Игры уже давно круче Голливуда

Бывший генеральный директор агенства Insight ONE Андрей Подшибякин об игровых экранизациях.

Актер Роб Казинский, игравший в недавней экранизации «Варкрафта» Оргрима Думхаммера, летом сказал мне следующее: «Знаешь, почему до сих пор нет ни одного приличного фильма по игре? Потому что нельзя взять 100 часов геймплея и ужать их в полтора-два часа экранного времени».

Джордан Мехнер, создатель оригинальной Prince of Persia, шесть лет назад сказал мне следующее: «У игр двухуровневый нарратив. На базовом уровне разворачивается собственно сюжет […], на мета-уровне происходит взаимодействие игры и пользователя. Игра всегда на первом месте, а драматургия — это уже сильно потом».

На этом, в принципе, разговор о том, почему из игр не получается приличных фильмов, можно заканчивать — даже при деятельном участии Мехнера фильм по «Принцу Персии» получился чудовищным, и даже при гигантских сборах в Китае экранизацию «Варкрафта» смотреть довольно мучительно.

Интереснее другое: почему в обратную сторону (из фильмов в игры) процесс тоже не работает. Как, наверняка, догадываются многие читатели DTF, игры — штука очень гибкая и способная ассимилировать все, что угодно: от рок-музыки (см. недолгую, но яркую, как у Цоя, жизнь Guitar Hero и Rock Band) до интернет-фольклора (см. истерически страшную игру Slender: Eight Pages или мобильные тайм-киллеры вроде Memes vs Zombies). С кино не получается.

Точнее, не получается впрямую. Официальные игры по фильмам традиционно в лучшем случае скучные, а в худшем — чудовищные; диснеевские match-three по мультфильмам и раннеры от Universal про миньонов не считаются — это то, что в волшебном мире шоу-бизнеса называется auxiliary merchandise (сопутствующий товар — прим. ред).

Несколько лет назад считалось, что для игр больше подходит сериальная драматургическая структура и/или модель распространения, но тут тоже не задалось — я, например, до сих пор жду Half-Life 2: Episode 3, а попытки структурировать игры на сериальный манер привели к Alan Wake и Quantum Break — играм, в общем неплохим, но адски скучным и слишком много о себе возомнившим.

Поэтому игры, как у них это заведено, пошли по пути ассимиляции всего лучшего, что есть в кинематографе. Спецэффекты (любое AAA), большие голливудские артисты (Кевин Спейси в Call of Duty), нео-нуар от Майкла Манна (лучшие моменты GTAV), — наконец, «Индиана Джонс», которого мы заслужили (на выбор либо серия Uncharted, либо последние две Tomb Raider).

Другой вопрос, что к играм, как выясняется, вообще нельзя подходить с позиции кинематографической (книжной, комиксовой и далее до Аристотеля) нарративной логики. Несколько месяцев назад в профильной англоязычной прессе обсуждалась выдуманная проблема так называемого «людо-нарративного диссонанса». Коротко говоря, суть в следующем: игры в целом предлагают пользователям ассоциировать себя с отличными парнями, которые в промежутке между сюжетными видеороликами занимаются преимущественно массовыми убийствами. Единственный возможный ответ на это звучит так: «И что?».

Любой игровой персонаж, даже если это Лара Крофт с сиськами, — не ролевая модель, а пустая оболочка, в которую в момент игры помещается сознание пользователя.

Есть ещё такой момент. Большое (в смысле кассовых сборов) кино абсолютно без исключений создается гигантскими международными конгломератами, главные в которых — юристы и финансисты, а не сценаристы и режиссеры.

Поэтому лучшие игры по фильмам — те, что используют иконографию и дизайн кино, но существуют на обочинах соответствующих вселенных: великая Jedi Knight II, отличные KotOR, очень хорошая Middle-Earth: Shadow of Mordor как раз такие. Просто потому, что Люк Скайуокер и его многочисленное семейство никак, ни при каких обстоятельствах не могут не только погибнуть, но и попасть в игре в сколько-нибудь серьезные наприятности: у Disney на них планы на десять лет, десять фильмов и двадцать миллиардов долларов вперёд. Как говорят дети, inb4: да, я помню про соответствующие миссии в The Force Unleashed II, но это было как раз незадолго до покупки «Диснеем» LucasFilm.

Клифф Блежински из тогда ещё Epic Games семь лет назад сказал мне следующее: «Чувак, игры давно уже круче Голливуда. Игры — это новый рок-н-ролл».

Рок-н-ролл, правда, умер, но в остальном не изменилось вообще ничего.

Нравится15
Комментарии (12)
  • 20
    Игры были круче голливуда, а сейчас вся индустрия видеоигр остановилась и топчется на месте, как и голливуд.
  • 9
    В фильмах хоть оптимизон завозят и графику улучшают.
    В плане сюжета, шас сериалы интереснее полнометражок.
  • 9
    Знаешь, почему до сих пор нет ни одного приличного фильма по игре? Потому что нельзя взять 100 часов геймплея и ужать их в полтора-два часа экранного времени
    Два чая этому господину. А теперь увидим, что будет в 1,5часовом ассасине, 90% времени которого, судя по трейлерам, будет составлять тупое, безыдейное мочилово, а ещё 10% диалоги, прописанные для офанателых на капюшоне школьников.
  • 4
    Что там тонны кала, что там. Годных игр/фильмов единицы.
  • 3
    Потому что нельзя взять 100 часов геймплея и ужать их в полтора-два часа экранного времени

    Наверное потому что для этого придется напрячься и поработать.
  • 2
    Евреестый мужичок в очках на первом фото - Подшибякин?
  • 2
    Что одно, что другое - курс устремлен к днищу.
  • 1
    Даже фильмы уже давно снимаются по играм))
  • 2
    Что мучительного в просмотре варкрафта, норм кинцо.
  • 1
    n0zh1k
    Это очень субъективный взгляд, ну очень. Встречала многих, кому понравился фильм.
  • 1
    сериалы должны по играм делать а не полнометражки чел правильно сказал невозможно в 2 часа уложить к примеру историю варика даже в 9 этого скорее всего не получится(3 фильма по 3 часа) а то что недавно сняли расказ всего лишь одной мелкой истории (как гулдан врата открывал)) и все поэтому и провал история и сюжет не раскрыты хотя в остальном фильм и неплохо выглядит
  • 1
    Ну я бы не сказал что индустрия на месте топчется, есть компании которые двигают ее вперед в пример могу привести Naughty Dog.
B
i
u
Спойлер