Как работают игры "для чайников". Часть 1

В последнее время сильно набрали популярность различные it блогеры. И при всём к ним уважении - повинуясь наживе на хайпах они создали ну очень много странной информации, которые различные пользователи используют, абсолютно не понимая о чём речь.

Но действительно простой информации нигде нет - либо написано много лишнего (для обычных смертных), сложным языком. Либо проскакивают какие-то крупицы, которые приходится собирать по иностранным форумам, ресурсам и т.д.

Потому я решил сделать серию блогов о том, как вообще работают игры, что на что влияет, что такое "раскрытие видеокарты" и т.д. И описать это максимально простым и доступным языком.

П.1. "Как это работает? Попроще, пожалуйста!"

Для того, что бы в дальнейшем даже простые вещи не казались "китайской грамотой" - давайте разберёмся, что же такое "игра" и как устройство её нам показывает.

Игра по своей сути - это 3д приложение. И как и любое приложение оно изначально собирается из разных "кусочков", как "лего". 

Проведя аналогию мы получаем:

1) Процессор - главный мозг, строит вершины, рассчитывает физику (в большинстве случаев). Если провести аналогию - это тот, кто читает инструкцию по сборке 

2) видеокарта - облепливает текстурами, вешает эффекты, "делает красиво" - по аналогии это тот, кто собирает по надиктованной инструкции.

3) жёсткий диск - хранит непосредственно файлы игры - по аналогии это коробка с конструктором.

4) Оперативная память и видеопамять - хранит в себе данные частого обращения, видеопамять - хранит текстуры. Это кусочки конструктора, которые вы вытягиваете и кидаете рядом с собой, что бы не тянуться в коробку.

Как мы видим, каждый компонент нашего устройства, будь то ПК, консоль или даже смартфон, выполняет определённые действия, что бы наша игра запустилась. Это, конечно, самое примитивное представление, но этого уже достаточно, что бы понимать как это работает.

П.2. Раскроет ли процессор видеокарту?

Очень много разговоров было на эту тему. Много говорили о том, существует ли вообще такое понятие. По моим соображениям - да, существует, в каком-то смысле.

Есть такое понятие - "бутылочное горлышко". Если по простому - кто-то делает что-то медленно, из-за этого стопорится весь процесс. Если вернуться к нашим аналогиям - то это либо инструкцию читают медленно, либо малыш-видеокарта не успевает составлять "кирпичики", либо, даже, просто детальки положили слишком далеко и приходится за ними ходить.

Теперь разберёмся как "дружат" процессор и видеокарта и кто кого раскрывает?

Ситуация 1. Бутылочное горлышко - видеокарта:

В результате мы получим на экране 15 кадров в секунду. При этом видеокарта будет работать на полную, процессор будет работать на половину. Это самый идеальный вариант, в таком случае говорят, что "процессор раскрывает видеокарту полностью". Процессору во время игры так же надо обработать различные программы самой системы, проследить, что бы работал скайп\вайбер\тимспик и многое другое. Потому небольшой "запас" у процессора должен оставаться.

Что нам это даёт? В случае ПК - мы можем снизить настройки графики, что бы видеокарта смогла сделать больше "машинок"-кадров. Так мы получим больше фпс в игре.

Есть и обратный вариант:

Тут мы так же получаем 15 кадров. При этом процессор у нас трудится на полную, а видеокарта "простаивает"(отдыхает). В таком случае говорят, что процессор не раскрывает видеокарту.

Что нам это даёт? При таком раскладе - мы не сможем "прыгнуть выше головы". Увидеть больше фпс, чем выдаёт нам процессор мы не сможем. Но, так как у нас видеокарта отдыхает - мы можем заставить её собирать не из обычных пластиковых кирпичиков, а из металлических с рисунками и стразами. Если по игровым нстройкам - мы можем поставить больше разрешение, лучше эффекты, более прогрессивное сглаживание - вплоть до того момента, пока карта не станет работать на 100%, выдавая всё те же 15 кадров.

п2.1 Так как же понять, какой процессор и видеокарту к нему взять?

В интернете полно тестов "железа". Когда тестируют видеокарту - ей создают идеальные условия, что бы она в любом случае выкладывалась по полной. Когда тестируют процессоры - делают так же. 

что же нам нужно, что бы игра у нас шла в 60 кадров без проблем? Давайте рассмотрим на примере Witcher3, т.к. её протестировали на всё что только можно.

Нам нужно определить, какой процессор позволит нам увидеть 60 кадров в игре. При этом, по хорошему, нам надо брать с запасом, что бы процессору было чем обрабатывать фоновые задачи.

Спойлер

Как мы видим, для этой игры хватит даже Phenom2. И с ним мы увидим 60 кадров в этой игре, если "бутылочным горлышком" не станет видеокарта. Собственно, посмотрим, какая карта нам подойдёт:

Спойлер

Что мы видим? Что бы поиграть на самых максимальных настройках в 60фпс нам необходима карта 980 и выше.

А теперь самое интересное - именно в этой игре, именно на таких настройках 980-тую карту раскроет старенький феном. Таким образом, задавая вопрос "раскроет ли мой процессор такую-то видеокарту" просто посмотрите, какой фпс показывает ваш процессор в интересующих вас играх. И потом посмотрите какой фпс может дать видеокарта.

Во второй части я планирую рассказать про жёсткий диск, ssd, оперативную память и видеопамять (их влияние на игру.)

P.s. Спасибо. что прочитали. Это моя первая запись в блоге, потому буду рад конструктивной критике. Если нашли какие-то неточности, ошибки и проч. - пишите в комментариях, буду испраляться.

Нравится26
Комментарии (16)
B
i
u
Спойлер