную советскую кампанию как минимум потому, что в рамках игры-атракциона она будет не особенно отличаться от кампании же союзнической. Ну солдаты окопы штурмуют, танки едут, что-то взрывается, те же яйца только в профиль. Вот и вылазят в советской кампании всевозможные "национальные колориты" - например делают акцент на тяжесть боевых действий, снежные снега и прочее. А иногда и вовсе уходят в идиотские стереотипы в стиле заградотрядов с пулеметами.

    Российский игропром исторически более симуляторный, поэтому в нем цель обычно не показать атракцион, а танчиков наклепать. Кампания за союзников в каком-нибудь "Блицкриге" отличается от кампании за СССР грубо говоря только моделями техники и текстурками террейна и этого более чем достаточно. Такой подход встречается к слову далеко не только у нас, его часто исповедуют разработчики стратегий и сетевых шутеров по всему шарику.

    В целом в рамка игр-аттракционов таким образом на полностью корректные кампании о восточном фронте выйти практически нереально, они всегда будут "особенными", просто в лучшем случае это будут реальные особенности, а в худшем - откровенный бред. Это несправедливо с точки зрения игрока, но это неизбежность.
  • 5
    Макар Степанов
    А так и получается что пропаганда .... Везде американские солдаты побеждают , воюют за пятерых , всё у них гладка получается , все герои и тому подобное . Таким способом они *своим* показывают героизм , но других пытаются в грязь лицом опустить. Основные враги в COD злые русские , после cod 2 .... В России есть таланты на игры , но нет финансов на это . Как практика показывает, пытаются делать фритуплейные* игры, с доната прибыль получать ... А так жаль что такая ересь происходит в играх , нету уважения к другим ,НЕТУ !
  • 3
    Nervios
    Не верно. В России нет таланта на игры в достаточном количестве. Откуда ему взяться, если игр делается крайне мало? Врожденный игро-днк что-ли? Финансов навалом. Вон Гайдзины выпустили свою Тундру и зарабатывают бабло, а где сейчас Нивал? Где разработчики старого (не БзС) Ил-2? Занимаются унылыми ММО или просто обделались и окончательно ушли умирать в мелконишевые игры.

    "Воевать за пятерых" - норма для любой игры. В отечественном Блицкриге никогда не ставили задачу впятеро меньшими силами наступать на оборону противника? Много в этом историзма?
  • 1
    Victor_von_Ion
    Ты не играл в call of dyty 1 где советским солдатам не дают оружие,а дают патроны вместо костетов.И гонят их на пулемёты
  • 1
    Вполне возможно, что игры про Вторую Мировую, как и фильмы, делают потому, что этот период времени богат на материалы, по которым можно делать сценарий. В киноиндустрии, как и в игроиндустрии в первую очередь стремятся живого зрителя\игрока увлечь, а уже потом заботиться о мёртвых.
    Плохо это или хорошо - каждый из нас решает сам.
  • 0
    Макар Степанов
    У нас игровая индустрия тупа не развита ! А я что написал выше ? Условно бесплатные игры штопают или фритуплей *** PS спасибо всем за минусы , значит в точку попал , у минусовщиков кое что подгорает )))
  • 0
    Nervios
    А вы выше писали что бабла нет. Как-то непоследовательно.
  • 0
    Макар Степанов
    как то не последовательно меня троллить )))
  • 0
    Nervios
    Тыкать человека носом в написанные им взаимоисключающие параграфы это не троллинг. Это так, легкая воспитательная работа.
  • 0
    Макар Степанов
    эм.... написал нету финансов и не развита игровой бизнес , для вас это не последовательно ? Молодой человек случайна адресом не ошиблись..... лучше себя тыкните в нос ))
  • 0
    Nervios

    Судя по вашей манере письма, я ошибся адресом и забрел к дошколятам? А нет, это все ещё ПГ.

    Вы написали, цитирую:
    "В России есть таланты на игры , но нет финансов на это".

    Докажите это утверждение, а не балабольте.
  • 0
    King’s Bounty. Легенда о рыцаре , советую почитать отзывы в стиме .Katauri Interactive — российская компания-разработчик компьютерных игр. Дальше не считаю нужным ещё что либо доказывать ..... Нет я ещё в дет сад хожу ))) PS ЕСли даже нет тяму* по интернету поискать , о чём ещё можно вести разговор ? И вообще к чему всё эта ? Если какие то у вас проблемы пишите в личку , по другому всё объясню доходчиво !!!
B
i
u
Спойлер