Как Nintendo докатилась до жизни такой

Можно предположить, что 2016 год Nintendo не сможет записать себе в актив, тем более что компания явно рассматривает его в качестве переходного. "Давайте притормозим, сделаем глубокий вдох и всё поправим в 2017 году" – примерно такое послание Nintendo пытается вложить в головы своих наиболее верных поклонников. Более того, создаётся ощущение, что внутренние студии разработки и инвесторы тоже сидят на сухом пайке из одних лишь подобных надежд.

Если план Nintendo сработает, то мы запомним 2016 год, как период, когда компания заложила фундамент для последующего роста и процветания как на консольном рынке, так и в качестве разработчика мобильных приложений. В противном же случае этот год станет для Nintendo таким же, каким стал 2001 для компании Sega, когда сильная и любимая поклонниками компания была вынуждена уйти с рынка стационарных консолей.

Как так вышло?

Успех Wii был безусловным и подавляющим. Nintendo продала более 100 млн устройств – это значительно больше, чем достижения любой из её предыдущих домашних консолей.

Но в то же время... Wii была дикой авантюрой – авантюрой, в которую компания была вынуждена ввязаться из-за собственной неспособности играть с соперниками на одном поле. Горькая правда состоит в том, что до охватившего весь мир Wii-безумия каждая следующая консоль Nintendo уступала в популярности предыдущей. На протяжении двух десятилетий продажи домашних игровых систем Nintendo неуклонно падали, пока Wii не переломила ситуацию. Но после премьеры Wii U падение продолжилось – причём с того места, на котором и остановилось десять лет назад.

Не стоит, однако, забывать, что на протяжении всего этого падения спроса на стационарные консоли Nintendo, компания оставалась неоспоримым лидером на рынке портативных игровых устройств. Громкие успехи Game Boy, Game Boy Advance и Nintendo DS стали для Nintendo источником стабильности (в том числе и финансовой, конечно) в тот период, когда компания отчаянно пыталась одолеть конкурентов на рынке домашних консолей.

NintendoSales_Inline

На протяжении более чем трёх десятилетий Nintendo оставалась одной из самых прибыльных и надёжных компаний в индустрии. Её проекты год за годом занимался высокие места во всех мыслимых списках лучших игр самых разных изданий (включая IGN) и били рекорды продаж.

Но признание критиков и коммерческий успех были достигнуты вопреки тому, что техническая начинка консолей уступала конкурентам. Аппаратное обеспечение Nintendo всегда было вынуждено противостоять более мощным решениям крупных и богатых компаний, вроде Sony и Microsoft.

Тем не менее, устройствам от Nintendo всё равно удавалось достойно сражаться в консольных войнах за счёт нестандартных технических решений. SNES поддерживала чип Super FX, при помощи которого поздние игры для этой платформы по своим визуальным эффектам превосходили конкурентов, созданных для Mega Drive. Поддержка четырёх контроллеров и очень быстрая загрузка игр помогли N64 превзойти более популярную PS1. И, конечно, нельзя не вспомнить про Wii, которая за счёт инновационной схемы управления стала настоящей революцией.

Но в целом Nintendo всегда лишь отчаянно пытается угнаться за конкурентами и придумать хоть какие-то оригинальные концепции, ради которых стоило бы купить именно её консоль, а не что-то заметно более мощное.

Своего пика проблемы нестандартного подхода достигли в 2012 с началом продаж Wii U. Nintendo решила ещё раз рискнуть по-крупному, как во времена Wii, создав консоль с уникальной особенностью: встроенным в контроллер экраном. Предполагалось, что новинка обеспечит игроков небывалыми впечатлениями и повторит успех Wii. Кроме того, Nintendo надеялась, что Wii U пойдёт по стопам портативной DS. Та консоль тоже была оснащена двумя экранами и стала самой популярной в истории Nintendo, найдя 154 миллиона покупателей.

Однако, несмотря на такие великолепные игры, как Mario Kart 8, Super Mario 3D World и Super Smash Bros., ни хардкорные, ни казуальные игроки не оценили инновации Wii U (да и разработчики не поняли, что делать с GamePad – будем честными). К весне 2016 года Nintendo сумела продать всего 12,8 млн Wii U, и сейчас уже совершенно ясно, что эта консоль стала провалом.

2016 год. Ниже падать некуда

Не нужно быть поклонником Nintendo и её нацеленной на семейную аудиторию политики, чтобы понимать: компания год за годом разрабатывала и выпускала игры высочайшего уровня.

Многие игроки далеко не сразу примиряются с этой истиной, но статистика также подтверждает подобное положение вещей. Согласно тому же агрегатору оценок Metacritic, Nintendo – разработчик с одними из самых высоко оценённых игр в мире. Средний балл игр проектов Nintendo за все годы превышает 75%. Но у прошлогодних игр средняя оценка составила всего 71,7%, и не похоже, что в 2016 году ситуация изменится к лучшему.

Несмотря на всё великолепие Fire Emblem Fates, в целом новинки Nintendo не впечатляют. Конечно, критика была положительной, но не такой, к какой привыкла компания. Mario & Luigi: Paper Jam Bros,, Pokken Tournament и Star Fox Zero были принятые тепло и получили одобрительные отзывы, но средняя оценка ни одной из этих игр не смогла перешагнуть барьер 80%.

Кроме того, Nintendo ещё и выпускает теперь меньше игр, нежели раньше. За 2015 год состоялся 31 релиз, что заметно ниже прежних показателей: раньше компания выдавала не менее 35 новых игр в год.

В 2016 году Nintendo выпускает игры редко и не такие уж и хорошие.

Пока что за 2016 Nintendo выпустила чуть более десятка игр, причём две из них представляют собой переиздания. До конца года обещано ещё релизов пять-семь. Да, конечно, впереди выставка E3 и новые анонсы, но уже почти нет сомнений, что за 2016 год легендарная компания запустит в продажу рекордно малое по собственным меркам число игр.

Тот факт, что новая The Legend of Zelda выйдет лишь в марте 2017 года одновременно с консолью NX (а не в дни зимних праздников, когда люди охотней всего покупают игры и гаджеты), также подсказывает: Nintendo нуждается в новом старте и вынуждена принести 2016 год в жертву.

Антикризисный план

У поклонников Nintendo достаточно поводов беспокоиться по поводу дома, который построил Марио – особенно в связи с неудачной историей Wii U. Тем не менее, свет в конце туннеля уже виден. Сложно смириться с тем, что такая крупная компания чуть ли не полгода планирует обходиться без крупных премьер (по крайней мере, для домашней консоли), но эти жертвы могут быть оправданы и не лишены смысла.

Во-первых, можно рискнуть и уже сейчас сделать вывод, что решение Nintendo связаться с рынком мобильных приложений было правильным. Miitomo не принесёт компании особой прибыли, но успех приложения доказывает, что Nintendo способна закрепиться на новом рынке и заложить фундамент социальной инфраструктуры для своих последующих мобильных игр. Анонс новых Fire Emblem и Animal Crossing специально для смартфонов, а также известие, что последняя будет как-то взаимодействовать с консольными играми, даёт понять, что Nintendo целенаправленно движется в верном направлении.

На выставке E3 японский платформодержатель позволит поиграть в одну лишь новую The Legend of Zelda, и это может служить доказательством, что разработчики полностью уверены в результате своих трудов и значимости этой игры. Предоставить большой стенд на выставке одной-единственной игре – смелое решение, даже если оно отчасти и вызвано нехваткой других интересных проектов. Новая Zelda выглядит потрясающе, находится в разработке уже более пяти лет и, судя по комментариям продюсера, вдохновлена западными играми с открытым миром. Всё выглядит так, будто Nintendo уверена в успехе новой игры и в том, что она станет значимой вехой в истории The Legend of Zelda – чем-то совершенно особенным. Ну и нельзя исключать возможность неких сюрпризов: вдруг Nintendo всё-таки решит в рамках E3 анонсировать и пару новинок для второй половины 2016 года.

Стоит также обратить внимание, что большинство подконтрольных Nintendo талантливых команд разработчиков (создавших успешные Mario Kart 8, Super Mario 3D World и Donkey Kong Country: Tropical Freeze) не выпускали игры с 2014 года и явно работают над некими ещё не анонсированными проектами. Есть все основания считать, что множество людей с более чем достойными послужными списками работают именно над будущими эксклюзивами NX и старт этой консоли будет более впечатляющим, нежели выдался у Wii U.

Но что насчёт самой NX? Мы до сих пор не знаем о ней почти ничего, хотя именно эта консоль и лежит в основе антикризисных планов Nintendo на 2017 год. Если сочетание чистой мощности, широкой линейки уникальных игр и традиционных для компании новаторских решений придётся по вкусу потенциальным покупателям, то Nintendo снова окажется на коне. После пасмурных и полных пессимизма двух последних лет японская компания может вступить в период нового расцвета, когда сильное положение на консольном рынке будет подкрепляться постоянно растущими продажами интерактивных фигурок и карточек amiibo, а также финансовыми успехами в области приложений для мобильных устройств.

Нравится9
Комментарии (7)
  • 2
    времена меняются
    поцоны просекли что на нинтендо нет игор и скорей всего не будет.
  • 1
    Как мне кажется нинтендо осталась на нишевом и узком рынке. Где их консоль конкурирует в основном с телефонами. Не уверен захочет ли человек со смартфоном с большой диагональю таскать с собой еще и приставку. Раньше из-за отсутствия таких телефонов смысла в мобильных приставках было гораздо больше.
    Так что для себя я НЕ вижу смысла в покупке таких устройств.
  • 0
    MStanislaV
    Да нифига, продажи показали только стационарных консолей, а про перспективную 3DS молчат :P... Ай-я-яй
  • 0
    если следующая консоль будет ярой ,с удовольствием купил бы , сони и боксы стали скучны до безумия !
  • 0
    Darkusq
    самые главные две "НЕ" буковки пропустил))
  • 0
    MStanislaV
    ну разве что с твоей точки зрения, а 3DS продаётся таким же тиражом, как PS 4.
  • 0
    Darkusq
    Значит я просто не в курсе новостей этого рынка.
    В дороге редко когда хочется запустить игру, и под рукой всегда стационарный ПК.
B
i
u
Спойлер